Может кто не читал:
19 июня 1944 года американские войска начали высадку на одном из островов Марианского архипелага - острове Сайпан. По плану операции "Форейджер" на захват Сайпана отводилось три дня. Однако японцы оказали неожиданно сильное сопротивление, и вопреки всем расчетам американского командования, бои продолжались почти месяц. Господствующая высота острова - вулкан Тапахау была занята американцами только к 27 июня. Генерал Сайто и адмирал Нагумо, которые руководили обороной Сайпана покончили жизнь самоубийством в этот же день. Однако засевшие в многочисленных пещерах японцы продолжали сопротивление. 9 июля на рассвете японские войска организовали последнюю контратаку. К этому времени у японцев практически иссякли боеприпасы. И в атаку они поднялись, вооруженные мечами и бамбуковыми копьями. Японцы внезапным ударом прорвали первую линию американской обороны, преодолели вторую и третью линию и погибли все до последнего, под пулеметным и артиллерийским огнем. Их обстреливали с земли, с моря и с воздуха. Большинство гражданских, а это были только женщины и дети, бросились в море с обрыва. Всего погибло более 50 тысяч японцев, из них гражданских более 20 тысяч человек. В плен сдались около 2 тысяч человек - в основном это корейские рабочие и раненые в бессознательном состоянии. Подавляющее большинство из них попало в плен в первый день операции. То же самое повторилось на других островах Марианского архипелага - Гуаме и Тиниане. Руководство американских вооруженных сил было вынуждено выступить со специальными заявлениями, чтобы разъяснить общественности ситуацию. Поступки японцев были объяснены их фанатизмом и традиционным для Японии презрением к человеческой жизни, как к своей, так и чужой. Последующие события показали, однако, что таких простых объяснений недостаточно. Американцы, как военные, так и гражданские, были готовы согласиться, что коварные и жестокие японцы, как их изображала американская пропаганда, презирают чужие жизни, но как можно точно так же относиться к собственной жизни - американцы понять не могли. Такое поведение японцев оказывало завораживающее действие и невольно вызывало уважение к противнику. Когда в конце 1944 года начались массовые атаки летчиков-самоубийц, психологический шок от них был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках камикадзе. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.
Собственно камикадзе появились в конце 1944 года, однако и до этого японские летчики прибегали к самоубийственным атакам. Вероятно, первая такая атака была совершена 21 февраля 1941 года младшим лейтенантом Сёно Дзиро с авианосца "Кага". Он направил подбитый истребитель на китайские позиции во время японского наступления на Куньминь. Однако таких летчиков, как младший лейтенант Сёно Дзиро, обычно не считают камикадзе. Важное отличие здесь состоит в том, что камикадзе сознательно планировали самоубийственную атаку до вылета с базы или авианосца. Однако подобные жертвы не были монополией одних только японских летчиков. Подобные подвиги совершали во время Второй мировой войны советские, американские, австралийские летчики. В Советском Союзе был хорошо известен подвиг капитана Николая Гастелло, направившего 26 июня 1941 года свой горящий бомбардировщик ТБ-3 в колонну немецких автомашин. 8 мая 1942 года, во время сражения в Коралловом море, американский летчик с авианосца "Лексингтон" лейтенант Пауэр спикировал на японский авианосец "Сёкаку". Он сознательно сбросил бомбу с высоты в 50 метров и его самолет был поражен взрывом собственной бомбы. От взрыва самолета и бомбы японский авианосец был выведен из строя более чем на месяц. Другой американский летчик, кэптен Флеминг, 5 июня 1942 года, во время сражения за Мидуэй, спикировал на японский тяжелый крейсер "Микума". Его "Виндикейтор", двухместный палубный пикирующий бомбардировщик был подбит, бомба, которую он сбросил, не попала в цель, и он сознательно направил свою машину на японский крейсер, хотя имел возможность выброситься с парашютом или совершить посадку на воду. Японский крейсер потерял ход, и его на следующий день добила американская палубная авиация.
Повторю еще раз - все упомянутые летчики не считаются камикадзе. Их действия можно объяснить по-разному, например состоянием аффекта, которое наступило в результате полученных ран и ожогов, но не один из них не планировал заранее, до вылета самоубийственную атаку. Атаки камикадзе начались потому, что к осени 1944 года всем японским морякам стало ясно - флот терпит тяжелые поражения из-за подавляющего превосходства американского флота в воздухе.
