САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

В ночь с 8 на 9 августа 1945 года СССР, а с ним, естественно, и Тихоокеанский военно-морской флот, вступил в войну с Японией. Корабли, авиация, береговые части, морская пехота флота к началу боевых действий были в состоянии полной готовности к предстоящим сражениям на море, в воздухе и на суше. Флот к началу войны имел 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера, 78 подводных лодок, 1618 (из них 1382 боевых) самолетов . Амурская флотилия, входившая в состав ТОФ, перед началом войны располагала 8 мониторами, 11 канонерскими лодками, 52 бронекатерами, 12 тральщиками и некоторыми другими боевыми кораблями .
       Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
       В ходе боевых действий Тихоокеанскому флоту (командующий адмирал И.С. Юмашев) предстояло нарушать японские морские коммуникации между Маньчжурией, Северной Кореей и Японией, содействовать войскам 1-го Дальневосточного фронта в наступлении на приморском направлении и оборонять во взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта побережье советского Дальнего Востока. При этом оборона побережья Татарского пролива возлагалась на входившую в состав ТОФ Северную Тихоокеанскую флотилию (командующий вице-адмирал В.А. Андреев) и 16-ю сухопутную армию. Побережье Камчатки должны были защищать Петропавловская военно-морская база (командир капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев) и воины Камчатского оборонительного района. Перед Амурской флотилией (командующий контр-адмирал Н.В. Антонов) была поставлена задача обеспечить войскам форсирование Амура и Уссури и содействовать наступлению наших войск на Сунгарийском направлении.
       Руководство всеми боевым операциями сухопутных войск, авиации и флота было возложено на Маршала Советского Союза А.М. Василевского. Координацию действий Тихоокеанского флота с армейскими войсками осуществлял главнокомандующий ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов.
       Советским вооруженным силам — армейским войскам, авиации и флоту предстояло вести боевые действия в Маньчжурии, Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах, то есть на фронте протяженностью свыше 6 тысяч километров. Вдоль границы СССР японцы к тому времени построили 17 укрепленных районов и более 4500 долговременных оборонительных сооружений. К августу 1945 г. японская Квантунская армия насчитывала около 750 тысяч человек. Она имела 1155 танков и самоходных орудий, 1800 самолетов, 30 кораблей и катеров. С 10 августа 1945 г. командованию Квантунской армии были подчинены войска 17-го (Корейского) фронта и 5-я японская воздушная армия. Всего группировка, развернутая японцами в Маньчжурии, Внутренней Монголии и Корее, составляла более 1 миллиона человек . Наши войска превосходили японцев в людях — в 1,7 раза, танках — в 4,5 раза, в числе самолетов — в 2,8 раза. На морском театре военных действий наши военно-морские силы уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей — авианосцев и линкоров, которых на нашем флоте вообще не имелось. Однако появление этих кораблей в российских водах было маловероятно, так как в воздухе полностью господствовала наша авиация.
       Именно она, авиация ТОФ, начала военные действия массированными ударами по японским портам Юки, Расину и Сейсину, которые служили японцам военно-морскими базами в Северной Корее. В результате налетов нашей авиации морские коммуникации Японии были нарушены уже в первые дни войны.
       Здесь автору этих строк — как участнику войны с Японией — хочется подчеркнуть, что превосходство советской авиации в воздухе было чуть ли не абсолютным. Во всяком случае, если отдельные японские самолеты и взлетали со своих аэродромов, то их почти немедленно сбивали наши истребители. Это превосходство советских авиаторов над японскими обеспечивалось тремя основными факторами: количественным — у нас было гораздо больше самолетов; качественным — советские истребители, штурмовики, бомбардировщики обладали куда более высокими тактико-техническими характеристиками, чем японские; наконец, несравненно более отточенным, чем у японцев, оказалось летное мастерство наших воздушных бойцов, приобретших колоссальный боевой опыт в сражениях с “люфтваффе” — германскими авиационными силами.
