Жаркий август сорок пятого года
Я хочу вам рассказать о несправедливо забытой войне и ее героях.
Сегодня День победы над милитаристской Японией в современной России празднуется только на Сахалине и Курильских островах. 3-го сентября там проходят торжества во всех городах и крупных населенных пунктах. Между тем, еще в 1945 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ, в котором говорилось, что «3 сентября является днем всенародного торжества, праздником победы над Японией». И этот указ никто не отменял. Однако ветераны событий на Дальнем Востоке с горечью называют вторую русско-японскую войну «неизвестной». А ведь именно здесь, на Дальнем Востоке, была поставлена окончательная точка в нашей победе в Великой Отечественной и во Второй мировой войне.
Сейчас мало кто вспоминает то время, когда Южносахалинск назывался Тоехара, а весь Южный Сахалин был японской провинцией Карафуто. Только в гербах Сахалинской области, города Курильска и соседнего, тогда прифронтового, Хабаровского края как будто подспудно проявляется идущее еще с начала ХХ века противостояние на восточных рубежах нашей Родины: два зверя, оскалившиеся друг на друга, - медведь и тигр. Эти знаки-символы - напоминание: здесь, на Дальнем Востоке, много лет конкурировали две силы.
Советскому Союзу было непросто дать окончательное «добро» своему вступлению в войну против Японии. Сталин понимал: кроме чисто технических проблем переброски огромного количества личного состава, военной техники и средств снабжения на Дальний Восток, встает проблема другого порядка. Как психологически обеспечить готовность народа и армии после нескольких месяцев мира, доставшегося неизмеримо дорогой ценой, вступить в новую войну? Концепция войны была разработана Сталиным собственноручно. Она сводилась к тому, что вероломное нападение в 1904 году Японии на Россию ставило перед собой целью закрыть на замок для нашей страны все выходы в океан на востоке, что у Японии была задача отторгнуть от России весь Дальний Восток, что поражение в период русско-японской войны легло на нашу страну черным пятном. Наступил день, когда это пятно будет ликвидировано. Эта концепция будет озвучена самим автором в обращении к советскому народу 2 сентября 1945 года, в день окончания войны с Японией.
Первое, что требовалось сделать, - усилить восточные магистрали СССР и осуществить стратегическую перегруппировку войск. Предстояло задействовать в переброске солдат и вооружения 2700 поездов. Причем многие соединения должны были проделать путь из Европы до Хабаровска. Но за годы войны дороги Урала, Дальнего Востока и Транссибирской магистрали сильно износились. Надо было сменить миллионы сгнивших шпал и тысячи рельсов. В неимоверно сжатые сроки железнодорожники справились с поставленной задачей. Стратегическая перегруппировка советских войск от Берлина до Владивостока вошла в историю военного искусства и железнодорожного транспорта как беспрецедентная. Поезда пропускались бесперебойно.
Учитывая расстояние - от 9 до 12 тыс. км, эти перевозки не имели себе равных. Сложность заключалась и в том, что все надо было производить скрытно (работа велась в темное время суток). Секретность была такова, что даже начальники дорог, готовившие магистрали к перевозкам, конечной цели мероприятий не знали до определенного времени. Условия транспортного обслуживания на Дальнем Востоке были чрезвычайно сложные. Так, к Татарскому проливу подходила всего одна железнодорожная ветка. В порту Николаевск, куда она доходила, готовился морской транспорт для переброски войск и грузов на Сахалин и Камчатку. На северном Сахалине транспортные линии практически отсутствовали. Строительство железной узкоколейной дороги порт Александровск - Дербинск не было закончено в годы Великой Отечественной войны. В июле 1944 года состоялся пуск в эксплуатацию только ее первой очереди от Аркова до Дербинска. Дорога находилась в ведении служб военных сообщений и называлась ВПЖД-5 (военно-полевая дорога №5), занималась главным образом военными перевозками и обеспечивала передвижение советских частей 56-го стрелкового корпуса.
Южно-Сахалинская операция была очень кровопролитной. В японских войсках велась политика «фанатизации», пропагандировалась «тактика поголовной гибели», готовились смертники во всех родах войск. Первый наш десант высадился в Маоко (Холмск) 2 августа. Перед десантниками ставилась задача захвата морских портов, проведение военных действий в тылу противника. Основная группировка японских войск (5400 человек) была сосредоточена в Харамитогском (Котонском) районе. Это была серьезная сила.
Японцами была оборудована система долговременных фортификационных сооружений. В тайге, поперек всего острова, была прорублена широкая просека («геополитический шрам»), вглубь следовало 20 километров траншей, бетонных ДЗОТов и подземных бункеров (с годовым запасом продовольствия), минных полей и проволочных заграждений. В дотах находились японские смертники, прикованные цепями к пулеметам. Даже отступая, японские солдаты уничтожали за собой все, что можно.
Лишь 23 августа в результате упорных боев были взяты города Мототомари, Коноторо, Хонто и Мануи. Операция по взятию Отлая, Тойохари и Отомари ознаменовала окончательное присоединение «портсмутской» части Сахалина обратно к России. Сопротивление японцев было сломлено. Вторая мировая завершилась. Не будем же забывать, чего стоила эта победа.
Автор: Дмитрий Аношкин