70 лет назад
Тихоокеанская война...
К сожалению, мы знаем о ней мало. Нашей стране было не до нее. Наша судьба решалась на западе в жесточайших битвах Великой Отечественной.
Но Тихоокеанская война тоже решала судьбы мира.
Да, в основном ее вели союзники. Да, в немалой степени за передел сырьевых рынков. Но и против "Нанкинской резни", "Батаанского марша смерти" и многих подобных трагедий, о которых мы не знаем....
В апреле 1942 года "генерал-майор Эдвард Кинг, командующий лусонскими силами, отброшенными на Батаанский полуостров, сдал японцам свою группировку в 78 тыс. страдающих от болезней и истощенных солдат, в числе которых были 67 тыс. филиппинцев, 1 тыс. филиппинцев китайского происхождения и 11 796 американцев".
Японцы начали выводить их с театра боевых действий.
Напомним, что военнопленные попадали под действие международных конвенций. Советский Союз тоже брал большое количество военнопленных. Но, заметим, они содержались лучше, чем "отечественные" заключенные. В годы "перестройки" было много "разоблачений", но "разоблачений" по этому поводу не было.
А вот японцы не были идеалистами, как граждане СССР.
"Впоследствии 75 тыс. пленных отправили в 97-километровый путь по разбитым дорогам с щебеночным покрытием в густой пыли и по завершении марша поместили в переполненные железнодорожные вагоны лагеря О'Доннелла. Марш сопровождался немотивированным применением силы и убийствами со стороны конвоиров. Падения, неспособность к дальнейшему передвижению, как и любое проявление протеста или выражения недовольства, были фактически равносильны смертному приговору. Упавших добивали или оставляли умирать. Конвоиры обезглавливали упавших, перерезали им горло или просто пристреливали. Также пленных закалывали штыками, насиловали, вспарывали животы, избивали прикладами и не позволяли пить или есть в ходе марша... Мотоциклисты выставляли винтовочные штыки на уровне шеи и проезжали вдоль ряда людей, марширующих по дороге, нанося им смертельные порезы. Стороны дороги были обрамлены телами погибших и живыми, умолявшими о помощи..."
Конечно, в большей части это касалось филиппинцев, "белых" старались не трогать, но гибли и они. А про некомбатантов вообще говорить не стоит.
А Советский Союз в апреле 1941 года заключил с Японией пакт о нейтралитете и ненападении.
Кто-то вскрикнет — как же так!
А вот так. До сталинградской битвы этот пакт был нужен стране, как воздух. До 30 процентов вооруженных сил приходилось держать на Дальнем Востоке.
Все помнят, что Москву в 1941 году спасли "сибирские дивизии". Но в Сибири не было подготовленных дивизий! Не было нужды их там держать и готовить. Все это было на Амуре и Уссури. Оттуда их и снимали. А "сибирские" — это была "деза", которая действует до сих пор.
История малоизвестной нам Тихоокеанской войны изобилует подвигами и ужасом.
Но о них, впрочем, можно при желании узнать.
Коснемся только совершенно невероятных эпизодов, хотя большую их часть, связанную с Сахалином и Курилами, приведем в другой раз. О том, как американские диверсанты взрывали железную дорогу под Макаровым, например...
Отметим лишь, что тогда впервые произошло вторжение на территорию США.
"Операция была начата 3 июня 1942 года ударом японской авиации по военно-морской базе Датч-Харбор на острове Уналашка. Японский десант в составе 1250 человек высадился на остров Кыску утром 7 июня. Спустя несколько часов десант высадился и на остров Атту.
Гарнизоны на островах отсутствовали, поэтому захват был осуществлен без помех. Восемь американских офицеров были взяты в плен".
Отбить эти острова Алеутской гряды стало для США делом чести.
