Человек не может жить без бегущей воды
1
Так сложилось, что на протяжении довольно значительного периода земли айнов разделяли дальневосточные владения России и Японии. Выход русских землепроходцев на побережье Тихого океана, открытие Сахалина и Курильских островов, совпали по времени с подобным освоением японцами Хоккайдо (в переводе с айнского — земля северных морей). Японцы появились в своей стране позже (от смешения переселенцев с близлежащего Корейского полуострова с выходцами из островных районов Юго-восточной Азии Зародившееся на самом юге архипелага быстро растущее Японское государство к началу средних веков вытеснило айнов отовсюду, кроме, Хоккайдо.
Айнов, проживавших на Хоккайдо, Курильских островах и Сахалине называли "Хоккайдские айны", "Курильские айны" и "Сахалинские айны" соответственно — у каждой ветви был свой диалект.
С.Крашенинников — русский этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, давший в XVIII веке первое в России описание айнов, отмечает: "Язычники, не знающие бога и не имеющие никаких письмен. Говорят они тихо, плавно, свободно и приятно. Слова в языке их посредственны, гласных и согласных в них умеренно, но и самой народ всех диких народов добронравнее, осторожнее, правдивее, постояннее, обходительнее и честолюбивее".
Русскими поданными айны были с 1875 по 1905 годы. Согласно переписи населения 1897 года, 1446 человек в Российской империи назвали айнский язык своим родным, из них 1434 человек проживали на Сахалине. К середине 20 века сахалинские и курильские айны подверглись сильнейшей японизации. По данным Всеяпонской переписи 1935 года (Тоехара: Губернаторство Карафуто (1937)) на Сахалине в целом насчитывалось 298 хозяйств айнов и 1504 человека (в том числе 749 мужчин и 755 женщин).
В конце 40-х годов основная масса айнов, как поданные Японии, покинули нашу страну и переселилась на Хоккайдо. В России по итогам переписи 2010 года в настоящее время живут всего 109 айнов.
Основным местом сосредоточения айнского населения стал Хоккайдо. Из 30 тысяч японских айнов на этом острове проживают 25 тысяч. И айнская культура стала здесь серьезным туристическим ресурсом.
Два года назад я побывал в музейном комплексе в городе Сираой. А на этот раз отправляюсь в Саппоровский центр содействия айнcкой культуре (Sapporo Ainu Culture Promotion Center).

2
Добраться туда можно от вокзала рейсовым автобусом, идущим по маршруту "Саппоро- Пирикакотан" (с айн. "прекрасная деревня), расположенная в районе горячих источников Джозанкей на юго-западе Саппоро. Время в пути около часа.
В вестибюле центра — - стилизованный музыкальный щипковый инструмент тонкори, на котором играли на севере Японии и Сахалине. Инструмент, как полагают этнографы, были изобретен на Сахалине. Его форма традиционно напоминает женское тело, а полость инструмента в представлении айнов — его "душу". Для изготовления струны тонкори использовались оленьи сухожилия или растительные волокна. Музыкальный инструмент использовался для сопровождения песни или танца, сольного исполнения. На тонкори традиционно играли как мужчины, так и женщины.
К 1970 он был практически забыт, но сейчас исскуство игры на нем возрождается. Самый видный современный исполнитель игры на тонкори Ок и Кано, который использует инструмент в современных и кросс-культурных выступлениях и записях.
Рядом с центром — айнская деревня ("nature village") с комплексом сооружений, отражавших быт и хозяйственную деятельность айнов, основанную на гармонии с природой. Находится у реки, удивительно похожей на наши сахалинские реки с перекатами и тихими плесами, среди обступающих водный поток деревьев и каменистых пляжей, которые скрываются всякий раз, когда тает снег и наступает весеннее половодье.
В ходе экскурсии получаешь массу интереснейшей информации. Например, на косаток айны не охотились. Этот хищник окружался у них особым почитанием. Они были убеждены, что косатка посылает людям китов, и каждого выброшенного на берег кита считали ее даром.
В прошлом, в конце XIX века, помимо широко известного медвежьего культа, был развит культ лисы и связанный с ним лисий праздник.
Наиболее перспективные территории для охоты, равно как и нерестилища лосося, были именованными. Рыба имела огромное значение в жизни айнов. Из нее изготавливали одежду и обувь. Гарпуны, остроги, сети, хитроумные ловушки — все это можно увидеть своими глазами. Небезынтересно, что у айнов Сахалина был зафиксирован уникальный способ ловли лососевых с помощью собак.
