Православие на Сахалине и Курильских островах
На присоединенных к России землях первыми распространителями христианства были сами русские первопроходцы и промышленные люди, которые несли в эти края свой хозяйственно-бытовой уклад жизни, основанный на традициях и обычаях Православной Церкви. Одним из таких проводников Православия был и исследователь Курильских островов Иван Петрович Козыревский. Вот первооткрыватель что писал о нем в академическом календаре на 1732 год историк Г. Ф. Миллер: «Прежде всего у тамошних жителей никакие веры не было. Но за двадцать лет по велению Его императорского Величества построены там и российские церкви и школы, которые надежду подают, и сей народ от времени до времени из их заблуждения выведен будет. Монах Игнатий Козыревский, который при первой экспедиции Володимера Атласова еще бельцом был и с того времени в сей земле лет с двадцать жил, в сем деле немалое вспоможение учинил, такожде по многому прошению бедных, неимущих, старых, больных, раненых и иных от службы оставленных людей при реке Камчатке на пустом месте церковь с пределом и монастырь на свое собственное иждивение построил».
Айны, жившие на Северных Курилах, наиболее тесно соприкасались с русскими про-мышленниками и казаками с Камчатки. Приняв Православие, они носили русские имена и фамилии, некоторые из них знали русский язык. В 1747 году «новокрещеные» курильцы с островов Шумшу и Парамушир - а их насчитывалось свыше двухсот - обратились в православную миссию на Камчатке с прошением прислать священника «для утверждения их в новой вере».
Исторические документы повествуют о том, что распространение Православия шло рука об руку с открытиями и освоением россиянами восточных дальних земель. И церковное руководство отправляло на них своих миссионеров, и ехали они сами.
Выдающимся миссионером Русской Православной Церкви на дальневосточных землях проявил себя святитель Иннокентий (Вениаминов). Будучи в 1840-1860 годах архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, святитель Иннокентий уделял большое внимание и Курильским островам, и Сахалину, на котором бывал и, возможно, неоднократно. Достоверно известно его посещение поста Дуэ.
Поскольку с 1855 по 1875 год, согласно Симодскому договору, Сахалин находился в совместном владении России и Японии, на нем постоянно проживало некоторое количество японцев. Летом и осенью, во время рыбной путины, их численность значительно возрастала. В такой обстановке начинала здесь свою деятельность Русская Православная Церковь.
Большинство сахалинских церквей было возведено в 80-90-е годы XIX века - в период быстрого заселения острова, строительства поселений и каторжных тюрем. В тех селениях, где еще не было церквей, богослужения проводились в избе кого-нибудь из поселенцев, а в тюрьмах для этого выделялись небольшие приспособленные помещения.
Строились церкви в те годы, как правило, на казенные средства, за счет тюремного ведомства. Основным строительным материалом служило дерево. Наиболее тяжелые работы выполнялись арестантами в качестве урочных заданий. Но по доброй русской традиции в возведении храмов принимали посильное участие все жители, без различия чинов и сословий.
К концу 80-х годов XIX века на Сахалине было пять приходских церквей, каждая из которых имела своего священнослужителя: в постах Александровском (священник Георгий Сальников), Дуэ (священник Александр Винокуров), Корсаковском (священник Александр Фадеев), в селениях Рыковском (иеромонах Ираклий) и Мало-Тымово (священник Виктор Тимошенко).
О местных священниках, обращавшихся к каторжанам и ссыльным «со словами утешения и надежды», хорошо отозвался А. П. Чехов. В книге «Остров Сахалин» он писал, что священники «всегда держались в стороне от наказания и относились к ссыльным ее как к преступникам, а как к людям, и в этом отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи и агрономы, которые часто вмешивались не в свое дело».
Мрачная атмосфера «острова отверженных» не налагала какого-либо особого отпечатка на деятельность сахалинских священников. Заключалась она, как правило, только в церковных службах по праздникам, требах и школьных занятиях. Но именно в этом и состоял, очевидно, для многих первопоселенцев высший и духовный смысл миссии, роднившей дикий и суровый остров с далекой и желанной Россией.
В начале 90-х годов XIX века в административном центре Сахалина (посту Александровском) началось строительство главного собора - храма Покрова Пресвятой Богородицы. Непосредственным поводом к этому послужило, в частности, то обстоятельство, что 28 ноября 1890 года прежняя церковь, маленькая и деревянная, внезапно сгорела дотла.
Проект нового храма сделал Иван Аполлонович Чарушин, впоследствии известный русский архитектор. Его церковь относилась к весьма распространенному в России типу так называемой «трапезной церкви» и являла собой яркий образец, без преувеличения можно сказать, шедевр деревянного зодчества XIX века. В 1893 году храм был построен, и 23 июня состоялось его торжественное освящение.
