КИМУРА СИНРОКУ (1903-1941) - ПИОНЕР АРХЕОЛОГИИ КАРАФУТО
Его жизнь - яркий пример беззаветного служения делу. На Карафуто Кимура Синроку приехал вместе с родителями с о. Хоккайдо, который является его родиной. Здесь в селе Мияучи волости Нагатое района Симаки он появился на свет 25 декабря 1903 г.
Отец Синроку - Кимура Ясомацу - уроженец из местности Ното префектуры Исикава, выходец из семьи Арасава. После женитьбы взял фамилию своей жены Аки - Кимура. По профессии он был плотником высокой квалификации. На о. Хоккайдо Кимура Ясомацу вместе с женой и детьми (у Синроку было двое братьев - Синдзабуро и Хитоси) жили в селе Нохоро близ г. Саппоро. Там же Кимура Синроку пошел учиться в начальную школу Тохоку. В детстве Синроку вместе с отцом и братьями не раз посещал парк Одори и музей ботанического сада при университете Хоккайдо, так поразившие его.
В 1918 г. семья Кимура Ясомацу переезжает на Карафуто и поселяется в поселке Нагахама (Озерский) уезда Одомари (Корсаковский район). Отец Синроку подрядился на строительство здания начальной школы и помещения общественных собраний. На заработанные деньги купил рыболовецкий участок с двумя шхунами для промысла сельди. Однако в 1930 г. обе шхуны потерпели крушение и погибли два наемных работника, что привело к краху его предприятие.
Но вернемся вновь к Кимура Синроку. С 1918 по 1922 гг. учился в гимназии Карафуто и по окончании шестого выпуска в марте 1922 г. уезжает в г. Токио, где устраивается работать учеником в желудочно-кишечную поликлинику «Минамитаисо» в районе Акасака, чтобы иметь средства к существованию. После успешной сдачи вступительных экзаменов был зачислен студентом Института физики. Но не проучившись и двух лет, его призывают в армию. Действительную военную службу проходил в гвардейской части. В 1926 г., демобилизовавшись из армии, возвращается на Карафуто, чтобы проведать престарелых родителей, которых не видел четыре года, а затем собирался продолжить прерванную учебу в институте. Но престарелые родители попросили его остаться. Обдумывая создавшееся положение, он занялся поиском работы и вскоре нашел ее.
В то время на Карафуто остро не хватало полицейских. Посоветовавшись с родителями, Кимура Синроку подает «заявление принять его полицейским, так как демобилизованным из гвардейской дивизии сравнительно легко было устроиться» на эту должность. Этот шаг стал поворотным в жизни Кимура Синроку, кардинально изменившим всю его судьбу.
Но не проходит и трех лет, как в жизни Кимура Синроку произошло еще одно не менее важное событие - в апреле 1929 г. он женился. Его женой стала скромная молодая девушка Ватанабэ Яй из небольшого городка Отиай (ныне г. Долинск), где он тогда служил в полиции.
А через четыре месяца - в сентябре того же года Кимура Синроку переводят в Амбэцу (Пильво) - поселок, расположенный на северо-западном побережье Сахалина у 50-й параллели близ государственной границы между Японией и СССР. Именно здесь (по воспоминаниям Ватанабэ Яй) в свободное от дежурства время он начал заниматься сбором древних остатков - «глиняных и каменных изделий». Хотя если оглянуться назад, то выясняется не менее интересный факт. Оказывается, страсть к собиранию древностей у него зародилась гораздо раньше - еще в гимназические годы, а на Карафуто переросла в увлечение, ставшее позднее призванием. В1931г. Кимура Синроку назначают полицейским в Найхоро (г. Горнозаводск) уезда Хонто (Невельский район), а на следующий год переводят в центр уезда - г. Хонто (г. Невельск). Видя, как быстро разрушаются древние культурные остатки, Кимура Синроку не мог оставаться безучастным. Он занялся раскопками раковинных куч - кайдзука, в которых ему удалось обнаружить немало интересных, а подчас - просто уникальных находок, вызвавших подлинную сенсацию среди японских ученых. Но это все будет потом. По результатам работ Кимура Синроку пишет несколько статей: «Исследование руины древних жителей в г. Хонто по ул. Минамихама квартал № 2», «Руины древних жителей в окрестностях г. Хонто» и «О мерах защиты руин и их остатков», опубликованных в нескольких номерах газеты «Карафуто симбун» в марте-апреле 1931-1932. В последней он изложил свои мысли по защите древних памятников, т.к. в то время никаких действенных мер по их охране не было. А в связи с началом строительства железной дороги от г. Маока (г. Холмск) до Найхоро (г. Горнозаводск) развернувшегося на западном побережье Карафуто, проблема еще более обострилась. Своей статьей Кимура Синроку пытался обратить внимание общественности и администрации губернаторства Карафуто к этой проблеме.
