Курилы-1
Что-то мы все про Сахалин, а как же Курилы?
А там происходили события, аналогичные сахалинским, только в меньших масштабах.
То обстоятельство, что многие острова оставались островами, затрудняло сообщение между ними. Если Сахалин, Хоккайдо и Южные Курилы тысячи лет были единой сушей, Шумшу и Парамушир являлись частью Камчатского полуострова, то средние Курилы были отрезаны от "большой земли" глубоководными проливами.
В начале позднего неолита (30-20 тысяч лет назад) на Курилы начали проникать наши непосредственные предки. С севера палеоазиаты, а с юга... Айны? Нет. Возможно, отдаленные предки айнов, а возможно, те же палеоазиаты, зашедшие на Хоккайдо с Амура. Какие-либо точные данные на этот счет отсутствуют. Единственное, что позволяет говорить об использовании древними "курильского пути", является близость культуры верхнего палеолита Камчатки и Хоккайдо 12-11 тысяч лет назад. Но это была не айнская культура.
На сегодняшний день самые древние археологические поселения Курил относятся к рубежу раннего и среднего неолита (Янкито и Куйбышево на Итурупе, Серноводское на Кунашире) — порядка 5000 лет до нашей эры. Примерно таким же возрастом датируется и керамика, которая явно относится к периоду культуры "Дземона". В рамках технологических схем этой культуры развивалась и каменная индустрия.
Культуру "Дземон", зародившуюся на Хонсю, напрямую относят к айнам. Но это не так, точнее — не совсем так.
Еще в позапрошлом веке на Хонсю были открыты стоянки людей-каннибалов. Каннибализм не был известен ни айнам, ни японцам, поэтому была выдвинута гипотеза о том, что стоянка Аомори принадлежала занимавшим и Хонсю, и Хоккайдо неизвестным доайнским племенам.
В какой-то степени это соответствует и айнским легендам. Когда они завоевывали Хоккайдо, изгнали оттуда народ коропокгуру. Когда завоевывали Курилы — народ тоисэкуру. Когда Сахалин — народ тончи. Все они были безбородыми.
Безбородыми были выходцы с материка.
То, что тунгусо-манчжуры владели (хотя термин "владели" тут абсолютно дик — "занимали") Курилами, это уже не вызывает сомнений.
"В конце VII века на смену культуре Товада на севере Хоккайдо приходит так называемая охотская культура, носители которой переселились туда с Сахалина... Новые мигранты — мохэ в кратчайшие сроки вытеснили протоайнское население с северо-западного и восточного побережий Хоккайдо и переселились далее — на Курильские острова. Их влияние достигало самого севера архипелага. Археологи называют вариант охотской культуры этого времени "Эноура В"... На курильских стоянках того времени обнаружены лепные фигурки медведей, рыб, черепах, лягушек".
Как известно, черепах на Курилах нет, но черепаха была священным животным у народов и государств юга Приморья (черепахи озера Ханка и реки Уссури).
На стоянке в шикотанской бухте Дельфин еще в 1985 году был обнаружен могильник с шестью захоронениями. Анализ останков показал, что "по большинству антропологических признаков население бухты Дельфин отличается от протоайнов... В целом исследования, проведенные в отделе антропологии Музея антропологии и этнографии Российской академии наук, позволяют сравнивать шикотанский череп с краниологическими материалами, относящимися к центрально-азиатскому антропологическому типу".
"Генетик Рюичи Масуда показал, что из 16 генетических параметров восемь специфичны для охотских людей и не найдены среди современных народов. Остальные восемь показывают близость к современным нивхам, уильта, негидальцам, корякам и эвенкам".
Да и потом — в 1622 году итальянский миссионер Д. де Анжелис, побывав на острове Хоккайдо, написал следующее: "…туземцы (айны) ездят на три острова, удаленные от Хоккайдо, закупать черепа морской выдры (калана). Жители этих островов не имеют бород и говорят на совершенно другом языке".
Но это уже было в первом тысячелетии нашей эры.
А до того — сплошная темень. Потому что "охотская культура" тоже не "страдала" каннибализмом. Это были какие-то совершенно другие народы.
Есть гипотеза, что тончи, и коропокгуру, и тоисэкуру были представителями предыдущих колонизационных волн палеоайнов, смешавшихся с монголоидными соседями: "Эти волны были отделены друг от друга сотнями лет. Поэтому локальные группы палеоайнов, разобщенные в силу географической удаленности и особенностей исторического и культурного развития, часто не признавали друг друга за представителей одного народа".
Все настолько запутано, что ясности никакой нет.
