Сёва
Разработанный американской фирмой Дуглас Айркрафт компани, в Японии этот самолет строился в основном очень маленьким предприятием Сёва хикоки. Так же, в ограниченном количестве, самолет строился фирмой Накадзима - самым крупным в Японии производителем самолетов и двигателей.
Один построенный на Дугласе DC-2 был куплен Японией в 1934 г., позже еще шесть DC-2 были построены по лицензии Накадзимой в 1936-37 гг. Они использовались Jaрan Air Lines - позднее Greater Jaрan Air Lines - на внутренним авиалиниях, а также для полетов на Формозу. Позже один из этих самолетов был передан японской армии. Уже с 1937 г. Япония искала возможности для приобретения лицензии на производство DC-3. Две японских торговых компании, Митсуи и Фар Истерн, провели успешные переговоры с фирмой "Дуглас", и между ноябрем 1937 г. и февралем 1939 г., двадцать DC-3 были поставлены в Японию. Тринадцать были оснащены радиальными двигателями Wright Cyclone (как и все семь DC-2), остальные семь - Pratt & Whitney Twin Wasp. Greater Jaрan Air Lines использовала эти 20 самолетов вместе с DC-2 до конца войны в 1945.
24 февраля 1938 г. Митсуи выплатила 90,000 долларов Дугласу за право строить и продавать лицензионные DC-3. Помимо всей необходимой технической документации, японцы получили также и два несобранных DC-3 (с номерами 2055 и 2056). Неизвестная в то время в США, Митсуи действовала как деловой агент Императорского Японского Флота. Относительно новая компания - Сёва хикоки получила два несобранных самолета, с распоряжением достроить их и подготовиться к их дальнейшему серийному производству. Одновременно, Накадзима также изъявила желание участвовать в лицензионном производстве DC-3.
Интересно, что сборка двух опытных образцов была задержана почти на полтора года, поскольку производственные линии Сева не были достроены. В конце концов, эти два прототипа, получившие обозначение L2D1, или "транспортный самолет флотский тип D", были закончены к началу 1940 г. После постройки и испытаний Сева и Накадзима продолжали работать вместе, чтобы приспособить DC-3 для производства в японских условиях. Они также перепроектировали силовые установки, для использования 1000-сильных двигателей Митсубиси Кинсей-43 вместо Pratt & Whitney SB3G. Производство японского DC-3, получившего обозначение L2D2, или "транспортный самолет флотский тип 0 модель 11", началось в 1940 г. на фирме Накадзима. Всего, до окончания их производства в ноябре 1942 г., была построена 71 машина. После 1942 г. Сева осталась единственным изготовителем L2D. Эта фирма выпустила свой первый L2D2 в марте 1941 г.
Первоначально, L2D2 был исключительно пассажирским самолетом, рассчитанным на перевозку 21 пассажира с экипажем в три человека. Позже в самолете укрепили днище и установили большие грузовые двери для возможности погрузки до 4500 кг груза и увеличили экипаж до пяти человек. Модификация получила обозначение L2D2-1. Затем было начато производство самой массовой модификации - L2D3 "транспортный самолет флотский тип 0 модель 22", выпускавшейся в четырёх вариантах, отличавшихся моделями двигателей Кинсей и конструкцией грузового отсека. L2D3 отличалась от ранних моделей увеличенной площадью бокового остекления пилотской кабины (за увеличения численности экипажа) и установкой конических обтекателей на втулки винтов.
Во время войны, Сева построила два опытных образца L2D4 модель 32, на которых установили оборонительное вооружение. Оба построенных самолета - пассажирский L2D4 и грузовой L2D4-1 были оснащены двигателями Кинсей-51, и получили верхнюю турель с 13,2-мм пулеметом "тип 2", а также 7,7-мм пулемета "тип 92", приспособленных для стрельбы из фюзеляжных люков. Этот тип не пошел в серийное производство, равно как и единственный опытный образец L2D5 модель 33, который не был закончен до конца войны. Последний имел смешанную конструкцию - для экономии легких сплавов древесина и сталь использовалась везде, где возможно. Кроме того L2D5 оснащался двумя 1560 сильными двигателями Кинсей-62 и имел оборонительное вооружение как у L2D4.
Самолеты L2D использовались в течение всей войны на различных театрах боевых действий. В частности, в связи с большой грузоподъемностью они сыграли важную роль в снабжении отдаленных гарнизонов на островах Тихого океана и Новой Гвинее. Применялись они и как штабные машины. Постройка L2D продолжалась до самой капитуляции. С вооружения самолет не снимался. Распознав L2D как отдельный тип японских самолётов, американцы присвоили ему кодовое наименование "Tabby". К сожалению, его сходство с C-47, приводило к многочисленным, и часто трагическим ошибкам с обеих сторон. Один трофейный L2D2 использовался французскими ВВС в боевых действиях в Индокитае в 1946 г. Всего изготовили 487 экземпляров самолета.
Отредактировано Kaiten (22-01-2013 15:43:44)