       Вскоре после сокрушительных налетов советских авиаторов на японские базы командующий ТОФ адмирал И.С. Юмашев по согласованию с маршалом А.М. Василевским принимает решение о высадке десантов в порты Юки, Расин, Сейсин. В преддверии десантирования бомбардировщики, штурмовики продолжали наносить удары по этим портам. Одновременно их атаковывали с моря торпедные катера, набеговыми операциями которых руководили командиры дивизионов капитана 3 ранга К.В. Казачинский, С.П. Кострицкий и капитан-лейтенант М.Г. Малик. В результате ударов с воздуха и моря оборона Юки, Расина, Сейсина была серьезно ослаблена. Японцы потеряли до 20 транспортов и других судов.
       В этих боях отличился летчик 37-го штурмового авиаполка Михаил Янко. Его Ил-2 после успешной атаки транспорта в Расине загорелся от попадания в самолет вражеского снаряда. Летчик направил охваченную пламенем машину на одно из вражеских портовых сооружений и погиб вместе со своим боевым товарищем стрелком И.М. Бабкиным .
       Целью совершенной в первые дни Сейсинской десантной операции было овладение японской военно-морской базой Сейсин (Чхонджин) с тем, чтобы лишить противника возможности использовать эту базу для транспортных операций: переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии, для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию. Сейсин тогда представлял собой укрепленный район (4 тысячи человек), прикрытый с моря береговой артиллерией. Замысел командования флотом предусматривал внезапную высадку десанта с целью захвата причальной линии порта и разведки сил противника. Затем предполагалось высадить основные силы десанта, занять город и удерживать его до подхода войск 25-й армии, наступавшей вдоль побережья.
       В состав главных сил десанта вошли 355-й отдельный батальон морской пехоты майора М. Бараболько (1-й эшелон), 13-я бригада морской пехоты генерал-майора В. Трушина (2-й эшелон) и 335-я стрелковая дивизия (3-й эшелон). Для высадки и огневой поддержки десанта привлекались эсминец “Войков”, минный заградитель “Аргунь”, 8 сторожевых кораблей, 7 тральщиков, 24 сторожевых и торпедных катера, 12 десантных судов и 7 транспортов. Авиагруппировка прикрытия и поддержки десанта насчитывала 188 бомбардировщиков и 73 истребителя, то есть почти 7 авиационных полков . Общее руководство десантом осуществлял генерал-майор В.П. Трушин, силами высадки — капитан 1 ранга А.Ф. Студеничников.
       После бомбардировки военно-воздушными силами флота оборонительных сооружений противника в Сейсине, в 7 часов 13 августа шесть торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта В.И. Марковского с разведывательным отрядом старшего лейтенанта В.Н. Леонова и ротой автоматчиков старшего лейтенанта И.М. Яроцкого из бухты Новик (остров Русский) направились к Сейсину. В тот же день они высадились в городе. С продвижением этого авангарда десанта по улицам Сейсина сопротивление японцев стало возрастать, и бои приняли ожесточенный характер. Тихоокеанцы, преодолевая рубеж за рубежом, вступая в рукопашные схватки с врагом, медленно, но уверенно продолжали наступать. Утром 14 августа в Сейсине высадились бойцы первого эшелона десанта, 15 августа — второго эшелона. Высадки третьего эшелона не потребовалось, так как сил и средств вступивших в Сейсин 6 тысяч тихоокеанцев оказалось достаточно для овладения городом. 16 августа, во второй половине дня во взаимодействии с частями 393-й стрелковой дивизии 25-й армии моряки полностью заняли город.
       Успех десанта во многом оказался возможным благодаря эффективной поддержке его кораблями и авиацией флота. Эсминец “Войков”, минзаг “Аргунь” и другие корабли 65 раз открывали огонь по противнику. Сторожевой корабль “Метель”, которым командовал капитан-лейтенант Л.Н. Балякин, оказывая огневое содействие десантникам, точными залпами сбил вражеский самолет. Затем комендоры “Метели” уничтожили бронепоезд противника, железнодорожный состав с боевой техникой, вывели из строя береговую батарею японцев, разрушили восемь бетонированных укреплений и огневых точек врага .