11 мая 1943 года началась операция на Атту. Японцы "не препятствовали десантированию, но окопались на высотах. 29 мая оставшиеся в живых внезапно атаковали американские позиции... В плен было взято только 28 человек (из них ни одного офицера). Американцы захоронили 2351 японского солдата, но еще сотни погибли до этого от бомбардировок. Американские потери составили 3929 человек, из них 579 убитыми".
А далее впервые в ход войны вмешалось НЛО. Да, неизвестная сила.
"В июле 1943 американская армия установила блокаду острова Кыска. В операции участвовали около 40 тыс. американских десантников, 100 кораблей и 236 самолетов. Японский гарнизон состоял из примерно 8,5 тыс. человек и 20 самолетов. 23 июля радар летающей лодки "Каталина" зафиксировал 7 судов в 200 милях северо-западнее острова Атту. 26 июля в 00:07 радар линкора "Миссисипи" обнаружил неопознанные объекты. С линкора "Айдахо", тяжелых крейсеров "Уичита" и "Портланд" сообщили, что видят их тоже. Линкоры и крейсера взяли курс на цель и открыли огонь в 00:13. Наблюдатели докладывали, что видят вспышки залпов, следы торпед. В 00:44 объекты исчезли с радаров, и адмирал Кинкейд приказал прекратить огонь. Однако разведка не обнаружила в зоне стрельбы никаких следов боя. "Ни кораблей, ни обломков, ни даже дохлого кита".
Командование решило, что люди просто рехнулись от перенапряжения, и вывело их на замену.
А в это время "ввиду невозможности обороны острова было принято решение об эвакуации гарнизона. В ночь на 22 июля из гавани на острове Парамушир вышел отряд адмирала Кимуры в составе крейсеров "Абакума", "Кисо", нескольких эсминцев и танкера "Ниппон-мару"... 28 июля в 18:40 крейсеры подошли к берегу и забрали гарнизон. За 55 минут на борт были взяты контр-адмирал Акияма, офицеры, солдаты, добровольцы и гражданские лица — всего 5183 человека, 31 июля корабли вернулись на Парамушир. Японцы смогли скрытно вывезти весь гарнизон до последнего человека".
А американцы об этом не знали! Они продолжали бомбить Кыску, а в августе начали блестящую десантную операцию — 34 тысячи солдат было высажено на необитаемый остров.
"В результате путаницы и происшествий при высадке и во время прочесывания острова 25 человек погибло и 31 был ранен из-за "дружественного огня". Эскадра десантных кораблей тоже потеряла 70 человек, когда 18 числа в 01:34 на японской мине подорвался эсминец типа Флетчер "Abner Read". Несколько дней американцы прочесывали остров, пока 17 августа не вышли в район основного японского лагеря и окончательно убедились, что противника на нем нет. Остров был необитаем. Нашли только нескольких собак, оставленных японцами. Один летчик грустно заметил: "Мы сбросили на Кыску 100 000 листовок, но эти собаки не умели читать"...
Однако о серьезном.
В феврале 1945 года в Ялте (Крым) состоялась вторая встреча глав союзных государств — Сталина, Рузвельта и Черчиля. Это были люди, о которых ходят легенды. Именно они определили наш сегодняшний день с его многочисленными проблемами.
В резолюции Ялтинской конференции, к которой мы не раз еще вернемся, было обозначено, что СССР через несколько месяцев после завершения войны в Европе должен вступить в войну на Дальнем Востоке и взамен получить Восточную Пруссию, Южный Сахалин и Курильские острова.
Сталин (СССР) свои обязательства выполнил.
К августу 1945 года войска по узкому однопутному Транссибу были переброшены на Дальний Восток и начали наступление.