Но особенно памятным для Кимура Синроку стал 1933 г. Он получает официальное приглашение принять участие в выставке «Первобытная культура Хоккайдо», которая открылась с 23 по 27 июня в магазине тканей «Имаи» в г. Саппоро.
Это известие окрылило Кимура Синроку. Однако из-за сильной занятости на службе он поначалу смог отправить на выставку лишь небольшую часть своих находок, сделанных в Хонто при раскопках раковинной кучи - кайдзука во 2-м квартале по ул. Минамихамадоори на территории храма «Компира»: «Каменные наконечники 9, каменные копья 4, шлифованный топор 1, каменная ложка 1, бруски 3, каменная плита 1, костяные наконечники 7, костяное изделие 1», а с Ранетой - «Каменный наконечник 1, костяной наконечник 1, стеклянные бусинки 2».
Но, как нам удалось выяснить позже, на самом деле Кимура Синроку отправил в Саппоро гораздо больше находок. Об этом можно судить из заметки о выставке, специально написанной Кимура Синроку для членов Общества краеведов Карафуто сразу же по возвращении с Хоккайдо. Она была опубликована 21 декабря 1933 г. в третьем номере журнала «Сообщение Научного общества Кимура по изучению родного края». Вот что пишет в ней Кимура Синроку: «На прощание я подарил профессору Сугияма (Суэо. - М.П.) из моих коллекций глиняный сосуд с изображением медведя 1, осколок рыбьего скелета 1, костяной наконечник 1, осколок сосуда с лепным узором 1, костяную мотыгу 1, костяной наконечник 1, костяную застежку 1, 2 костяных копья, костяной гвоздь 1, каменную курительную трубку 1 и янтарные бусинки З».
Кроме выставки Кимура Синроку принял активное участие в работе симпозиума, организованного на ее базе Обществом «Сайкавакай» во главе с профессором Сугияма Суэо. На нем японскими археологами взамен старого термина - «посуда раковинной кучи Моёро» - был предложен новый - «глиняная посуда охотского типа», распространенный позднее на всю культуру. И немаловажную роль здесь сыграли археологические находки Кимура Синроку. Они стали подлинной сенсацией выставки и изменили устоявшийся в Японии стереотип взглядов на археологию Карафуто.
По завершении симпозиума Кимура Синроку намеревался остаться в Саппоро до 28 июня и присутствовать на семинаре, который должен был состояться в этот день. Но неотложные дела вынудили его пуститься в обратный путь. По железной дороге он сначала добирается до портового города Вакканай, а оттуда - на морском пароме до Карафуто.
Незадолго перед отъездом Киндаити Кёсуке и Сугияма Суэо встретились с Кимура Синроку и поставили перед ним несколько задач: «1. Проводить археологические исследования керамики на Карафуто» и уточнить район ее распространения. 2. Найти ответ на вопрос: чем наносились на керамике оттиски в виде орнамента? 3. Подготовка и завершение публикации о ... коллекциях».
Несмотря на кратковременный характер пребывания на Хоккайдо, поездка на симпозиум, как отмечал Кимура Синроку в одной из своих работ, оказалась на редкость «очень полезной и содержательной».
К выполнению намеченной программы работ Кимура Синроку приступил сразу же по возвращении на Карафуто. Следуя девизу «Изучение родного края силами местных жителей», он на свои скромные средства основал в г. Хонто Научное общество Кимура по изучению родного края (Кимура кёдокэнкюдзё хо). Штат общества состоял из трех человек: Кимура Синроку и двух его братьев - Синдзабуро и Хитоси.
