Тема сокровищ, тайных схронов с золотом и брильянтами в подземельях, на чердаках старых домов или в подвалах и стенах старых замков, в трюмах затонувших кораблей всегда волновала и волнует искателей приключений. Да и простому люду, уставшему от суеты мирской, хочется на досуге почитать что-нибудь этакое, легкое, увлекательное. Вот и решили мы развлечь своих читателей, познакомив с несколькими историями на эту занимательную тему. Тем более, что одна из них может привлечь особое внимание владивостокцев и приморцев: ведь золотой клад покоится на морском дне буквально у нас под носом.
Евгений ШОЛОХ Специально для «К»
Приморский «Титаник»
Катастрофа произошла 7 октября 1906 г. в Уссурийском заливе. Грузо-пассажирский пароход «Варягин» (водоизмещение 950 т) под командованием капитана
И. Овчинникова в этот день совершал каботажный рейс из Владивостока в бухту Гонькоудзы (ныне Суходол. — Прим. авт.). Около 10 часов утра судно внезапно сотряс мощный взрыв, и «Варягин» мгновенно ушел на глубину около 25 м. Никто из находившихся на борту ничего не успел понять, а уже тем более задействовать спасательные средства.
Катастрофа оборвала жизни около 250 человек (спасти удалось, по разным данным, от 40 до 50 чел). Считается, что причина гибели парохода — подрыв на морской мине, причем на своей собственной, которые выставлялись нашими кораблями с началом русско-японской войны 1904-1905 гг. Кстати сказать, пятью месяцами раньше, 18 мая 1906 г., в районе о. Аскольд также подорвался на мине и затонул грузовой пароход «Князь Горчаков», шедший из Одессы во Владивосток. Правда, на «Горчакове» обошлось без жертв — команда чудесным образом уцелела и на шлюпках высадилась на о. Попова.
Заметим, что трагедия парохода «Варягин» по количеству жертв не имеет себе равных в летописи мореплавания русских кораблей и судов в дальневосточных водах (с середины XIX века по сей день). Однако такая массовая гибель людей в результате морской катастрофы не стала тогда главной темой в местной прессе, как это было, к примеру, в случае с трагедией АПЛ «Курск» в августе 2000 г. Просто несколько скупых строк в хронике происшествий — и все. Тема закрыта. Поразительно безмятежное отношение к гибели двух с половиной сотен людей. А посему дальневосточным «Титаником» погибший в Уссурийском заливе пароход «Варягин» не стал. Он был предан забвению вместе с жертвами.
Спустя годы после трагедии на свет божий всплыла любопытная деталь: оказывается, на борту «Варягина» находился кроме прочего груз золота в виде монет на 60 тыс. руб.
В нынешних ценах стоимость этой груды золотишка составила бы, по нашим прикидкам, несколько миллиардов рублей. Вот где поле непаханое для джентльменов удачи и любителей приключений! Ведь золотой груз «Варягина» до сих пор никто так и не поднял. Во всяком случае, ни в архивных документах, ни в прессе об этом нет ни строчки. А ведь, по логике вещей, думается, если бы клад был найден, шума было бы предостаточно, 60 тыс. золотом — деньги нешуточные. Кстати, в такую же сумму был оценен и погибший «Варягин».
Единственная попытка изыскательских работ на пароходе закончилась безрезультатно. Дело было так. Спустя 7 лет после трагедии капитан погибшего «Варягина» Овчинников, получив добро у властей, организовал экспедицию на затонувшее судно. Летом 1913 г. водолазы в результатов поисков обнаружили объект, на борту которого установили наличие груза и многочисленных тел погибших. А в следующем, 1914 г., предприняли попытку поднятия груза с морского дна. Предполагалось также провести подготовительные работы для подъема всего судна, однако, как сообщалось в прессе, его «сильно замыло песком, что требует громадных затрат для подъема». Начать работы планировалось через год, но Первая мировая война, набирающая обороты, не позволила это сделать. А потом грянула гражданская война, интервенция, и о «Варягине» как-то само собой позабылось...