       В боях за Сейсин противник потерял более 3 тысяч человек, большое количество боевой техники и оружия. Десанту удалось в течение трех суток овладеть городом и портом неприятеля благодаря массовому героизму и мастерству тихоокеанцев, умелому руководству ими со стороны командиров всех степеней, благодаря отличному боевому оснащению десанта. В боях за Сейсин отличились и были удостоены звания Героя Советского Союза Л.Н. Балякин, В.Н. Леонов (вторично), И.М. Яроцкий, М.П. Бараболько, В.Г. Моисеенко, М.Н. Цуканова, К.П. Бирюля, М.И. Кочетков, сотни офицеров, старшин, сержантов, матросов были награждены боевыми орденами и медалями.
       После взятия Сейсина тихоокеанцы под командованием А.Ф. Студеничникова освободили еще два крупных опорных пункта противника — порты Одецин (прежнее название Этэтин) и Вонсан (Гензан). В последнем были взяты в плен 6238 японских офицеров и солдат.
Почти одновременно с десантными операциями и боями на суше в Северной Корее осуществлялось освобождение от японских войск Южного Сахалина. 10 августа 1945 года Северная Тихоокеанская флотилия (командующий вице-адмирал В.А. Андреев) получила приказ во взаимодействии с войсками 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта (командующий армией генерал-лейтенант Л.Г. Черемисов) овладеть южной частью острова Сахалин. Эта часть острова была оккупирована Японией в результате русско-японской войны 1904-1905 годов.
       Боевые действия начались 11 августа 1945 года на Поронайском направлении. Сухопутные войска предприняли наступление вдоль реки Поронай. Справа и слева от долины этой реки тянулись горные хребты, сплошь покрытые лесом. Японцы, сознавая важность Поронайского направления, оборудовали севернее Котона (ныне пос. Победино) мощный укрепленный район (УР). Он имел протяженность 12 километров по фронту и 30 километров в глубину. На этом пространстве, вдоль единственной дороги, пролегавшей с севера на юг острова, было оборудовано 17 дотов, 31 артиллерийский и 108 пулеметных дзотов, 28 артиллерийских и 18 минометных позиций и 150 убежищ. Обороняла УР 88-я Карафутская японская дивизия, которая вместе с частями усиления насчитывала до 20 тысяч человек. В готовности к сопротивлению у противника находились еще 10 тысяч резервистов. Тяжелые бои с большими жертвами продолжались более недели. Только 18 августа нашим войскам удалось прорвать оборону противника. При этом значительную помощь армейцам оказали десанты, высаженные тихоокеанцам в глубоком тылу неприятеля.
       16 августа сторожевой корабль “Зарница”, 4 тральщика, 2 транспорта, 6 сторожевых и 19 торпедных катеров высадили в порт Торо (сегодня — Шахтерск) 365-й отдельный батальон морской пехоты и один батальон 113-й стрелковой бригады. Десантники тут же вступили в ожесточенную боевую схватку с противником. К утру следующего дня тихоокеанцы овладели четырьмя населенными пунктами и портовым городом Эсутору (ныне — Углегорск).
       20 августа в порту Маока (сейчас — Холмск) высадились сводный батальон морской пехоты и 113-я стрелковая бригада. А перед ними на берег в районе Маока из подводной лодки Щ-118 скрытно проникла наша разведгруппа, успешно выполнившая свою задачу. Однако сопротивление врага было отчаянным, и десанту прошлось сражаться с особенным ожесточением и мужеством. На одном из сторожевых катеров от огня противника вспыхнул пожар. Но командир катера капитан-лейтенант А. Александров, несмотря на ранение в голову и руки, и его подчиненные показали пример доблести, выдержки и решили свою задачу. К 14 часам десантники овладели городом и портом. Японцы, потеряв более 300 солдат и офицеров убитыми и 600 человек пленными, отступили в глубь острова.
       25 августа в порту Отомари (теперь это Корсаков) высадился еще один десант моряков-тихоокеанцев численностью 1600 человек. Японский гарнизон, насчитывавший 3400 человек, почти без сопротивления сложил оружие и сдался в плен .
