САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Сооружения и Объекты » Тоннель Сахалин-Материк


Тоннель Сахалин-Материк

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Известно что в послевоенные годы (в 1950г.) было издано секретное постановление Совмина СССР о строительстве тоннеля через Татарский пролив,чтобы связать материк железной дорогой с о.Сахалин.Со временем секретность сняли,и доктор физико-механических наук Л.С.Берман,работавшая там в это время,поведала в 1991 году в своих воспоминаниях воронежскому отделению "Мемориала",что строители не столько строили,сколько восстанавливали уже существующий тоннель,проложенный в глубокой древности чрезвычайно грамотно с учётом геологии дна пролива.Упоминалось и о странных находках в тоннеле-непонятных механизмах и окоменелых остатках животных.И этот использовавшийся тоннель,  не исключено ведёт далее через о.Сахалин в Японию... :writing:

0

2

Не читайте жёлтую прессу :tired:  Читайте документы.
Тоннель между островом и материком

Идея соединить железной дорогой о.Сахалин с материком впервые рассматривалась в конце 1930-х гг. Тогда же был предложен вариант строительства тоннеля под Татарским проливом протяженностью 8 км (от мыса Лазарева до мыса Погиби). Начались предпроектные и подготовительные работы, но они были прерваны Великой Отечественной войной.
Возобновились работы в 1947 г. Вскоре было утверждено технико-экономическое обоснование проектирования, а 5 мая 1950 г. Совет Министров СССР принял решение о сооружении линии от Комсомольска-на-Амуре до Победино (на Сахалине) с тоннелем-переходом, обеспечивающим надежный выход по железной дороге к незамерзающим сахалинским портам. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более тысячи километров, тоннеля - около 10 километров. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.
Известно, что за ходом строительства следил лично И. В. Сталин.
Идея тоннеля не была авантюрой тоталитарного режима или прихотью диктатора, как это стали представлять позже. Она опиралась на трезвый инженерный расчет (Россия всегда славилась своими инженерами), учитывала тенденции развития и долгосрочные государственные интересы. Тоннель уже тогда представлялся более выгодным вариантом по сравнению с паромной переправой или мостовым переходом.
Строительство началось летом 1951 г. и осуществлялось силами заключенных и японских военнопленных.За два года были произведены широкие изыскательские работы, разработаны технические проекты материковой и островной части дороги до тоннеля. Одновременно - с конца 1950 года - приступили к работам строительные подразделения. На 1 января 1952 года контингент островных лагпунктов составлял 12,5 тысячи заключенных, на материке в общей сложности трудилось около 7 тысяч человек. К весне 1953 года было уложено 120 километров пути, выполнен большой объем работ по сооружению пирсов и подходов к паромной переправе, произведена отсыпка искусственных островов в проливе для проходки вертикальных шахтных стволов, сооружены обе портальные выемки и начата проходка тоннеля со стороны материка.По непроверенной информации в ходе работ построена дамба на материке 2 км, на острове 2,3 км. Пройдено 7,8 км тоннеля В составе объектов 507-й стройки значилась и уникальная электростанция, которая должна была обеспечивать энергией движение на подходах к тоннелю, в нем самом и частично - на Сахалине. Эта электростанция проектировалась как подземная, чтобы быть более защищенной на случай войны. Для более быстрого сооружения тоннеля предполагалось в рамках интернациональной помощи привлечь рабочих из Китая и Северной Кореи.
С началом корейской войны строительство замедлилось.
5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. А 21 марта министр внутренних дел Л. П. Берия, в тот период являвшийся еще и первым заместителем председателя Совета министров СССР, направил в президиум Совмина записку с проектом постановления о прекращении работ по возведению более чем 20 крупных проектов, строительство которых “не вызывается нуждами народного хозяйства”. Все работы на сооружении тоннеля под Татарским проливом были прекращены постановлением Совета министров СССР от 26 мая 1953 года. Недостроенные объекты попросту бросили, хотя до сих пор остатки огромных бетонных сооружений видны и на сахалинской, и на материковой стороне. Между тем надо отметить, что эта затея по дерзости превосходила все существующие ныне подводные переходы - даже такие известные, как тоннели под проливом Большой Бельт в Балтийском море и под Сангарским проливом в Японии. Специалисты утверждают, что по сложности преодоления водной преграды между материком и Сахалином - с учетом неустойчивых грунтов и сильных течений - “сталинскому” тоннелю не было бы равных в мире.
http://old.vladnews.ru/magazin.php?id=8 … agazin=627