На одной из бывших айнских стоянок на острове Монероне однажды было обнаружено множество костяков уток, которые преимущественно селились на птичьих базарах острова. Пернатые все до одной были безголовыми. Вероятно, это является отражением способов охоты айнов на водоплавающую дичь. Пойманных на острове птиц айны обезглавливали на месте, тушки бросали в лодки… При этом кости не разбрасывали ни в том, ни в другом случае — целостность костяка съеденного зверя или птицы гарантировали их возвращение в будущем. Что касается рыбы, то все головы лосося, добытого за сезон, надлежало во время послерыболовного ритуала по окончании сезона вернуть в реку.
Айны досконально знали географию местности, ее ландшафтные и климатические условия, ареалы произрастания растений, обитания зверей и птиц, их повадки и маршруты миграции… Позитивные сведения, живой ум, натренированные органы чувств, сильное тело, не говоря уже об оригинальных орудиях охоты, устройствах и приспособлениях, — вот неполный арсенал, который использовали айны, стоявшие лицом к лицу со стихийными силами.
Одним из древнейших отраслей экономики айнов выступало собирательство съедобных и иных полезных растений в тайге и речных долинах, а также водорослей, моллюсков и других даров моря. Здесь в большей мере были задействованы женщины. Они же преимущественно были заняты изготовлением льна и ниток из крапивы, тканьем и шитьем платья, чищением, копчением и сушением рыбы, деланием циновок.
Любопытным экспонатом центра является модель ткацкого станка, материалом для которого служили волокна растений.
У небольшого искусственного озерка мельница — под крышей соломенного шалаша, будто качели, балансирует бревно с тонким деревянным "клювом" с одного конца и колодой — с другой, которая наполняется водой небольшого ручья. По мере того, как вода заполняет колоду, ударная часть поднимается вверх, когда же колода освобождается от воды, падает вниз, то разбивает находящиеся в ступе зерна. Цикл повторяется каждые пять-семь секунд.
Дети занимают и сегодня особое место в жизни айнов, и их воспитанию уделяется много внимания. Вся семья, а не только родители, старается развить в них такие качества, которые будут нужны, когда они станут взрослыми. Для мальчиков это, прежде всего, сообразительность, наблюдательность, быстрота. Без этого не получится хорошего охотника или рыбака. Трехлетним малышам, например, дают игрушечные лук и стрелы. А вскоре отцы уже берут их с собой на охоту и рыбную ловлю. Принцип обучения прост: смотри и подражай.
Девочек учат готовить, шить, вязать. И еще — доброте. Без нее, считают айны, не может быть хорошей матери и жены. Кстати, хотя от детей требуется дисциплинированность, взрослые не скупятся на ласку.
Будущее всецело зависело от того, в какой мере социализирующиеся подростки овладели умениями и навыками, необходимыми в жизни. Этим определялся статус полноправного члена коллектива. Неумение или нежелание трудиться таили реальную опасность для себя и всех других. Главным методом воспитания выступал личный пример старших. Леность высмеивалась и пресекалась. Не исключались крутые меры. Однако преобладали ненасильственные действия, включая религиозно-нравственные назидания, мифологические сюжеты, эпос, предания, апелляции к воспоминаниям, прецедентам, аналогиям в прошлом и т.п.
У айнов существуют богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и полные экспрессии сказания в стихах и прозе. Судя по чертам и резам, которые можно увидеть на стрелах, на посуде и утвари, которые они оставляли на деревьях и скалах, на домашних животных, отражающим знаки собственности, имела место письменность иероглифического характера.
Развлечения заключались у айнов в пении и игре на инструментах, танцах и играх.
Развлечением для детей, например, является кольцеброс — дерево с многочисленными сучками на которые набрасываются кольца, сплетенные из ивовых веточек. Посостязаться в меткости можно прямо в музейном зале.
Этнографы отмечают похожесть национального орнамента айнов на узоры, украшающие одежду новозеландских маори, наскальные рисунки Австралии, Полинезии и Меланезии. В то же время в их искусстве прослеживаются отголоски культур племен Сибири и севера Тихого океана.
Известно, что айны вели точный счет годам жизни. Однако посторонним они не говорили, сколько им лет, из-за поверья, что в таком случае жизнь сократится.

3
Исследованиями национальной самобытности "настоящих людей" занимается Хоккайдский университет (Саппоро). Экспозиция Айнского музея, находящаяся на территории Ботанического сада, насчитывает 2400 экспонатов, которые связаны с историей айнов и прочих северных народностей.
В музее немало предметов вооружения. Мечи, сабли, боевые палицы, кинжалы, панцири, которыми пользовались айны, демонстрировали пришельцам воинственный дух этого народа. Айны использовали стрелы с отравленными наконечниками. Считается, что многие элементы боевого искусства и культура оружия не только зародились в айнской среде, но и были восприняты от айнов японскими самураями.
