Флот Японии в сахалино-курильских водах: 1938-1945 годы
Автор выражает глубокую признательность члену Морского Клуба России С.И. Темникову, историку и археологу И.А. Самарину, гражданину США Майклу Аллену за помощь литературой по проблеме.
Долгие годы российский читатель мог узнать о военной активности боевых кораблей японского императорского флота специальной постройки в Охотском, Японском и Беринговом морях только из англо-американских и японских источников, издававшихся в СССР с известными цензорскими купюрами. Поэтому книги С. Далла, Ч. Локвуда, Э. Моррисона, У. Холмса, Э. Поттера, Т. Роско, К. Роскилла, М. Уоллеса, М. Хасимото, Т. Хаттори не давали детальной картины происходивших на этих акваториях событий. Основным театром военных действий авторы вполне обоснованно считали центральные и южные районы Тихого океана. Иностранные авторы рассматривали акватории Охотского и Японского морей как глубокие тыловые районы Японской империи. Достаточно внимания экономическому значению этих районов в предвоенное и военное время посвятил Дж.Д.Стефан. Хронику военных событий он давал конспективно, не считая их главной целью своего комплексного исследования.
Причины отсутствия переводных работ военных историков бывших социалистических стран - К, Рота (ГДР), М. Хубачека, П. Клучины, В. Хюнека (ЧССР) и ряда других, по всей вероятности, также объяснялись причинами не только идеологического характера, но и незнанием большинством исследователей языка оригиналов, сложившегося в результате перекоса в языковой подготовке историков в сторону английского языка.
Из отечественных авторов военную активность ВМФ Японии в этом регионе в контексте критики работ англо-американских авторов рассматривал адмирал флота И.С. Исаков, в форме конспективных обзоров, дополненных детальными картами и схемами - В.В. Клавинг, армейской и базовой авиации ВМФ CША - профессор А. Н.Рыжков. Работа профессора Рыжкова несколько выходит за тематические рамки нашего материала, рассматривая воздушное наступление 10 ААF с авиабаз островов Семисопочный, Адак и Амчитка на Шумшу и Парамушир и противодействие сил японской ПВО, включавших не только армейскую, но и флотскую базовую авиацию. При этом работа профессора А.Н. Рыжкова рассматривает только частный вопрос достаточно продолжительного периода военной активности армейской и морской авиации США в Курильском регионе.
Достаточно емкий обзор событий в северо-восточной части Тихого океана сделан с многотомной "Истории Второй Мировой войны 1939-1945 годов". Но полноценного описания событий на акваториях Охотского и Японского морей здесь нет. Из новейших работ отечественных авторов достаточно подробно проработали хронику событий в курило-сахалинском регионе А. Х. Паперно, К. Б. Стрельбицкий, Н. Н. Вишневский. Однако боевое применение японских кораблей специальной постройки в акваториях Охотского и Японского морей в 1941-1943 годах они подробно не рассматривали. Значительное внимание военно-инженерному искусству японской императорской армии и особенностям береговой обороны на Карафуто и Шумшу уделяет в своих работах И.А. Самарин. Несколько его работ посвящены истории военного и транспортного флота СССР в описываемый период. Интересная работа владивостокских историков, обследовавших потенциальные памятники истории и техники на островах Шумшу и Парамушир, статьи и книга И.А. Самарина по унаследованным памятникам японского военно-инженерного искусства и фортификации.
Из военных историков краткие информативные обзоры боевых действий в регионе дают Ю. Альпаков и С. Патянин в рамках описания боевого применения кораблей специальной постройки японского флота основных классов: линкоров, крейсеров и эсминцев в войне на Тихом океане. Подробная хроника боевого применения эскадренных миноносцев в северных водах у этих авторов также отсутствует. Нет сколько-нибудь систематизированной информации о использовании боевых кораблей специальной постройки других классов - в отечественной литературе она также отсутствуют.
К сожалению, мы пока не можем подробно рассмотреть деятельность подводных сил японского императорского флота в районах боевой подготовки в Японском море, на ближних и дальних подступах к Курильским островам. Приятное исключение составляют проблемные материалы московского историка П.В. Боженко по боевому применению советских подводных лодок в этих акваториях. В мемуарах японского подводника Хасимото боевая деятельность японских подводных сил дается лишь в контексте патрулирования в районе Алеутских островов и северо-западного побережья США. Проработка именно этого вопроса позволит ответить на вопрос о характере использования подводных лодок и подводных диверсионных средств в курильских и сахалинских водах, в системе обороны баз островов Шумшу и Парамушира.
Отсутствует сколько-нибудь полноценный, систематический материал о военной активности ВМФ Японии в зоне проливов Татарского и Лаперуза. Описание организации службы охраны водных районов даны только в общих чертах и большей частью конспективно. Данные по движению корабельного состава обеспечения минно-артиллерийской позиции ВМФ Японии в 1942-1945 годах в проливе Лаперуза также отсутствуют.
