САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вещи рассказывают.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Вещи рассказывают. Налей саке. На дне – лицо любимой
В нашей газете – премьера новой рубрики. Вести ее собирается путешественник, исследователь, археолог, житель Южно-Сахалинска Михаил Шерковцов. Он увлекается историей тех времен, когда Сахалин назывался Карафуто, и собрал столько экспонатов, что впору открывать музей. Раз в месяц на страницах «толстушки» Михаил будет рассказывать о самых разных вещах быта, культуры, которыми пользовались жители Карафуто. А пока Михаил Шерковцов стал гостем редакции нашей газеты.

http://sakhvesti.ru/p/gubved_08052009135829.jpg ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЯПОНСКОЙ ГОРКИ

А началось увлечение поронайского мальчишки, ставшего делом всей его жизни, с обыкновенного розыгрыша. Близ Поронайска, где до переезда в областной центр жила семья Шерковцовых, расположен большущий холм высотой с 2-этажный дом. Местные жители называют его Японской горкой. И вот двоюродный брат Толик «по большому секрету» рассказал Мише, что внутри холма лежит самурай, а на груди у него – настоящий золотой кирпич. На следующий день юный «археолог», вооружившись отцовской лопатой, отправился на первые в его жизни раскопки. Естественно, никаким самураем, как и золотым кирпичом, и не пахло, зато любопытный мальчишка нашел гэтто – японские сандалии, монетки с иероглифами, множество останков красивой посуды. На одной тарелке, например, был изображен летящий дракон. Прежде в обыденной жизни сахалинский школьник не видел ничего подобного.

И был еще один знак, указывающий молодому человеку на его предназначение в этой жизни. Уже после переезда в Южно-Сахалинск Михаил шел по улице Железнодорожной и споткнулся о какой-то предмет. Этим предметом оказалась уникальная старинная японская ваза. Как выяснилось, знаменитый мастер из Страны восходящего солнца когда-то сделал целую серию такой посуды с одним и тем же изображением двух птичек, сидящих на дереве. Каким-то образом на Железнодорожной улице оказалась самая маленькая по размерам из серии подобных ваз. А высота самой большой, как позже выяснил Михаил, достигала 50 сантиметров.

КОЛЛЕГА ПО УВЛЕЧЕНИЮ

Высшего образования по археологии либо истории наш гость не получал, что считает самой большой ошибкой в своей жизни. Поступил после школы на филологический факультет сахалинского педагогического института, да только недоучился, хотя до защиты диплома рукой оставалось подать. Понял, что не его это дело – учить ребятишек русскому языку и литературе, и забрал документы из института.

В течение двух лет М. Шерковцов работал художником в областном краеведческом музее. Здесь и свела его судьба с гостем из соседней страны, айном по национальности Киносита Умэу. Живет он на Хоккайдо и считается признанным мастером в своей стране по устройству каменных садов, а еще, как и сахалинский художник, увлекается коллекционированием любых предметов времен Карафуто. Как им было не подружиться!

Не раз после знаменательной встречи Михаил отправлялся в гости к Киносита Умэу, объездил с ним все Хоккайдо, помогал устраивать каменные сады. И, конечно, сахалинец во время поездок узнал очень много необходимой информации по истории нашего острова и о периоде, когда на юге жили японцы.

Кстати, как рассказывает М. Шерковцов, в Южно-Сахалинске есть две его вариации на тему каменных садов: рядом со зданием, где находится экологический центр «Родник», и возле офиса компании «ТОК».

МЫ УПУСТИЛИ УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС

По мнению гостя нашей редакции, мы упустили уникальный шанс оставить на территории нашей страны небольшой кусочек Японии с ее неповторимой культурой, в том числе и в области архитектуры. Да, есть великолепное по красоте здание областного краеведческого музея. Но в то же время пора бить во все колокола по поводу другого уникального японского здания, которое тоже расположено в областном центре и разрушается на глазах. Речь идет о доме, где когда-то работал первый на Карафуто исторический музей. Японцы размещали там и полицейское управление, а сейчас в японском здании находится военный суд. Внутри можно увидеть три японских камина, старинные дубовые лестницы.