0

3

паша написал(а):

строительство началось летом 1951 г. и осуществлялось силами заключенных и японских военнопленных

интересно...про участие японских военопленных слышу впервые... не спорю, впрочем.
я с Хмарой прошел этот путь от Ныша до Погиби, по Староалександровской дороге. Перед экспедицией посидел немного в нашем архиве областном, нашёл мало - в основном, как по этой трассе будущей ЖД в сахалинских лагерях суки с ворами воевали... помню, как читал докладную опера о смерти в драке пятерых заключённых.
поэтому о "сталинском тоннеле не было равных в мире" - по каким параметрам?по людскому горю?...
парадокс, но примерно в в ЭТО же время наши южные соседи(по острову) нехило корейцев нагибали, там горя было не меньше...
не нам судить, время было такое...и ещё будет, я думаю

по трассе мы нашли БУР, ты читал про него... я разговаривал с Роон, чтобы перенести его на территорию музея - отказалась; разговаривал с Валерием Орионовичем Шубиным, он сказал: никто тебе не поможет, сам пробуй. Сейчас ситуация изменилась: по сведениям Димы Лисицына(ЭВС) дорогу Староалександровскую облагородил "Инвест Восток", Газпрома  компания.
я уже побегал по Сахинцентру, выяснил, где они живут: Мегапалас, 8 этаж. Завтра схожу, шансов мало.

+1

4

паша написал(а):

Читайте документы.

Не читайте жёлтую прессу... :D

0

5

Пару лет назад осматривал материковскую "часть" тоннеля---даже то что осталось впечетляет своими масштабами--особенно когда представляешь, что все это делалось вручную-никогда власти людей не жаловали и не жалели--

0

6

Как бы опасаюсь я тему эту продолжать, опять срачем закончиться. Хотите поговорить как сейчас хорошо жить без Сталинских строек которые угробили массу народа. Кругом автоматизация и вообще можно по закону не работать, а скоро мужикам официально разрешат жениться на мужиках. Свобода выбора, толерантность, лепота... Не будет  ЖД достраивать тоннель. Сахалинское отделение убыточно.

0

7

паша написал(а):

Как бы опасаюсь я тему эту продолжать, опять срачем закончиться.

Дискутируйте = на здоровье – без провокаций на финальную срачу

0

8

паша написал(а):

Не будет  ЖД достраивать тоннель. Сахалинское отделение убыточно.

Думаю, что всё упирается в срач за Хабомаи. Тоннель(или мост) Погиби-Лазарев будет выгоден, если построят тоннель Соя-Крильон, имхо...

0

9

колун написал(а):

если построят тоннель Соя-Крильон,

Если будут строить тоннель и дарогу на юг бить хана природе юга Сахалина и так в последнее время всё загадили.На р.Шистоме помойку устроили кое какой клуб... :mad:  :angry:  :writing:

0

10

aismen написал(а):

кое какой клуб...

какой?

0

11

Artem написал(а):

какой?

Если бы я написал Южно-Сахалинский джип клуб то Voland сделал бы мне харохирий :D Речь идёт о холмчанах после 9 мая.В следущий раз я этот бардак сфотаю... :tomato:

0

12

aismen написал(а):

Если бы я написал Южно-Сахалинский джип клуб то Voland сделал бы мне харохирий

А я б присоединился  :D

0

13

Artem написал(а):

А я б присоединился

А я и не сомневался... :D

0

14

aismen написал(а):

Если бы я написал Южно-Сахалинский джип клуб то Voland сделал бы мне харохирий :D Речь идёт о холмчанах после 9 мая.В следущий раз я этот бардак сфотаю... :tomato:

Здравствуйте!
Случайно после долгого отсутствия на форуме наткнулся на то, что якобы Холмский джип-клуб сделал помойку на р. Шестоме.  У вас есть какие то реальные доказательства и факты, подтверждающие  что это были холмчане??? Обидно слышать такие обвинения, поскольку сам являюсь членом джип-клуба Внедорожник г.Холмска. В корне с вами не согласен поскольку А) Внедорожник последний раз делал привал на р. Шестоме года 4 назад, Б) Одна из основных идеологий клуба - не загрязнять окружающую среду, в этой части ВСЕГДА весь мусор, который горит- сжигается, ВСЕ!!! остальное закапывается, и есть ответственные за это люди.  Кстати, в марш-броске на Крильон 9 мая участвуют экипажи из разных городов Сахалина. И к сожалению не все они выполняют регламент и правила , предусмотренные в данном марш-броске организатором - клубом Внедорожник ( тем более на обратном пути :)). Учитывая вышеизложенное прошу забрать свои обвинения и если есть сомнения можете присоединиться к клубу 9 мая, чтобы убедиться в моей правоте!!!