В то время Сахалин составлял часть Камчатской епархии под управлением епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Возглавляли епархию в 70-90-е годы XIX века крупные деятели Православной Церкви епископы Вениамин (Благонравов), Мартиниан, Гурий (С. Буртасовский), Макарий (Дарский). Епископы неоднократно посещали Сахалин. Во время этих поездок они бывали в каторжных тюрьмах, участвовали в закладке церквей и освящении различных зданий. Так, в 1883 году владыка Мартиниан в ходе поездки по острову освятил маяк на мысе Крильон.
По данным, которые опубликованы в «Сахалинском календаре» за 1899 год, на острове было 10 православных церквей и 6 часовен.
При поддержке местной администрации строительство православных храмов продолжалось вплоть до русско-японской войны и начала боевых действий на самом Сахалине, развернувшихся летом 1905 года.
В ходе боевых действий пострадали многие храмы на южной части острова. Например, церковь в посту Корсаковском сгорела во время высадки японского десанта. Такая же участь постигла церковь в Березняках, с той лишь разницей, что ее и половину селения снесло лесным пожаром. Уцелевшие православные храмы в селениях Владимировка, Галкино-Враское, Кресты, Нояси остались без присмотра, были почти полностью разграблены и постепенно разрушились. В некоторых из них разместились японские учреждения. Церковные колокола победители поснимали и приспособили для своих нужд - на железнодорожных станциях и пожарных вышках.
На территории Южного Сахалина было образовано губернаторство Карафуто с центром в городе Тоехара (ныне Южно-Сахалинск). Заботу об оставшемся здесь православном населении взяла на себя русская духовная миссия в Японии. В 1909-1911 годах Карафуто трижды посетил владыка Сергий (в миру Сергий Тихомиров) - епископ Киотосский и помощник главы православной миссии в Японии. Преодолевая многочисленные трудности, он побывал во многих населенных пунктах, где еще проживали бывшие российские подданные, а также православные японцы. Наряду с исполнением духовных треб епископ Сергий провел обстоятельное обследование всех сохранившихся православных церквей. Благодаря его усилиям и настойчивости удалось вернуть часть церковного имущества, прежде всего сами здания храмов и церковные колокола. С японской администрацией ему удалось договориться о бесплатной аренде участков земли, занятой церковными постройками.
Поездка владыки Сергия на Южный Сахалин и его страстные выступления в печати о жизни «сирот-сахалинцев» не остались без внимания в России. Решением Синода в 1911 году на Карафуто был открыт приход. В его состав вошли все русские, оставшиеся на южной части острова, японские переселенцы, исповедавшие православие, а также православные из числа туземцев - айны, ороки и другие.
Октябрьская революция резко изменила положение Православной Церкви в России. Первыми декретами Советской власти о земле, о браке и семье была подорвана ее экономическая основа и поколеблена роль в общественной жизни. 20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от Церкви. Тем самым Русская Православная Церковь лишилась ряда чисто государственных функций в сфере образования, регистрации актов гражданского состояния своих приверженцев и т. п.
Таким образом, к 1930 году, менее чем через пять лет после установления Советской власти на Северном Сахалине, здесь не осталось ни одного действующего православного храма. Так выглядело на практике «отделение государств от Церкви».
Но Православие не ушло из жизни людей. В народе, основную массу которого составляли, казалось бы, убежденные атеисты, сохранились традиции и обряды, нравственные принципы христианской веры. Об этом не всегда говорили вслух, но так было.
Новейший период распространения православия на Сахалине и Курильских островах
Минули десятилетия и настало новое время, внося изменения в жизнь нашего общества. По всей России стали возрождаться православные храмы, над городами и селами зазвенели церковные колокола. Засеялись новыми духовными семенами и души верующих на Сахалине и Курильских островах.
В 1989 году в областном центре с благословения епископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко) был создан первый православный приход в память святой блаженной Ксении Петербургской. В 1991 году открылись два прихода в городах Холмске и один в Охе. Они входили в состав Дальневосточной епархии.
23 февраля 1993 года определением Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода была образована Сахалинская епархия Русской Православной Церкви, которую возглавил Преосвященный Аркадий (Афонин), епископ Южно-Сахалинский и Курильский. Приоритетным направлением деятельности стало открытие новых приходов и строительство храмов.
В 1995 году в Южно-Сахалинске был открыт кафедральный собор Воскресения Христова.
Это же время ознаменовалось возведением храмов в Александровске, Невельске и Южно-Курильске. В Корсакове был открыт первый на острове мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. В настоящее время в области действует 45 православных приходов.
В апреле 2000 года Русская Православная Церковь за большой вклад в возрождение духовности на наших островах наградила губернатора области И. П. Фархутдинова орденом Святого Даниила II степени.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года «Епископом Южно-Сахалинским и Курильским определено быть архимандриту Даниилу (Доровских), благочинному Троице-Сергиевой Лавры».