В Южно-Сахалинске открыта выставка японской фотографии "Великое восточное землетрясение"

В малом зале Сахалинского областного художественного музея начала работу выставка фотографа Мичио Катаяма (Япония) "Великое восточное землетрясение". Грандиозная природная катастрофа — землетрясение у восточного побережья острова Хонсю, вызвавшее цунами, — потрясла Японию 11 марта 2011 года.
Мичио Катаяма снимал его последствия впервые через полтора месяца после случившегося, а потом возвращался на протяжении трех лет. Начинавший в качестве хроникера событий "культурной революции" в Китае, М.Катаяма за годы международной карьеры в качестве фотографа и журналиста побывал во многих уголках планеты (на Кубе, Ближнем Востоке, в странах Восточной Европы), фиксировал жизнь стран и народов в кризисные и переломные моменты, листал их непростые истории. С Сахалином его связывают тесные творческие связи. Например, в 2009 году вместе с сахалинским коллегой Ли Е Сиком, фотокорреспондентом корейской газеты "Сэ корё синмун", он документировал жизнь и судьбы корейской диаспоры сегодня на острове. В итоге родилась черно-белая фотовыставка "Песни печали и радости. Жизнь сахалинских корейцев".
Национальная трагедия, повлекшая десятки тысяч жертв среди населения префектур Мияги, Фукусима, Иватэ, стала точкой отсчета для создания фотоцикла "Великое восточное землетрясение". И хотя на снимках Мичио Катаяма, цветных, но приближенных по колориту к черно-белым, вдосталь следов разгула стихии, бессмысленной и беспощадной, жестко напоминающей людям, кто в конечном счете главный на планете, тональность иная — повсюду пробиваются ростки энергии, надежда сквозь боль, жизнь над смертью. За грудами искореженного металла и мусора на месте цветущих городов и деревень зритель видит символы возрождения — будь то уцелевшая неведомо как единственная сосна или подсолнух, охраняющий обезлюдевшую деревню, титаническое спокойствие на лицах стариков, отказавшихся от переселения, или утренняя гимнастика во временном лагере. Такие метки японского характера и духа ("Япония, будь сильной!") оставлены автором на каждом снимке. Японцы выстояли. А то и остались на своей, казалось бы, обреченной земле — люди, животные, растения. Снимок сакуры в мае 2011 года в деревне Иитатэ в пригороде Фукусимы автор подписал так: "Сакура цветет как ни в чем не бывало". Справиться с последствиями трагедии японцам помогла поддержка всего мира, в том числе и сахалинцев, сказал на открытии выставки генеральный консул Японии в Южно-Сахалинске Сэо Масацугу.

Марина Ильина

http://www.sakhalin.info/news/96768/