Тайны острова Сахалин

Сахалинская область – единственная в стране, расположенная на 59 островах, включает в себя остров Сахалин с находящимися вблизи него островами Монерон и Тюлений и две гряды Курильских островов.
Площадь Сахалинской области составляет 87,1 тыс. км2, из них около 78 тыс. км2 занимает Сахалин, протянувшийся в меридиональном направлении на 948 км при средней ширине около 100 км.

   Древняя и средневековая история Сахалина и Курильских островов полна тайн. Так, до сих пор неизвестно, когда на этих островах появились первые люди. Археологические открытия последних десятилетий позволяют говорить только о том, что это произошло в эпоху палеолита. Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов вплоть до появления здесь первых европейцев и японцев в XVII столетии, которые застали на Курилах и южном Сахалине – айонов, на северном – нивхов. Вероятно, уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили ульта (ороки).

   Первым европейцем оказавшимся у курильских и сахалинских берегов стал голландский мореплаватель М.Г.Фриза. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без каких-либо последствий.

   Огромную роль в изучении островов сыграли и русские землепроходцы. Сначала в 1646 г. экспедиция В. Д. Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д. Я. Анциферова, И. П. Козыревского, И. М. Евреинова, Ф. Ф. Лужина, М. П. Шпанберга, В. Вальтона, Д. Я. Шабалина, Г. И. Шелихова и многих других российских исследователей-землепроходцев.

   Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина проникают японцы. Уже во второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. начинают работать научные экспедиции. Наибольших успехов в изучении островов достигли японские исследователи Могами Токунай и Мамия Риндзо.

   В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская во главе с В. Р. Броутоном. С их работой связано появление теории о полуостровном положении Сахалина. Свой вклад в эту теорию внес и российский мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, который летом 1805 г. безуспешно пытался пройти между Сахалином и материком. Точку в споре поставил Г. И. Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом и материком. За открытиями Невельского последовало присоединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. С начала XIX в. Сахалин и Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 1806-1807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены японские поселения. Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского мореплавателя В. М. Головнина. На протяжении двух последних столетий русско-японская граница неоднократно менялась. В 1855 г. в соответствии с Симодским договором она прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен неразделенным. В 1875 г. Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин.

Владимировка – Тойхара – Южно-Сахалинск
   Это не описание маршрута. В этих трех, казалось бы, совсем непохожих словах заключена история нынешней столицы Сахалинской области. Маленькое русское поселение Владимировка, став на сорок лет административным центром японского губернаторства Карафуто и переименованная в Тойхару, в дальнейшем превратилось в современный российский город Южно-Сахалинск.

   Все началось в 1882 году, когда на основном почтовом тракте, связывающем Корсаков с северными районами Сахалина, на Черной речке был основано селение, первыми жителями которого стали ссыльнокаторжные, водворенные сюда для «домообзаводства». Первые же дома, построенные в новом поселении, принадлежали тюремным надзирателям.

   В сентябре 1883 года после подачи рапорта с ходатайством майором Владимиром Янцевым поселение получило название Владимировка. Благодаря наличию плодородных земель, лугов и строительного леса оно стало развиваться быстрыми темпами.

   Во время первой Всероссийской переписи населения 1897 году во Владимировке насчитывалось около 150 жилых и хозяйственных построек. В поселке появились церковь, школа, почта, больница, мельница на реке Рогатка, торговые лавки, ряд казенных заведений. Одним, словом, все как в большинстве областей России. Однако, русско-японская война открыла новый период в истории Владимировки.

   В 1905 году в Портсмуте был подписан мирный договор, согласно которому Южный Сахалин отошел к Японии. Русским жителям Владимировки пришлось покинуть свои дома, нажитое добро, родные могилы, возделанные пашни.

   В 1906 году японцы построили железную дорогу из Корсакова во Владимировку, а в 1908 году она была переименована в Тойхару, что означает «Долина плодородия», и с этого момента стала административным центром Южного Сахалина.

   Естественно, что подобное «перевоплощение» отразилось и на внешнем виде бывшей Владимировки. Новые хозяева создали свой план развития города, согласно которому все улицы строились вдоль железной дороги и перпендикулярно к ней. В Тойхаре было много домов «европейской» постройки. Плотность застройки кварталов была весьма высока, в результате, значительное количество жилых домов лишались надворных построек, сараев и других подсобных помещений и хозяйственных дворов. Любопытно, что за исключением дороги, ведущей к храму, в городе отсутствовали зеленые насаждения. Лишь на окраине Тойхары была расположен благоустроенный парк с искусственным водоемом. Четыре главных улицы были заасфальтированы, а остальные – не замощены и не имели тротуаров. Российская деревня, волею судеб стала японским городом, и кто знает как сложилась бы ее судьба, если бы не Вторая мировая война, завершившаяся разгромом трех союзников – Германии, Италии и Японии.