Кстати, владивостокский историк и краевед Алексей Буяков, опираясь на архивные документы, свидетельствовал, что кроме золотых монет на «Варягине» находился и еще какой-то «очень ценный груз», гораздо более значимый, чем упомянутые 60 тыс. золотых червонцев. Именно этот груз намеревались поднять в первую очередь, но что это за груз, установить пока не удалось. Так что у современных кладоискателей есть шанс попробовать найти золото и «ценный груз» погибшего 97 лет назад парохода «Варягин». Авось кому-то и повезет?
Семь монет в награду
При поисках сокровищ изначально надо доподлинно знать, действительно ли на том или ином подводном объекте имеется клад. Иначе может приключиться казус с громадными убытками, как это случилось во время поиска сокровищ «Черного принца». Во время Крымской войны 27 ноября 1854 г. на внешнем рейде Балаклавской бухты во время шторма погиб английский пароход «Принц». В его трюмах находилось продовольствие, медикаменты и боеприпасы для бойцов армии Ее королевского Величества, осаждавших Севастополь.
Спустя какое-то время появились слухи, что в трюмах судна кроме прочего находилось около 5 млн фунтов стерлингов в золотых монетах, которые были предназначены для выплаты денежного довольствия английским офицерам и солдатам. В результате пароход среди любителей приключений и искателей кладов посмертно обрел новое интригующее название — «Черный принц». Со временем «появились данные» уже о 20 млн фунтов стерлингов, сгинувших вместе с пароходом на морском дне, затем о 30, 50... Официальные власти Великобритании на сей счет хранили гробовое молчание, что только подогревало страсти в разных странах.
Попытки найти сокровища предпринимали французы, американцы, немцы, норвежцы, итальянцы, но все усилия оказались тщетными. Не остались в стороне и мы, правда, спустя более полувека после гибели «Принца». Некий инженер В. Языков в 1914 г. добился у правительства разрешения на проведение поисковых работ. Однако началась Первая мировая война, и дело застопорилось. Потом была революция, гражданская война, разруха.
Уцелевший во всех этих передрягах Языков вновь поднял тему поиска сокровищ «Принца». Но поддержки у новой власти не нашел. И тогда он обратился в... ГПУ (Государственное политическое управление, т.е. ЧК) лично к Феликсу Дзержинскому. Феликс Эдмундович дал добро на реализацию этого проекта, выделил средства, технику и чекистов. Так у нас в стране в декабре 1923 г. зародился легендарный впоследствии ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения), за десятилетия своего существования обследовавший и поднявший с морского дна сотни различных кораблей и судов.
Эпроновцам удалось найти «Принц», точнее, его останки — куски парохода, разбросанные на большом расстоянии друг от друга и засыпанные песком и камнями. Чтобы все это собрать, требовались огромные деньги, которых не было. Дело затормозилось. И тут про экспедицию ЭПРОНА прознала частная японская фирма «Синкай Когиоессио ЛТД», специализирующаяся на таких работах и располагающая специальной подводной техникой. Она и предложила свои услуги. Был заключен контракт, по которому фирма обязывалась возместить все затраты (70 тыс. руб. золотом), что потратил ЭПРОН на поиски «Принца», а после завершения всех работ японцами передать советской стороне всю технику и оборудование для проведения подводных работ.
Японская фирма весной 1926 г. активно включилась в поиски сокровищ «Принца». Затратив полгода и 300 тыс. руб., убрав камни и перелопатив тысячи тонн песка под водой, водолазы нашли в конце концов... 7 золотых монеток выпуска 1854 г. (четыре монеты они передали представителям ЭПРОНА, должно быть, на память о несбывшихся надеждах). На этом на поисках золота «Черного принца» была поставлена точка.
Сокровища «Египта»
Так, может быть, все рассказы о золоте на морском дне только плод больного воображения и байки? Нет, не все. Бывают и вполне реальные сокровища, которые или еще покоятся под водой, или уже обнаружены и подняты удачливыми кладоискателями. Вот одна из таких историй.