С.Крашенинников отмечает существование у айнов дуэли, возникавшей из-за различных посягательств на честь. На дуэлях они бились палками. "Не идти на поединок такое же бесчестие, как у некоторых европейских народов".
"Айну" означает "настоящий человек". Почему настоящие? Потому что каждое дерево, птица, зверь, даже песок на берегу — человек, тоже душу имеет, слушает, понимает, действует, только видом другой, не похожий на айнов, а стало быть, ненастоящий.
У айнов есть вожди, у "других людей" — хозяева, то есть камуи. Камуи сильные, всегда настоящим людям помочь могут, только просить их уметь надо. Возьми палочку, преврати ножом один из ее концов в кудрявые стружки, надрежь кое-где, и получится инау. Подари ему еду и питье, укрась пестрыми тряпочками и объясни, что ты хочешь. Душа инау передаст твою просьбу нужному духу-камую, и тот не откажет, отвечают айны на вопросы этнографов.
Старейшина распределяет, кому к какому камуи возносить их. Причем каждый обращается к камуи с теми словами, которые считает подходящими.
Например, духу реки можно молиться так: "Человек не может жить без бегущей воды. Мы благодарим тебя, река, за все, что ты делаешь для нас, и просим, чтобы в нынешнем году с тобой пришло много лосося".
Особая роль в культуре айнов отводилась медведю. Маленького медвежонка селили в бревенчатой клети, женщины вскармливали его сначала грудью, потом рыбой и другой человеческой едой. Через три года, когда медвежонок подрастал, торжественно и с извинениями приносили его в жертву.
Церемония проводов медведя проходила очень торжественно; все присутствующие восславляли медведя и всячески извинялись перед ним в следующей форме: "Если б твоя душа не была высвобождена из тела, разве она могла бы отойти вестником к богам?". Присутствующие объясняли, как преданы айны богам и как они заслуживают их защиты. Обязательным атрибутом праздника являлись палочки для молитвы — инау, напоминающие по форме человеческие фигуры, и поднос с отборными закусками.
В самом обращении с медведем две стороны: одна более серьезная и связанная с религиозными представлениями айнов. Вторая игривая — когда молодежь играет с ним, упражняется в ловкости, вырабатывает смелость, утверждает себя среди своих сородичей.
Немало смельчаков, которые готовы были поразить медведя. Старики отдавали предпочтение почетным гостям.
Избранные — плечистые и крепкие — приводили в порядок свое одеяние, приседали, стягивали пояса и пробовали, не мешает ли что-нибудь в движениях. Они надевали сразу по несколько халатов, желая защитить себя от ран в случае, если медведю удастся воспользоваться их неловкостью, схватить зубами или лапой бросившегося в его объятья. Цель схватки заключалась в том, чтобы протянуть кожаную ленту под животом животного и связать узлом на спине, после этого его можно было вести. Только после этого старики разрешали молодым людям поиграть с медведем, прыгать на голову животного. Прыгнуть и тут же невредимым отскочить, что требовало от айнов необычайной ловкости.
По сути медвежий праздник — это была большая забава не для одной деревни или рода, а почти племенная. Люди съезжались из отдаленных мест, чтобы повеселиться, поплясать, показать свою красоту и ловкость. Старые — чтобы повидаться и поговорить с друзьями, молодые — чтобы натешиться праздником и полакомиться. Все являются в своей лучшей одежде, привозят с собою колчаны и сабли, создавая маленькие выставки дорогих для них предметов…
В настоящее время только в специальных туристических центрах можно увидеть элементы самобытной айнской культуры. Время от времени в них проводятся традиционные праздники айнов. В проспектах и специальных туристических справочниках и календарях заранее отмечается место и время проведения того или иного айнского праздника которые носят характер театрализованных представлений.
Цивилизация побеждает, и лишь стараниями представителей старшего поколения поддерживаются древние традиции.
Айн на железнодорожном вокзале к Саппоро
Айн на железнодорожном вокзале к Саппоро

4
Ассоциация сахалинских айнов была создана в Японии в 2001 году потомками сахалинских айнов, которые с незапамятных времен и до 1948 года проживали на острове. Члены ассоциации стремятся возродить идентичность и наследовать культурные ценности бывших сахалинских айнов, которые по воле истории они не смогли сохранить их естественным образом.
Впрочем, они находятся в начале пути, и намеченные задачи еще остаются в далекой перспективе…
Различные мероприятия сохранения и поддержания культуры айнов осуществляет Айнский центр фундаментальных исследований Хоккайдского университета (Саппоро), например, пропагандирует традиционные танцы и различные церемонии. Проводится исследовательская работа, в том числе на Сахалине.

Петр Пасюков
ИА Sakh.com
http://www.sakhalin.info/files/95845/