Наша история: Лун Ван
В первых же публикациях этой серии автор прямо назвал себя дилетантом и компилятором и попросил для выяснения исторических истин его постоянно критиковать.
Критики на последнюю публикацию, однако, не последовало. А зря.
Например, было упомянуто название "Черноногие мохэ". А автор просто ошибся. На самом деле, это "Черноречные мохэ". "Черноногие" — это некая аллюзия, всплывшая в памяти из каких-то детских книг про индейцев.
И разница в наименованиях огромна. "Черноречные" мохэ — тунгусоязычный (что уже само по себе показательно) социум, который определяли житием возле "Черной реки". Он-то и вторгся на Сахалин, Хоккайдо, Южные Курилы в начале новой эры (по сегодняшнему летосчислению).
А "Черная река" — это ни что иное, как Амур. И это не просто "черная (грязная по-нашему) речка", а великая река, где находится один из "домов Черного дракона", именем которого китайцы зовут Амур.
"Черный дракон", он же "Лун Ван", — глава всех китайских драконов.
И называя себя сахалинцами, мы невольно называем себя людьми "Черного дракона" — "Сагалян ула анга хата — скалы в устье Черной реки". Впрочем, и сами китайцы называли себя детьми этого дракона, а это "символ доброго начала ян, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озерах и морях, но способен и взмывать в поднебесье".
"В более позднее время роста своей мудрости Лун-ван стал владыкой всех стихий, ему подчинены бог грома Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-бо и хозяин дождя Юй-ши. Он — символ силы ян и небесного начала".
Впрочем, "он даже позволял людям бранить его, ругать и даже наказывать, если мольбы к нему не помогали от засухи". То есть был существом довольно спокойным и неприхотливым, и, если раздраженные местные жители вытаскивали его на берег и лупили ногами, он "землю от обиды не переворачивал", хотя, конечно, мог.
И потому вспомним о нем позже (если вспомним вообще), он не особо нужный нам исторический персонаж.
Некоторые периоды, определившие развитие нашего сахалинского сюжета, совершенно выпадают из обычной логики и напрямую относятся к мистике. Так что без вмешательства Лун Вана, возможно, и не обошлось. Может быть, действительно, про него еще вспомним.
Пока же вернемся еще к одной неточности в предыдущей публикации (да, неточности будут постоянно и они будут постоянно уточняться).
Термин "эмиси", которые бились с японцами на Хонсю, был применен автором исключительно к айнам. На самом деле, как и везде, это была полная смесь всех "кровей". К "эмиси" причисляли себя беглые "зэки", оппозиционные самураи, недовольные крестьяне и ремесленники. Принимающей стороной их были, понятно, айны.
В результате случилась такая смесь "кровей" (сейчас это называется ДНК), которых мы даже не представляем. К началу "Нового" (по-европейски) времени сложилось несколько айнских групп, которые отличались друг от друга не менее чем сейчас русские, чехи, поляки и хорваты. Вроде все славяне, но...
Но об этом позже.
То, что японцы Хоккайдо и Окинавы — совершенно разные народы, любой посетитель Японии увидит невооруженным взглядом. Автор видел. Но упоминать об этом было бы неполиткорректно. Однако сами японцы данное обстоятельство давно заметили, и обозначили жителей Хоккайдо "этническим типом Тохоку".
Они совершенно разные — японцы. Но тамошние императоры всегда создавали свою нацию как "моноэтничную": один народ, один язык, одно государство, один религиозный лидер — император.
И то, что в Японии живет еще кто-то, кроме японцев, например, некие КМНС — "айны", было признано только в 2008 году! У нас такое было бы просто невозможно. Но "верхняя палата японского парламента (Палата советников) приняла резолюцию по признанию народа айну, на протяжении многих лет подвергавшемуся дискриминации. За признание айнов был подан 231 голос, против принятия резолюции не проголосовал никто".
И это было в 2008 году! А как вы думаете, почему?
Да потому что в тот год на Камчатке некие дальние потомки айнов (а айны, как и все остальные, гуляли "налево и направо") создали (официально зарегистрировали) свое сообщество, которое означало некое виртуальное исконное историческое право владения всем регионом. Японцы поняли, что нельзя отставать от процесса. Типа айны — граждане Японии, а потому регион им исторически и принадлежит. "Территориальная проблема", так сказать. Чушь, конечно, еще та.
Автор тоже из айнов, и девушка у него была — одна из "нивхских принцесс" западного побережья Сахалина. Ну и чего? Мы можем предъявлять свои исторические права на владение землями всего Сахалина и Курил?
Я "принц с Парамушира", она "принцесса из Трамбауса"... Не смешите звезды!