Между тем, в начале войны положение было противоположным. Японский флот абсолютно доминировал в воздухе. В первый день войны, 7 декабря 1941 года японский Объединенный флот нанес сокрушительный удар по Перл-Харбору самолетами с 6 авианосцев. 10 декабря самолеты японской базовой авиации потопили английский линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс". Мощные и хорошо вооруженные корабли были уничтожены без участия других кораблей - только авиацией. Стало ясно, что против "звездного налета" самолетов-торпедоносцев, когда самолеты атакуют корабль со всех курсовых углов, чтобы тот не мог уклониться от торпед, не может устоять ни один линкор, сколь мощным бы не было его вооружение и бронирование. Однако даже после этого, далеко не все адмиралы, в том числе и японские, признали, что линкоры ничего не значат без поддержки авиации.
Среди японских адмиралов первым понял роль морской авиации адмирал Ямамото Исороку. Он, собственно, и создал японскую морскую авиацию. Ямамото был командующим Объединенным флотом до 18 апреля 1943 года, когда он погиб в время перелета из Рабаула на острове Новая Британия, в Буин на острове Бугенвиль (Соломоновы острова). Американской разведке стало известно об этом перелете, американские истребители перехватили бомбардировщик "бетти", на котором летел адмирал, и сбили его недалеко от острова Балалле. Через год, 31 марта 1944 года погиб в авиационной катастрофе следующий командующий Объединенным флотом, адмирал Кога Минэити.
Новый командующий, адмирал Тоёда Соэму принял Объединенный флот в тяжелом состоянии. Хотя в его состав входили самые мощные в мире линкоры "Ямато" и "Мусаси", с авиацией дело обстояло очень тяжело. Один авианосец ("Сехо") японцы потеряли в мае 1942, во время сражения в Коралловом море. Еще четыре ("Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю")- в июне того же года, в сражении за Мидуэй. Уже под командованием адмирала Тоёды японский флот потерял еще три авианосца - "Хийо", "Тайхо" и "Секаку" во время 1-го сражения у Филиппин 19 - 20 июня 1944 года. Но не сами по себе потери авианосцев ставили в японцев в тяжелое положение. В 1944 году японцы ввели в строй четыре новых авианосца - "Тайхо" в марте, "Унрю" и "Амаги" в июле и "Синано" (перестроенный из незавершенного линкора типа "Ямато") - в ноябре. Все они прожили недолго и были потоплены в том же 1944 году. Короче всех была биография "Синано". Он пробыл в составе флота всего 10 дней. 29 ноября 1944 года самый большой в мире авианосец водоизмещением 65 тысяч тонн был потоплен в Токийском заливе американской подводной лодкой "Арчерфиш". Но все же корень зла был не в потерях авианосцев. Самым тяжелым было то, что уже в 1942 году погибло большинство опытных пилотов. И положение с пилотами продолжало ухудшаться. Летные школы не успевали подготавливать пилотов взамен выбывших. В довоенной Японии опытным считался пилот, если у него было не менее 700 часов летной подготовки. Программа подготовки пилота была рассчитана на срок порядка 4-5 лет. В курсанты набирали с 15-17 лет. За это время будущий пилот должен был закончить курс общеобразовательной средней школы, 14 месяцев общей и не менее 12 месяцев специальной летной подготовки. Флот набирал также курсантов из числа офицеров или мичманов. Они учились в течение 12 месяцев и считались нормальными пилотами. Однако им требовалось еще не менее года, чтобы научится получить квалификацию пилота авианосной авиации. Когда в 1940 году молодой лейтенант Такахаси Такэцу предложил капитану 2-го ранга Окумия Масатаке, инструктору учебного авиакорпуса Касамигаура "План подготовки 15000 пилотов", и тот, одобрив его, передал вышестоящему начальств, план сочли прожектерством. Теперь пришлось сокращать сроки подготовки летчиков-офицеров сначала с 12 месяцев до 10, а затем и до 3. Как пишет Окумия, такие пилоты не имели шансов остаться в живых после встречи с противником.
Таким образом, анализ ситуации с подготовкой пилотов приводил почти с неизбежностью к необходимости планировать самоубийственные атаки с самого начала. И в октябре 1944 года, в самый разгар боев за Филиппины, вице-адмирал Ониси Такидзиро предложил создать "Камикадзе Токебуцу Когекитай", то есть "Специальный ударный корпус Божественного Ветра"....
Продолжение следует...