История переселения корейцев на Сахалин
В 2014 году отмечается 150-летие добровольного переселения корейцев в Россию.
Первые переселенцы
В январе 1864 года первые 14 корейских семей в количестве 65 человек из Кореи через границу России в Приморскую область, спасаясь от голода и непосильных налогов, покидают родину. 150 лет назад Россия приняла соседей, и Александр II дал добро на российское подданство. Основная масса эмигрантов осела в Северо-Восточном Китае и русском Приморье.
Первый договор между Кореей и Россией, который определял правовой статус корейцев в Российской империи, был заключен 25 июня 1884 года. Заселившиеся в Россию ранее этой даты стали подданными России, кто заселился позже – остались подданными Кореи.
Точная дата переселения подданных Страны утренней свежести на Сахалин не известна. В книге «Остров Сахалин» А.П. Чехов пишет: «У Семенова работают манзы, корейцы и русские». Семенов – русский купец, сын которого постоянно жил в Маока (Холмск) и вел дело по капустному (морскому) промыслу. Следовательно, к 1890 году на Сахалине уже жили корейцы.
Поток переселенцев из Кореи на Сахалин значительно вырос после 1904-1905 годов. По результатам русско-японской войны южная часть острова (южнее 50-й параллели) согласно мирному договору принадлежала Японии и называлась префектурой Карафуто. После аннексии Кореи в 1910 году японское правительство мобилизовало корейских рабочих и переправило их на Южный Сахалин для восполнения рабочей силы, которой не хватало в связи с массовой милитаризацией страны и призывом собственно японского и частично корейского населения в Квантунскую армию в преддверии и в ходе Второй мировой войны. Более 40 тысяч корейцев были ввезены японскими властями на Сахалин в период с 1939 по 1945 годы. Все они были японскими подданными.
Тотальная мобилизация корейцев для работы на Карафуто
Тотальная мобилизация корейцев для работы на Карафуто началась в 1939 году и осуществлялась в три этапа.
1 этап. Вербовка (сентябрь 1939 г. – февраль 1942 г.). Внешне она носила добровольный характер, однако необходимо обратить внимание на некоторые факты. Во-первых, японцы создавали невыносимо тяжелые условия жизни и работы в Корее. Так что люди были вынуждены соглашаться на условия вербовки. Во-вторых, если люди отказывались, то сразу попадали в списки неблагонадежных. В-третьих, вербовка проводили обманным путем, обещая большую заработную плату и лучшие условия труда.
2 этап. Государственный организованный набор (февраль 1942 г. – сентябрь 1944 г.). Была создана корейская ассоциация, которая осуществляла насильственный набор молодых рабочих для принудительных работ в Японии и на Карафуто.
3 этап. Трудовая повинность (сентябрь 1944 г. – август 1945 г.). В 1944 году на территории Кореи был распространен закон о «народной трудовой повинности». В случае отказа корейцев привлекали к суду. Появилась жестокая форма мобилизации – «охота за корейцами».
Таким образом, насильственная мобилизация корейцев на Сахалин проводилась по бесчеловечным законам и средневековым понятиям. Зачастую мобилизованным не разрешалось попрощаться с родными. Но еще более бесчеловечными были условия, куда привозили мобилизованных.
На Карафуто японцы создали резервации, так называемые «такобэи», по жестокости не уступавшие фашистским концлагерям. За непослушание жестоко избивали, что нередко приводило к трагическому исходу. Недаром о железной дороге Южно-Сахалинск – Холмск, которая была построена силами рабочих «такобэи», говорят, что количество погибших здесь от побоев и голода рабочих больше количества уложенных шпал.
Советская Армия заняла Южный Сахалин за несколько дней до капитуляции Японии. На 2 сентября 1945 года на Карафуто проживало более 391 тыс. человек, из них 358,5 тыс. – японцы, около 23,5 тыс. корейцев и более 1 тысячи человек аборигенного населения.
Осенью 1945 года была достигнута договоренность между СССР и США о репатриации японского населения, на первом этапе с октября 1946 года по май 1948 остров покинуло 357 тыс. японцев. Второй этап пришелся на 1957-1960 гг., в этот период остров с острова выехало около двух тысяч человек . На день подписания документа об окончании второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, на южной части Сахалина, которая в тот момент принадлежала Японии и именовалась губернаторством Карафуто, проживало 23,5 тыс. корейцев, привезенных в качестве рабочей силы. После окончания войны было достигнуто соглашение о репатриации японцев с Сахалина в Японию. Люди, у многих из которых на родине остались семьи, оказались брошены на произвол судьбы. Японцы не занимались вывозом их на родину, так как согласно договоренности, репатриации подлежали только граждане Стрпаны восходящего солнца, в силу установленного в Японии и Южной Корее американского оккупационного режима (территория Кореи вышла из состава Японии, все корейцы лишились японского гражданства). А советские власти распространили негласный приказ – не отпускать с острова рабочие руки. Долгое время корейцы на Сахалине были серьезно ограничены в правах, у них не было даже советских паспортов.
Репатриация
В конце 90-х годов Россия, Республика Корея и Япония начали кампанию по репатриации первого поколения корейцев, родившихся до 15.08.1945 г., на историческую родину. Массовая репатриация сахалинских корейцев в Республику Корея началась в 2000 году. Сейчас в Южной Корее проживает около 3,5 тыс. репатриантов из России. Возвращение на историческую родину осуществляется за счет средств Красного Креста Японии и Республики Корея.
В настоящее время на Сахалине проживает более 45 тыс. корейцев, и хотя большинство считает своим домом Сахалин, поскольку нас объединяет совместная история наших народов, сегодня – мы один народ, многие старики все же рвутся вернуться на историческую родину.
Япония построила в Южной Корее практически целый городок для переселенцев – Ансан. Старики получили там квартиры на двоих – репатрианта и его супруга или супруги. Им назначена приличная пенсия, а один раз в два года Япония оплачивает их проезд на Сахалин.
В интервью председатель областной организации разделенных народов семей сахалинских корейцев Пак Сун Ок сказала: «Долг каждого корейца – помогать и опекать родителей, а потом проводить их в последний путь. Наши родители, завезенные на Сахалин, жили мечтой вернуться в Корею. Чтобы если не увидеть своих мать и отца живыми, то хотя бы побывать на могилах».
Автор: Галина Токарева