А потому вернемся к делу, начнем с мохэ и постараемся уместить в паре страниц еще одно тысячелетие.
Как известно, в III веке Великая евразийская степь "взорвалась". Подробности читаем у Гумилева.
Тюркоязычные народы бросились на "Запад" и уничтожили тогдашнюю "Европу" — (Рим, гунны, Атилла), а люди тунгусо-манджурского говора (автор уже говорил, что народ — это функция языка) начали натиск на "Восток".
В качестве курьеза — в весьма академическом издании автор прочел, что одно из китайских государств домонгольского периода создали эвенки!
Да, это был народ тунгусо-манджурского языка, но до эвенков на самом деле было еще очень и очень далеко. Однако опять же в плане шутки Эвенкийский национальный округ РФ уже может претендовать на владение немалой частью Монголии и Китая.
А тогда Китай сопротивлялся, как мог. А мог он настолько удачно, что все его завоеватели рано или поздно становились китайцами.
Но все равно страна переживала массу бедствий. Однако речь не о том.
Первым государством на российской части Дальнего Востока стало мохэсское государство (королевство) Бохай.
Но далеко не все племена мохэ тогда покорились новому начальству. "Хэйшуй мохэ" ("черноречные мохэ") ушли на нижний Амур, а потом вторглись на Сахалин.
Мохэсцы уже были опытными воинами раннего средневековья ("средневековье" — с этим термином, возможно, мы также еще поработаем, поскольку он европейское изобретение), а потому огнем и железным мечом прошлись по всему острову, обитатели которого владели в основном только каменным и костяным оружием.
Тогда на Сахалине жили "сусуйцы", "анивцы", "пильтунцы" и еще пара-тройка народов, от которых ничего не осталось, кроме захоронений.
Кроме того, мохэ выбили прото-айнов с севера Хоккайдо и южных Курил.
Это было уже где-то всего тысячелетие назад (VII — X века нашей эры).
След этих мохэ — так называемая "охотская культура", занявшая Сахалин, север Хоккайдо и Южные Курилы.
И вроде как они и были первым исторически названным аборигенным народом Сахалина. Но вот тут начинает действовать неакцентируемый исследователями фактор "элементоза".
Автор знает, кто сейчас поднимает до сих пор еще непонятую нами проблему, суть которой — "не вся земля, которую ты завоевал, — твоя".
Вторгшиеся на острова народы получили местную пищевую нишу (а другой не было, супермаркеты тогда отсутствовали): "жирная пища морского зверя и отсутствие витаминов (а также привычных микроэлементов)".
Аборигены к этому были приспособлены. Например, ели сарану или готовили на зиму черемшу. Или ничего не делали, а просто были приспособлены.
Завоеватели же вымирали. Не моментально, конечно. В течение пары сотен лет. Деградация, высочайшая младенческая смертность, повсеместная цинга, ослабленный иммунитет — словом, "пассионарный" всплеск исчезал напрочь.
Возможно, и нас это ждет (кто знает, что продается в наших супермаркетах?).
И свидетельством этому не только исчезнувшие мохэ, но и история "пассионарного" рывка "аусиономори", то есть "земель айнов", которые вдруг распространили свое влияние на огромные территории.
В начале второго тысячелетия нашей эры прото-айны (теснимые уже японцами) вышли с Хонсю, заняли все Курилы, юг Камчатки, весь Сахалин (в этом они, впрочем, встретили, жестокое сопротивление аборигенов), захватили низовья Амура. Это было как минимум 4 этнические группы — курило-камчатские, хоккайдские, сахалинские и нижне-амурские айны.
Но вот эти земли сказали айнам: "вы нам не нужны".
И айны ушли "в историю" как некая экзотическая реликвия.
В итоге, как писал А.П. Чехов, исходя из сведений своего времени: "Из Азии их вытеснили монголы (это не так — С.М.), из Ниппона и Матсмая (Хоккайдо) — японцы, на Сахалине гиляки не пустили их выше Тарайки (Поронайск), на Курильских островах они встретились с казаками и таким образом в конце концов очутились в положении безвыходном. В настоящее время айн, обыкновенно без шапки, босой и в портах, подсученных выше колен, встречаясь с вами по дороге, делает вам реверанс и при этом взглядывает ласково, но грустно и болезненно, как неудачник, и как будто хочет извиниться, что борода у него выросла большая, а он все еще не сделал себе карьеры..."
Айнов нет. А вот нивхи — остались. Как?
Словом, некую тысячу лет в три страницы уместить не удалось. Придется работать дальше и дольше.
С. Морозов | ИА Sakh.com