       Не менее успешно для наших войск развивались события в Сунгарийской наступательной операции. В этой операции Амурская флотилия содействовала войскам 2-го Дальневосточного фронта в разгроме японской Квантунской армии. 9 августа наши войска начали наступление. Форсировав с помощью кораблей Краснознаменной Амурской флотилии (КАФ) реки Амур и Уссури, войска двух наших армий и стрелкового корпуса овладели приречными плацдармами. Одновременно при поддержке мониторов был высажен десант в Фуюань, быстро захвативший этот город. 1-я бригада речных кораблей КАФ, протралив фарватеры, вошла в устье реки Сунгари и артиллерийским огнем поддержала десантников-армейцев. 10 августа наши войска овладели Сунгарийским УР’ом и оборонительным узлом Тунцзян. Здесь особенно отличился экипаж монитора “Сунь Ятсен”. При взятии нашими войсками Фуцзиньского укрепленного района, действуя совместно с отрядом бронекатеров, монитор точным артогнем уничтожил пять дотов, двенадцать дзотов, склад с боеприпасами и шесть минометных батарей. одновременно “Сунь Ятсен” перебрасывал через реку десанты и своей артиллерией поддерживал их действия на берегу .
       18 августа войска 15-й армии с помощью КАФ овладели Суньуским УР’ом и Суньу, где взяли в плен 20 тысяч солдат и офицеров противника. 19 августа армейцы и бойцы КАФ захватили Саньсин. 20 августа в Харбине, уже занятом нашим воздушным десантом, 1-я и 2-я бригада кораблей КАФ приняли капитуляцию японской Сунгарийской флотилии .
       В те же августовские дни 1945 года в Порт-Артур (Люйшунь) и Дайрен (Далянь) были высажены авиадесанты, сформированные из экипажей кораблей и береговых частей Тихоокеанского флота. 25 августа 17 гидросамолетов типа “Каталина”, за 5 часов прилетевших из-под Владивостока (аэродром Суходол) с десантниками-тихоокеанцами на борту, приводнились в Порт-Артурской бухте. В тот же день японские гарнизоны в Порт-Артуре и Дайрене сложили оружие. И тихоокеанцы торжественно водрузили над крепостью Порт-Артур наш военно-морской флаг.
       В результате разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды. Ключевой позицией японцев был остров Шумшу, оборона которого состояла из долговременных сооружений, которые прикрывались полевой и зенитной артиллерией. Острова Шумшу и Парамушир оборонял гарнизон численностью более 8 тысяч человек, усиленный 60 танками. Все участки побережья, удобные для десантирования, были покрыты дотами и дзотами, связанными между собой подземными ходами и траншеями. Склады, электростанции, госпитали — все это находилось под землей на глубине до 50 метров. 18 августа два сторожевых корабля, минзаг “Охотск”, 4 тральщика, 17 транспортов и 16 специальных десантных судов, на которых находились почти 9 тысяч матросов, солдат и офицеров, подошли к Шумшу и Парамуширу и начали высадку десанта. Противник оказывал яростное сопротивление десантникам. Кровопролитные бои шли на Шумшу и Парамушире с переменным успехом до 23 августа. К концу дня японский гарнизон капитулировал. Немеркнущий подвиг в этих боях совершили тихоокеанцы Николай Вилков и Петр Ильичев. Своими телами они закрыли амбразуры вражеских дотов на высоте 171, ставшей эпицентром всей борьбы за остров Шумшу. Геройски сражался в этих боях экипаж минзага “Охотск”, принявший на себя основной удар вражеских батарей. На корабле вышло из строя рулевое управление, центральное освещение, были убиты и ранены 15 человек. В эти критические минуты экипаж проявил исключительное мужество, устранил повреждения и с честью выполнил поставленную задачу.
       К концу августа от врага была освобождена вся северная часть Курил, вплоть до острова Уруп. Остальные острова к югу от Урупа к 1 сентября заняли силы Северной Тихоокеанской флотилии. На Курилах было взято в плен до 60 тысяч офицеров и солдат. Курильская десантная операция стала последней операцией второй мировой войны.
       2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора “Миссури” был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. В эту победу большой и незабываемый вклад внесли военные моряки-тихоокеанцы, весь Тихоокеанский флот.