PS кстати Voland я думаю подтвердит вышесказанное, хотя холмчанином не считается

Отредактировано Gralex (30-04-2011 01:12:03)

0

15

aismen написал(а):

Речь идёт о холмчанах после 9 мая.В следущий раз я этот бардак сфотаю...

Кроме Холмчан там еще много народу бывает. Я 4 раза с Холмским клубом выезжал на Крильон и мусор мы не оставляли.

0

16

К стати о "птичках" - Углегорский клуб тудысь вообще не выезжал еще, у нас своих маршрутов еще хватает.

0

17

Тайна тоннеля на Сахалин: Миф или реальность?
Шахтные штольни в районе мыса Лазарева делались для отвода глаз. Подлинный же тоннель следует искать в другом месте

Этой давней и загадочной истории - шесть десятилетий. Сложись по-другому события той далёкой поры, сегодня, возможно, отмечали бы мы юбилей одной из самых грандиозных строек но земле. Точнее, под водой.

По дошедшим до нас свидетельствам и воспоминаниям очевидцев всё начиналось в далёком 1950 году. ЦК КПСС и Совет Министров приняли закрытое постановление об изыскательских работах на железнодорожной ветке от Комсомольска-на-Амуре до Победино на острове Сахалин со строительством тоннеля под Татарским проливом.

Незадолго до принятия важного государственного решения в марте 1950 года в Москву срочно был вызван первый секретарь Сахалинского обкома ВКП (б) Д.Н.Мельник. Терявшегося в догадках по поводу столь экстренного вызова в столицу Мельника принял сам товарищ Сталин. Вопрос вождя буквально ошарашил партийного руководителя Сахалина: «Как вы смотрите на строительство с материка к вам но Сахалин железной дороги?..» Мельник, насколько позволяла ситуация, попытался дипломатично обьяснить, что задача это сложнейшая, потребуются огромные средства и человеческие ресурсы. Но для Сталина мнение Мельника оказалось неубедительным. Тем более что решение о строительстве тоннеля было уже практически готово.

12 мая 1950 года для сооружения тоннеля на Сахалин создаётся специальное строительное подразделение МПС №6. В основном комплектуется оно профессиональными метростроевцами. По разным данным, в нём работало более трёх десятков тысяч квалифицированных специалистов. В 1951 году было предложено три варианта прокладки тоннеля: первый - с мыса Лазарева до мыса Погиби. Второй - с мыса Средний до мыса Погиби. И третий - с мыса Муравьёва до мыса Уанги.

В соответствии с утверждённым планом тоннель должен был начинаться на мысе Среднем и идти с материка в направлении мыса Погиби. По этому маршруту протяжённость его подводной части составляла около 8 километров - наиболее узкое место в проливе.

Кроме экономического, строительство тоннеля было и важным военным объектом. Магистраль с материка на остров была практически неуязвимо.

Восемь тысяч метров под водой

В конце 80-х прошлого века, оказавшись в тех местах на одной из пограничных застав, услышал рассказ, что ещё несколько лет назад неподалёку жил одинокий старик, бывший заключённый одного из лагерей, который своими руками долбил скалистый грунт под основанием будущего тоннеля. Поведал он пограничникам о том, какое несметное множество народу работало на строительстве. По его словам, в начале 1950-х годов, незадолго до намеченного пуска подземной магистрали, стояли под парами готовые отправиться в путь локомотивы со специальными составами. Но не суждено им было двинуться в путь. Неожиданно из Москвы пришло указание об отмене запланированного пуска тоннеля, и работы свернули. Откровенно говоря, в подлинность этой истории верилось с трудом. Старик умер, а пересказанные пограничниками его воспоминания воспринимались как сюжет фантастического рассказа. В сознании не укладывалось: как возможно было утаить такое грандиозное строительство? Даже если учесть, что работы в конечном итоге свернули, что-то же должно остаться на поверхности...

