САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Библиотека » Реставрация фарфора


Реставрация фарфора

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Реставрация фарфора

Современные клеящие вещества, имеющие ряд преимуществ перед традиционными клеями – синтетические полимеры поливинилбутираль (ПВБ), эпоксидные  полиэфирные смолы, цианакрилатные, кремнийорганические клеи

Простого склеивания обычно оказывается недостаточно. Поврежденные фарфоровые предметы имеют неизбежные утраты: выкрошки глазури и массы черепка по кромкам разлома, щербины, сколы; иногда отсутствуют значительные фрагменты или отдельные детали. Восполнение утраченных частей – сложный и трудоемкий процесс. Издавна для этой цели применяли обожженную или необожженную глину или гипс. В настоящее время для доделок используют гипс с добавлением клея ПВА (гипсополимер), цианакрилатные композиции, эпоксидные смолы с наполнителями (тальк, сухие пигменты, стеклянные микросферы и т.д.), мастики типа Миллипут или Ремосет, а также материалы, заимствованные из стоматологической практики. Заключительным этапом реставрации было тонирование мастиковок и восполнение в соответствии с тоном черепка и характером росписи. В наши дни реставраторы имеют большой выбор красок и лаков.

Производственному браку специалисты придают большое значение, поскольку зачастую эти признаки (деформации, горновые трещины, растрескивание и отслаивание глазури, пузыри, вздутия, мушки, различные дефекты позолоты и красочного слоя) могут свидетельствовать о времени изготовления предмета и его принадлежности к продукции уважаемых мануфактур. Изделия с допустимыми дефектами шли в продажу: их расписывали, мушки маскировали, изображая поверх них мелкие цветы, листья, насекомых.

Старые вещи даже в хорошей сохранности, как правило, несут на себе следы использования в быту: потертости, сколы, щербины, царапины от ножей и вилок на тарелках и блюдах, налеты от чая, кофе, вина, известковые отложения от воды внутри сосудов. Стоит ли считать такой предмет безнадежно испорченным? Вот мнение известного дилера и  коллекционера, специалиста по английскому фарфору Д.Годдена:

«Некоторые могут сказать, что все вещи с повреждениями, независимо от их степени, должны быть отклонены. это верный совет, если у вас толстый кошелек и вы просто вкладываете деньги. Если же вы настоящий коллекционер, то вы понимаете, что это плохой совет. Мне даже страшно подумать, сколько интереснейших приобретений я мог бы не сделать, если бы собирал только целые изделия. Я не вижу причин жаловаться на небольшие трещины или сколы, особенно на бытовых вещах. Я называю эти повреждения «честными» и поражаюсь, сколько предметов уцелело за двести лет. Можете ли вы быть уверены в совершенной сохранности чайника, которым пользуетесь каждый день? Целые вещи служат украшением антикварных рынков, на поверку оказываясь предметами, прошедшими реставрацию».

В руках профессионала современные материалы и методы реставрации фарфора позволяют добиться практически «невидимого» результата. В этом случае можно попытаться определить доделку, постучав по предмету, который издаст либо ясный отчетливый звон, либо глухой подозрительный звук. Воспользуйтесь увеличительным стеклом или ультрафиолетовой лампой. Идеально сохранившаяся вещь может оказаться кустарной подделкой или заводской репродукцией со снятой или фальшивой маркой.

Результат самостоятельной реставрации может разочаровать. Любительская реставрация зачастую наносит дополнительный ущерб предметам. Демонтаж и устранение последствий любительской реставрации (неудачная склейка, применение необратимых или недолговечных клеев, подпиливание черепков для их подгонки, небрежная абразивная обработка восполнений) может отнять много времени и потребовать значительных финансовых затрат.

В основе современной музейной реставрации лежат принципы неприкосновенности подлинника и обратимости применяемых материалов. Привнесенные дополнения в большинстве случаев должны отличаться от оригинала. При использовании ряда приемов успешно работает принцип «шесть футов – шесть дюймов», когда доделка, совершенно незаметная с расстояния шести футов (порядка 180 см), становится ясно различимой с расстояния шесть дюймов (15 см).