Функциональные обязанности между ними распределились следующим образом: братья занимались сбором археологических материалов, а Кимура Синроку было «предоставлено исследование руин, обработка и обобщение ... материалов».
Главная цель, которую ставило перед собой Научное общество, состояла в том, чтобы «побудить у островитян любовь и интерес к родному краю». Кроме того, они были «намерены лет 15 спустя организовать при обществе краеведческий музей». «Пламенный энтузиазм и вдохновение - вот наши союзники, с помощью которых мы должны достичь своей цели», - отмечал Кимура Синроку. Это стало главным девизом и смыслом жизни Кимура Синроку.
Его коллекции были открыты всем, и любой желающий мог свободно ознакомиться с ними. Большой интерес к ним особенно проявляли дети и учащаяся молодежь. И примеров тому можно привести немало. Например, 8 июня 1934 г. для гимназистов 4-го курса г. Тоёхары (ныне г. Южно-Сахалинск), специально приехавших на экскурсию в Хонто, он организовал в актовом зале полиции временную выставку археологических коллекций из фондов общества. Да это и понятно, если учесть, что к тому времени у самого Кимура Синроку росли две дочери, которых он очень любил и боготворил.
А неделю спустя - 15 июня этого же года Кимура Синроку нанес визит заведующий отделом Музея губернаторства Карафуто Сугавара Сигэдзо - ботаник-флорист, собравший за 13 лет (с 1921 по 1934 гг) уникальную коллекцию гербарных образцов растений со всего Южного Сахалина и Кайба-то (о. Монерон), насчитывающую к тому времени более 32000 листов.
Мало кто из японских и российских ученых знает, что кроме ботаники, минералогии и энтомологии Сугавара Сигэдзо, оказывается не менее увлеченно занимался археологией. Причем он не только вел сбор древних предметов на стоянках первобытных людей на Карафуто, но и самостоятельно раскопал несколько раковинных куч на стоянке Кита-Кайдзука (Сусуйская стоянка), расположенной в 2,5 км севернее деревни Кайдзука (ныне с. Соловьевка) в уезде Одомари (Корсаковский район). Все собранные коллекции были переданы Сугавара Сигэдзо в фонды Музея губернаторства Карафуто, где он работал с 1928 по 1941 гг.
Общность интересов настолько сблизило между собой двух исследователей - Кимура Синроку и Сугавара Сигэдзо, что контакты между ними не прекращались вплоть до отъезда последнего с Карафуто в 1941 г.
21 июля 1934 г. - к первой годовщине со дня создания Научного общества по изучению родного края - Кимура Синроку открывает в Доме общественных собраний г. Хонто выставку археологических материалов первобытных времен на Карафуто. Выставка состояла из двух разделов: 1 -собственно археологических коллекций и 2 - справочной литературы по археологии из собрания общества.
Несмотря на то, что на ее подготовку и организацию у Кимура Синроку и его братьев ушло довольно много времени, их труд был по достоинству оценен не только краеведами Карафуто, но и археологами Японии. На ее открытие с Хонсю специально прибыли доктор Кита Садакити и молодой тогда ученый - аспирант археологической лаборатории университета Тохоку из г. Сэндай Ито Нобуо.
Но этим не ограничились контакты двух молодых исследователей. 25 и 26 июля 1934 г. Кимура Синроку вместе с Ито Нобуо предпринимают поездку на Кайба-то (о. Монерон), расположенный в 55 км у юго-западного побережья Карафуто. Цель ее была одна - поиск древних памятников на острове. И поездка не обманула ожиданий. Итогом ее стало открытие четырех неизвестных прежде на острове стоянок древних морских охотников и зверобоев: Камомэдзава (на территории маяка), Минамикотан (на рыбном участке Игараси), Минамиусу (на холме акционерного общества «Суйсан») и Усу (телеграфная станция «Одзаки») в одноименной бухте (ныне Чупрова).
Однако, как нам удалось выяснить, Кимура Синроку побывал на о. Кайба еще раньше - 6 августа 1933 г., т.е. за год до приезда на Карафуто Ито Нобуо. Это подтверждают две археологические коллекции, собранные Кимура Синроку на стоянках Китакотан (быв. пос. Красный) и Осава (совр. р. Усова). Они были выявлены автором в 1993 г. в фондах Сахалинского областного краеведческого музея, т.е. спустя 60 лет после описываемых событий.