"В качестве источника стратегического развертывания на Дальнем Востоке Ставка в первую очередь использовала войска фронтов, завершивших боевые действия на западе (Карельского, 1 и 3 Белорусских, а также 2 Украинского фронтов). Определение целесообразности использования того или иного объединения зависело от опыта и боевых качеств, накопленных в сражениях на советско-германском фронте. Так, соединения и части 5 (генерал-полковник Николай Иванович Крылов) и 39 (генерал-полковник Иван Ильич Людников) армий, участвовавшие в прорыве укрепленных оборонительных полос в Восточной Пруссии, предназначались для удара на главных направлениях приграничных укрепрайонов. Соединения 6 гвардейской танковой (генерал-полковник Андрей Григорьевич Кравченко) и 53 общевойсковой армий (генерал-полковник Иван Мефодьевич Манагаров), имевшие большой опыт действий в горно-степной местности, предназначались для наступления на широких пустынных просторах и горно-лесистых массивах Маньчжурии. Конно-механизированная группа генерал-полковника Иссы Александровича Плиева на завершающем этапе войны обеспечила успех в операциях по освобождению Венгрии, войска генерал-полковника Афанасия Павлантьевича Белобородова успешно действовали в Прибалтике, а в апреле 1945 года штурмовали укрепленный Кенигсберг. Именно таким образом подбирались войска, их командующие и командиры — с учетом опыта в прорыве хорошо укрепленной обороны и действиях в оперативной глубине. Большинство командующих армиями имели воинское звание "Генерал-полковник".
Основная роль в операции отводилась не тем войскам, что весь период Великой Отечественной находились на Дальневосточном ТВД, а тем, которые имели солидный боевой опыт в схожих климатических, географических и фортификационных условиях. Для многих советских воинов обернулась трагедией ситуация, при которой они всю войну находились на Дальнем Востоке, когда страна из последних сил сначала защищалась от фашистов, а затем громила агрессора. Тысячи военнослужащих разных должностей и званий заваливали вышестоящие инстанции рапортами с просьбой отправить на фронт, а им отказывали, так как существовала необходимость сдерживать японцев. Зафиксированы случаи, когда командиры пускали себе пулю в лоб от кажущейся им несправедливости и безысходности".
Это было. Многого мы не знаем. Например, сейчас начинает складываться мнение, что все это было не нужно, что все предопределила атомная бомбардировка Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа.
Бред. Приказ об августовском наступлении СССР был отдан еще тогда, в феврале. И огромная махина начала набирать обороты.
При всем позоре атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки не стоит преувеличивать их значение. О том, что представляет собой атомная бомба, в СССР знал только ограниченный круг лиц (Сталин, Берия, Курчатов...). В Японии о ней знали тоже только единицы. Зато знали только, что США имеют опыт разрушения с воздуха мирных городов (Дрезден), и воспринимали это обыденностью войны. На Японию уже проводились такие налеты. Поэтому новость о Хиросиме была воспринята спокойно. Более того, известие о том, что Хиросима разрушена, пришло в Токио только через 16 часов.
"Первый атомный удар по Хиросиме не произвел особого впечатления ни на сторонников капитуляции в японском руководстве, ни тем более на тех, кто был готов воевать до конца.
От американских бомбежек и так уже существенно пострадало 68 японских городов, так что принципиально новое оружие расклада ситуации не меняло... Для пострадавших японцев это были лишь просто сверхмощные бомбы. Однако у Японии была собственная ядерная программа, а в ночь после бомбежки Хиросимы японский военный министр Анами Корэтика лично посетил руководителя ядерных разработок и получил развернутое объяснение ситуации с научной точки зрения. Поэтому более-менее адекватное представление о возможностях и поражающих факторах ядерного оружия у японского руководства было. Японцы не знали, сколькими бомбами обладают США, но было ясно, что количество оружейного урана не очень велико, и они вполне могли смириться с большими потерями. Речь в данном случае могла идти еще о нескольких разрушенных городах, но у Японии все равно осталась бы возможность сопротивляться, а наработка ядерных материалов для новых бомб потребовала бы у американцев еще немало времени. Другое дело — более традиционная мощь советской армии и казавшаяся неизбежной оккупация японских островов... Для японцев это стало бы моральной катастрофой, ведь ничего подобного в их истории не происходило.