Например, не забудем и о жителях юга Камчатки — ительменах.
Ительменский язык принадлежит к чукотско-камчатской группе языков. Но камчатский язык в этой группе только один, ительменский. В нем, конечно, огромное количество заимствований из корякского языка, но основа его совершенно своя. Ительменов называют народом-"одиночкой", имея в виду тот факт, что пока никто не смог найти родственный им народ (примерно так же, как и у наших нивхов и айнов, о чем было упомянуто в предыдущей публикации).
Исследователь ительменского фольклора Володин, делает вывод, что его герои и образы имеют южное происхождение, а "ительмены пришли на Камчатку с юга, через Японию и Курильские острова… Но это уходит в такую глубокую тьму времен, что и представить трудно".
Словом, на Сахалине и Курилах шло постоянное смешение монголоидов и людей дземон, которые в свою очередь были смесью самых разных народов.
"Волны палеоайнов постоянно проникали на Хоккайдо и далее на север, оставаясь и смешиваясь там с местным населением".
Только в конце I тысячелетия нашей эры южная общность протоайнов, условно называемая кувэй (куи, кушо), в результате постоянных войн с японцами за обладание Хонсю, консолидируется и создает культуру "Сацумон". Часть населения охотской культуры мигрировала под их натиском, другая смешалась с кувэй: "Результатом слияния стала культура Тобинитаи, возникшая в IX веке и распространившаяся на востоке Хоккайдо и Южных Курилах, включая Шикотан, Кунашир и Итуруп".
И далее, уже в начале II тысячелетия кувей продолжают свою экспансию, уничтожая или ассимилируя как своих северных собратьев, так и другие коренные народы Курил, сами становясь "коренным народом".
Впрочем, процесс этот был не прост. Напомним уже упомянутое свидетельство де Анжелиса, а также тот факт, что "по свидетельству русских первопроходцев, севере Курильского архипелага проживали люди, внешне и по языку отличавшиеся от айнов Хоккайдо".
В самом деле. Уже современные исследования показывают, что прото-айны даже пассионарной "Южной общности" в те времена начали распадаться на четыре отдельных народа.
"Северная айнская группа была территориально связана с Камчаткой и Северными Курилами. Антропологически северная группа занимает промежуточное положение между айнами и ительменами в результате метисации названных народов в контактной зоне. Вторая группа — протоайны Южных Курил и восточной части о-ва Хоккайдо. Особенности их культуры неясны, но исторически это та самая группа, которая ассимилировала население охотской культуры названного района. Третья группа — айны южной и средней частей Хоккайдо. Эта группа в культурном отношении была ближе всех к японцам. Айны северной части Хоккайдо получили большую примесь монголоидной крови от поглощенного ими раннесредневекового населения охотских поселений и естественным образом была ближе всего к сахалинским айнам. И, наконец, четвертая группа — сахалинские айны, культура которых распространялась далеко на север... Сахалинские айны были наиболее сильно метисированы в результате чересполосной жизни с другими сахалинскими этносами. Также известно об айнах с озера Кизи на Нижнем Амуре. Это отдельная субэтническая группа, во многом оторванная от своего народа и позднее давшая начало айнско-орочским родам. Ввиду активного продвижения протоайнов кувэй на север, айнская примесь имеет широкое распространение среди народов Дальнего Востока".
Ход истории сложился так, что эти народы так и не появились. От них осталась только некая аморфная общность — "айны".
Начинается "Новое время" — время столкновения глобальных держав.
В 1636 году глава с трудом закрепившегося на юге Хоккайдо клана Мацумаэ (об интереснейшей истории этих авантюристов еще расскажем, куда без них-то?!) направляет своего вассала Кодо Седзаэмон посмотреть, что за земли находятся на севере. В 1644 году по итогам экспедиции была составлена первая японская карта Сахалина и Курильских островов. На карте довольно точно изображены Анивский залив, крайние юго-запад и юго-восток Сахалина, залив и даже мыс Терпения. А вот до Курил японцы не добрались и изобразили их со слов хоккайдских айнов небольшой группой островов к востоку от Хоккайдо.
А за год до этого 14 июня 1963 года флейт (так назывались голландские военно-транспортные суда) "Кастрикум", снаряженный голландской Ост-Индской компанией на поиски "Островов золота и серебра", подходит к островам Малой Курильской гряды и Кунаширу, затем следует к Итурупу, и проходит пролив между ним и Урупом.
Капитан Маартен Герритсен Фриз, чье имя носит сейчас этот пролив, принимает Уруп за часть Американского континента.