Вечером 21 мая 1922 г. в тумане неизвестное судно у испанского мыса Финистерре в Бискайском заливе смертельно таранило грузо-пассажирский пароход «Египет» британской компании «Пи энд Ой», следовавший с секретным грузом на борту в порт Марсель (Франция). Виновник столкновения безвестно растаял в тумане, а «Египет», получив тяжелую пробоину в борт, быстро затонул. Погибли 96 человек — пассажиров и членов экипажа судна. Ушел на морское дно вместе с пароходом (на 120 м глубину) и секретный груз — 8 т золота и 43 т серебра.
Понятно, что такие огромные сокровища мутили рассудок и сводили с ума многих кладоискателей разных стран. Но все их усилия найти сокровища были тщетны. Повезло итальянцам. Спустя 8 лет после катастрофы «Египта» и после 4 лет упорных поисков 29 августа 1930 г. поисковое судно «Артилье», снаряженное фирмой «Сорима», с помощью тралов обнаружило наконец «Египет». Спущенные на морское дно в специальной глубоководной камере водолазы идентифицировали пароход. Но только в июне 1932 г. итальянцам удалось добраться до золота и приступить к его извлечению на поверхность. В конце концов удалось добыть с морского дна серебра и золота на 625 тыс. фунтов стерлингов. Остальные ценности — на 429 тыс. фунтов стерлингов — так и остались в царстве Нептуна.
От 625 тыс. фирме «Сорима» полагалось 62,5%. Однако после покрытия всех расходов (оплата труда конструктора глубоководной камеры, поисковых работ и судоподъемных работ, налоги и т.д.), оказалось, что за 5 лет напряженной работы кладоискатели заработали всего около 100 тыс. фунтов стерлингов.
Секретный груз крейсера «Эдинбург»
А вот другой пример утраты, а затем счастливого обретения более 5 т русского золота с погибшего в годы Второй мировой войны английского крейсера «Эдинбург».
Прорвавшись с остатками каравана судов с ленд-лизовскими грузами в Мурманск, мощнейший английский красавец-крейсер «Эдинбург» утром 28 апреля 1942 г. вышел в обратный путь. На него была возложена особая и весьма секретная миссия. В ночь перед отходом из Мурманска под усиленной охраной на его борт были погружены обычные на первый взгляд ящики для боеприпасов. Лишь крайне ограниченный круг людей знал о их содержании. А оно было впечатляющим: 5,5 т (465 шт.) золотых слитков с двуглавым орлом Российской империи, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше $20 млн, ими СССР намеревался частично расплатиться с правительством Соединенных Штатов за ленд-лизовские поставки Советскому Союзу. Но, увы, золото так и не дошло до адресата.
30 апреля крейсер «Эдинбург» был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль тем не менее продолжал оставаться на плаву, а гитлеровские подводники не смогли потопить его, так как у них кончились торпеды.
Не смогли добить «Эдинбург» и три немецких эсминца, атаковавших его через двое суток в ночь на 2 мая. Крейсер, отбиваясь от неприятеля, сумел даже уничтожить один из миноносцев. А утром 2 мая экипаж покинул изуродованный до неузнаваемости «Эдинбург», открыв на нем кингстоны. Так крейсер с грузом золота ушел на дно Баренцева моря.
После войны золотой груз «Эдинбурга» неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. И только спустя несколько десятилетий, летом 1981 г., специальное поисковое судно «Стефанитурм» английской компании «Джессап марин лимитед» обнаружило «Эдинбург» на глубине 250 м Баренцева моря, после чего были извлечены из снарядного погреба крейсера 5,5 т золота (в новых ценах оно стоило уже не $20, а $81 млн), которое было поделено между английской и советской сторонами. Что касается американцев, которым в далеком 1942 г. и предназначался весь этот секретный золотой груз, то в 1981 г. им так ничего и не досталось. Объяснялось это тем, что именно такой вариант был предусмотрен в годы войны страховым контрактом.