Весьма отрывочными представляются материалы о боевом применении японской морской и армейской авиации над Курильскими островами и Сахалином. Важнейшим источником здесь является работа Ч. Скривнера. Из отечественных и украинских авторов необходимо отметить серии тематических статей А. Бакурского, А. Маслова, А. Котлобского, А. Котельникова и ряда других, посвященных боевому применению различных типов самолетов в тихоокеанской войне и в регионе. Ценным источником являются материалы ЦАГИ по истории японской авиации во Второй Мировой войне. Однако боевое применение авиации в операциях в северо-западной и северо-восточных частях Тихого океана также рассматривается фрагментарно.
Данная работа является первой попыткой обобщить имеющийся материал по истории вопроса на сравнительно небольшом историческом промежутке (1938-1945 годы). Фоном описания служат события, имевшие место быть в ВМФ и торговых флотах Советского Союза, США, Великобритании, Нидерландов и ряда других стран антигитлеровской и антияпонской коалиций, а также Японии, Германии и Италии в курило-сахалинском и западно-алеутском регионах в частности и на акватории Тихого океана в целом.
География работы в узком смысле - гигантский треугольник Японского, Охотского, Берингова морей и примыкающих акваторий северной, северо-западной и северо-восточной частей Тихого океана. Достаточно условно южную вершину этого треугольника образует остров Цусима и одноименный пролив, западную - Пенжинская губа, а восточную - полуостров Аляска.
Однако автор оставляет за собой право упоминать события, несколько выходящие за пределы этого региона, поскольку ограничения по географии могут создать искаженную картину общей ситуации на акватории Тихого океана.
ВВЕДЕНИЕ
С началом Второй Мировой войны интерес Японии к северным водам возрос как к одному из флангов будущих широкомасштабных операций в Тихом океане и кратчайшему пути к берегам потенциального противника в предстоящей морской войне. Этот противник совершенно определенно указывался уже в 1907 году на совещании японского высшего военно-политического руководства в присутствии императора, когда вырабатывались дальнейшие направления внешней политики и стратегии Японии с учетом новых реалий. В начале века японское правительство считало главным противником на суше царскую Россию, а на море - Соединенные Штаты Америки. Исходя из этих посылок, военно-политическое руководство Японии ставило целью создание армии, способной разгромить русские войска на Дальнем Востоке, и флота, способного вести успешную борьбу против ВМС США на Тихом океане. В условиях ограниченных ресурсов императорской Японии подразумевалось использование фактора внезапности, боевые действия должны были носить динамичный и скоротечный характер. Экипажи кораблей и командование Объединенного флота тщательно отрабатывали боевые операции в ночных условиях. При этом акватории Охотского и Японского морей оказались районом наиболее интенсивной боевой подготовки ВМС Японии, объединявшей в своем составе разнотипные боевые корабли отечественной, германской, английской, российской, французской и американской постройки. Последовала серия аварий и катастроф. При этом подводили не только конструктивные дефекты и хронический перегруз японских кораблей, но и боеприпасы.
Здесь стоит совершить небольшой экскурс в историю боевой подготовки на будущем театре военных действий и связанных с ней аварийных ситуаций. Открывается довольно впечатляющая картина. Так, в декабре 1909 года в 30 милях к югу от Хакодате столкнулся со шхуной, переломился и затонул эсминец "Инадзума". Обе половины корпуса подняли и сдали на слом. Но злоключения разнотипных кораблей японского флота продолжались. 10 октября 1910 года в результате взрыва котлов у берегов Японии погиб эскадренный миноносец "Икадзучи". 24 ноября 1911 года во время шторма в Японском море погиб эсминец "Харусаме"с 45 членами экипажа на борту из 60. В декабре того же года его подняли, но восстанавливать не стали. 26 июля 1912 года на камнях у о. Уруп погиб минный заградитель, бывший бронепалубный крейсер "Нанива". 20 июля 1913 года погиб во время тропического тайфуна эскадренный миноносец "Синономе". 10 ноября 1913 года в заливе Ното в Японском море погиб на скалах эсминец "Асацуо". 20 июля 1916 года потерпел крушение в проливе Цугару учебный корабль, бывший броненосный крейсер "Касаги". 13 августа 1916 года после демонтажа части оборудования он был окончательно оставлен экипажем. 14 января 1917 года разломился на две части в районе носовой башни, затонул по верхнюю палубу в результате взрывов носовых погребов на рейде в Йокосука броненосный крейсер "Цукуба". Погибли 305 членов экипажа. Вскоре список потерь пополнил бронепалубный крейсер "Отова", потерпевший крушение в шторм у берегов Японии 25 июля 1917 года. 12 июля 1917 года затонул в бухте Токуяма в результате взрыва погребов линейный корабль "Кавачи", унеся жизни 700 членов экипажа.
