Наша история: дело о языке
Учебники пишут по линейному принципу — от даты к дате, по нарастающей. Но вы читаете не учебник, а потому автор будет постоянно отвлекаться на самые казалось бы посторонние вещи.
Итак, во времена захвата Сахалина монгольской империей Юань впервые отчетливо прозвучало название народа — цзилеми, которые уже прочно ассоциируется с нивхами. Они служили в монгольских войсках, получали титулы и жалование.
Упоминание о том, что севернее Китая помимо всех прочих обитают и цзилеми есть и в более ранних китайских хрониках, причем даже с упоминанием деталей: "одеваются в рыбью кожу, ездят на собаках". Но большинство историков предполагают, что под "цзилеми" понималось сообщество самых разнообразных народов, живших в низовьях Амура, а вовсе не пра-прадедов нивхов.
В.Санги со свойственным ему запалом это мнение отвергает и утверждает, что в начале нашей эры нивхи имели мощное государство, грозили своими каменными стрелами Китаю, обращая его в свое подданство, и Китай трепетал.
Но вот, например, лингвист Ю.Акулов делает интереснейшее наблюдение — если в айнском языке существовало слово "эасирки" — вспомогательный глагол, выражающий модальность "надо", "должно", то "в ительменском, нивхском, орочском, чукотском и прочих языках малых народностей Дальнего Востока и Крайнего Севера не было своих слов для выражения модальности "надо", потому что не было такой модальности".
То есть не существовало такого понятия — "я должен сделать это", "ты должен сделать это".
"Было только две модальности: "хочу" и "не могу", и для их выражения существовали свои исконные слова, а для модальности "надо" слова не было, и поэтому слова для выражения модальности "надо" были заимствованы из русского языка... Конечно, не имея в языке модальности "надо", можно тоже неплохо жить, не испытывая при этом никакого дискомфорта, но нельзя не признать, что наличие в языке, а следовательно и в менталитете, определенного народа модальности "надо" выводит данный народ на совершенно иной уровень развития. Модальность "надо" чем-то подобна письменности: охотникам и собирателям она ни к чему. Но в государстве не обойтись без письменности и без слова "надо".
То есть не было у нивхов своего государства. Не было его и у айнов, но они все-таки выходили на более высокий уровень социальной организации.
(Крайне интересным было бы описание жизни общества, в котором отсутствует понятие "надо". Например, когда никто не понимает, что такое "надо идти на работу", в ходу только "хочу/не хочу идти на работу" и "не могу идти на работу").
А вообще язык (и вытекающая из него письменность) — это удивительный феномен, который включает в себя гораздо больше, чем мы себе представляем на обыденном уровне. И Сахалин в этом плане выглядит воистину как "таинственный остров".
Наверное, вы слышали об исторической лингвистике, которая выводит генеалогическую классификацию языков, доказывая общность происхождения родственных, и демонстрирует их развитие из единого праязыка.
Например, русский язык относится к индоевропейской семье. Носители праязыка жили, вероятно, порядка 5-6 тысяч лет назад (хотя даты условны) и, вероятно, на востоке современной Украины и юге России (хотя и имеются другие версии). А потом распространились по огромной территории. Из праязыка образовались практически все европейские языки да и азиатских языков немало. Армянский язык, например, входит в индоевропейскую семью, а вот грузинский — уже нет, он относится к картавельской семье.
Но как бы то ни было, а дотошные ученые вывели генеалогические древа практически всех языков мира. За исключением нескольких, которых называют "изолированными". У них нет родственников, они возникли сами по себе неизвестно когда и неизвестно где. Конечно, народы взаимодействовали друг с другом, перенимали словечки и обороты речи, но происхождение основы "изолированных языков" оставалось непонятным. А, следовательно, витала тайна и над происхождением их народов-носителей.
На Сахалине было целых два "изолированных" языка — айнский и нивхский.
Айны, как известно, более легендарны. Что только про них не накручено — они и проторусы, и пришельцы с Сириуса...
Почему, спрашивается, проторусы? Да потому что с бородой, а раз с бородой, то наши, костромские мужики. Однако соседи звали айнов "волосатыми людьми" не столько из-за бород: плечи, спины — все было покрыто могучими зарослями (очевидно, ген первобытных "денисовцев", причем рецессивный, а потому при метисизации, а знакомые нам айны, сложившиеся как этнос 400 лет назад, были уже метисами, исчезающий).
Гораздо более привлекательной выглядит идея Сириуса, которую удачно раскручивают местные энтузиасты.
В самом деле — вы привозите друзей в район Весточки. А там протекает река "Аичка" (на самом деле — Комиссаровка), в которой то ли утопилась, то ли еще что некая айнская (а может и не айнская) принцесса (а может и не принцесса). Главное — если вы поднесете нос к этой воде (утопиться в которой попросту невозможно, даже в очень "серьезном состоянии" нужно очень постараться) айнская принцесса-русалка, если будет благосклонна, схватит вас за этот нос.
Дети сопровождают данный процесс бурными визгами, взрослые аплодисментами.
И это хорошо!
История для этого и предназначена. Приезжайте есчё!
Однако в реальности все было гораздо, гораздо прозаичнее. Вот, например, свидетельство Бронислава Пилсудского.
