Тихий океан

Ю. Кашулев
В. Семин
На Дальнем Востоке моряки-пограничники с началом Великой Отечественной войны продолжали нести службу по охране государственной границы. Несмотря на то, что между СССР и Японией существовал договор о нейтралитете, оперативная обстановка на морских участках границы была нестабильной. Японские военные корабли неоднократно вторгались в советские территориальные воды, а самолеты нарушали воздушное пространство.

Многие моряки - пограничники ушли с кораблей на фронт, воевали под Сталинградом, участвовали в битве на Курской дуге.

В боевых действиях против Японии в августе 1945 г. на экипажи пограничных кораблей и катеров выпала немалая нагрузка. К началу кампании погранвойска дальневосточных округов располагали значительным количеством боевых и вспомогательных судов. Только в Хабаровском округе, например, их имелось 236 (четвертую часть составляли боевые катера). Организационно они были сведены в отдельные дивизионы и группы, входившие в состав пограничных отрядов. Отряды, охранявшие морские участки границы, имели до пяти отдельных дивизионов кораблей и катеров, а на речных участках - один-два отдельных дивизиона или несколько отдельных групп речных катеров. Вспомогательные суда (15 - 30 катеров в отряде) входили в штаты его сухопутных подразделений.

6 августа 1945 г. корабли, дивизионы и группы пограничных катеров вошли в оперативное подчинение командованию Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии.

В ходе боевых действий пограничные корабли в зависимости от полученной задачи действовали совместно с кораблями флота (флотилии) или самостоятельно. На речной границе первой боевой задачей пограничных катеров стала переправа на сопредельную территорию передовых отрядов Красной Армии, их огневая поддержка. По неполным данным, в первые дни войны с Японией плавсредства погранотрядов переправили через Амур и Уссури около 27 тыс. солдат и офицеров армейских соединений, 152 орудия, 652 тонны боеприпасов и продовольствия, 384 автомашины, 80 тракторов, 504 лошади, 312 повозок и т.д.

Дивизионы и группы катеров, действуя совместно с кораблями Амурской военной флотилии (АВФ), поддерживали наши сухопутные войска, наступавшие на территории Маньчжурии. Так, дивизион катеров 63 - го погранотряда и суда Хабаровского пограничного порта вместе с кораблями флотилии поддерживали наступление войск 15 - й армии на сунгарийском направлении: перевозили войска по р. Сунгари, десантировали их, поддерживали огнем пехоту в боях за города Туньцзян, Фугдин, Цзямусы и др.

Часть пограничных катеров использовалась для конвоирования транспортов с войсками и особо важными грузами, боеприпасами, горючими и смазочными материалами, а также для охранения мониторов Амурской флотилии при их переходах по рекам Амур и Сунгари.

На озере Ханка совместно с Ханкайским отдельным отрядом бронекатеров Амурской флотилии действовал дивизион катеров 69 - го пограничного отряда. Пограничники подавляли огневые точки противника, наблюдательные пункты, нарушали линии связи и коммуникации на "побережье озера. 11 августа дивизион, возглавляемый капитаном 2 ранга Тетельбаумом, по приказу командующего флотилии контр - адмирала Н. В. Антонова вышел на выполнение боевой задачи по высадке десанта на северный берег озера Ханка, уничтожению японской базы Байпаоцзы. При подходе к берегу враг встретил катера артиллерийским и пулеметным огнем. После 50 - минутного огневого боя катерники прорвались к берегу и высадили десантные группы, которые, овладев плацдармом, повели наступление на военный городок. Многие участники этого боя были награждены орденами и медалями, командир дивизиона - орденом Красного Знамени.

Корабли и дивизионы катеров морских пограничных отрядов тесно взаимодействовали с кораблями Тихоокеанского флота (ТОФ). С 8 по 10 августа катера 52 и 65 - го морских пограничных отрядов привлекались для боевого охранения минных заградителей при постановке мин. В течение всего периода военных действий дивизионы катеров 52, 61 и 62 - го морских пограничных отрядов несли службу базового дозора в бухте Ногаево, в районе Александровск, военно - морской базы Де - Кастри, Владимиро - Ольгинской военно - морской базы, на подступах к главной базе Тихоокеанского флота.

Катера морпогранотрядов широко привлекались для конвоирования транспортов и трофейных судов, охранения боевых кораблей и экскортирования подводных лодок ТОФ. Только катерами 62 - го морского погранотряда было отконвоировано 199 транспортов, боевых кораблей и подводных лодок.