После окончания Первой Мировой войны значительные силы японского флота были направлены в российские дальневосточные воды. В составе сил, наряду с самыми современными линейными и легкими крейсерами, эсминцами, подводными лодками и даже авианосцем "Вакумия", действовали и ветераны русско-японской войны 1904-1905 годов. Не обошлось без катастроф и здесь.
16 сентября 1921 года сел на подводную скалу у Владивостока броненосец береговой обороны I-го класса "Микаса". Только 26 сентября 1921 года при помощи эскадренного броненосца "Фудзи" и линейного крейсера "Харуна" его удалось снять с камней и отбуксировать на ремонт в док Владивостока, где находился до 22 октября 1921 года.
26 августа 1922 года у берегов Камчатки на якорной стоянке близ устья р. Озерная попал в тайфун, при попытке выхода в открытое море намотал на винты рыбачьи сети, потерял управление, был прижат к мелководному берегу, опрокинулся и погиб с экипажем в 284 человек бывший бронепалубный крейсер-корабль береговой обороны "Нийтака", ветеран русско-японской войны 1904-1905 годов.
При этом значительные силы императорского Объединенного флота длительное время оперировали у берегов Дальневосточной республики в Японском и Охотском морях. И было бы ошибкой утверждать, что на акватории этих морей использовались только корабли устаревших конструкций и трофеи периода русско-японской войны 1904-1905 годов.
Например, с 29 августа по 10 сентября 1920 года легкий крейсер "Тенрю", флагман и лидер 2-й флотилии эсминцев 2-го флота, оперировал у Владивостока, Отару и у. северо-западного побережья о. Хоккайдо. Одновременно с "Тенрю" у Отару и Владивостока с 29 августа по 7 сентября 1920 года оперировал лидер 1-й флотилии эсминцев 1-го флота легкий крейсер "Тацута". Следует отметить, что 1-й и 2-й флоты Объединенного флота являлись его главными ударными соединениями. В это же время отмечается первое боевое применение японской армейской и морской авиации по наземным целям под Владивостоком и в Татарском проливе.
В августе 1922 года, совершив переход из Рюдзюина (Порт-Артур) к побережью советской России пришел легкий крейсер "Тенрю". Он оперировал здесь с 29 августа по 10 сентября 1922 года. В этот же период вступили в строй действующих кораблей Объединенного флота 20 эскадренных миноносцев типа "Моми". Вскоре они открыли список трагических потерь. Гибли и другие суда ВМФ Японии.
12 декабря 1924 года плавучая мастерская "Канто" разбилась в шторм в 30 милях от Йокосука.
В июле 1927 года во время плановых учений Объединенного флота в Японском море у юго-западного побережья о. Хоккайдо у лидера 1-й флотилии эсминцев легкого крейсера "Тацута" вышли из строя носовые турбоагрегаты. Крейсер своим ходом направился в Оминато. Флагманом 1-й флотилии временно назначили минный заградитель "Токива".
1 августа 1927 года при спешной разгрузке мин одна из них сдетонировала на борту минзага. Следом за ней на минной палубе взорвались ещё две мины. На корабле погибли 35 человек, 65 получили ранения.
24 августа 1927 года при столкновении с легким крейсером "Дзинцу" в Японском море на подходах к Майдзуру погиб эскадренный миноносец "Вараби"(тип "Моми"), унеся жизни 106 членов экипажа. Список будет гораздо длиннее, если в него включить аварийные ситуации и катастрофы с подводными лодками.
Хватало аварийных ситуаций и у небольшого советского Тихоокеанского флота.
4 ноября 1935 года выброшена штормом на берег между бухтой Безымянная и м. Бойля советская подводная лодка Щ-103 "Карп". Только 27 марта 1936 года лодку удалось снять с камней и 3 апреля 1936 года прибуксировать во Владивосток. Вследствие серьезных повреждений лодку восстанавливать не стали и разобрали на запасные части. Следующей крупной потерей Тихоокеанского флота стал эскадренный миноносец "Решительный" под командованием будущего адмирала флота Горшкова. Следуя на буксире за гидрографическим судном "Охотск" из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток для сдаточных испытаний 8 ноября 1938 года, эскадренный миноносец попал в сильный шторм и оказался на камнях в 90 километрах от Советской Гавани. Корпус не выдержал, и корабль разломился на три части. Восстановление его признали не целесообразным, а свинцовые балластные чушки долгие годы служили лакомой добычей для жителей редких селений и хуторов в районе поселка Гроссевичи Совгаванского района.
Последовавшие вскоре события в мире и в Советском Союзе не давали особых поводов военно-политическому руководству Японии для кардинального пересмотра национальной концепции военного строительства. Японские ВМС продолжали деятельно осваивать театр военных действий.
