САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » Последнее тепло Карафуто


Последнее тепло Карафуто

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Вещи рассказывают. Последнее тепло Карафуто
Ведущий новой рубрики – путешественник, исследователь, археолог, житель Южно-Сахалинска Михаил Шерковцов. Он давно увлекается историей тех времен, когда Сахалин назывался Карафуто, и собрал столько экспонатов, что впору открывать музей. Тема его рассказа – как и с помощью чего обогревались жители нашего острова в те далекие времена, когда он носил японское название.

НА ПОЖАР С… ДОСПЕХАМИ

Строения в японской Тойохаре были в основном деревянные, за исключением административных зданий. Обогревались люди чугунными печами, каминами, жаровнями и водяными грелками. Пожары были нередким явлением.

Интересно, что пожарные были приравнены к военным. Их командный состав – это, как правило, люди самурайского происхождения. В древности такие части выезжали на тушение пожаров в полном боевом вооружении: с доспехами с асбестовой накидкой, оружием и флагами.

Во время экспедиций по затерянным населенным пунктам Сахалина я встречал большое количество самых разных японских печей. Их разнообразие и оригинальность конструкций и натолкнули меня на мысль найти как можно больше печей, распространенных на Карафуто в конце XIX – начале XX века, и показать их вам.

Что это было за время? В 1868 году на престол взошел 16-летний принц Муцухито, известный в истории как император Мэйдзи. Реформы, проводимые императором, назвали «революцией Мэйдзи». Ему удалось в кратчайшие сроки построить в стране современную по тем временам экономику, взяв за основу опыт Англии и США. Феодальной страны больше не было. В Страну восходящего солнца хлынули западные технологии. Кстати, город Тойохара был построен по плану американского города Чикаго.

http://sakhvesti.ru/p/gubved_16062009164820.jpg ВСЕЙ СЕМЬЕЙ ПОД ОДНО ОДЕЯЛО
До революции Мэйдзи в Японии не знали чугунных и железных печей. Для обогрева жилищ использовались бронзовые или керамические жаровни. Люди употребляли подогретые саке и чай, тепло одевались на ночь и предпочитали спать одетыми.

Только в главной комнате, посередине, в небольшом углублении сооружался керамический или фарфоровый очаг под названием хибати. Внешне он напоминает большую вазу с широким горлом для посадки цветов. В них и на самом деле уже в советское время нередко сажали различные фикусы. Используя хибати по прямому предназначению, в эту своего рода печь насыпался песок и сверху горячие угли. Таким образом, можно было готовить пищу или подогревать те же саке и чай.

Другое чисто японское изобретение – водяные грелки ютампо. В своих легких, сейсмоустойчивых жилищах люди клали грелки в постель, при помощи них обогревались, занимаясь хозяйственными делами. В одной из покинутых сахалинских деревень мне удалось найти такую грелку, на которой были отчетливо видны неоднократные следы пайки. Это лишний раз показывает, как бережно японцы, в том числе жители Карафуто, относились к подобным вещам.

Найдено еще одно уникальное средство для обогрева – печь котацу, которая представляла собой здоровенный деревянный каркас. Она прогревалась углями, а потом ее накрывали большим одеялом. Под него на ночь забирались все члены семьи. Спать, думаю, им было комфортно, но вот в смысле пожарной безопасности возникают сомнения.

http://sakhvesti.ru/p/gubved_16062009164923.jpg  «ЧЕРЕПАШКА» ИЗ ЧУГУНА
Первая чугунная печь «Кобан-гата Маки Стобу» появилась на Карафуто в 1870 году. Сами японцы ласково называли ее «черепашкой». Еще через 10 лет в ход пошла другая печь «Дарума-гата Маки Стобу». Ее топили через верхнее отверстие сырыми дровами, а через нижнее – сухими. Прозвали такую печь «горлянкой».

В конце XIX века в Саппоро приехал американский проповедник Лоланд. Видно, мерз он отчаянно, так как стал изобретателем печки, названной его именем. Гость из США сверху обычной железной печи установил два радиатора, что значительно увеличивало теплоотдачу. Немало «печей Лоланда» использовалось и на Карафуто.

В 1905 году, после того как на юг нашего острова начали прибывать поселенцы из соседней страны, русские печи разбирались, а вместо них ставились японские средства обогрева. Однако в ряде домов остались русские печи, и в первую же зиму теплолюбивые японцы оценили их преимущество.