http://www.fegi.ru/primorye/flot/flot1_13.htm

увеличить

0

2

Интересная серия публикации на sakh.com по военно-морским операциям на Дальнем Востоке... :glasses:
http://www.sakhalin.info/weekly/54499/

1 марта 2009 11:03
В сетях. Из истории "рыбной войны"
Не так давно бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт явила миру идею о том, что богатства малонаселенной Сибири не могут принадлежать только одному народу России, а должны находиться под международным контролем. Идея эта не нова - пользуясь слабостью России и на начальном этапе становления СССР в послереволюционное время, её возобновляемые и невозобновляемые ресурсы с азартом грабили как в европейской части страны, так и на Дальнем Востоке. Отголоски этих событий на Дальнем Востоке прослеживаются вплоть до конца 30-х годов ХХ века и нашли свое отражение как в исторических исследованиях, так и в художественной литературе и кинематографии.
При этом писатели и кинематографисты, создававшие образы героев-пограничноков и приамурских партизан, сражавшихся на суше с иностранными интервентами, как-то стороной обошли историю корабля береговой обороны "Ниитака", погибшего в августе 1922 года у западного побережья полуострова Камчатка. История эта настолько интересная, насколько и поучительная.
До этого все "демонстрации флага", "поддержка оккупации", "защита японских интересов" японского императорского флота в водах Дальневосточной республики обходились сравнительно благополучно. Хотя и не обходилось без чувствительных неприятностей. Например, 16 сентября 1921 года сел на подводную скалу у Владивостока броненосец береговой обороны I-го класса "Микаса".
26 сентября 1921 года при помощи эскадренного броненосца "Фудзи" и новейшего линейного крейсера "Харуна" его удалось снять с камней и отбуксировать на ремонт в док Владивостока, где этот ветеран русско-японской войны находился до 22 октября 1921 года. Здесь же, у берегов Камчатки, ситуация складывалась кардинально иначе, чем в случае с бывшим флагманом Цусимского сражения и свидетелем расправы с председателем Совета А.Цапко броненосцем "Микаса".
Итак, место действия - якорная стоянка близ устья р. Озерная у юго-западного побережья полуострова Камчатка.
Но сначала - несколько неожиданный для читателя военно-исторических материалов экскурс в биологию Охотского моря. Букв будет много. И терминов. Ключевой - детрит. Это органическое вещество в виде частиц различного размера и неодинаковой степени разложения, оседающее на дно водоемом. Каждая частичка детрита - это сложный комплекс, представляющий собой ядро, на поверхности которого располагаются микроорганизмы. Живые и отмершие. Основа пищевой цепи в морях шельфового типа. Всё остальное зависит от гидрологических условий района - подвижности вод, температуры воды, содержания кислорода в воде и придонных осадках, а также наличия на дне фауны и микрофлоры.
В нашем случае, в устье реки Озерной, мы имеем типичный участок шельфового типа. И пополнение биогенными веществами здесь происходит по преимуществу за счет речного стока. Большая часть первичной органической массы формируется фитопланктоном и бактериями, но их продукция относительно равномерно используется в донной и пелагической (в толще воды) пищевых цепях. Продукция нектона (свободно плавающие морские организмы) составляет десятые доли процента, то есть в десятки раз выше, чем в открытом океане от первичной продукции и формируется за счет мирных рыб как толщи воды, так и морского дна.
Но и это не все. Это ещё и район знаменитого камчатского аппвеллинга - зоны подъема холодных вод, насыщенных питательными веществами и кислородом. Иными словами, один из самых биопродуктивных районов Охотского моря с благоприятными условиями для морского и прибрежного промысла. Со всеми отсюда вытекающими.
До японского острова Сюмумю, самого северного в Курильской гряде - рукой подать, полдня экономичного хода даже такому "старичку" c изношенными паровыми машинами тройного расширения, как бывший крейсер, а ныне корабль береговой обороны "Ниитака".