Так, например, в феврале 1936 года японский легкий крейсер "Юра" вместе с подводными лодками 2-й эскадры крейсеров прошел вдоль островов Алеутской гряды. Параллельно все миноносцы типа "Томодзуру", с учетом горького опыта гибели в штормовых условиях головного корабля серии, прошли полную модернизацию на верфи флота в Майдзуру в течении августа-декабря 1936 года. Так вместо неудачного миноносца появился один из самых удачных противолодочных кораблей японского флота. Однако, если японский Императорский флот господствовал на акваториях Охотского и Японского морей, то на суше дела шли не столь блестяще.
Побывали с визитом вежливости во Владивостоке и корабли Азиатской эскадры ВМФ США. Понятно, что целью визита была не простая вежливость, но оценка боевого и ударного потенциала советского Тихоокеанского флота.
Не обошли вниманием советский ТОФ и его систему базирования и представители германского рейхсмарине Веймарской республики, а затем и кригсмарине гитлеровской Германии. Помимо визитов официальных германских представителей, в дальневосточных водах в разное время появлялись несколько легких крейсеров германского флота.
Настоящий шок у военно-политического руководства наступил после гибели 6-й японской армии на Халкин-Голе: ни по степени концентрации, ни по способам ведения широкомасштабных боевых действий с применением новейших средств ведения войны сухопутные войска Японии не соответствовали современным требованиям. Время и ресурсы для перелома негативных тенденций в военном строительстве у генералов отсутствовали - сухопутные войска были обречены на подчиненную, второстепенную, роль в грядущей войне. Все сколько-нибудь значительные ресурсы были направлены на модернизацию авиации и флота. В свою очередь, постоянное присутствие кораблей японского Императорского флота в курило-сахалинском регионе систематически использовалось для оказания давления на советское руководство в 1938-1940 годах.
Являясь членом "Антикоминтерновского пакта", Япония не ограничивалась только военным давлением. Летом 1938 года подводная лодка "Щ-102" возвращалась в базу. Всплыв почти у самой гавани, подводники неожиданно заметили старый рыболовный сейнер, двигавшийся в направлении наших берегов. Четкие действия команды с явной военной выправкой мало напоминали действия обычных японских рыбаков. Когда сейнеру передали приказ остановиться, на нем выполнили команду только после наведения корабельного орудия. При осмотре у берега в трюме сейнера обнаружили мины, а цель была рядом - база советских подводных лодок.
В связи с обострением обстановки и началом боев на озере Хасан 31 июля, 27 июля 1938 года советские подводные лодки приступили к несению боевого дежурства, прикрытию морских коммуникаций, патрулированию и прикрытию боевых кораблей. Это продолжалось до осени. Для обеспечения воинских перевозок в районе конфликта по трассе перехода Владивосток-Посьет командование Тихоокеанского флота ввело систему конвоирования, привлекая для этого сторожевые корабли "Вьюга" и "Метель". Рассредоточились по бухтам в Амурском лимане и заливе Золотой Рог минные заградители - наиболее сплаванная и подготовленная бригада кораблей ТОФ. В состоянии полной боевой готовности находились железнодорожные и стационарные береговые батареи. Для эвакуации раненных широко применялись самолеты "Авиапромрыборазведки" и ГВФ.
Излишне говорить о том, что в роли постоянных провокаторов выступали японские рыболовные флотилии, проводившие браконьерский лов в советских территориальных водах. Контраргументом для действий советских пограничных катеров и немногочисленных кораблей служили орудия легких крейсеров и эскадренных миноносцев Объединенного флота.
На фоне откровенных диверсий политическое давление выглядело простым фрагментом в сложной мозаике "войны нервов" на акваториях Охотского и Японского морей.
Речь идет о так называемых "арктических испытаниях" гигантских четырехмоторных "летающих лодок" Каваниси Н6К, направленных в Охотское и Японское моря для демонстрации силы против Советского Союза во время переговоров о статусе Охотского моря. Ничего подобного в СССР тогда, да и позже, в широких масштабах не производилось. После завершения демонстрационных полетов в Охотском море пилоты ВМФ Японии совершили полеты с о. Шумшу до Алеутских островов и обратно. В это сложное время, с 4 марта по 31 мая и с 16 июля по 9 октября 1939 года, находившийся стационером в базе Оминато легкий крейсер "Юбари" "посетил" Сахалин и находился в его водах с 20 июля по 4 октября 1939 года, в самый разгар боевых действий на Халхин-Голе и последовавших за этим переговорам.