   В августе 1945 года на территорию Тойхары вступили советские войска. Держава-победительница вернула Южный Сахалин и Курильские острова. Советские граждане возвращались на вновь обретенную родину, которая надо отметить за сорок лет изменилась до неузнаваемости.

   Деревянный город постоянно горел, а дощатые, каркасные, иногда оштукатуренные здания, которые качались от удара ногой об пол, были совершенно непригодными для прибывающего русского населения. В отличие от русских, покинувших Владимировку в 1905 году, многие японцы предпочли остаться в Тойхаре. Они продолжили жить в своих домах, а прибывшие русские семьи часто подселяли к японским жителям, что создавало очень тяжелые условия жилищно-бытового устройства.

   В июне 1946 города Тойхара исчезла с географической карты, став Южно-Сахалинском.

Карточные игры
   Сахалинская область отнюдь не относится к «горячим точкам» Российской Федерации, однако, за обладание стратегическими территориями сегодня разгораются нешуточные споры. По сей день вопрос о принадлежности Южных Курил является одной из главных проблем российско-японских отношений.

   Правооснования СССР, а теперь России на Южный Сахалин и Курильские острова вытекают из Каирской (1943г.), Ялтинской и Потсдамской конференциях союзных держав-победительниц (1945г.) и являются прямым следствием поражения Японии во Второй мировой Войне и ее безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года. Юридические права базируются на международно-правовом институте наказания государства-агрессора, закрепленном в Уставе ООН. Кроме того, подписав 8 сентября 1951 года Сан-Францисский мирный договор, Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин и Курильские острова.

   В дальнейшем в 1956 году была подписана Совместная советско-японская декларация, по которой Япония признала юрисдикцию Советского Союза над Курилами, а острова малой Курильской гряды – территорией СССР. Вторая часть этого соглашения помимо вышеприведенных пунктов предусматривала передачу Советским Союзом островов Хабомаи и Шикотан Японии при условии заключения мирного договора. Эта оговорка и военный договор между Японией и США, в результате которого стало возможным размещение на японской территории американских военных баз, отодвинули сроки выполнения «обещания» СССР на неопределенное время.

   Подписанное Президентом СССР М. Горбачевым в 1991 году Совместное советско-японское заявление, где впервые отмечалось существование территориального спора в отношении Малой Курильской Гряды, а также островов Кунашир и Итуруп, спровоцировало новый всплеск претензий к России со стороны Японии, требовавшей вернуть обещанное.

   Не так давно российский министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о готовности Москвы рассмотреть вопрос о выполнении обязательств соглашения 1956 года, при условии заключения мирного договора с Россией, который так и не был подписан. Впоследствии эту позицию подтвердил и Президент России Владимир Путин. Однако, премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми подчеркнул, что Токио подпишет мирный договор, только если Россия отдаст ей все четыре острова (Хабомаи, Шикотан, Итуруп, Кунашир), переданные СССР в 1945 году.

   Таким образом, территориальный спор остался нерешенным. Что не мешает японским картографам включать принадлежащие России острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп, Кунашир, а вместе с ней и половину Сахалина, в состав Японии.

   Южные Курилы представляют собой весьма удобные морские ворота, связывающие Россию с Мировым океаном. Если острова перейдут к Японии, в ее руках окажутся наиболее важные проливы, соединяющие Охотское море и Тихий океан. Охотское море станет открытым, и через пролив Екатерины смогут бесконтрольно проходить любые военные суда и подводные лодки ВМФ Японии и США.
Потеря Россией даже части Курильских островов приведет к весьма серьезным последствиям. Во-первых, будет стимулировать Токио к новым территориальным притязаниям, Япония претендует не только на южную часть Курил, но и на так называемые «северные территории», которые, по мнению влиятельных политических сил Японии, включают все остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Во-вторых, послужит прецедентом для целого ряда территориальных претензий со стороны других государств, в частности Германии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Китая.

   Сможет ли Россия прийти к разумному соглашению с Японией, не поступившись своими интересами, покажет время.

http://www.officefile.ru/article.php?id=557