До партизанской "столицы" Камчатского края - небольшого поселка Качики на западном побережье полуострова тоже полдня неспешного экономичного хода. У партизан - американские винчестеры, "трехлинейки", старенькие "берданки", пара пулеметов… У японцев - шесть 152-мм орудии главного калибра, "армстронговские" трехдюймовки противоминного калибра крейсера-корабля "Ниитака". Несколько скорострельных орудий и пулеметов. И если сильно приспичит, то "Ниитака" обеспечит пару вооруженных 47-мм скорострельными орудиями паровых баркасов для действий в устье реки Озерная и на мелководье у берега. Для этого случая и десантную полуроту с карабинами "Арисака" и пулеметами на берег свезти можно. Шаткое равновесие. Крейсер караулит японские рыбные промыслы, а на дальности выстрела его орудий действуют партизанские дозоры. Равновесие, мать его так…
Вот так и торчал бронированным пугалом на мелководье в устье реки Озерной ветеран русско-японской войны бывший крейсер "Ниитака". Это на военной фене называется "поддержка оккупации". И под его прикрытием, оттеснив с промысловых участков русских купцов и промышленников, ловили рыбу японские предприниматели. Длинными ставными сетями. Перехватывая мигрирующие вдоль берега стада лососевых. Ловись рыбка. Большая и маленькая… В мутной водичке братоубийственной гражданской войны.
История в истории. Кто есть кто и что есть что.
Первое знакомство с русскими и русским оружием у 3420-тонного крейсера "Ниитака", построенного в 1902 году на верфи флота в Куре, состоялось 9 февраля 1904 года. Он не обладал скоростью "Новика", выдающейся автономностью и мореходностью. Но "Ниитака", обладая водоизмещением, сравнимым с крейсерами "Новик", "Жемчуг" и "Изумруд", нес достаточно мощное для своего водоизмещения и размеров артиллерийское вооружение. Поэтому, оставаясь по сути бронепалубным, действовал вместе с броненосными крейсерами. Было, правда, правда одно "но": перегруз за счет вооружения определял неудовлетворительную остойчивость и неудовлетворительную штормовую мореходность.
Крейсер действовал в составе отряда крейсеров адмирала Уриу в Чемульпо (ныне Инчхон) против русских кораблей - крейсера "Варяг", канонерской лодки "Кореец" и группы судов пароходства КВДЖ. Затем новая встреча с русскими кораблями во время прорыва Тихоокеанской эскадры во Владивосток 23-24 июня 1904 года, бой в Корейском проливе с Владивостокской эскадрой 1 июля 1904 года, бой с крейсерами Владивостокского отряда 14 августа 1904 года, бой с крейсерским отрядом контр-адмирала Энквиста днем 27 мая 1905 года в ходе Цусимского сражения, бой и потопление крейсера "Светлана" и преследование эсминца "Быстрый" у острова Дажелет и у побережья Кореи утром 28 мая 1905 года.
Богатая биография. Она не закончилась внутреннем взрывом неправильно хранившихся боеприпасов в 1905-1907 году. Его миновала полоса аварий, связанных с гибелью в штормовых условиях и посадками на мель в период с 1907 по 1914 год как у эсминцев "Инадзума", "Харусаме", "Синономе", "Асацуо" и минного заградителя "Нанива". В эту же компанию попадал еле доковылявший из Мексики в Японию через порты САСШ и Канады "защитник японских интересов" текущий, как решето. броненосный крейсер "Асама". "Ниитака" не напоролся на германскую мину у крепости Циндао в 1914 году. У него не рванули котлы, как на эсминце "Икадзучи". На нем не взорвались боеприпасы военного времени, как на крейсере "Мацусима", броненосном крейсере "Цукуба" и линкоре "Кавачи".
В начале 1921 года, с появлением более современных, быстроходных и лучше вооруженных крейсеров, а также в связи с Вашингтонской конференцией по ограничению морских вооружений, на которой Британия, США и Франция предприняли успешные попытки ограничить рост военно-морской мощи Японии, устаревший крейсер "Ниитака" стал кораблем береговой обороны. С него сняли часть 76-мм противоминных орудий. На корме появилась зенитная пушка и пулеметы "Льюис". Как говорится, "Я не я и лошадь не моя". И был вновь испеченный корабль береговой обороны направлен к берегам русской Камчатки. Для защиты "японских национальных интересов".