23 июня 1643 года, поднявшись на высокую гору с плоской вершиной, Фриз в присутствии членов экипажа "Кастрикума" установил там деревянный крест и объявил эту землю (Уруп) собственностью Ост-Индской компании, то есть голландским владением.
Впрочем, тут он немного "опоздал". Клан Мацумаэ, владевший к тому времени небольшим княжеством на юге Хоккайдо (60 рю в поперечнике, то есть меньше иного сахалинского района), давно уже объявил, что все северные земли принадлежат ему. Земель этих они, как уже было сказано выше, практически не знали вовсе, но "попытка не пытка", не так ли?
14 июля "Кастрикум" входит в залив Анива, опять же путая Сахалин с Хоккайдо, 27 июля — в залив Терпения, видит островов Тюленей и возвращается домой в Батавию (остров Ява).
В 1710 году экспедицию на Сахалин (скорее всего как карательный поход против набегов айнов) организует очередная китайская (тунгусо-манчжурская) императорская династия Цин. В очередной раз Сахалин объявляется принадлежащим данной империи, по поводу чего аборигены в очередной раз смеются, и не без причины — в следующие столетия китайцы появляются здесь или в виде редких купцов, или гастарбайтеров.
Зато в 1711 году, пока Япония проводит политику самоизоляции и отгораживается от всего остального мира "железным занавесом", на северные Курилы высаживаются русские казаки. "Полугосударевы люди" (как это уже сказано в XX веке — не только "добрым словом", но и "добрым словом и пистолетом") начинают обживать всю цепочку островов прочно и уверенно...
"К 70 годам XVIII века, — пишет современный американский историк Джон Стефан,- русские побывали почти на всех островах Курильской цепи и этим почти единолично провели предварительное обследование архипелага. Их достижения более чем замечательны".
А что японцы? А они опомнились только к этому времени. И то не без влияния одного из представителей тогдашней "российской оппозиции" (вообще исторические сюжеты ходят по кругу).
История интереснейшая.
Был такой авантюрист граф Мориц-Август (Маури́ций) Бениовский, он же "барон Аладар фон Бенгоро". Словаки считают его своим. Участвовал в борьбе польской шляхты против России, был взят в плен и отпущен на свободу под честное слово, что не будет больше сражаться против русских. Однако слова не сдержал. И вновь попал в плен. Был сослан на жительство в Казань на постой к местному купцу Вислогузову. Бежал, но в Санкт-Петербурге был пойман. По повелению Екатерины II вместе с приятелями сослан на Камчатку с тем, чтобы "кормиться трудами рук своих".
Кормиться этим делом он, естественно, не стал, в апреле 1771 года сагитировав всех, кого смог, захватил власть в Большерецке и сверг власть Екатерины II.
Накануне бунта коменданту гарнизона Нилову донесли о готовящихся беспорядках, "он тотчас послал команду солдат, чтобы арестовать Беневского, на этом успокоился и снова напился".
Большерецк был взят заговорщиками без боя, "если не считать перестрелку с казаком Черных, укрывшимся в своем доме".
Погиб во время переворота только комендант Нилов, который, будучи разбуженным в нетрезвом состоянии, не разобравшись, полез в драку.
Заговорщики, кстати, организовали его похороны честь по чести.
Немногочисленное население тогдашней камчатской столицы было приведено к присяге на верность новому императору Павлу Петровичу (сыну Екатерины II, будущему (с 1976 года) императору Павлу I).
Пока местные обыватели (23 купеческих лавки и 41 обывательский дом на 90 "постояльцев", и 70 человек гарнизона, из которых 40-50 всегда были в разъездах) раздумывали — какая же нонче власть — "красные, аль белые?", граф "со товарищи" захватил галиот "Святой Петр" и удрал с Камчатки. Было ему в ту пору 25 лет.
Вдоль Курил и мимо Японии он двинулся во Францию.
"Из 70 человек, отплывших с Камчатки, во Францию прибыли 37 мужчин и 3 женщины... Екатерина II рассудила, что в этом случае лучше всего проявить милосердие и избежать излишней огласки. К тому же сама невероятность плавания и лишения, выпавшие на долю беглецов, её растрогали. 27 марта 1773 года восемнадцать "заговорщиков", изъявивших желание вернуться в Россию, отправились домой".
Ну а граф оставался "графом". Окончил он свою яркую жизнь... королем Мадагаскара, объявив французскую колонию, с одобрения местных вождей, своим личным владением. И в связи с этим погиб от пули безымянного солдата французского экспедиционного корпуса. Было ему в ту пору 40 лет (а в первый раз королем Мадагаскара (тогда еще с согласия Франции) он стал в 28 лет).