Дивизионы 59 - го и 62 - го морских пограничных отрядов использовались для разведки портов противника, его береговых укреплений, поиска подводных лодок и контрольного бомбометания. Так, катерники 59 - го погранотряда под командованием капитан - лейтенанта Г. В. Савельева в ночь на 12 августа провели разведку берегов и акватории в районе корейского порта Юки. Корабли скрытно подошли к месту, где их появление не ожидалось, и с ходу высадили разведывательную группу, которая получила полные данные о расположении противника, захватила "языка" и была благополучно снята с берега. Сведения, доставленные группой, дали возможность флоту 13 августа без больших потерь занять порты Юки и Расин.

Корабли и катера пограничных войск совместно с частями и кораблями ТОФ принимали участие и в крупных десантных операциях. Так, катера 2 и 5 - го дивизионов 62 - го морпогранотряда участвовали в высадке десантов в портах Юки, Расин, Сейсин. Шесть катеров 2 - го дивизиона под командованием капитан - лейтенанта Лукьянчикова вместе с кораблями ТОФ в ночь на 13 августа вышли из бухты Золотой Рог на высадку десанта в порту Расин. На переходе катера несли службу разведки и охранения, чтобы не допустить торпедирования конвоя и ударов по нему с воздуха. По прибытии в район порта они провели разведку бухты, обследовали фарватер и причалы, после чего провели остальные корабли. Особенно отличился экипаж катера, которым командовал старший лейтенант Б. В. Кочура. Он первым ворвался в порт, под огнем противника подошел к причалу и высадил десантную группу, которая при поддержке артиллерийского и пулеметного огня оттеснила японцев и обеспечила высадку основных сил десанта.

3 - й дивизион того же отряда вместе с кораблями Северной Тихоокеанской флотилии участвовал в десантировании частей 2 - го Дальневосточного фронта на Южный Сахалин, в порты Торо, Эсутору и Маока. Его суда доставили к острову более полутора тысяч десантников. Отряд первого броска во главе с командиром дивизиона пограничных катеров капитан - лейтенантом Кулиничем, выйдя в 21 ч. 15 августа на выполнение боевого задания, к рассвету достиг вражеского берега и, ворвавшись в Эсутору, высадил десант. Все это произошло при плохой видимости и столь неожиданно, что противник в первый момент не оказал существенного сопротивления, и только когда десант уже закрепился на берегу, японцы вступили в бой. Аналогично действовали подчиненные капитан - лейтенанта Кулинича и при овладении портом и городом Маока.

Важную роль сыграли пограничные сторожевые корабли "Киров" и "Дзержинский", восемь катеров МО 2 и 3 - го дивизионов 60 - го морского пограничного отряда в проведении Курильской десантной операции.

К операции привлекались войска Камчатского оборонительного района, корабли и части Петропавловской ВМБ. Им предстояло овладеть самым северным и наиболее укрепленным островом Курильской гряды Шумшу (Сюмусю) и, используя его в качестве плацдарма, занять острова, расположенные южнее.

Пограничные корабли вместе с минным заградителем "Охотск" составляли отряд огневой поддержки, который возглавлял командир ПСКР "Киров" капитан 3 ранга Сизов. 2 и 3- й дивизионы катеров вошли в охранение кораблей с десантом. Командовал ими капитан 3 ранга Скиба. 17 августа в 4 ч. корабли с десантом вышли из Авачинской губы. На переходе пограничные корабли и катера охраняли десант от воздействия легких сил противника. В 5 ч. 18 августа в северо-восточной части о. Шумщу началась высадка передового отряда, а затем и основных сил десанта. Из - за перегрузки и большой осадки десантные суда вынуждены были остановиться в 100-150 м от берега на глубине до двух метров, бойцам пришлось до берега добираться вплавь. Густой туман способствовал внезапности высадки. Отряд высадился без потерь, а сильное сопротивление встретил лишь при продвижении вглубь острова.

Пограничные катера использовались в качестве десантных судов, несли службу охранения. Успешно действовали корабли "Киров" и "Дзержинский". Они поддерживали десант огнем, подавляли береговые огневые точки, уничтожали вражеские танки, отражали налеты авиации противника.

Боевые действия морских и речных пограничных дивизионов и групп в военной кампании на Дальнем Востоке отличались характерной для всего наступления стремительностью, решительностью и умелым преодолением препятствий. Личный состав морских и речных частей и подразделений показал высокую выучку, хорошее знание районов плавания, инициативу и смелость.

За мужество и героизм, проявленные в боях с Японией, сотни офицеров, старшин и краснофлотцев морских пограничных часей и подразделений награждены орденами и медалями СССР. Указами Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом Красного Знамени пограничные сторожевые корабли "Дзержинский" и "Киров", 3 - й дивизион 62 - го Владивостокского морпогранотряда. Приказом Верховного Главнокомандующего дивизиону сторожевых кораблей того же отряда присвоено почетное наименование "Сахалинский".

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.

http://pvrf.narod.ru/mor/1941-1945/tihiy.htm