15 ноября 1939 года в Майдзуру перешел легкий крейсер "Тенрю" для переоборудования в крейсер ПВО. Одновременно в Йокосуку для таких же целей прибыл легкий крейсер "Тацута". Их основным противником японское военное командование считало дальние советские бомбардировщики ТБ-3 и ДБ-3. Временно крейсер "Тенрю" поступил в распоряжение Инженерной школы в Майдзуру. Судостроительная база этого города на берегу Японского моря позволяла строить эскадренные миноносцы и проводить текущий ремонт легких крейсеров.
В этой связи стоит напомнить, что на сентябрь 1939 года ударные надводные силы советского Тихоокеанского флота состояли из 3 эскадренных миноносцев, из них два - типа "Новик" постройки времен Первой Мировой войны. Снова советские подводные лодки вели боевое патрулирование в течение лета-осени 1939 года. Следующий год выдался еще более беспокойным. Отмечались прямые военные провокации на море и нарушение государственного суверенитета СССР.
Так, например, 31 июля 1940 года, в ответ на задержание советским пограничным катером японской рыболовной шхуны, нарушившей советские территориальные воды в районе р. Озерная в 140 км к югу от Усть-Большерецка на западном побережье Камчатки, сюда прибыли 3 японских эскадренных миноносца. Войдя в 3-мильную зону советских территориальных вод, японские боевые корабли попытались захватить рыболовецкие плавсредства Акционерного Камчатского Общества.
18 августа 1940 года в советских территориальных водах задержана японская рыболовная шхуна "Вага-мару". Ответные действия последовали с некоторой задержкой. Это свидетельствовало, в первую очередь, о согласованных с военно-политическим руководством Японии, вооруженных провокациях.
30 августа 1940 года с японского эскадренного миноносца в районе м. Лопатка высадилась группа военных моряков во главе с офицером, пытавшегося вести переговоры по этому поводу с советскими властями.
В этот же день с японского эскадренного миноносца, вставшего на якорь в советских территориальных водах в 300 метрах напротив устья р. Озерная на берег доставили письмо в адрес "начальника Петропавловской погранохраны" от командующего охранным отрядом японских ВМС. В письме требовали наказать пограничников, задержавших шхуну, и принести японской стороне извинения. Далее в ультимативной форме представитель японского флота заявлял, что в случае невыполнения этих требований японские военные корабли оставляют за собой право преследовать и задерживать советские пограничные катера".
С января 1941 года боевой подготовкой в районе Майдзуру занимался легкий крейсер "Тоне"
В этой связи интересен доклад германского военно-морского атташе барона фон Баумбаха в апреле 1941 года в Берлин. Документ достойный, чтобы его процитировать:
6. Относительно Дальневосточного флота было сказано выше. Он имеет, безусловно оборонительный характер, таково же мнение японского морского атташе.
По своей структуре он аналогичен флоту Северного моря, но по всем судам надводного типа (лидеры флотилий, эсминцы, торпедные катера) в два раза сильнее, чем тот.
Сведения о наличии судов основываются исключительно на данных японского морского флота, так как пока оценка на основании собственных немецких сведений не может быть дана.
Больше всего на Дальневосточном флоте имеется подводных лодок.
По подсчетам японцев, к концу 1940 года в наличии находилось 100 подлодок, из них: две большие класса "С", 14 больших подводных минных заградителей класса "Л", 34 средних класса "Щ", 45-50 малых подлодок класса "М".
Именно подбор классов подлодок подчеркивает оборонительный характер Дальневосточного флота. К тому же нигде нет такого количества больших подводных минных заградителей, как на Дальнем Востоке. Здешний японский морской атташе сказал недавно с иронией, что русские, кажется, поставили Дальневосточному флоту оборонительную задачу на всем Дальневосточном побережье.
Параллельно с этим происходит значительное усиление береговой обороны (пограничные войска НКВД).
В то время как в прежние годы во время патрулирования для охраны рыболовов у берегов Камчатки японцы нередко беспрепятственно высаживались на берег, теперь это почти невозможно.
Вообще русские военно-морские силы не всегда серьёзно оцениваются японцами. В последние время, когда охранно-сторожевые суда "Киров" и "Дзержинский" должны были принимать меры против японских рыбаков, приближались японские эсминцы, окружали советское пограничное сторожевое судно, которое, по японским данным, посылало сигналы СОС, и (оно) отпускало японских рыбаков. Советское правительство заявляло в таких случаях протесты, но конфликты не принимали острого характера".