Старому служаке вскоре исполнилось 20 лет… Теперь на нём служил другой экипаж и другие люди ставили ему боевые и практические задачи… Но национальность у противника японского крейсера оставалась прежней. Как говорится: "Война не сменила планы. И не сменила врага…"
Бывший крейсер был застигнут штормом на якорной стоянке близ устья р. Озерной 26 августа 1922 года. Штормовой ветер начался с востока, от камчатского берега, и командир корабля, по-видимому, рассчитывал отстояться под его защитой в ветровой тени. Хотя правильнее было бы сниматься с якорей и идти штормовать в открытое море.
Вулканические конусы на этом побережье поднимаются на высоту до двух с половиной тысяч метров. Фактически они служат климатической границей между относительно теплым западным и холодным восточным побережьем Камчатки. И по этой вулканической цепи частенько проходит линия фронтального раздела между двумя типами воздушных масс. Сопровождаемых устойчивыми ветрами восточного направления. И до известной степени горная вулканическая цепь может прикрыть и от ветра. Но не в этом случае. Это был не смешанный фронт, а внетропический циклон. Когда офицеры "Ниитака" разобрались с проявлениями приближающегося циклона, время было уже упущено. Это было роковой ошибкой командира крейсера - при прохождении внетропического циклона ветер довольно быстро может меняться на противоположный.
Однако человек предполагает, а природа готовит сюрпризы. Когда ветер резко изменился на зюйд-вест, крейсер оказался в опасном положении - его начало прижимать к камчатскому побережью, где его легко могло выбросить на обширную полосу мелководья.
"Ниитака" снялся с якоря, но вскоре в штормовом море и в темноте вошел в выставленные вдоль берега рыболовные сети и намотал их на гребные винты.
И всё. Паровая машина двухвинтового боевого корабля мощностью в 9500 лошадиных сил оказалась бессильна. О попытках освободить винты нечего было и думать: огромные волны бросали крейсер как щепку, а удар волны о борт расплющил бы в кровавую лепешку любого добровольца. Попытка завести плавучий якорь также не дала результатов.
Потерявший управление крейсер тащило штормовыми волнами к берегу. В конечном счете корабль был прижат к мелководному берегу и опрокинут штормовыми волнами на борт, весь его экипаж - 286 человек, - погиб. Кто на боевых постах, а кто-то - при попытке добраться до берега через буквально кипящее мелководье. Несколько дней Охотское море выносило на побережье западной Камчатки трупы в японской морской форме.
Но вот что странно - в ряде исторических источников упорно фигурирует цифра "около 400 человек". Это больше чем на 100 человек от штатной численности. А 286 человек меньше штатной численности экипажа "Ниитака" в военное время. Не исключено, что речь как раз и идет о десантной полуроте, находившейся на борту к моменту катастрофы. Точнее, о пехотной полуроте численностью 110-125 солдат, унтер-офицеров и офицера в звании поручика. И эти потери учитывались по другому ведомству, а цифра "около 400" является суммарной для армии и флота.
Это был самый крупный "улов" японских рыбопромышленников и браконьеров у побережья Камчатки. И самая крупная потеря императорских ВМФ за период японской интервенции на Дальнем Востоке.
Вскоре после катастрофы подошли японские боевые корабли-стационеры из Петропавловска-Камчатского. К этому времени в полную воду из успокоившегося моря торчали часть борта, руль и обмотанный сетями винт. Последовали продолжительные спасательные работы силами ВМФ Японии с демонтажем вооружения и наиболее ценного оборудования. Затем остов крейсера продали для разделки на металл одной из частных фирм.
Считается также, что гибель корабля береговой обороны "Ниитака" послужила ключевым событием прекращения японской интервенции на российском Дальнем Востоке. Это не совсем так: Страна восходящего солнца входила в мировой кризис и такое дорогостоящее мероприятие, как военная интервенция с содержанием 75-тысячного экспедиционного корпуса и действующей группировки флота в водах Дальневосточной республики, становилось весьма накладным делом.