По словам премьер-министра Судзуки, произнесенным им на экстренном заседании Высшего военного совета, вступление в войну Советского Союза поставило Японию в безвыходное положение и сделало невозможным дальнейшее сопротивление. Было решено принять капитуляцию, не дожидаясь оккупации..."
9 августа 1945 года в полном соответсвие с ялтинскими соглашениями Советский Союз начал наступление. "В то время большая часть японской армии находилась на континенте и не собиралась сдаваться. В руководстве Квантунской армии было немало тех, кто был готов к продолжению войны, по крайней мере, с целью обретения более приемлемых условий мира или же по принципиальным соображениям. В конце концов, японская армия была печально известна своей невероятной жестокостью к мирному населению и пленникам, так что и в отношении себя они снисхождения тоже не ждали. Они были в курсе, что в Европе вовсю идут судебные процессы над нацистскими военными преступниками".
Но операция была блестящей!
"Численность войск с каждой стороны была приблизительно по 1,5 миллиона человек и, хотя советское превосходство в технике было четырехкратным, на стороне японцев была готовность к длительной глубоко эшелонированной обороне. Разница в боевом опыте и тактическом мастерстве была колоссальная, и в течение последующих 10 дней японская армия была окружена и постепенно начала сдаваться, следуя приказу из Токио... Главной особенностью операции стало ее нестандартное начало — без артподготовки. В ночь на 9 августа передовые батальоны и разведывательные отряды трех фронтов в сопровождении пограничников без открытия огня бесшумно пересекли границу, овладев в ряде мест долговременными оборонительными сооружениями врага еще до того, как японские расчеты успели их занять и открыть огонь. С рассветом миновали государственную границу и перешли в наступление главные силы Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов. В тех местах, где японцам удалось своевременно обнаружить выдвижение наших передовых батальонов и занять оборону, боевые действия затянулись, но такие узлы сопротивления умело обходились советскими войсками...
Исключением стали Сахалин и Курилы.
Здесь нечего было обходить. Только в лоб.
Поселок (называть его по современному селом рука не поднимается) Тельновск носит имя капитана Ивана Тельнова. Он погиб 9 августа — за день до начала общей наступательной операции. Как командир спецотряда он шел именно так — "передовые батальоны и разведывательные отряды трех фронтов в сопровождении пограничников без открытия огня бесшумно пересекли границу, овладев в ряде мест долговременными оборонительными сооружениями врага". Но направление на полицейский (военный) пост Амбецу оказалось бесперспективным. Все решалось на Хармитогах.
"На Южном Сахалине оборонялись войска 88-й п.п. (ком-р ген.-л. Минеки Дзюэтиро), японские пограничные части. На острове были построены долговременные оборонительные сооружения. Центром обороны являлся Котонский укрепрайон... 10.08.1945 ВС 2-го ДВФ (командующий генерал армии М.А. Пуркаев, член ВС ген.-л. Я.С. Леонов, нач. штаба фронта ген.-л. Ф.И. Шевченко) поставил войскам 16-й армии задачу: 56-у с.к: в составе 79-й с.д., 214-й т.бр., 178-го т.б., 433-го и 487-го а.п. РГК при поддержке 255-й с.а.д. в 10-00 11.08.1945 перейти в наступление вдоль дороги в направлении Котон — Китон — Ками — Сикука — Найро течение 3-х суток этот полк занял заранее подготовленные оборонительные позиции. 10.08.1945 командир 79-й с.д. И.П. Батуров отдал командиру 165-го с.п. Н.Д. Курманову приказ быть готовым в 8-00 11.08.1945, совместно с 2/284-го а.п., 1/214 -й т.бр. и 487-м г.а.п. нанести главный удар в направлении дороги "полицейский пост Ханда — Котон", с одновременным действием частью сил во фланг и тыл основной группировке противника, не допуская его отхода на юг и подходов его резервов с юга. Наступление 79-й с.д. началось 11.08.1945 в 7-45. Передовой отряд 79-й с.д. в составе 2/165-го с.п.,2/284-го а.п. и 1/214-й т.бр. перешел государственную границу в направлении полицейского поста Ханда. Впереди двигался разведэскадрон 79-й с.д. под командованием ст. л-та Д.Г. Литвицкого. На рубеже р. Хандаса-гава эскадрон был остановлен ружейно-пулеметным огнем японцев, занявшими оборону в ОП Ханда. Через 2 часа 2/165-го с.п. подошел к этому ОП и завязал бой. Противник с южного берега р. Коттонкай оказывал ожесточенное сопротивление..."