Вернувшись с о. Монерон в августе 1934 г., оба исследователя тут же отправляются в новую поездку - на этот раз на юг уезда Хонто. Поездка эта, как отмечает в своей работе Кимура Синроку, хотя и была «непродолжительной, но ... исключительно плодотворной».
Судите сами. В деревне Сони (быв. пос. Кузнецово) при раскопках одного из котлованов жилищ они обнаружили самую древнюю на Карафуто керамику, отнесенную Ито Нобуо к эпохе раннего неолита. Он назвал этот тип керамики - тип Сони. Позднее Кимура Синроку еще не раз приезжал сюда. Подтверждением тому служит небольшая археологическая коллекция с Сони (из сборов 1935-1937 гг.), хранящаяся в Сахалинском областном краеведческом музее. В ней есть как фрагменты венчиков, украшенных характерными для культур круга дзёмон фигурными валиками по краю (в виде треугольных выступов и птичьих головок) с налепными ленточными полосами-жгутами, так и донца керамических сосудов прямоугольной формы с заглаженными углами.
Результаты работ Кимура Синроку впечатляют. Вместе со своими братьями - Синдзабуро и Кимура Хитоси - он провел большую по объему работу, которую можно сопоставить с работой научно-исследовательской лаборатории - столь велик масштаб и результаты сделанного ими в то время.
Неожиданная смерть брата в 1935 г. вынудила Кимура Синроку свернуть издательскую деятельность. За это время (с 1933 по 1935 гг.) им были подготовлены и выпущены в свет на свои скромные средства шесть номеров журнала под общим названием «Сообщения Научного общества Кимура по изучению родного края». К сожалению, первый номер журнала не дошел до наших дней и по сей день считается утраченным. По крайней мере, его пока не удалось обнаружить ни в одной из библиотек, ни у частных коллекционеров Японии.
В марте 1938 г. Кимура Синроку получил новое назначение - в село Кенуси (ныне пос. Лопатино) уезда Хонто (Невельский район). Здесь же он вскоре начал пробуждать интерес школьников к археологии. Здесь у него родилась идея издавать, как он пишет, «периодические информации, независимые ни от кого по своему вкусу, переименовав их название...» в «Родной Карафуто» (Кёдо Карафуто).
Но из-за частых болезней Кимура Синроку смог выпустить только один номер журнала, не считая многочисленных заметок и статей, опубликованных в губернской газете «Карафуто симбун».
В 1940 г. его вновь переводят в Найхоро (Горнозаводск), а в 1941 г. - в г. Тоёхару (Южно-Сахалинск) - в отдел охраны полицейского бюро губернаторства Карафуто. Но болезнь не отступала и все чаще давала о себе знать.
По делам службы Кимура Синроку несколько раз выезжал в центральные районы Японии: один раз - в г. Сэндай и два раза - в г. Токио. Во время последней командировки он скоропостижно умер от сердечного приступа - декабря 1941 г. в Токийской больнице, где когда-то начинал работать учеником.
Кимура Синроку по праву принадлежит приоритет в открытии на Карафуто фрагментов керамики типов фунадомари и уцинай культуры дзёмон, а также керамики культуры сацумон и покровской культуры. Не меньший интерес представляют его работы о часи - фортификационных укреплениях эпохи палеометалла, позднее переизданных в Японии и на Сахалине.
Судьба археологических коллекций Кимура Синроку сложилась довольно благополучно, в отличие от коллекций другого исследователя - Вада Бундзиро, следы которых затерялись.
В 1943 г. все коллекции Кимура Синроку были переданы вдовой Ватанабэ Яй в фонды Музея губернаторства Карафуто, где они хранились вплоть до августа 1945 г.
После того как Южный Сахалин перешел под юрисдикцию СССР, японский музей и все его коллекции (включая коллекции Кимура Синроку) были национализированы и вошли в собрание Государственного краеведческого музея Южно-Сахалинской области, открытого 11 мая 1946 г. (после образования 2 января 1947 г. единой Сахалинской области музей был переименован в Сахалинский государственный областной краеведческий и остается в этом статусе по сей день).
