«Отдайте Курилы!»
Министр иностранных дел Ф. Кисида сравнил ситуацию на Украине с проблемой «северных территорий»

Заявление в Варшаве министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетины, что концлагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме освободили украинцы, а не Красная Армия и не СССР – это лишь один из эпизодов информационно-психологической войны, ведущейся не только против России, но и против остатков исторического сознания европейских народов. В тени этого заявления осталось выступление министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды в ходе его визита в Бельгию за день до этого (20 января 2015 г.).

Кисида допустил аналогию между ситуацией на Украине и проблемой «северных территорий», как в Японии называют российские южные Курильские острова, принадлежащие нашей стране по итогам Второй мировой войны. В частности, было сказано, что речь идет об «изменении статус-кво силовым путем». Проще говоря, Кисида осуждает освобождение в 1945 году СССР/Россией южного Сахалина и Курильских островов, входивших в то время в Японскую империю.

В связи с этим Российский МИД немедленно (21 января 2015 г.) напомнил, что именно милитаристская Япония вместе с нацистской Германией, стремясь к утверждению своего господства в мире, нарушили при помощи силы существовавший до начала Второй мировой войны статус-кво и оккупировали целый ряд государств. Теперь же г-н Кисида, словно вторя недавним заявлениям в Германии украинского премьера А. Яценюка и предвосхищая похожие заявления Г. Схетины, по существу, пытается перевернуть историю с ног на голову, подвергнуть ревизии общепризнанное понимание причин и итогов войны.

МИД России констатировал, что Токио, к сожалению, по-прежнему не желает усвоить уроки истории.

Такие провалы в исторической памяти недопустимы в год 70-летия Победы союзных держав во Второй мировой войне.

Совершенно очевидно, что подобная аналогия (между событиями на Украине и утратой Японией части ее территорий в северовосточной Азии), что называется, «притянута за уши». Но для Кисиды важна не логика, а возможность в очередной раз вставить свои «пять копеек» про историческую несправедливость. Логика здесь другая: внедрение в сознание и подсознание слушателей и читателей навязчивых идей путем многократного и многолетнего повторения.

Для Кисиды это не экспромт, а оснащение новыми «аргументами» своей давней позиции «Отдайте Курилы!».

На фотографии министра видны два значка. Верхний – значок депутата нижней палаты Парламента Японии (избран от ЛДПЯ). Нижний – в виде штандарта с голубым полем – это значок Ассоциации северных территорий (АСТ), специализированной реваншистской организации, учрежденной правительством Японии. Раньше Кисида работал в кабинете Фукуды в качестве государственного министра по делам Окинавы и Северных территорий (читай – Курильских островов и севера Хоккайдо). Он продолжатель давней традиции японской политической элиты, подогревающей с подачи США национальное самосознание идеей морального и территориального реванша за поражение во Второй мировой войне.

Российская общественность должна ясно понимать, что Япония имеет целое реваншистское министерство, пытающееся распространить свое влияние на часть российской территории.

Представим на минуту, что в Германии образовано министерство по делам Кенигсберга и Циндао (была такая немецкая колония в Китае). Или Россия учредила бы министерство по делам Финляндии, Малороссии и Новороссии. Это означало бы переворот в международных делах! А в Японии нечто подобное существует давно…

Разрешение на это получено вассалом от сюзерена в середине 50-х годов, когда США запретили Японии соглашаться с нахождением Курильских островов в составе СССР.

В основе событий лежал политический интерес США. Он заключался в желании этой страны разместить свою авиабазу на Курилах. Об этом, в частности, президент Трумэн просил Сталина в августе 1945-го. Не получив согласия, Штаты решили заложить основу для конфликта между Японией и СССР, даже ценой игнорирования подписи прежнего президента США Рузвельта на Ялтинском (Крымском) соглашении от 11 февраля 1945 года. Оно обуславливало вступление СССР в войну США с Японией, передачей Советскому Союзу Курильских островов. Это было и формой наказания азиатского агрессора за прошлое и гарантией безопасности Тихоокеанской части России в будущем.

Соединенные Штаты настойчиво предлагали Советскому Союзу вступить в войну с Японией сразу же после ее нападения на США 7 декабря 1941 года.

По американским оценкам, без участия СССР победа над Японией могла бы стоить американцам до 1 млн человек. Им было не жалко чужих Курильских островов для Советского Союза вплоть до 9 августа 1945 года, и даже до конца 40–х годов…

Состояние войны между СССР и Японией было фактически прекращено актом капитуляции Японии 2 сентября 1945 года и в договорном порядке закреплено в статье 1 Московской советско-японской декларации от 19 октября 1956 года. Стороны обменялись посольствами, договорились о взаимном отказе от претензий. СССР вернул японских военнопленных, согласился на прием Японии в ООН.

Вступая в ООН с нашего дозволения, Япония подписала Устав ООН. Его статья 107 гласит, что «Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям».

Применительно к Японии это означает, что в ее отношении сохраняют юридическую силу Ялтинские и Потсдамские соглашения союзных держав (СССР, Великобритании и США – основателей ООН) о том, что пределы ее территории будут определяться этими державами.

Директивой (меморандумом) главкома американских и союзных войск в Японии генерала Макартура № 677 от 29 января 1946 года из государственной и административной юрисдикции японского правительства исключены Корея, Маньчжурия (ныне часть Китая), Формоза (ныне Тайвань), Сахалин (южная часть Карафуто, т.к. северная уже принадлежала СССР), Курильские острова, специально оговоренные Шикотан и группа островов Хабомаи (Хабомадзе), т.е. нынешняя Малая Курильская гряда, и ряд других территорий.

Большая часть этих территорий находится севернее Японии. Похоже, что посредством претензий к России в отношении Курил Япония хочет создать прецедент в отношении и других т.н. «северных» территорий.

Кстати, у японской стороны нет правовых оснований ссылаться даже на договоры XIX века, по которым она, в два приема, получила от России Курильские острова. Любезный японской дипоматии Симодский договор 1855 года, по которому она получила южную часть Курил до Урупа, утратил силу с заключением договора 1895 года (см. статью 18), а договор 1895 года, в свою очередь, утратил силу с заключением Портсмутского договора 1905 года (см. статью 12 и Приложение №10). По результатам войны 1904–1905 гг. Япония получила южный Сахалин, но утратила правовые основания для владения Курилами.

Поэтому стенания г-на Кисиды по поводу действий СССР в отношении Курильских островов – это не только попытка ревизии итогов Второй мировой войны, но и представляющая опасность как для мира в Азии, так и для международного правового порядка, попытка проигнорировать Устав ООН.

Недавно в издательстве «Алгоритм» группой авторов (В. Зиланов, А. Кошкин, А. Плотников, С. Пономарев) выпущена книга «Русские Курилы» (3-е, дополненное издание). В ней вопрос о необоснованности японских акватерриториальных претензий подробно анализируется с помощью комплекса документов, снабженных комментариями специалистов.

Сергей Пономарёв – действительный член РГО, старший научный сотрудник МГУ им. адмирала Г.И. Невельского.
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/ot … y__953.htm