Коммерческая реставрация допускает иной подход – когда все дефекты должны быть по возможности скрыты. Высокие цены в этом случае вполне оправданы сложностью проводимых реставрационных работ, высокими требованиями к квалификации мастера, достаточно дорогими материалами и большим количеством времени. Во избежание недоразумений необходимо заранее обсудить программу реставрационных мероприятий и просмотреть образцы работы реставратора.

Если вы решитесь сами реставрировать фарфор, то при реставрации (склеивании) фарфора прежде всего необходимо обезжирить склеиваемые фарфоровые поверхности. Тщательно просушите фарфоровые поверхности и очистите от грязи. Следует использовать вещества на основе эпоксидной смолы, ПВА или быстро сохнущего цианакрилатного клея. Фарфоровую посуду, которой пользуются для еды, необходимо склеивать клеем, рекомендованным для такой фарфоровой посуды.

Нанесите минимальное количество клея на фарфор. Удалите с фарфора остатки пропитанной водой тряпкой (для клея ПВА) или растворителем красок или уайтспиритом (для эпоксидной смолы).

Плотно соедините склеиваемые фарфоровые поверхности, свяжите бинтом, куском ткани или проволоки и поместите в теплое место (у батареи центрального отопления, полотенцесушителя) на 3 - 4 дня.

Небольшие отколовшиеся кусочки фарфора можно заменить эпоксидной смолой, в которую можно добавить красители.

Ретушировать роспись фарфора лучше акриловыми красками, а затем покрыть их лаком из полиуретана.

Бережно храните «белое золото», и оно будет радовать вас своей красотой долгие годы.

0

2

В начале нашей эры купцы Римской империи уже вели торговлю на азиатских территориях. Шелковый путь соединил Римскую империю с Китаем. После распада империи торговля по Шелковому пути возобновилась в XIII веке. С началом колонизации стран Азии в Китае и Японии начали выпуск товаров, ориентированных на европейский рынок. По заказам из Европы в Китае в больших количествах производился фарфор, часто выполнявшийся по европейским эскизам с типично китайскими чертами росписи.

Считается, что родиной керамики был Китай. Около 2000 г. до н.э. на территории Китая изготавливали глиняные предметы  и расписывали их геометрическими фигурами.

Названия периодов развития китайского фарфора совпадают с названиями китайских правящих династий.

Ранняя японская керамика находилась под влиянием китайских и корейских традиций. Корейские керамические мастерские существовали в Японии еще с VIII века. Собственное керамическое производство развивалось с XIII века. В те времена выросло потребление чая, и на заводе в г. Сето начали копировать китайскую керамику для чайной церемонии. В XV веке, после завоевания Кореи, на острова были перевезены опытные корейские гончары. Лучшие предметы для чайной церемонии, украшенные незатейливыми рисунками, иногда искусственно состаренные мастерами, выпускались в Сето, Киото, Сацуме, Карацу до XIX века. Одни и те же фамильные клейма использовались на протяжении нескольких веков, и определить точный возраст таких изделий трудно.

На стиль японского фарфора также повлияли китайские фарфоровые предметы. Формула фарфора была получена японцами в начале XVI века. Центром фарфорового производства стал г. Арита, неподалеку от которого были найдены месторождения каолина. Здесь изготавливали белый фарфор, расписывавшийся синей подглазурной росписью. Очень высоко ценится эмалированный японский фарфор в стиле какиемон. Изделия из фарфора в этом стиле копировались мастерами Челси, Майсена. Большую известность получил японский фарфор Имари. Имари – порт, через который экспортировали фарфор. Он расписывался иссиня-черной краской в сочетании с красным цветом и позолотой.

