http://ded-banzai.livejournal.com/
В 1980 году на одном из притоков р. Арканзас на границе Томаринского и Холмского районов найдены обломки советского самолета-истребителя американского производства9. Эта машина упала в 1947 году10 с высоты 2000-3000 метров. Пилот остался жив. Принадлежность к частям 10-й воздушной армии - полкам 29-й Хинганской истребительной авиационной дивизии, базировавшимся в 1951-1952 годах на авиабазах Костромское, Хомутово, Новоалександровка и Сокол, или 59-му истребительному полку 16-й смешанной авиадивизии ВВС ТОФ в 80-х и 90-х точно не установлена. Маркировка, сохранившаяся на обломках самолета, не позволяла точно установить принадлежность к ВВС или ВМФ СССР.
В июле 1998 года руководство МПО “Франтирер” направило на рекогносцировку места падения этой машины молодежную поисковую группу “Виктория”. Районом поиска стали долина реки Арканзас и её верхние притоки. Располагая ограниченными возможностями по дистанционному зондированию, МПГ “Виктория” проводила доразведку места падения самолета, инвентаризацию и идентификацию отдельных обнаруженных узлов и деталей. Работа на местности осложнялась последствиями серии катастрофических тайфунов, разбросавших обломки на значительном расстоянии от места падения. Основное штатное вооружение группы – индукционный миноискатель ИМП-6, не применялся ввиду значительного веса и неэффективной работы в условиях избыточного увлажнения.
Первые обломки машины, сильно поврежденные, найдены примерно в километре вверх по главному притоку. Выше по притоку, через 300-400 метров от первой находки, обнаружен крупный обломок планера цельнометаллического самолета, окрашенный в серый цвет, как и все остальные, найденные позже. Он находился прямо в русле ручья, и был полузанесен песчано-галечниковой смесью. После предварительной очистки он извлечен нами на берег для осмотра и фиксирования технологических надписей. При осмотре найден шильдик (рис.3.1) и проштампованная надпись 032-ANRA, 24-STPC (рис.3.2) на детали планера. Приблизительно в 180 метрах вверх по течению сделана ещё одна находка- крупная деталь планера, вероятно, часть плоскости. Деталь забита песчано-галечниковой смесью, поэтому детальный осмотр не представлялся возможным. Ещё через 150 метров при слиянии двух ручьёв найдены последние обломки самолета: лопасть воздушного винта на берегу ручья, там же стойки переднего и крыльевых шасси и многочисленные обломки, не поддающиеся идентификации. На одном из них найдены английская надпись, сделанная от руки- LHTE, цифры 29-П-2 и проштампованные красной эмалевой краской два клейма-печати. На другом - пластиковая деталь с сохранившимся шильдиком (рис.3.3). Читаемая надпись позволяет предположить, что это часть авиационного радиопередатчика, выпущенная известной американской фирмой- производительницей радио- и электротехнического оборудовании, высокопрецензионной техники, например, электротурелей “Бендикс”, изготовленного в Нью-Джерси.
На бровке низкой террасы и на низкой пойме найдены остатки аккумулятора: обломки черного пластика, толстого стекла, свинцовых клемм и пластин, раскиданные на склоне площадью приблизительно 15 кв.м. (3 х 5 м). Толстое стекло, по нашему мнению может быть частью остекления фонаря кабины пилота - боковых пластин и форточек. Или остатки стеклопакетов лобового остекления кабины пилотов. Остатки 58-мм или 63-мм пуленепробиваемого стекла, установленного за креслом пилота найдены не были. Наряду с этим мы не исключаем наличие стеклопакета из нескольких бронестекол вместо одного сплошного.
Выше по течению притока обнаружена левая консоль приборного щитка с фрагментом пульта управления огнем и бомбометанием (рис.5). Ряд сохранившихся элементов английской эпиграфики указывает на оборудование самолета-истребителя еще на заводе фирмы Белл приводом использования химических выливных авиационных приборов (ВАП). Наличие группы гнезд управления огнем позволяло вести огонь из 4 пулеметных точек одновременно и из 37-мм пушки М-4 “Браунинг” (“Олдсмобил”). Здесь же найдены пять гильз к патрону 50. “Браунинг”(12,7 х 99 мм)11 и две пули от крупнокалиберного пулемета М-2 “Кольт-Браунинг” (рис. 6.1-3), а также стальные звенья к пулеметной ленте. Тип пуль пока не представляется возможным установить, поскольку маркировочная краска на баллистической части пули отсутствует. Боеприпасы различного типа достаточно подробно описаны в литературе, как и примерный состав боекомплекта. Клейма и маркировки типичны для этого типа боеприпасов и описаны нами ранее, хотя не все материалы до сих пор опубликованы в открытых источниках. Вместе с тем, отсутствие 7,62-мм винтовочных боеприпасов 30-06 (7,62 х 63) к крыльевым пулеметам МG-54”Браунинг” какое-то время оставляло вопрос об точном определении типа машины.