Одновременно нельзя не отметить трогательное единодушие в отношении замаскированных надводных рейдеров военно-морских сил Германии. Например, ледовую проводку вспомогательного крейсера "Комет", замаскированного под транспортное судно "Дунай", осуществили советские лоцманы и советские ледоколы. Даже в ущерб для нескольких десятков собственных транспортных судов с народнохозяйственными грузами, обреченных на тяжелую зимовку во льдах Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых из-за нехватки ледоколов. Японская сторона предоставляла свои базы для отстоя и ремонта на Каролинских, Марианских и собственно Японских островах. Наверно, поэтому просьба предоставить базу к северу от Владивостока или Находки не встретила энтузиазма у советской стороны. Как, впрочем, и предложение немцев организовать ледовую проводку 35 германских транспортов, застрявших в дальневосточных портах в связи с началом Второй Мировой войны. Такая "благотворительная" сделка была способна надолго парализовать всякое движение собственных судов по Северному Морскому пути. Основная масса этих транспортных и пассажирских судов так или иначе попала в руки японцев, либо реквизировавших, либо принудительно "выкупивших" их у немецких судовладельцев. "Волки папаши Редера" - надводные рейдеры "Тор", "Пингвин", "Атлантис" и "Комет", - чувствовали себя в центральной части Тихого океана и в антарктических водах весьма вольготно. Но в северных водах они не появлялись...
Нападение Германии на Советский Союз породило в армейских кругах Японии желание взять реванш за "Номонганский разгром". Вместе с тем зрело понимание, что наиболее успешной и результативной может быть ограниченная операция на изолированном участке советской территории, где нет возможности сконцентрировать и широко применить бронетанковые, механизированные войска и авиацию, где в полной мере способны проявиться высокий уровень индивидуальной подготовки японского солдата. И где есть возможность наращивать усилия армии за счет поддержки с моря. Однако захват северо-сахалинских нефтяных полей не мог сравниться экономическим эффектом с Борнео, а Камчатки - с Индокитаем и Филиппинами. Поэтому взоры военно-политического руководства обратились на юг, "на богатые колонии европейцев", ослабленных войной в метрополиях и островные территории США. Генералам Квантунской армии оставалось и отрабатывать на картах планы нападения на Советский Союз и готовить войска на случай благоприятного развития событий на советско-германском фронте.
Активность Морского Генерального штаба Японии в связи с нападением Германии на СССР свелась к созданию и организационному оформлению 5-го (Северного) флота. Командующим распоряжением МГШ был назначен вице-адмирал Мосиро Хосогая. В состав Северного флота вошла 21-я дивизия крейсеров, укомплектованная легкими крейсерами "Тама" и "Кисо", вступивших в строй в далеком 1921 году. Флот усиливали 2-4 эскадренных миноносца постройки 1920-1921 (тип "Минекадзе") и 1928-1931 годов (тип "Фубуки"). А также вспомогательным крейсером "Асахи Мару". Возможности этого корабля позволяли перевозить армейские истребители и обеспечивать базирование ударных одномоторных поплавковых гидросамолетов.
Впрочем, скорость, огневая мощь и торпедное вооружение японских эскадренных миноносцев были не только сравнимы, но и во многом превосходили данные наших тихоокеанских "новиков", "семерок" и лидеров "проекта 38". Мореходность позволяла успешно действовать в жестких штормовых условиях. Эсминец "Фубуки" не даром называли родоночальником нового поколения японских эсминцев и сравнивали его появление с "эффектом линкора "Дредноут" в начале ХХ века, мгновенно сделавший даже новейшие эскадренные броненосцы устаревшими. В своем классе он стал эталоном, на который ориентировались кораблестроители всех ведущих держав мира.
Регион считался недоступным для авиации противника, поэтому требования к качеству и составу зенитного вооружения для "старичков" постройки 1920-1921 года были несколько ниже, чем у кораблей на главном направлении и здесь эсминцы 5-го флота сильно уступали советским кораблям аналогичного класса. Оставляла желать лучшего обитаемость. Здесь советские и американские корабли были вне конкуренции. Возраст боевых кораблей компенсировался хорошим уходом за корпусами и механизмами, регулярной модернизацией систем управления огнем и артиллерии. В составе 5-го флота действовали большие патрульные корабли. В рамках многочисленных международных соглашений командование императорскими ВМФ проводило переоборудование устаревших эскадренных миноносцев в патрульные корабли: демонтировалась часть котлов и турбин, а их место занимали топливные танки, снималась часть артиллерийского и торпедного вооружения. При этом значительно возрастала дальность плавания и автономность.
Советская сторона на июнь 1941 года располагала на Тихом океане 2 лидерами эсминцев, 5 эскадренными миноносцами (из них 2 - типа "Новик"), 6 сторожевыми кораблями специальной постройки и 85 подводными лодками типов "Л", "Щ" и "М". Костяк и ударную силу подводного флота составляли подводные лодки типов "Щ" и "Л". Дивизион подводных минных заградителей базировался на Петропавловск-Камчатский. На стапелях в Комсомольске -на- Амуре и Хабаровске находились легкие крейсера, морские мониторы, лидеры эсминцев, эсминцы, подводные лодки, сторожевые корабли, сетевые заградители и бронекатера.
