Давно нашла этот сайт, смотрела, читала, сохранила в закладках и недавно открыла его опять, мне нравится, хочу поделиться с вами.
На нашем форуме один участник уже рассказывал о японском фарфоре и его реставрации вот здесь Реставрация фарфора , но в дополнение к сказанному :
История керамики началась в Японии более пяти тысяч лет назад искусством периода Дзёмон (3000-400 гг. до н.э.), и начало это было столь ярким, что трудно поверить, что племена охотников и собирателей могли создать столь сложные в техническом отношении и художественно совершенные произведения. Собственно термин "дземон" означает "витая веревка" и возник в связи с приемом изготовления этих крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием глиняных жгутов.
Назначение их, очевидно не хозяйственное, остаётся для нас непонятным, а форма настолько сложна, что не вяжется с нашими представлениями о примитивном искусстве. Право же, они прекрасно смотрелись бы на любой современной выставке без скидок на возраст. То обстоятельство, что обжиг этой керамики производился не в печах, а в ямах, заполненных древесным углём, отнюдь не упрощало работу древних мастеров, и вы согласитесь, что творения периода Дзёмон - это одна из неразгаданных загадок истории. Пожалуй, из всех памятников культуры Дзёмон наиболее известны так называемые статуэтки догу - стилизованные фигурки людей высотой около полуметра в фантастических одеяниях, которые некоторые исследователи считают изображениями инопланетян в скафандрах
Около 400г. до н.э смена культур, связанная с очередной волной миграции, положила конец эпохе Дзёмон, но некоторые черты её искусства сохранились и продолжали жить спустя тысячелетия. Я имею в виду особое отношение к чистой, неглазурованной поверхности изделия, ощущаемой как ценность (то, что в Китае воспринималось бы как крайняя степень бедности), и особая экспрессия, почти гротескная выразительность форм, которая проявится потом в монументальной скульптуре, портретной пластике и нэцке..Возможно, также глубинным влиянием эстетики Дзёмон можно обьяснить тот факт, что только в тринадцатом веке глазурованная керамика смогла вытеснить терракоту, хотя изготовление глазурей было известно в Японии ещё с седьмого века н.э.
Среди изделий различных керамических мастерских и раньше встречались сосуды, покрытые пепловой и солевой глазурями, а также так называемой естественной глазурью. Первая из них состояла в основном из пепла, который получали от сожжения морских водорослей, богатых солями калия; в процессе обжига он воздействовал на поверхность изделия, оплавляя её. Для получения солевой глазури в горячую печь в процессе обжига забрасывали морскую соль. Испаряясь, ионы калия и натрия оседали на поверхности изделия, вызывая образование тонкой прозрачной глазуреподобной плёнки. В отличие от них , естественная глазурь образуется при кратковременном подъёме температуры обжига выше точки плавления глины.
Кроме того, в окрестностях Киото с давних пор изготавливали цветную черепицу и изделия с легкоплавкой свинцовой трехцветной глазурью. Этот опыт послужил впоследствии основой для создания знаменитой керамики Раку. Но впервые массовое производство по-настоящему качественной глазурованной керамики было освоено в мастерских провинции Бидзен. Сперва это были изделия культового назначения, а потом - утварь для чайной церемонии.
Кому стало интересно читать дальше здесь http://e-uta.ru/oldsite/history2.html
Больше всего мне понравились работы нашего современника выполненные в жанре Э-Ута на стихотворения хайку и танка.
Хайку - относительно молодая поэтическая форма, ей немногтим более трехсот лет. Она лаконична, в ней всего три строчки - 5-7-5, но это не усечённая танка. Для неё необходимы свежесть чувства, яркие сопоставления, к тому же на малом пространстве стихотворения каждое слово имеет особую ценность. Кроме того, в хайку особенно велика роль подтекста, того, что не сказано, но угадывается. Всё это делает работу с хайку в жанре Э-УТА особенно трудной и интересной. Чем меньше сказал поэт, тем больше ответственность художника.