Вы не знаете братьев Пилсудских?
Юзеф Пилсудский был первым главой независимой Польши (1918-1922). Это было страшное время, но именно Юзеф восстановил польскую государственность. А поскольку мы с этим воевали, отбивали от Юзефа Украину, тогда появилось некое пренебрежительное наименование "пилсудчики".
А вот брат Юзефа  — Бронислав, вместе с Александром Ульяновым ("Мы пойдем другим путем" — сказал брат Александра Владимир (Владимир Ленин)), также приговоренный к повешению, был все-таки помилован и сослан на Сахалин.
(Так вот все это переплелось на Сахалине — Пилсудские, Ульяновы. И не так еще все переплетется).
И Бронислав Пилсудский стал первым исследователем айнов.
Все тогдашние сплетни: сколько у него было айнских жен и детей — обозначать не буду. Парень был молодой и более чем видный. Шляхтич самого высокого полета, которому кланялась и каторжная администрация острова.
И как на него смотрела любая айнка — мне ли вам говорить?
Так вот он, в чьей компетенции сомневаться мы не можем, пишет об айнах конца XIX века просто: "на западном берегу в Маукинском районе вcе, не исключая женщин, моются в японских банях; на восточном — молодежь посещает русские бани, и только женщины этого берега по-прежнему купание в мopе или pекe и даже омовение всего тела считают грехом".
Понятно о чем? Айны до прихода русских и японцев просто вообще никогда не мылись, поскольку считали это злом. Как при этом пахли "посланцы Сириуса", воображать не будем.
И вообще взаимоотношения с водой у народов Сахалина были непростыми. Например, у нивхов человек тонущий считался "автоматически" погибшим и не подлежащим никакому спасению.
Интереснейшая история. Морские народы, запросто преодолевающие огромные морские пути, постоянно охотившиеся на различного морского зверя, практически не умели плавать!
Но когда им было учиться, если купальный сезон на севере Сахалине — 1-2 месяца?
Это у более южных народов складывалась своеобразная культура плавания, а на Сахалине люди предпочитали ходить "в тулупах" и с водой лишний раз не связываться.
И вот, например, тонет человек в ледяной весенней Тыми. Плавать практически не умеет, а потому тонет. Его бросается спасать один, второй, третий. Которые плавать тоже не умеют, а потому — тонут. Раз-два-три, и утоп весь род.
В этой связи и было введено строжайшее нивхское табу на спасение утопающих.
Но это к слову.
Несмотря на всю свою загадочность, айны все-таки неплохо исследованы и описаны. От них остались следы материальных культур дзёмона, эпидзёмона, сацумона, как минимум с середины первого тысячеления нашей эры японцы постоянно описывают их в своих хрониках. Да и в дальнейшем их резко отличающийся от соседей вид неизменно привлекал повышенное внимание ученых.
А вот исторические хроники про нивхов не написаны. Как уже было упомянуто, лишь изредка мелькало в китайских хрониках упоминание "цзилеми".
А ведь это была, наверное, выдающаяся история.
"Вопрос о генетической принадлежности нивхского языка до конца не решен. Его сближают с тунгусо-маньчжурскими, тюркскими, чукотским, монгольским, китайским языками, а также с языками индейцев Северной Америки. На сегодняшний день наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой нивхский язык считается генетически изолированным, но условно включается в группу палеоазиатских языков".
То есть этот народ создался сам по себе, сам по себе шел по земле, ни с кем себе не изменяя. А это было крайне непросто.
Айны жили изолированно на Хоккайдо и Хонсю, отражая натиск японцев. Сохранить себя в этих условиях им было довольно легко.
А через низовья Амура на Сахалин раз за разом прокатывались волны переселения народов, порой весьма агрессивных, подминая и ассимилируя предыдущие культуры. А нивхи, несмотря на это, выстояли и сохранили свою идентичность. Не запираясь при этом в крепостях, наоборот, будучи открытыми всему миру. Значит, был в них какой-то охранительный стержень.
И когда в начале второго тысячелетия айны бросились захватывать весь дальневосточный мир, нивхи не только выжили, но и дали гораздо более организованным захватчикам серьезный отпор, выдавив их за 50 параллель. "Уанди", "Уанги", "Ванги" — обозначение мест, где нивхи остановили натиск воинственных айнов.
Вот это гораздо важнее неких виртуальных угроз Китаю.
Но как смог этот совершенно тихий и никак не обозначающий себя народ сохранить себя во времена, когда рушились империи и с лица земли исчезали гораздо более многочисленные народы?
Вопрос, кто такие нивхи, остается отрытым.
А лингвистика подбрасывает все новые и новые загадки. Как отмечает историк В.Дерюгин, оказывается, что "строганина", "охотничья петля", "шаман", "пояс шамана", "предание", "собачьи нарты", то есть те понятия, которые должны обязательно быть коренными у народа, живущего охотой и рыболовством, заимствованы нивхами из тунгусского языка. Зато слова "железо", "серебро", "крупа" в нивхском не соответствуют ни одному из известных языков. А это означает, что нивхи — не коренные жители Нижнего Амура и Сахалина, они откуда-то пришли.
Откуда?

С. Морозов | ИА Sakh.com