Предполагалось строительство в Комсомольске-на-Амуре легких авианосцев на основе корпусов легких крейсеров проекта № 68 Тип "Чапаев"). Нехватка крупных надводных кораблей компенсировалась развитой стационарной и подвижной береговой артиллерией калибром до 356 мм. Однако основная часть крупнокалиберной береговой артиллерии, в том числе и 305-мм башенной была сосредоточена у Владивостока. У берегов Камчатки были развернуты стационарные береговые батареи калибром 45-130 мм. Строилась 180-мм башенная батарея на подступах к Авачинской губе и Советской Гавани. Дополняли картину свыше 500 боевых самолетов морской авиации. Пикирующих бомбардировщиков - ударной силы флота, - не было совсем. Только в ноябре 1941 года ВВС ТОФ получили первый Пе-2. В ряде случаев в морской авиацией могли взаимодействовать ВВС 2-го Дальневосточного фронта.
Инфраструктура передового базирования японского военно-морского флота на Северных Курилах позволяла принимать у причалов Катаока и Касивабара подводные лодки любого класса. Объединенный Флот располагал достаточным количеством судов снабжения и быстроходных танкеров. Излишне говорить о том, что "Северное соединение" могло быть в любой момент усилено простой переброской в северные воды значительного количества кораблей Объединенного Флота после незначительного их переоборудования. Правда, для постоянных действий на севере японским кораблям на верфях усиливали корпуса ледовыми подкреплениями и модернизировали систему вентиляции, но учитывая мощности японской судоремонтной базы в Метрополии, эти работы выполнялись в течение весьма непродолжительного времени. Часть современных японских эскадренных миноносцев постройки 1938-1941 годов вообще не годились для действий на Севере - на них отсутствовали кубрики и расчеты спали на циновках прямо у орудий и торпедных аппаратов, а питались из походных кухонь в районе стоянки корабля. Для действий в тропиках это еще как-то объяснимо, но для Северных Курил и Западных Алеутских островов....
Исчерпывающую синоптическую информацию о районе боевых действий авиация и боевые корабли японского Северного флота могли получить от сети метеорологических станций Хоккайдо и Карафуто. В частности, сеть на Карафуто была представлена ГМС развернутыми в Амбецу, Найосигава, Сикука, Кусюннай, Отиай, Маока, Хонто, Ниси-Ноторо-мисаки, Тоёхара и Отомари. Для привода и связи могла быть использована достаточно широкая сеть радиостанций. Правительственная радиостанция в г. Тоёхара, радиостанция ВМФ Японии в Эсуторо, самая мощная радиостанция на Карафуто в г. Сикука, портовые радиостанции в городах Хонто, Отомари, Маока, Найро и на о. Кайба-то.
Тыловой базой 5-го флота фактически стал порт Оминато на севере о. Хонсю. Обслуживание и ремонт японские корабли проходили на верфях флота в Майдзуру, Сасебо и Йокосука. Ремонтные возможности передовых баз могли быть существенно расширены за счет перехода к берегам Курил и Карафуто плавучих ремонтных баз Объединенного Флота. Передовыми военно-морскими базами на Шумшу являлась Катаока и Касивабара. От моря вход к гавань Катаока отделял мол, а глубины и причальный фронт позволял базироваться судам с осадкой до 4,5 метров. На Парамушире такой военно-морской базой была Касивабара. Здесь естественный изгиб побережья дополнял бетонный мол. Глубины уже в 500-600 метрах от берега позволяли становиться на якорь боевых кораблям с любой осадкой. В восточном ковше базы могли базироваться тральщики, патрульные катера и вспомогательные суда ВМФ. Береговая база могла обеспечить кораблям помощь в устранении небольших неисправностей. Имелось крупное нефтехранилище. Гавань Кукумабецу не могла обеспечить базирование крупных надводных кораблей, но представляла собой удобную якорную стоянку для крупных кораблей и судов. Требованиям рейдового базирования это вполне удовлетворяло. До 1941 года береговая оборона островов могла быть усилена переброской на одном из авиатранспортов - "Читосэ", "Чийода" или "Мидзухо", - 12 сверхмалых электрических подводных лодок типа "А". Но в 1941 году оборудование для транспортировки к цели и спуска на воду СМПЛ демонтировали. Кроме того, в высокой степени готовности находились переоборудованные из пассажирских и быстроходных транспортных судов типа "Ното Мару" плавучие базы гидроавиации. Часть из них проходила обязательный курс боевой подготовки в Японском и во Внутреннем Японском море.
