ПОРТРЕТ ДРЕВНИХ ОСТРОВОВ
– Интересно, как на фоне новейших исследований в археологии выглядит наша островная область? Вы можете вкратце обрисовать ее исторический лик?
– Судя по всему, Сахалин, так же как и северная Япония, был заселен более 200 тысяч лет назад. За этот период сменилось порядка 10 тысяч поколений. Если взглянуть на Сахалин исторически и географически, то в свое время довольно долго он был частью материка и полуостровом. Сегодня наш Сахалин, условно говоря, остров, так как существует в зоне перехода от материка к океану. Острова в их классическом виде – это Курилы. Многие века Сахалин, являясь частью материка, менял географические очертания в прямой зависимости от уровня моря и от того, куда впадал Амур. Когда река несла свои воды в Охотское море, то он становился ее правым берегом. Когда Амур впадал в Татарский пролив, то есть в Японское море (это современные названия), то наш остров становился левобережьем Амура. Таким образом, на фоне многих исторических эпох Сахалин выглядит на своем «портрете» как продолжение Амура и Приамурья, а также северное окно в островной мир Восточной Азии. Но Сахалин существовал до появления человека. Геологический возраст нашего острова исчисляется многими миллионами лет, так же как и материка. Скорее всего, первыми «поселенцами» на наших островах были синантропы. Судя по тем орудиям, которые изготавливали древние жители, они хорошо знали горные породы, умели их расщеплять. Наши далекие предки уже в те времена владели огнем, могли его добывать. В раскопках на древней стоянке «Сенная-1» в Долинском районе далеко на сопке мы нашли культурный слой мощностью три метра. Там был обнаружен и обожженный камень. Это говорит о том, что человек на реке Сенной владел огнем, что и помогло ему выжить в царстве диких животных и борьбе с природными катаклизмами.
В 1993 году мне довелось участвовать в международной водной экспедиции на байдарках, в ходе которой изучали возможность движения древних людей на воде по Курилам. Наши далекие предшественники – русские казаки вместе с алеутами были настоящими героями. На 20-местных байдарах они ходили с севера на юг Курил по Тихоокеанскому побережью. Кстати, стоянки древних людей с моря выглядят иначе. Ты видишь их глазами древнего человека и понимаешь, почему именно здесь они поставили свое древнее поселение. Да потому, что можно в этом месте от ветра за скалу спрятаться и байдары прибоем не разобьет.
– Какие из белых пятен истории древних времен вам и сегодня не дают покоя?
– Их много. К примеру, куда-то совершенно выпадает для исследователей период истории островного края, который обрывается через 130 тысяч лет после появления первого человека на островах. Что происходило на Сахалине целых сто тысяч лет, пока неизвестно. Возможно, мы просто еще не смогли найти стоянки того времени, и это должно зажигать молодых археологов. Но, как говорил Юрий Никулин, будем искать.
ПОСЛАНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО
– Какую из экспедиций вы можете назвать самой памятной?
– Запоминается каждая, но невозможно забыть первую экспедицию на Курилы – на острова Итуруп и Кунашир. Были очень тяжелые многокилометровые переходы по кунаширским непроходимым дебрям. Но были и первые находки – предметы неолитической культуры эпохи каменного века. Их возраст не очень-то большой – 2–3 тысячи лет, однако нам в то время все найденное казалось необыкновенной древностью. Тем не менее я тогда нашел бесценную находку – большой сосуд IV–V веков нашей эры, который сейчас выставлен в археологическом музее СахГУ. На нем древнее изображение – человек, обнимающий мир. В его геометрических формах словно зашифровано какое-то послание из древних времен. Сегодня этот человечек из далекого прошлого стал эмблемой нашего университетского музея.
Когда число археологических находок превысило 25тысяч, мы решили его создать. Сейчас фонд музея СахГУ составляет 125 тысяч экспонатов! Нам ректорат выделил отдельное здание. Там мы создали лабораторию и музей. По сути, это научно-инновационный центр. У нас свой автопарк, необходимый для проведения полевых работ. Есть новейшее оборудование и снаряжение, система спутниковой навигации GPS. Да и в экспедициях у нас сейчас большие обустроенные палатки, есть свет, холодильная камера, полевая лаборатория, подключены компьютеры, отчеты пишутся прямо в поле.
– Как семья относится к вашему долгому пребыванию в экспедициях?
– Мне семья помогает. Дочь Викторию часто брал с собой в экспедиции. Можно сказать, она выросла в полевых условиях. Супруга тоже неоднократно бывала со мной в походах. По профессии она коррекционный психолог, преподавала в СахГУ, сейчас работает вместе со мной в лаборатории. А познакомились мы с ней будучи студентами исторического факультета, осенью на картошке. Историк – ее первое высшее образование. Я был на третьем курсе, она – на первом. И как познакомились с ней тогда, так и не отпустил ее больше. А для археолога хорошая жена – самая большая находка.
– Вы два года преподавали в японских университетах. Чем стало для вас это сотрудничество?
– Я ощущаю себя не только сахалинцем и дальневосточником, но и гражданином России и мира. Поэтому хочу принести все мировые достижения в археологии к нам в Россию, в нашу островную область. В то же время готов поделиться нашими успехами и достижениями с зарубежными коллегами. В японских университетах мне было легко преподавать, лекции читал на английском языке, которым свободно владею. А объединяет всех нас, археологов, общий интерес к прошлому человечества и нашей удивительной планеты.
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– Летняя рыбалка со спиннингом. Нравится водить машину. Но главное увлечение с детства – книги.
– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?
– Понимая человеческие слабости, принимаю в людях практически все. Не люблю только ханжество. Ценю в человеке ум, честность, настойчивость в достижении цели и верность своей идее.
– Верите в гороскоп, судьбу? Кто вы по знаку зодиака?
– Я – Лев. Гороскопы не читаю. Но мне как-то делал индивидуальный гороскоп профессиональный астролог, вот в этом что-то есть.
– Верите в приметы?
– Археологи – люди очень суеверные и недоверчивые. Они не только все исследуют, но и проверяют, перепроверяют. Мы верим в удачу, но чтобы ее не спугнуть, в нашей экспедиции, например, принято уходя никогда не говорить друг другу «счастливо!». Когда кто-то уходит, говорим «давай!». Это чтобы черт не подслушал (смеется).
– Как и где любите отдыхать, если природа для вас – поле деятельности?
– Предпочитаю отдых с семьей и водный вид спорта. Люблю путешествовать по островным рекам на байдарках. У меня есть двухместная байдарка, одноместный каяк (пластиковая байдарка), лодка с мотором. Словом, целый флот.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС…
Семья?
– Это главная опора в жизни. Жаль, что многие мужчины это поздно понимают.
Любовь?
– Без любви, считаю, в жизни ничего бы не было. Ведь все делается нами во имя любви.
Счастье?
– На каждом жизненном витке оно свое. Сейчас для меня самое главное – заниматься любимым делом и чтобы мои близкие были здоровы и счастливы.
Деньги?
– Если раньше я был бессребреником, то сейчас, как современный человек, вижу роль денег как инструмента для реализации своих проектов.
Мечты. О чем они?
– Воздержусь говорить о них, чтобы черт не сглазил (смеется). А если серьезно, то мечтаю, чтобы наш университет – СахГУ стал одним из лучших в России. Чтобы к нам приезжали учиться не пять-десять студентов из разных стран, как сейчас, а на порядок больше. Чтобы региональный университет стал основой кадровой политики в нашей любимой островной области.