Япония всегда очень быстро перенимала положительный опыт других стран, совершенствуя и приспосабливая иностранные изобретения к своим условиям. В 1919 году Германия поставляла на экспорт в Японию угольную печь «Юнкер» с бункером для топлива. Загружать ее углем можно было два раза в сутки, что облегчало эксплуатацию. Однако стоимость такой печи достигала 300 иен, тогда как зарплата учителя в те времена составляла всего 20 иен в месяц.

Конструкция германской печки оказала большое влияние на японских производителей и стала прообразом последующих экономичных печей с бункером для загрузки угля.

В 1924 году Тоесабуро Судзуки была изобретена первая японская печь с бункером. Она появилась в продаже под торговой маркой «Фукуроку» и могла изготовляться из стали или чугуна. Еще через четыре года Масаичи Камада изобрел печку с бункером, которая отличалась по конструкции и продавалась под маркой «Тайе».

Интересна торфяная печка «Дэйтан Стобу», появившаяся на Карафуто в 1924 году, ее изобретатель – Еситиро Миура. А в 1930 году Кэнсуки Сасаки представил на суд покупателей печь «Кокасу Стобу». Как нетрудно догадаться из названия, работала она на коксе.

Предвоенная Япония искала альтернативные виды топлива для обогрева населения и нужд промышленного комплекса. На Карафуто работали заводы по производству искусственного бензина, угольного брикета и других альтернативных видов топлива.

Да, прогресс не стоит на месте. Но в домах многих японцев, живущих на Карафуто, до возвращения на свою родину наряду с современными печами того времени стояли и очаги хибати. И даже сейчас, спустя столько лет, во время путешествия в соседнюю страну в некоторых частных домах мне приходилось сидеть возле хибати вместе с их хозяевами. И было тепло в прямом и переносном смысле.

КСТАТИ
Скоро в Южно-Сахалинске в городской библиотеке откроется выставка Михаила Шерковцова под названием «Последнее тепло Карафуто». Здесь можно будет познакомиться с образцами некоторых японских старинных печей. Правда, в оригинале они выглядели несколько иначе, так как были покрыты никелем.

http://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=11169

+3

2

Экзотика написал(а):

КСТАТИ
Скоро в Южно-Сахалинске в городской библиотеке откроется выставка Михаила Шерковцова под названием «Последнее тепло Карафуто». Здесь можно будет познакомиться с образцами некоторых японских старинных печей. Правда, в оригинале они выглядели несколько иначе, так как были покрыты никелем.

В центральной библиотеке Южно-Сахалинска откроется выставка "Последнее тепло Карафуто"  

25 июня в 17:00 в читальном зале Центральной городской библиотеки Южно-Сахалинска состоится открытие выставки "Последнее тепло Карафуто". На ней будут представлены экспонаты из частной коллекции Михаила Шерковцова - путешественника, исследователя, археолога. В основе экспозиции - уникальные японские печи конца XIX - начала XX века, привезенные коллекционером из различных районов Сахалинской области. Дополняют экспозицию предметы быта, с помощью которых обогревались жители Карафуто в первой половине XX столетья: водяные грелки - ютампо, чайники и чашки, сакедзуки и т.д.
Также на выставке представлены редкие книжные издания из фондов южно-сахалинской центральной городской библиотеки и Сахалинской областной универсальной научной библиотеки, в том числе редчайший фолиант "Карафуто" на японском языке 1936 г и русско-японский разговорник 1946 г.
Данная выставка представляет большой интерес не только для профессиональных историков и краеведов, но и для всех южносахалинцев.
Открытие при библиотеках музейных экспозиций, краеведческих уголков, постоянных выставок с середины 90-х годов стало повсеместным явлением в России. Музейные предметы гармонично включаются в интерьер библиотеки, позволяют более полно раскрывать имеющиеся книжные фонды. Книжно-иллюстративно-предметный ряд значительно усиливает эмоциональное восприятие выставки посетителями библиотеки, соответствует более широкому кругу их интересов, помогая привлекать большее количество потенциальных читателей.
Выставка будет действовать до 1 августа 2009 г.
Принимаются заявки на экскурсии. Справки по телефону: 42-96-90, сообщили в Центральной библиотеке Южно-Сахалинска.

ИА SAKH.COM                          22 июня 2009                                     http://www.sakhalin.info/news/56581/

0

3

Надо сходить, а то мне высказали версию, что найденная мной  "специфическая сковородка, является частью некого стульчика с подогревом. Может там найду ответ на свой вопрос  :yep:

0

4

Выставка открылась вчера, в 17-00. Кто ни будь был? Как выставка?

0

5

еще не был

0

6

сходили? как  вам выставка? 

0

7

Favorit написал(а):

сходили? как  вам выставка?