Значительным потенциалом для базирования гидросамолетов различных типов служили естественные морские лагуны и бухты Карафуто. Хоккайдо и Курильских островов. Система базирования гидроавиации могла быть дополнена переброской в нужный район авиатранспортов (плавучих баз гидроавиации). Располагая достаточно разнообразным парком лодочных и поплавковых самолетов, ВМФ Японии могли в ограниченное время создать крупную многоцелевую группировку, включающую, в том числе, ударные самолеты. В этой связи следует отметить динамику развития и структуру сентаев морского базирования. Так, например, если до 1941 года в составе бортовых гидросамолетов на авиатранспортах абсолютно преобладали поплавковые разведчики Е7К, то с января 1942 года в составе авиагрупп появились 12 гидросамолетов-разведчиков типа 2 (А6М2-N) и 12 гидросамолетов-разведчиков типа 0 (F1М2) и авиатранспорты получили возможность действовать в ударном варианте.
Целью Северного флота к лету-осени 1941 года были оборона северных вод метрополии, Курильских островов. Зона ответственности фактически простиралась от северо-охотоморского побережья и Камчатки до берегов Алеутской гряды и Аляски. Задачу прикрытия традиционных промысловых районов в Охотском, Японском и Баренцевом море 5-му флоту не ставили.
Впрочем, главной целью японского Императорского флота все-таки являлись Соединенные Штаты Америки. При таком положении вещей командование Северного флота рассматривало район Северного Сахалина, Камчатки и Командорских островов как фланг. И устойчивости этого фланга придавало большое значение, проводя комплексную разведку побережья доступными средствами и контролируя эфир.
Список литературы
1.Авиация Японии во Второй Мировой войне. М. Изд-во ЦАГИ. 1996. ч.2. С. 3.
2.Боевой путь советского военно-морского флота. М: Воениздат. 1988. Изд.4-е, исправленное и дополненное. С. 540.
3.Вооруженные силы Японии: история и современность. М: Наука. 1985. С. 17.
4.Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПБ. Судостроение. 1995. С. 29, 37-40, 97-101,153-159.
5.Справочник "Наваль": Вторая Тихоокеанская эскадра и японский флот при Цусиме, /Наваль, Спб. 1991. № 1/, С. 33, 34.
6.Сахалин. Военно-географическое описание. М. Воениздат. 1944. С. 32, 59, 131
7.Амирханов Л.И. Морские пушки на железной дороге. Спб. 1994. С. 31-34, 39.
8.Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. (10.1918-8.1945 гг.). Спб. 1998. С. 70,81-82, 85, 121.
9.Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. (10.1918-8.1945 гг.). Спб. 1997.
10.Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Эскадренные миноносцы. (10.1918-8.1945 гг.). Спб. 2004. ч.1.
11.Короткин Н. М. Аварии и катастрофы кораблей. Л: Судостроение. 1977. С. 12, 44, 80, 82.
12.Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945. М: Воениздат. 1988. С. 8-29, 31, 33-36, 38-120.
13.Вишневский Н.В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй Мировой войны. Южно-Сахалинск. 2000. С. 154.
14.Медведь А. Н, Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. М: Армада. 2000. ч.2. С. 28.
15.Патянин С.В. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии. Спб. 1998. С. 39, 45, 46, 63-68, 77-847.
16.Широкорад А.Б. Дальневосточный финал. М: АСТ. 2003. С.23-56, 204-219.
17.Шуберт Б.К. Новое о войне. Воспоминания о морских походах. Спб. 1906. С. 120-121.
18.Платонов А.В, Альпаков Ю.В. Боевые корабли Германии (1939-1945). Спб. 1995. С. 63-68.
19.Безносов А.В. Секрет "Базис Норд", / Военно-исторический журнал. 1990. № 7/, С. 53-57.
20.Боженко П.В. Подводные лодки Тихоокеанского флота в войне с Японией (август 1945 года), /Субмарины в войне. Львов. 1998. Вып. 6. /, с. 12.
21.Гаврилкин Н.В. Судьба артиллерии линкоров./ Цитадель. СПб. 1996. № 1./, С. 54.
22.Кузнецов Л.А. Не исключалась и постройка авианосца./Гангут. Спб. 1992. Вып. 3 /, С. 63-70.
23.Орёл А.В. Эсминцы типа "Акицуки", / Морская коллекция. М. 2001. № 5. /, С. 3.
24.Ямпольский В.П. О чем умолчал гросс-адмирал Карл Дёниц (из доклада немецкого военно-морского атташе в Москве в Генеральный Штаб германской армии о состоянии военно-морского флота СССР 30 апреля 1941 г.), / Военно-исторический журнал. 1994. № 2. /, С. 72.
24.ГАСО. Ф.171. Оп.1. Д.2. Л. 1.
25.Rothe C. Deutsche Ozean-Passagierschiffe 1919 bis 1985. Berlin: Transpress. VEB Verlag fur Verkehrwesen. 1987. s. 28-32, 92, 129.
Александр Челноков.
Sakhalin.Info http://www.sakhalin.info/weekly/54404/