Но нас в этой занимательнейшей истории интересно другое.
Проплывая мимо Японии (на берег из-за "железного занавеса" его туда не пустили), Бениовский передал в адрес голландской фактории в Нагасаки несколько писем. Эти письма были переведены голландцами на японский язык и переданы японским властям, а также распространены по всему миру. И в одном из них было сообщено, что "в этом году два русских галиота и один фрегат, выполняя тайный приказ, совершили плавание вокруг берегов Японии и занесли свои наблюдения на карту, готовясь к наступлению на Мацума (Хоккайдо) и прилегающие к нему острова, расположенные на 41°38′ северной широты, наступлению, намеченному на следующий год. С этой целью на одном из Курильских островов, находящемся ближе других к Камчатке, построена крепость и подготовлены снаряды, артиллерия и провиантские склады".
Подпись — "Барон Аладар фон Бенгоро, армейский военачальник в плену, 20 июля 1771 года".
Уже тогда короли и прочие императоры поняли, что это чистая дезинформация или, говоря по-нынешнему, "фейк". И не только они, а и люди, близко знакомые с ситуацией.
Точно так же, как и сейчас — вдруг стремительно распространяется по миру интернет-волна о неком события. И только участники этого события сидят и недоумевают — да ведь все было совершенно не так...
Вот и тогда директора голландской фактории (японцы разрешили себе торговлю только с Голландией) писали в свои "верха": "Мы считаем, что его письмо содержит заявление, не имеющее под собой никакого основания и все в нем предоставляется несуразным и трудно поддающимся проверке..."
Но уже произошло брожение в умах местной интеллектуальной элиты, как обычно, не ведающей об истинном положении дел.
Мирный японский врач Кудо Хэйсукэ взял и написал книгу "Размышления о красноволосых эдзо" (о якобы стремительно "заселяющих" Хоккайдо русских): "Если мириться с тем, что происходит, то вся земля Эдзо (Хоккайдо) станет русской территорией. Поэтому в качестве предупредительной меры необходимо разрабатывать богатства Эдзо, мобилизовать государственные ресурсы, умело вести дела на севере. Если поступить таким образом, то проникновение России, видимо, будет предотвращено".
Вскоре эту книгу прочел сегун Танума Окицугу, и она произвела на него сильное впечатление.
Думается, эта книга произвела бы не менее сильное впечатление и на Екатерину II — это какие-такие наши люди заселяют без нашего соизволения какое-то "Эдзо"?
В 1784 году Кудо Хэйсукэ был приглашен к сегуну и смог убедить его пересмотреть свою политику по отношению к северу. Для начала сегун затребовал сведения о том, что там находиться, от клана Мацумаэ. Однако предоставленный Мацумаэ доклад "был составлен в крайне туманных выражениях и не удовлетворил правительство".
Проще говоря, "Великие Властители Всех Северных Территорий Вплоть До Северного Полюса" откровенно ничего о них не знали и, естественно, ничем не владели. Только как бы "подразумевали"...
Поэтому в конце апреля 1785 года для уточнения хотя бы ближайшей сотни километров в округе во владения клана Мацумаэ прибыла специальная японская правительственная экспедиция в составе тридцати человек. Она разделились на два отряда. В том, что отправился узнавать, "что есть такое Курилы?", был бывший "носильщик топографических инструментов сын крестьянина Могами Токунай".
Этот человек и стал первым серьезным японским исследователем Сахалина.
В 90-е годы прошлого века, когда произошло раскрытие всяческой информации, на Сахалине зазвучало имя Мамия Риндзо — мол, он был первым и все такое.
Нет. Первым был путешественник (правительственный агент) Могами Токунай.
В конце зимы 1786 года он уже в качестве официального топосъемщика на айнской лодке переправился на остров Кунашир. 18 апреля высадился на Итурупе. Здесь встретился с русскими, которые рассказали ему и о Курильских островах, и о Камчатке, и о прочих занимательных вещах...
Работа экспедиции, впрочем, была вскоре прервана. В 1786 году главой правительства Японии стал Мацудайра Саданобу. Он не проявил интереса к продолжению исследований на севере и закрыл этот проект.
А в 1790 году Василий Звездочетов "со товарищи" в бухте Алеутка на Урупе уже рубит избы под первое постоянное земледельческое русское поселение на Курилах — "Курилороссию"...
И в это же время родился Пушкин А.С., который в лицейские годы вступил в тайное общество "Чак-чак", ставившее своей целью установление на Сахалине демократической республики.
С. Морозов | ИА Sakh.com