Реставрация фарфора
Современные клеящие вещества, имеющие ряд преимуществ перед традиционными клеями – синтетические полимеры поливинилбутираль (ПВБ), эпоксидные полиэфирные смолы, цианакрилатные, кремнийорганические клеи
Простого склеивания обычно оказывается недостаточно. Поврежденные фарфоровые предметы имеют неизбежные утраты: выкрошки глазури и массы черепка по кромкам разлома, щербины, сколы; иногда отсутствуют значительные фрагменты или отдельные детали. Восполнение утраченных частей – сложный и трудоемкий процесс. Издавна для этой цели применяли обожженную или необожженную глину или гипс. В настоящее время для доделок используют гипс с добавлением клея ПВА (гипсополимер), цианакрилатные композиции, эпоксидные смолы с наполнителями (тальк, сухие пигменты, стеклянные микросферы и т.д.), мастики типа Миллипут или Ремосет, а также материалы, заимствованные из стоматологической практики. Заключительным этапом реставрации было тонирование мастиковок и восполнение в соответствии с тоном черепка и характером росписи. В наши дни реставраторы имеют большой выбор красок и лаков.
Производственному браку специалисты придают большое значение, поскольку зачастую эти признаки (деформации, горновые трещины, растрескивание и отслаивание глазури, пузыри, вздутия, мушки, различные дефекты позолоты и красочного слоя) могут свидетельствовать о времени изготовления предмета и его принадлежности к продукции уважаемых мануфактур. Изделия с допустимыми дефектами шли в продажу: их расписывали, мушки маскировали, изображая поверх них мелкие цветы, листья, насекомых.
Старые вещи даже в хорошей сохранности, как правило, несут на себе следы использования в быту: потертости, сколы, щербины, царапины от ножей и вилок на тарелках и блюдах, налеты от чая, кофе, вина, известковые отложения от воды внутри сосудов. Стоит ли считать такой предмет безнадежно испорченным? Вот мнение известного дилера и коллекционера, специалиста по английскому фарфору Д.Годдена:
«Некоторые могут сказать, что все вещи с повреждениями, независимо от их степени, должны быть отклонены. это верный совет, если у вас толстый кошелек и вы просто вкладываете деньги. Если же вы настоящий коллекционер, то вы понимаете, что это плохой совет. Мне даже страшно подумать, сколько интереснейших приобретений я мог бы не сделать, если бы собирал только целые изделия. Я не вижу причин жаловаться на небольшие трещины или сколы, особенно на бытовых вещах. Я называю эти повреждения «честными» и поражаюсь, сколько предметов уцелело за двести лет. Можете ли вы быть уверены в совершенной сохранности чайника, которым пользуетесь каждый день? Целые вещи служат украшением антикварных рынков, на поверку оказываясь предметами, прошедшими реставрацию».
В руках профессионала современные материалы и методы реставрации фарфора позволяют добиться практически «невидимого» результата. В этом случае можно попытаться определить доделку, постучав по предмету, который издаст либо ясный отчетливый звон, либо глухой подозрительный звук. Воспользуйтесь увеличительным стеклом или ультрафиолетовой лампой. Идеально сохранившаяся вещь может оказаться кустарной подделкой или заводской репродукцией со снятой или фальшивой маркой.
Результат самостоятельной реставрации может разочаровать. Любительская реставрация зачастую наносит дополнительный ущерб предметам. Демонтаж и устранение последствий любительской реставрации (неудачная склейка, применение необратимых или недолговечных клеев, подпиливание черепков для их подгонки, небрежная абразивная обработка восполнений) может отнять много времени и потребовать значительных финансовых затрат.
В основе современной музейной реставрации лежат принципы неприкосновенности подлинника и обратимости применяемых материалов. Привнесенные дополнения в большинстве случаев должны отличаться от оригинала. При использовании ряда приемов успешно работает принцип «шесть футов – шесть дюймов», когда доделка, совершенно незаметная с расстояния шести футов (порядка 180 см), становится ясно различимой с расстояния шесть дюймов (15 см).
Коммерческая реставрация допускает иной подход – когда все дефекты должны быть по возможности скрыты. Высокие цены в этом случае вполне оправданы сложностью проводимых реставрационных работ, высокими требованиями к квалификации мастера, достаточно дорогими материалами и большим количеством времени. Во избежание недоразумений необходимо заранее обсудить программу реставрационных мероприятий и просмотреть образцы работы реставратора.
Если вы решитесь сами реставрировать фарфор, то при реставрации (склеивании) фарфора прежде всего необходимо обезжирить склеиваемые фарфоровые поверхности. Тщательно просушите фарфоровые поверхности и очистите от грязи. Следует использовать вещества на основе эпоксидной смолы, ПВА или быстро сохнущего цианакрилатного клея. Фарфоровую посуду, которой пользуются для еды, необходимо склеивать клеем, рекомендованным для такой фарфоровой посуды.
Нанесите минимальное количество клея на фарфор. Удалите с фарфора остатки пропитанной водой тряпкой (для клея ПВА) или растворителем красок или уайтспиритом (для эпоксидной смолы).
Плотно соедините склеиваемые фарфоровые поверхности, свяжите бинтом, куском ткани или проволоки и поместите в теплое место (у батареи центрального отопления, полотенцесушителя) на 3 - 4 дня.
Небольшие отколовшиеся кусочки фарфора можно заменить эпоксидной смолой, в которую можно добавить красители.
Ретушировать роспись фарфора лучше акриловыми красками, а затем покрыть их лаком из полиуретана.
Бережно храните «белое золото», и оно будет радовать вас своей красотой долгие годы.