Не все, наверное, знают, что когда-то на месте бывшего партийного особняка «Горка», куда потом переехала компания «Тунайча», располагался храм «Карафуто-Дзиндза». Снизу к нему вела широкая белая лестница, которая частично сохранилась и сейчас. Этот храм мог бы стать еще одним памятником архитектуры, но после депортации японцев его поспешили снести с лица земли, как и множество других красивых домов и беседок, представляющих «чуждую любому советскому человеку» культуру. Кстати, на сопке возле площади Славы Михаил раскопал котел метровой высоты с иероглифами внутри. Для чего он использовался? На этот счет у М. Шерковцова есть две версии: либо в нем варили еду для строителей храма, либо в него вставляли поминальные палочки, предварительно насыпав песок. А когда в гости к сахалинскому исследователю приезжали друзья из соседней страны, он попросил расшифровать иероглифы. Вышло так: спокойствие, золото, 6. Что это значит, никто сказать не мог. Михаил надеется, что когда-нибудь удастся расшифровать таинственную запись. Таких экспонатов у него немало. Иногда на то, чтобы расшифровать предназначение того или иного найденного предмета, уходят целые годы.

http://sakhvesti.ru/p/gubved_08052009135940.jpg С МЕЧТОЙ О СВОЕМ МУЗЕЕ

Среди найденных сахалинским исследователем вещей – немало уникальных. Например, в окрестностях Южно-Сахалинска он раскопал сакэдзуки – чашечку для употребления любимого японского спиртного напитка. На ее дне – маленький стеклянный бугорок. Если налить в чашечку любую жидкость, на донышке появляется лицо женщины. Наверное, человек, кому принадлежала эта сакэдзуки, был большим любителем спиртного. Ведь каждый раз, когда он хотел полюбоваться лицом любимой женщины, ему приходилось наливать саке.

Среди интересных находок – два тяваны, стаканчики для чая. На каждом из них изображены 37 самураев, потерявших хозяина и отомстивших за смерть своего господина. Стаканчики – разного размера, но сюжет – один и тот же. Причем здесь же написаны фамилии всех изображенных людей. Тонкая работа выполнена столь искусно, что даже трудно представить, как японскому мастеру удалось это сделать.

Есть в несуществующем пока музее и два подарка от императора Японии – принца Хирохито, который побывал на Карафуто в 1936 году и, по всей видимости, именно тогда подарил кому-то из местных начальников сейф и чайник с дарственными надписями.

Сейчас М. Шерковцов вместе с друзьями-единомышленниками заинтересовался районом между Бошняково, Пильво и Смирных. Даже на японской карте 1939 года это место представлено в виде белого пятна. Видно, было что скрывать при составлении этой карты. Михаил уже сделал там немало ценных находок. Он не рекомендует неподготовленным людям появляться в тех местах, где расположены глубокие японские шахты и бродят по тайге медведи. Они представляют опасность.

Живет исследователь со своей семьей в обычной квартире пятиэтажного дома. Свои бесценные экспонаты хранит дома, в гараже, у друзей. Михаил Шерковцов мечтает открыть собственный настоящий музей, но сделать это не так-то просто. Пока же в 2006 году его выставка прошла в зале Сахалинского отделения Союза художников России. А ближайшим летом в Южно-Сахалинской городской библиотеке планируется открытие еще одной выставки под названием «Последнее тепло Карафуто».

Вещи умеют рассказывать самые невероятные истории. Только нужно найти с ними общий язык. По всей видимости, сахалинскому исследователю Михаилу Шерковцову удается это делать. И хочется верить, что рано или поздно он откроет в областном центре еще один музей, чтобы познакомить всех желающих с интересным и загадочным миром времен Карафуто.

http://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=10626

+2

2

Анастасия, спасибо за статью! Мне нра   :cool:

0

3

Favorit написал(а):

Анастасия, спасибо за статью! Мне нра

Я рада, а про печки не понравилась ?  :question:

0

4

Экзотика написал(а):

Я рада, а про печки не понравилась ?

Про печи особенно, к тому же аналогичные мы уж находили не раз    :cool:

0