1.Эта гончарная чаша, исполненная из очень тонкой глины, с внешней стороны не имеет глазурного покрытия. Будучи обожжена до очень высокой температуры, почти совпадающей с точкой плавления глины, она приобрела глубокий насыщенный цвет и лёгкий блеск поверхности, присущий так называемой естественной глазури. Это способствует выразительности тонко награвированного рисунка, изображающего цветы и травы заброшенного поля. Внутренняя поверхность чаши, лишённая каких-либо повествовательных элементов, создаёт то же самое впечатление цветущего летнего разнотравья благодаря сочетанию цветов потёчных глазурей, стекающих по внутренним стенкам. Полученное таким образом разделение живописи и графики, расположенных на разных поверхностях чаши, играет важную роль в образном решении произведения.
На старом поле битвы.
Летние травы
Там, где исчезли герои
Как сновидение.…
Басё.
2.Сама поверхность этой плоской чаши ручной формовки, выполненной из цветных глин в сочетании с плавкими массами, создаёт впечатление лунного света, мерцающего на темной поверхности глубокого старого пруда. Лунный свет проходит сквозь заросли водяных растений, шаг за шагом сопровождая нас в бесконечном движении по дощатым мосткам среди покачивающихся стеблей. Перегибаясь через край, стебли склоняются внутрь, к отражённой на дне чаши луне.
Праздник осеннней луны
Кругом пруда,
И снова кругом пруда,
Брожу всю ночь напролёт…
Басё.
Я не буду переносить на форум все изделия в стиле хайку, всё можно посмотреть здесь http://e-uta.ru/oldsite/haiku2.html
Танка - старая, традиционная японская форма стихотворения. В ней - полтора тысячелетия истории страны, высочайшие достижения японской культуры. Средствами другого языка не всегда возможно отобразить присущую танка слоговую метрику -5-7-5-7-5, поэтому в русском переводе они обычно выглядят просто как стихотворения из пяти строк без рифмы, но со своеобразным тонким ритмом. Обычно танка присуща яркая живописная образность, что облегчает их обработку в жанре Э-УТА, к тому же это обычно очень содержательное стихотворение, ведь для японской поэзии пять строк - это уже много, так что танка даёт простор для выбора - это можно изобразить, то лучше написать, а это следует оставить "за кадром". Вашему вниманию представлена галерея работ, выполненных в жанре Э-Ута на стихотворения танка. Кликните на фотографию, чтобы перейти на страницу, посвященную понравившейся вам чаше.
1.Эта чаша, также ручной формовки, использующая в качестве ключевых слов иероглифы "сердце" и "любовь", создана с использованием специальной плавкой керамической массы, образующей тяжёлый металлический обруч , охвативший верхний край чаши словно для того, чтобы быть символом любовного страдания и терпения. Наружная поверхность чаши, рассечённая глубокими трещинами и словно готовая расколоться, служит своего рода дополнительным ключом к смыслу стихотворения , а кроваво-красная глазурь, заливающая иероглиф "любовь" на внутренней поверхности, передает силу выраженного поэтом чувства.
На тысячу мелких кусков
Сердце моё раскололось -
Так сильно тебя я люблю.
Ужель ты
Не знаешь об этом?
Отомо Якамот
2.Эта чаша ручной формовки, выполненная из смешанных цветных глин с применением гравировки и инкрустации использует в качестве ключевых слов иероглифы "путь", а также "идти" и "запад", являясь своего рода посвящением великому поэту( Идущий к Западу - так переводится монашеское имя Сайгё; как известно, именно на западе находится буддистский рай.) Причудливые изгибы дыма, перетекающего в внутреннее пространство чаши, линейный ритм рисунка и самый фон его, образованный переплетением более темной и светлой глин, создают немного мрачное, но соответствующее духу эпохи впечатление.
Дым над вершиною Фудзи.
Ввысь поднимается,
К небу уносится
И исчезает бесследно,
Словно кажет мне путь.…
Сайгё.
Все тяванчики в этом стиле можно посмотреть здесь http://e-uta.ru/oldsite/tanka1.html
К каждому изделию идет описание, как и из чего изготавливали, по моему очень интересно ...