Десант в порт Маока
Утром 19-го августа 1945 года, войска 56-го стрелкового корпуса, прорвав Котонский укрепленный район, вышли на оперативный простор и начали стремительное продвижение в южные районы Сахалина. Этому в значительной мере способствовал морской десант, высаженный в порт Маока (позднее переименован в Холмск — Ларри Снайпер). Порт оборонялся частями 88-й японской пехотной дивизии, которые успели отступить из-под Котона.
Решение о высадке десанта в этом порту командующий флотилией принял уже 15-го августа с расчетом начать ее на рассвете 20-го. Для выполнения этой задачи было выделено 17 боевых кораблей и 6 транспортов, 113-я стрелковая бригада, сводный батальон морской пехоты и авиация флотилии (Участие авиации подтверждается боевым донесением капитана Леонова, но вопрос остается спорным, поскольку погода в те дни была туманной — Ларри Снайпер)
Все корабли были сведены в три десантных отряда, отряд артиллерийской поддержки и отряд охранения. Первый десантный отряд состоял из 7 сторожевых катеров, второй — из 4 тральщиков, третий — из транспортов «Всеволод Сибирцев», «Краболов-3», «Измаил», спасательного судна «Тельман» и буксира «Багратион». В отряд артиллерийской поддержки были включены сторожевой корабль «Зарница» и минный заградитель «Океан», в отряд охранения — 4 торпедных катера. Высадку планировалось провести непосредственно на причалы порта и без пауз между первым броском десанта из 297 автоматчиков, первым эшелоном — сводным батальоном морской пехоты, и вторым эшелоном — непосредственно самой 113-й стрелковой бригадой. Командиром сил высадки был назначен капитан 1-го ранга А. И. Леонов, командиром десанта — командир 113-й стрелковой бригады полковник И.3.Захаров.
17-го августа южнее порта Маока была высажена с подводной лодки разведывательно-диверсионная группа (к сожалению ни об ее целях и задачах, ни об ее дальнейшей судьбе мне не удалось ничего найти ни в фонах ЦАМО, ни в воспоминаниях — Ларри Снайпер). Утром 19-го августа корабли с десантом вышли из Советской Гавани и взяли курс на Маоку. Погода на переходе, продолжавшемся около суток, не благоприятствовала десанту: густой туман, сильные ливни, ветер до 6 баллов не раз нарушали походный порядок кораблей, которым приходилось уменьшать ход. Все это привело к некоторому опозданию с началом высадки.
В 7 часов 33 минуты 20 августа корабли в сплошном тумане обнаружили вход в центральную гавань порта. В него устремились сторожевые катера с первым броском десанта, которые в считанные минуты высадили десантников и отошли, уступая место другим кораблям.
Противник не ожидал появления советских моряков, и высадка первого броска десанта завершилась быстро и без потерь. Однако в дальнейшем враг оказал сопротивление.
Через 40 минут после начала высадки первый бросок десанта захватил причальные линии порта. Развивая успех, первый эшелон десанта к 12 часам овладел всей территорией порта и завязал бой в центральной и восточной частях города, а второй — в северной и южной. В результате смелых и решительных действий советских воинов порт и город Маока к 14 часам был взят. Японцы, потеряв свыше 300 солдат и офицеров убитыми, до 600 пленными, отступили вдоль железной и шоссейной дорог в глубь острова.
Упорной борьбой за порт Маока японцы пытались выиграть время, чтобы успеть эвакуировать с Сахалина материальные ценности. Эту цель противник преследовал до конца военных действий на острове. И, несмотря на приказ о безоговорочной капитуляции войск с 19 августа, напряженные боевые действия на Сахалине продолжались.
После овладения городом Маока 113-я стрелковая бригада перешла к преследованию японских войск, отходивших вдоль железной дороги Маока — Отомари.
Использованные источники:
1. Центральный Военно-Морской Архив (ЦВМА), Ф. 307, Д. 17779, листы 331–332;
2. ЦВМА, Ф. 291, Д. 24087, лист 82;
3. Морской атлас, т. III, н. 2.