Далее начались страшные сражения о потерях которых умалчивает даже вездесущая Википедия. Останки солдат находят до сих пор.
Но в итоге нашим солдатам удалось по болотам перейти (и перенести на своих плечах даже пушки! А я ходил по тем болотам!):
"14-15.08.1945 79-я с.д. атаковала Котонский у.р. При блокировке ДЗОТа героически погиб ст. с-т А.Е. Буюклы. Отряд Д.С. Трегубенко овладел п. Нибу. В район г. Котон для поддержки 179-го с.п. прибыли 284-й а.п. (без 2/284-го а.п.), 2/179-го с.п. и 1/214-й т.бр. Опергруппы СМПО захватили японские пограничные заставы: Кире, Вампаку, Чисио, Чирингай, Энай, Фанзай, Асасэ...
16.08.1945 в 9-00, после часовой арт. подготовки части 56-го с.к. перешли в наступление. 1/165-го с.п. и 2/165-го с.п. с 214-й т.бр. (без 1/214-й т.бр.) овладели ОП Котонского у.р. в сев.-вост. скатах перевала Хороми. 1/157-го с.п.и 3/165-го с.п. атаковал узел сопротивления японцев на г. Хаппо. Особо проявили себя в бою П.Н.Сидоров, Л.В. Смирных, Г.Г. Светецкий и С.Т. Юдин. Перебросив на сторожевом корабле "Зарница" и 4-х сторожевых кораблях из Советской Гавани к западному побережью Сахалина 365-й о.б.м.п. СТОФ высадил этот батальон в порту Торо.Батальон действовал в составе 2-х групп под командованием ст. л-та Д.Л. Гадзиева и л-та А.А. Егорова. Порт Торо был взят, после чего там высадился 2/113-й о.с.бр."
15 августа император Японии издал указ о безоговорочной капитуляции.
Священного владыку неба японцы не слушали.
"17.08.1945 179-й с.п. с частями усиления овладел г. Котон и начал наступление на Котонский у.р. с юга. 1/157-го с.п. и 3/165-го с.п. продолжали вести ожесточенные бои в глубине обороны японцев на г. Хаппо. 1 и 2/165-го с.п. вели бои на перевале Хороми и вост. скатах г. Футаго. Отряд Д.С. Трегубенко наступал в сев. направлении, вел бой в глубине узла сопротивления на г. Футаго. Десант СТОФ (365-й о.б.м.п. и 2/113-й о.с.бр. взял с боем г. Яма-Сигай и г. Эсутору".
И только "18.08.1945 в 12-00 начались переговоры командования 56-го с.к. с парламентерами 125-го п.п. Боевые действия в р-не Котонского у.р. приостановлены. Командир 56-го с.к. издал приказ "О порядке оккупации Карафуто". В направлении Отомари выступил подвижной отряд 56-го с.к. под командованием генерала М.В. Алимова".
А завтра, 70 лет назад, 18 августа началась десантная операция на Шумшу — последнее сражение Второй мировой войны.
С. Морозов            http://www.sakhalin.info/weekly/105353