Выше по течению притока в русловом аллювии найдена гильза с характерным срезанными дульцем и скатом, позволяющей предположить разработку боеприпаса на базе 25-мм французского малокалиберного зенитного снаряда. Аналогичную конструкцию и элементы имела гильза от 37-мм автоматической зенитной пушки 70К отечественного производства.
Рядом обнаружен снаряд от 37-мм авиационной пушки М-4 “Олдсмобил” американского производства с технологическими маркировками и заводским клеймом (рис.7.1-2). Взрыватель донный, характерный для авиационного бронебойного снаряда. Боеприпасы такого типа позволяли пробивать бронированные крыши моторных и трансмиссионных отделений, крыши башен, рубок танков и самоходно-артиллерийских орудий.
-множество топливных, масляных или кислородных трубок и шлангов, идентифицировать их пока не представляется возможным.
Среди находок оказалось часть донца бутылки светлого стекла с фрагментом надписи на английском языке“LIСКER”. Имеющиеся воспоминания летчиков позволяют предположить, что это часть бортового НЗ, которое брали в полет советские пилоты.
По результатам подъемных сборов в районе падения самолета можно сделать следующие предположения:
Среди находок - разрушенный при падении и последующей коррозией стрелочный прибор. Сравнительный анализ позволил предположить, что это указатель крена самолета. Помощь в определении функционального назначения ряда обломков и сохранившихся приборов с английской эпиграфикой оказывал ветеран боевых действий в Афганистане, бывший летчик-истребитель И.А. Савельев.
1. Это был советский истребитель американского производства авиационного завода фирмы Белл в г. Ниагара-Фоллс.
2. Наличие по меньшей мере шести гнезд тумблеров переключения пулеметов, не считая отдельного “пушечного” гнезда позволяет с достаточно большой вероятностью предположить, что это был истребитель Р-39 “Aircobra”12 поздних модификаций с сохранившимися скорострельными авиационными пулеметами MG-54”Браунинг” винтовочного калибра, поскольку на Р-63А “Kingcobra” устанавливались только два крупнокалиберных пулемета М-4 «Браунинг», а ещё два- в перегруз в подкрыльевых контейнерах. Наличие таких машин в советской авиационной группировке на Южном Сахалине в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века подтверждают не только рассказы очевидцев, но и значительные скопления уничтоженных винтовочных боеприпасов 30-06 американского производства на брошенных авиационных военных полигонах и авиационно-технических базах соединений 10-й воздушной армии. В дальнейшем мы предполагаем составить карту технологических надписей13 и маркировок таких самолетов и передать данные по узлам и эпиграфике быстрой идентификации в фонды СОКМ и ГАСО.
Уже в 2001 году эта история получила неожиданное продолжение - группа студентов-туристов обнаружила на склонах Сусунайского хребта обломки самолета истребителя Белл Р-63С-5 “Kingcobra”. Машина была идентифицирована студентами на основе общедоступной ИНТЕРНЕТ-информации. Часть оборудования, вооружения и боеприпасов с погибшей машины была снята и доставлена в город для передачи в УВД Южно-Сахалинска на экспертизу. Среди доставленного вооружения и боеприпасов находились деформированные при взрыве гильзы от 37-мм авиационной пушки М-2, 37-мм снаряд с сохранившимся баллистическим колпачком, 12,7-мм крупнокалиберные патроны (12,7 х 99) 50. “Браунинг”, пули, звенья пулеметной ленты, остатки авиационного прибора неясного пока функционального назначения.
Эпиграфика на крупнокалиберных патронах совпадает с описанными ранее, на 37-мм снаряде несколько отличается от зафиксированных нами образцов. Особый интерес представляло клеймо завода-изготовителя на казенной части пулемета “Браунинг”.
Наличие на двух машинах полного боекомплекта не свидетельствует о вылете на боевое задание. Особенности центровки самолетов Белл “Aircobra” и “Kingcobra”, имевших заднее расположение двигателя, требовали сохранения даже стрелянных пушечных гильз, поскольку при израсходовании части топлива и боезапаса резко возрастала угроза плоского штопора.
Учитывая нежелание работать с потенциальными памятниками техники официальных музейных органов, представляется досточным и возможным развернуть собственную мини-экспозицию эвакуабельных узлов и деталей летной техники, хранящихся в фондах коллекции ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска: педалей управления, коков винтов, бронеспинок и т.п от самолетов отечественного и иностранного производства - Ла-5ФН, Ла-7, Як-9Д, Як-9Т, Як-9М, Р-39