Сходил. Прикольно, лично мне было очень интересно... За одно, кажется по аналогии разобрался, что за хреновену выкопал  :D

0

8

Последнее тепло Карафуто

В южно-сахалинской центральной библиотеке открылась экспозиция необычных находок нашего земляка Михаила Шерковцова. Это – вещественные памятники времен губернаторства Карафуто. Коллекционер, исследуя по старым картам места бывших японских поселений, первым делом ищет чугунные литые печи, жаровни, грелки – следы семейных очагов, спасавших людей в холодные зимы, кормивших их горячей едой, собиравших родственников у живого огня. Увлечению Михаила Евгеньевича (он ландшафтный дизайнер и художник) вот уже сорок лет. При первой возможности он отправляется в сахалинские леса с лопатой, металлоискателем, медикаментами и небольшим запасом продуктов – лишний груз в дороге в тягость, да и тайга прокормит. А так как на юге острова все исхожено и предметов практически не найти, то ему приходится ездить на север, к 50-й параллели или в район Бошняково. Возвращается похожим на лешего, но счастливым, потому что удачлив в поиске. – Нередко приходится долго сидеть в сырых ямах, откапывая предметы прошлого века, – рассказывает он. – Время работает против них. Если металлические находки неправильно реставрирую, то они рассыпаются в прах. Задача – сохранить их, чтобы полнее воссоздать картину жизни людей того периода. Кузнечное литье в Японии стало развиваться в конце XIX – начале ХХ веков. Промышленность этой страны и творческая инженерная мысль в таком направлении работали очень активно. Ведь поселенцев на Карафуто было десятки тысяч. Каждую семью надо было снабдить чугунной печкой, иначе взрослые и дети могли замерзнуть в здешнем климате. Отлитые печи завозили на Сахалин. Сейчас в соседней стране таких образцов практически уже нет – для Японии это архаика. А на Сахалине сохранились разные очаги, и поисковику очень важно собрать более полную их коллекцию. На выставке представлено 12 печей. Есть у М. Шерковцова еще несколько в запасниках и не доставленные из тайги. Собирает художник и японскую посуду того же периода. С ней связано немало интересных историй, требующих детального исследования. Несколько лет назад сотрудник областного краеведческого музея В. Шубин в поисках следов Курилороссии на о. Уруп во время раскопок нашел английскую тарелку с изображением ивы. В Южно-Сахалинске Михаилу Евгеньевичу встретились чашки с тем же рисунком. Через много лет в экспедициях на севере острова он обнаружил посуду с таким же рисунком, на которых – ива, монахи, идущие по мосту, и пагода. Самая последняя находка – маленькая чашечка с точно таким же сюжетом и с надписью «Made in Japan». Пока не известно: то ли англичане продали патент японцам, то ли к последним каким-то образом попали медные доски, с которых печаталось изображение, либо мастера Страны восходящего солнца просто оказались умелыми копиистами. В экспозиции М. Шерковцова представлены маленькие чашечки для сакэ – сакэдзуки с военной тематикой. На одной надпись: «Оружейную службу закончил. 23 года. Весна». Вероятно, молодой человек по этому радостному поводу изготовил ее себе на память. Встречаются сакэдзуки с философскими изречениями. К примеру: «Человеческая жизнь подобна цветущей сакуре». Есть в коллекции М. Шерковцова редкие снимки, оригинальные фарфоровые бутылочки для сакэ, чайник с инкрустацией – прекрасная работа одного из японских художников 1928 года, курительная трубка с надписью: «Кури один, не думай о другом». На другой ее стороне предостережение: «Помни о безопасности». Город был густонаселенным, деревянные дома стояли очень близко друг к другу, часто возникали пожары. Михаил Евгеньевич рассказывает о том, какие находки особо греют сердце: – Однажды в экспедиции хотел найти целый предмет, а обнаружил разбитую сакэдзуки и выбросил ее. А нашел целую – пожалел об опрометчивом поступке. Но осколок найти не смог, а он был особый. Понял это, когда опустил в лужу пиалу – с ее дна глянуло женское лицо. Дело в том, что некоторые сакэдзуки обладают линзой. Когда в них наливают напиток, то на дне чашки проявляется изображение женского лица. Эта технология была опробована Японией еще в начале ХХ века. Другая удивительная находка была связана с моей семьей. Мы возвращались из Анивы. Проезжая мимо японского моста во Владимировке, попросил у жены полчаса на раскопки. Она в ответ: «Ты же целый день нырял в море, какие еще могут быть раскопки?». Когда я поставил машину, взял лопату и стал копать, подошла жена и сказала: «Сейчас ты найдешь красивейший чайник ручной работы и три сакэдзуки, а больше ничего». Понятия не имею, что это было, но через пять минут я действительно поднял из земли уникальный чайник с изображением морского дна и крабов, ползущих через траву, а следом – три чашечки с таким же рисунком. Вот такие совпадения. Для меня незабываема история сакэдзуки с олимпийской символикой. Не знаю, была ли она ее владельцу подарком за участие в Олимпийских играх в Германии в 1936 году и как она попала в глухую таежную деревню на 48-й параллели. Я нашел это поселение по карте, шел по бывшей улице, а потом необъяснимо для себя возле кустов шиповника опустился на колени, вырезал в земле прямоугольник, поднял дерн. Оказалось, что я вырезал его точно по краям резинового коврика, который там оказался, а под ним находилась сакэдзуки с олимпийской символикой. Поисковик признается, что ощущает теплоту найденных предметов. – Небольшие вещицы подолгу ношу в кармане, поскольку расстаться с ними невозможно, – говорит Михаил Евгеньевич. – Но все же моя особая любовь – печи. Их вполне можно отнести к предметам искусного кузнечного литья. Японцы всегда очень быстро перенимали опыт других стран. Первой печью, которая у них появилась в начале ХХ века, стала американская «Расси», второй – «Юнкер». В 1928 году Масаичи Камада отлил свою авторскую печь. Следом появилась целая их серия. Некоторые через верхнее отверстие топились сырыми дровами, а через нижнее – сухими. Другим требовался кокс или угольные брикеты, третьим – обычный уголь. Каждая печь имела свое назначение. В коллекции М. Шерковцова есть и первая японская походная печь с бункером торговой марки «Фукуроку», изобретенная в 1924 году Тоесабуро Судзуки. Ее Михаил Евгеньевич с напарником В. Касимовым нес из лесу восемь километров. Погрузил ее в лодку, вышел в море. Начался шторм. После получасового рискованного плавания, когда суденышко стало заливать водой и оно начало зарываться в волны, пришлось возвращаться. Большой волной путешественников выбросило на берег. – Первое, о чем подумал, – рассказывал М. Шерковцов, – не утопить бы печь, чтобы потом за ней не нырять в этом гиблом месте. Там река вливается в море, и ее воды смешиваются с высокой волной прибоя, все кипит в водоворотах. Три дня в ожидании хорошей погоды мы не могли покинуть побережье. Было приключение и с доставкой еще одной находки, изготовленной в начале прошлого века фирмой «Тайе». В ясный день в километре от Бошняково лодка налетела на подводный камень. От сильного удара из нее вылетели все вещи, кроме печи. Ее удалось доставить на берег. Мечта коллекционера – создать в одном из уцелевших японских зданий областного центра музей Карафуто. Он готов наполнить его различными коллекциями, поделиться своими знаниями и умениями. Хоть сегодня он может организовать новые экспозиции, рассказывающие о стеклодувном и аптечном искусстве японцев, воссоздать типичное их жилище той поры с мебелью, посудой, фотографиями, музыкой (у него хранятся даже пластинки с песнями). Словом, М. Шерковцову есть что показать и рассказать землякам и гостям города об этой странице из истории области. Упустить такой шанс было бы недальновидно не только для города, но и для региона. Сейчас же Михаил Евгеньевич в одном лице и поисковик, и реставратор, и хранитель, и экспозиционер уникальных коллекций. Он старается не для себя, а для всех, кто живет и будет жить здесь, а также приезжать на острова. Л. СТЕПАНЕЦ. p. s. Выставка «Последнее тепло Карафуто» организована сотрудниками центральной городской библиотеки, реализующей проект «Музейный уголок в библиотеке». В ней также приняли участие краеведческий музей с. Синегорск и народная артистка РФ К. Кисенкова.
07.07.2009
http://www.sovsakh.ru/ru/news/9162/?p=15

0

9

http://news.mail.ru/inregions/fareast/6 … /11616262/
В январе прошлого года прошла выставка М. Шерковцова в стенах библиотеке.Сегодня случайно наткнулся на эту заметку. Возможно кто-то подчерпнёт из неё что-то новое для себя.

+1

10

Олег Ан. написал(а):

http://news.mail.ru/inregions/fareast/6 … /11616262/
В январе прошлого года прошла выставка М. Шерковцова в стенах библиотеке.Сегодня случайно наткнулся на эту заметку. Возможно кто-то подчерпнёт из неё что-то новое для себя.

Это уже не первая его выставка, поэтому ваше сообщение перенесла сюда. Еще на форуме есть статья о другой выставке.  Вещи рассказывают и  Фото-отчет с выставки М. Шерковцова

0


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » Последнее тепло Карафуто