В годы Первой Мировой войны в Японии значительно выросли производительные силы, поэтому сужение рынков сбыта после её окончания неизбежно привело к кризису перепроизводства. При этом сельское хозяйство, оставаясь по сути своей полуфеодальным, не справлялось с обеспечением страны рисом. Его производство не росло, цены на ввозимый в Японию рис бесконтрольно "задирались" торговыми домами Мицуи, Судзуки и другими. Одновременно правительство начало создавать запасы риса для армии, действовавшей на Дальнем Востоке и в Сибири, его нехватка в стране стала еще более острой и привела к спекуляции этим продуктом питания. Рост цен на рис и инфляция привели к тому, что зарплата и доходы населения неуклонно снижались. По стране прокатилась волна рисовых бунтов. Они ничем не отличались от обычных "утиковаси" и были быстро подавлены вооруженными силами.
Уже после 1919 года торговый баланс Японии стал пассивным, однако производство продолжало стремительно расти. Это привело к тому, что в марте 1920 года началось резкое падение курса акций. Значительно снизились цены на товары; сокращалось производство в хлопчатобумажной и шерстяной, а также в сталелитейной, медеплавильной, сахарной, шелкоткацкой и других отраслях промышленности. Банкротства банков и компаний следовали одно за другим. Резкое падение цен на шелк-сырец и рис нанесло крестьянам тяжелый удар.
После всех этих событий японская экономика уже не могла оправится. В 1921 году её потрясло сокращение вооружений - "под нож" Вашинтонгского соглашения по ограничению морских вооружений 1921-1922 года попала амбициозная программа строительства мощных линейных, авианосных и крейсерских сил. В 1922 году произошло банкротство 29 банков. Японское правительство стремилось предотвратить экономический кризис путем предоставления непосредственной материальной помощи компаниям, сокращения налогов, субсидирования предприятий, расширения производства за счет капиталов, вложенных самим правительством, что привело к огромному росту государственных займов. Усиливалась инфляция. Именно поэтому японское правительство не смогло снять эмбарго на вывоз золота. Оно опасалось, что снятие эмбарго неизбежно вызовет дефляцию, усилит банкротство промышленных предприятий и нанесет ущерб помещикам, торговавшим рисом. Таким образом, оттяжка краха ещё более усиливала внутренние противоречия в японской промышленной системе и восвсе не способствовали стабилизации японской экономики.
На фоне этих и последующих событий гибель безнадежно устаревшего корабля береговой обороны была лишь единичным трагичным фактом на фоне рушащегося мира японского обывателя.
Возвращаясь к словам госпожи Олбрайт, хочется заметить, что проказница-история повторяется два раза. Первый раз в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. Норвежские броненосцы береговой обороны, прикрывавшие браконьерские флотилии, истреблявшие на русском Беломорье детенышей тюленей, оказались бесполезны против новых германских кораблей, и королю Норвегии пришлось пешком уходить через перевал на соединение с ещё не эвакуированными из страны англо-французами. Средства, вырученные от убийства бельков, не помогли Норвегии создать современные вооруженные силы. Японские боевые корабли, прикрывавшие безудержный грабеж в советских территориальных водах в 20-30-х годах, оказались бессильны против американской авиации и подводных лодок, и уже в 1944 году большинство японских рыболовных концессионных участков на восточном побережье Камчатки оказались не занятыми, а рыба - не вывезенной. При этом население Японских островов снабжалось продуктами питания довольно скудно. В моду вошел т.н. "национальный обед": чашка риса с красным кружочком отварной моркови. И никаких тебе изысков. А на Камчатке, на брошенных концессионных участках, гнили тысячи тонн рыбы и пищевых водорослей. Вскоре, осенью 1945 года должность живого бога в Японии была сокращена, и император Японии стал просто символом нации.
Неуемный грабеж соседей при любом удобном случае позволяет не только наживать врагов, но и не решает множество проблем промышленно-экономического, научно-технического и социального характера. Поскольку, не заглядывая слишком далеко в будущее, можно неплохо обходиться и без всего этого. А также абсолютно развращает нацию. И приводит к стратегическим проигрышам в переломные моменты истории.

Александр Челноков.

+1