Вещи рассказывают. Последнее тепло Карафуто
Ведущий новой рубрики – путешественник, исследователь, археолог, житель Южно-Сахалинска Михаил Шерковцов. Он давно увлекается историей тех времен, когда Сахалин назывался Карафуто, и собрал столько экспонатов, что впору открывать музей. Тема его рассказа – как и с помощью чего обогревались жители нашего острова в те далекие времена, когда он носил японское название.
НА ПОЖАР С… ДОСПЕХАМИ
Строения в японской Тойохаре были в основном деревянные, за исключением административных зданий. Обогревались люди чугунными печами, каминами, жаровнями и водяными грелками. Пожары были нередким явлением.
Интересно, что пожарные были приравнены к военным. Их командный состав – это, как правило, люди самурайского происхождения. В древности такие части выезжали на тушение пожаров в полном боевом вооружении: с доспехами с асбестовой накидкой, оружием и флагами.
Во время экспедиций по затерянным населенным пунктам Сахалина я встречал большое количество самых разных японских печей. Их разнообразие и оригинальность конструкций и натолкнули меня на мысль найти как можно больше печей, распространенных на Карафуто в конце XIX – начале XX века, и показать их вам.
Что это было за время? В 1868 году на престол взошел 16-летний принц Муцухито, известный в истории как император Мэйдзи. Реформы, проводимые императором, назвали «революцией Мэйдзи». Ему удалось в кратчайшие сроки построить в стране современную по тем временам экономику, взяв за основу опыт Англии и США. Феодальной страны больше не было. В Страну восходящего солнца хлынули западные технологии. Кстати, город Тойохара был построен по плану американского города Чикаго.
ВСЕЙ СЕМЬЕЙ ПОД ОДНО ОДЕЯЛО
До революции Мэйдзи в Японии не знали чугунных и железных печей. Для обогрева жилищ использовались бронзовые или керамические жаровни. Люди употребляли подогретые саке и чай, тепло одевались на ночь и предпочитали спать одетыми.
Только в главной комнате, посередине, в небольшом углублении сооружался керамический или фарфоровый очаг под названием хибати. Внешне он напоминает большую вазу с широким горлом для посадки цветов. В них и на самом деле уже в советское время нередко сажали различные фикусы. Используя хибати по прямому предназначению, в эту своего рода печь насыпался песок и сверху горячие угли. Таким образом, можно было готовить пищу или подогревать те же саке и чай.
Другое чисто японское изобретение – водяные грелки ютампо. В своих легких, сейсмоустойчивых жилищах люди клали грелки в постель, при помощи них обогревались, занимаясь хозяйственными делами. В одной из покинутых сахалинских деревень мне удалось найти такую грелку, на которой были отчетливо видны неоднократные следы пайки. Это лишний раз показывает, как бережно японцы, в том числе жители Карафуто, относились к подобным вещам.
Найдено еще одно уникальное средство для обогрева – печь котацу, которая представляла собой здоровенный деревянный каркас. Она прогревалась углями, а потом ее накрывали большим одеялом. Под него на ночь забирались все члены семьи. Спать, думаю, им было комфортно, но вот в смысле пожарной безопасности возникают сомнения.
«ЧЕРЕПАШКА» ИЗ ЧУГУНА
Первая чугунная печь «Кобан-гата Маки Стобу» появилась на Карафуто в 1870 году. Сами японцы ласково называли ее «черепашкой». Еще через 10 лет в ход пошла другая печь «Дарума-гата Маки Стобу». Ее топили через верхнее отверстие сырыми дровами, а через нижнее – сухими. Прозвали такую печь «горлянкой».
В конце XIX века в Саппоро приехал американский проповедник Лоланд. Видно, мерз он отчаянно, так как стал изобретателем печки, названной его именем. Гость из США сверху обычной железной печи установил два радиатора, что значительно увеличивало теплоотдачу. Немало «печей Лоланда» использовалось и на Карафуто.
В 1905 году, после того как на юг нашего острова начали прибывать поселенцы из соседней страны, русские печи разбирались, а вместо них ставились японские средства обогрева. Однако в ряде домов остались русские печи, и в первую же зиму теплолюбивые японцы оценили их преимущество.
Япония всегда очень быстро перенимала положительный опыт других стран, совершенствуя и приспосабливая иностранные изобретения к своим условиям. В 1919 году Германия поставляла на экспорт в Японию угольную печь «Юнкер» с бункером для топлива. Загружать ее углем можно было два раза в сутки, что облегчало эксплуатацию. Однако стоимость такой печи достигала 300 иен, тогда как зарплата учителя в те времена составляла всего 20 иен в месяц.
Конструкция германской печки оказала большое влияние на японских производителей и стала прообразом последующих экономичных печей с бункером для загрузки угля.
В 1924 году Тоесабуро Судзуки была изобретена первая японская печь с бункером. Она появилась в продаже под торговой маркой «Фукуроку» и могла изготовляться из стали или чугуна. Еще через четыре года Масаичи Камада изобрел печку с бункером, которая отличалась по конструкции и продавалась под маркой «Тайе».
Интересна торфяная печка «Дэйтан Стобу», появившаяся на Карафуто в 1924 году, ее изобретатель – Еситиро Миура. А в 1930 году Кэнсуки Сасаки представил на суд покупателей печь «Кокасу Стобу». Как нетрудно догадаться из названия, работала она на коксе.
Предвоенная Япония искала альтернативные виды топлива для обогрева населения и нужд промышленного комплекса. На Карафуто работали заводы по производству искусственного бензина, угольного брикета и других альтернативных видов топлива.
Да, прогресс не стоит на месте. Но в домах многих японцев, живущих на Карафуто, до возвращения на свою родину наряду с современными печами того времени стояли и очаги хибати. И даже сейчас, спустя столько лет, во время путешествия в соседнюю страну в некоторых частных домах мне приходилось сидеть возле хибати вместе с их хозяевами. И было тепло в прямом и переносном смысле.
КСТАТИ
Скоро в Южно-Сахалинске в городской библиотеке откроется выставка Михаила Шерковцова под названием «Последнее тепло Карафуто». Здесь можно будет познакомиться с образцами некоторых японских старинных печей. Правда, в оригинале они выглядели несколько иначе, так как были покрыты никелем.
http://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=11169