45 лет в Японии о коллекциях Кимура Синроку ничего не было известно. Между тем лишь мизерная часть предметов (из сборов 1930-1940-х гг.) была опубликована Кимура Синроку при жизни в «Сообщениях Научного общества Кимура по изучению родного края» (№ 1-6), изданных на мимеографе в г. Хонто. Подавляющая же часть коллекций Кимура Синроку по археологии Карафуто (а все собрание исследователя насчитывает более 4000 единиц хранения), к сожалению, так и осталась неопубликованной. Подготовка и введение их в научный оборот - одна из задач, которая стоит перед археологами Сахалинского областного краеведческого музея. Начало этому было положено автором данной книги, когда он работал старшим научным сотрудником отдела истории дореволюционного прошлого.
В 1974 г. - к 33-й годовщине со дня смерти Кимура Синроку - в г. Ноборибэцу на Хоккайдо его родственниками была подготовлена и издана книга для семейного чтения «Образ отца Синроку» («Тити Синрокуно омокагэ»). Объем ее составил 80 стр. В нее вошли воспоминания Ёнэмура Ёсиноэ и Кодзаса Ититаро, близко знавших Кимура Синроку, а также работы, изданные Кимура Синроку на Карафуто.
Что касается биографических материалов о Кимура Синроку, то долгое время (вплоть до середины 1980-х гг.) сахалинские археологи не располагали никакими сведениями о его жизни и деятельности на Карафуто. Их удалось найти в японских изданиях. Ксерокопии этих работ были получены автором в 1984 г. от японских коллег и тогда же переведены на русский язык. В этом же году в г. Саппоро на о. Хоккайдо были переизданы работы Кимура Синроку, Вада Бундзиро и Хаяси Кинго, проводивших археологические и этнографические исследования на Карафуто и о. Шикотане в 20-40-х гг. XX в. В 1997 г. в ежегоднике «Вестник Сахалинского музея» № 4 автором были подготовлены к печати и изданы на русском языке (в переводе с японского Ю Сон Гун) две работы Кимура Синроку «О часи на Карафуто» и «Дополнение к статье об остатках часи».
По окончании службы в полиции Кимура Синроку намеревался перебраться с семьей в г. Рутака (г. Анива) и открыть музей археологии. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1941 г. Кимура Синроку не стало.
Что же стало с семьей Кимура Синроку? Из статьи Нисида Сигэру «Карафуто: полицейский, археология. Памятная записка о Кимура Синроку», изданной в Саппоро в 1984 г., удалось узнать, что в 1948 г. вдова Кимура Синроку Ватанабэ Яй вместе с пятью дочерьми была репатриирована в Японию. По прибытии на о. Хоккайдо они поселились в г. Ноборибэцу, расположенном на берегу Тихого океана, где и живут по настоящее время.
Первой из семьи Кимура Синроку на Южном Сахалине посчастливилось побывать в 1969 г. старшей дочери - Кумагаи Нобука. Об этом она поведала автору в своем письме: «Вместе с Нисида (сотрудник Архива губернаторства Хоккайдо, написавший статью о Кимура Синроку. Его имя Сигэру. - М.П.) я приезжала на Сахалин еще в 1969 году для посещения могил родственников, тогда же и познакомилась с Вашим музеем. Помню, возвратилась домой на Хоккайдо какая-то просветленная».
Прошел еще 21 год, прежде чем все четыре дочери Кимура Синроку в 1990 г. по туристической визе смогли ступить на берег своего детства - Южный Сахалин. В поездке их сопровождал г-н Нисида Сигэру. По приезде в г. Южно-Сахалинск они первым делом посетили Сахалинский областной краеведческий музей. Автор этих строк лично познакомил их с музейной экспозицией по археологии, где экспонируется лишь небольшая часть предметов, а также со всеми археологическими коллекциями из сборов их отца - Кимура Синроку, хранящимися в фондах музея и ранее никогда не выставлявшимися.