Разновидности японского фарфора:

Имари

Фарфор XVII века назывался по имени порта Имари поблизости селения Арита. Фарфор Имари копировался в Китае, Голландии и Англии.
темно-синяя подглазурная роспись в сочетании с рыжевато-красной, золотой, желтой, зеленой, иногда бирюзовой и фиолетовой эмалевой краской
все эмали, кроме красной, выступают над глазурью, что можно почувствовать наощупь
узоры крупных декораивных изделий и столовой посулы созданы по образцу декора тканей
поздние изделия имари расписаны сплошным узором в, главным образом, красной гамме

Какиэмон

Фарфор какиэмон назван по имени японского живописца XVII века Сакайды Какиэмона, автора стиля полихромной росписи фарфора эмалевыми красками. Фарфор какиэмон достиг своего расцвета в 1680-х гг. Фарфор какиэмон можно отличить от другого японского фарфора по следующим признакам:
молочно-белый фарфоровый черепок покрыт скудными ассиметричными узорами, выполненными эмалями красного, оранжевого, голубого, бирюзового, желтого и иногда фиолетового цветов
изделия из фарфора какиэмон - это небольшие блюда, миски и вазы с нежными узорами

В Европе стиль "какиэмон" использовался на фабриках Майсена, Шантийи, Челси, Боу.

Кинкозан

Эта керамика носит имя японской семьи гончаров, работавших с конца XIX века близ Сацумы. Здесь производились изделия от дешевого грубо раскрашенного фарфора до искусно выполненных рисунков с изображениями воинов. Посуда кинкозан очень похожа на сацуму, их легко спутать.
на изделиях имеются картуши (медальоны, вставки), часто с изображениями миниатюрных бытовых сценок
щедрое покрытие позолотой, которая легко откалывается или стирается
цветочные вазы, сосуды для благовоний, декоративные панно
фарфор обычно подписывался художником

Красный кутани

Тонкий, как яичная скорлупа, фарфор производиля примерно с 1880-х гг. Фарфор кутани в больших количествах экспортровался в Европу и США. Качество изделий - от низкого до среднего.
надглазурная эмалевая роспись в преимущественно рыже-красных тонах, местами с щедрой позолотой, часто с монохромными черными или серыми деталями
основные мотивы росписи фарфора красный кутани - фигурки в пейзаже, гейши, цветы, деревья, птицы

Набесима

Клан Набесима правил областью Японии, в которую входил район Арита. С 1650 по 1870 г. там изготолялась посда только для членов семьи. Изделия набесима встречаются редко и высоко ценятся. Фарфор набесима отличается по следующим признакам:
серовато-белый безупречный фарфор, покрытый серой или голубоватой глазурью
отсутствие марки
фарфор декорирован мотивами стилизованных листьев и цветов

Сатсума

Сатсума с XVI века был крупным центром по производству керамики. С середины XIX века здесь находилось массовое производство на экспорт. Здесь производился как фарфор высшего качества, так и фарфор самого посредственного качества.
керамика кремового цвета, глазурь "кракле". Сверху наносился толстый слой эмали. Сверху этого слоя наносилась позолота
главные мотивы - пейзажи, цветы, животные и жанровые сценки, тщательно разработанные фигурки гейш, воинов и святых
подпись или марка с именем мастера на лучших образцах

Сине-белая Арита

Приблизительно с 1615 года в Арите на японском острове Кюсю начали производство самой популярной посуды этого района - сине-белого фарфора.Этот фарфор расписывался подглазурно кобальтом.
фарфор арита прочнее китайского, но его легче поцарапать
часто использовалась свободная интерпретация популярных китайских узоров с цветами и фигурами по фарфору поздней Мин
фоновый узор на сине-белом фарфоре арита обычно плотный и сложный
на внутренней части горлышка кувшина можно определить грубость черепка, небрежно нанесенную глазурь, поверхность края довольно неровная, неглазурованный край имеет розоватый оттенок
валик или небольшое утолщение внизу сосуда указывает на фарфор арита
кусочки гравия в дне изделия появлялись в результате часто производившегося японцами обжига на гравии

Хирадо

Изящно смоделированные изделия из фарфора выпускались в XVIII веке неподалеку от Ариты. здесь создавались белые фигурки детей и животных, рыб, драконов и уток.
чистый белый фарфоровый черепок, похожий по текстуре на сахарную глазурь, покрывался мягкой голубоватой глазурью
детали фигурок иногда подчеркивались красно-коричневой эмалью
декор сине-белых изделий из фарфора включал в себя изображения играющих детей, пейзажей с соснами, стилизованной листвы и геометрические узоры.

0


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Библиотека » Реставрация фарфора