По сути дела дочери Кимура Синроку были первыми японскими гражданами, кому довелось увидеть эти коллекции после окончания второй мировой войны. Они смогли убедиться, что коллекции их отца по-прежнему, как и 45 лет назад, продолжают храниться в музее, а часть даже выставлена в постоянно действующей экспозиции. «Я была чрезвычайно тронута тем, что Вы бережно храните в Вашем музее, - писала автору г-жа Кумагаи Нобуко, - археологические находки отца, прежде всего каменные орудия. А ведь со времени его активной деятельности на Сахалине минуло уже полвека». Японская общественность узнала об этом событии из газеты «Майнити симбун», в которой 5 августа 1991 г. была опубликована небольшая заметка об их поездке, вызвавшей резонанс на Хоккайдо. Ведь долгое время японские ученые считали археологические коллекции бесследно пропавшими.
Только через 11 лет, 22 февраля 2002 г., автору посчастливилось лично встретиться и побеседовать с г-жой Ватанабэ Яй и ее пятью дочерьми, которые специально приехали по приглашению Общества музейных связей с северными регионами для встречи со мной в г. Саппоро, перед которыми я выступил с лекцией об археологических исследованиях на Сахалине и Курильских островах.
В ходе непродолжительной, но довольно теплой беседы мне удалось узнать немало важных сведений о жизни и деятельности Кимура Синроку на Карафуто, которые были использованы при написании данного очерка.
Приходится лишь сожалеть о том, что судьба отпустила Кимура Синроку так мало времени и многое из задуманного ему не удалось реализовать при жизни. До сих пор остаются не переведенными и не изданными большинство его работ по археологии. Но, уверен, - это лишь вопрос времени.
Кимура Синроку был и остается пионером археологии Карафуто. Наш очерк - дань памяти Кимура Синроку и его братьям - Кимура Синдзабуро и Кимура Хитоси, внесшим немалый вклад в изучение и сохранение для грядущих поколений древних страниц истории Южного Сахалина.
«В ближайшем будущем, - писал в одной своих работ Кимура Синроку, - я в этом уверен, взор научного мира археологов повернется на Север. Буду счастлив, если тогда понадобятся все мои собранные сведения».
Эти слова Кимура Синроку оказались поистине пророческими. Ныне нет ни одной обобщающей работы российских, японских или американских ученых по археологии Южного Сахалина, в которых бы не упоминались материалы его исследований.
Значение того, что сделал Кимура Синроку в 1930-1940-е гг. на Карафуто, еще предстоит оценить сахалинским археологам в XXI веке.
Основные научные труды Кимура Синроку
1. Кимура Синроку. О часи на Карафуто// Сообщение Научного общества Кимура по изучению родного края (Кимура Кёдокэнсюдзе Хо) №2.Хонто, 1933 (на яп. яз.).
2. Кимура Синроку. Об одном каменном шлифованном наконечнике, открытом на Карафуто // Сообщение Научного общества Кимуpa по изучению родного края (Кимура Кёдокэнсюдзё Хо). № 3. Хонто, 1933 (на яп. яз.).
3. Кимура Синроку. Отчет о результатах исследований раковинной кучи на Карафуто в городе Хонто, во 2-м квартале улицы Мина-мидори (в основном о найденном в пункте «А» костяном идоле) // Сообщение Научного общества Кимура по изучению родного края (Кимура Кёдокэнсюдзё Хо). № 4. Хонто, 1934 (на яп. яз.).
4. Кимура Синроку. Таблица названий местностей в уезде Хонто, где были открыты археологические материалы доисторических времен // Сообщение Научного общества Кимура по изучению родного края (Кимура Кёдокэнсюдзё Хо) № 5. Хонто, 1934 (на яп. яз.).
5. Кимура Синроку. Сообщение об исследовании Раковинной кучи в городе Хонто по ул. Хамадоори, 8 // Сообщение Научного общества Кимура по изучению родного края (Кимура Кёдокэнсюдзё Хо), №6 1935г (на яп. яз.).
6. Кимура Синроку. Археологические находки на Карафуто с композициями животных // Родной Карафуто (Кёдо Карафуто) Вып. 1. Хонто 1939 (на яп. языке).
"Японские учёные – исследователи Южного Сахалина и Курильских островов (конец XIX –первая половина XX веков). Биобиблиографические очерки. Книга первая". Автор – М. М. Прокофьев. Южно-Сахалинск, 2006.