Не скрою, тема строительства тоннеля на Сахалин взволновала меня. По крупицам стал собирать любую информацию, хоть как-то связанную с ней. Со временем появилась возможность воссоздать отдельные картины событий полувековой давности. Однако подробных документов той поры отыскать не удалось. Из бесед со старожилами, по одной из версий, стало известно, что строительство тоннеля на начальном этапе велось заключенными. Когда же штольни под основанием пробили, в работу вступили метростроевцы. Ещё по одной версии, для соединения самого узкого участка между материком и островом Сахалин строился второй тоннель, секретный. Шахтные штольни в районе мыса Лазарева делались для отвода глаз. Подлинный же тоннель следует искать в другом месте. Был и третий вариант соединения материка и острова - через мостовую переправу.

В истории с тоннелем на Сахалин оказалось немало «белых пятен» и загадок, даже информация, которая не вызывала сомнений, со временем становилась весьма противоречивой. В печати появилась публикация А.Полонского, который утверждал, что тоннель действительно существовал и возводили его ссыльные. Однажды из лагеря строителей совершила побег большая группа заключённых. Уходили они на север, в направлении Берингова пролива. Но, не зная местности, беглецы погибли в таёжной глуши.

Нашлись и другие свидетели той поры, по утверждению которых строительство действительно велось и на материке, и на противоположной стороне Татарского пролива, на мысе Погиби, но в тоннель хлынула вода. Просочившись через перекрытия, она затопила большую часть тоннеля, погибли люди, и работы прекратили.

Кое-кто из исследователей темы сахалинского тоннеля считает его мифом. По их мнению, после детального изучения рельефа местности нетрудно догадаться: все работы были всего лишь подготовкой, своеобразной платформой для строительства гигантских дамб, с которых предполагалось перекинуть на остров мостовое соединение. Дамбы действительно были построены.

После моих публикаций по этой теме во флотской газете в редакцию пришло письмо от А.Балакирева:

«...В 1932 году в Ленинграде был построен теплоход «Севзаплес». Задумывался он как лесовоз, но во время войны был переоборудован под перевозку паровозов из Америки во Владивосток. В 1940 году судно занималось доставкой узкоколейных паровозов и вагонов из Японии на остров Сахалин. На нём я и трудился.

В 1950 году мы прибыли во Владивосток. Помнится, поставили нас в завод. Установили очень крепкие деревянные клети, на которые поперёк судна уложили рельсы, но уже обычной ширины (сахалинские на 22 см уже).

На мысе Чуркина на эти рельсы погрузили четыре необычного вида вагона. Закрепив их, мы двинулись в путь. Уже в море экипаж «Севзаплеса» узнал, что вагоны эти - энергопоезда - прибыли из Запорожья. На них было установлено по 2-4 очень мощных электродизеля. Пункт доставки - мыс Лазарева.

Через несколько дней прибыли на место. Причал еще не был готов, но к его кромке подходила железнодорожная линия. Перегрузка вагонов на берег оказалась делом трудоёмким, но всё было продумано до мелочей. Командовал «народом» старший помощник капитана Анатолий Дехта».

Удалось отыскать и ещё одно свидетельство очевидцев. Автор воспоминаний — В.Смирнов:

«Срочную я служил на Сахалине вместе с моим закадычным другом Костей Кузьминым. Образование у нас было небольшое: у Кости - 4 класса, у меня - 5, но по тем временам это немало. Костя был шофёром. Однажды он ушёл в самоволку и отсутствовал почти месяц, за что и получил 7 лет как дезертир.

И вот в январе 1951 года я получаю от него письмо. Пишет, что попал на великую стройку века, делает дыру в самом узком месте Татарского пролива. Зачёт идёт одного дня как за три с половиной.

Костя писал, что по 20 самосвалов задом заезжали по очереди в тоннель и так ехали около 10 километров.

В 1953 году, после смерти Сталина, за хорошую работу Константина освободили и отправили домой.

В своём последнем письме уже из дому он писал, что стройка закрыта, в тоннель хлынула вода и все там погибли».

По некоторым данным, строительство тоннеля в условиях особой секретности было начато ещё в начале 40-х годов. К мысу Лазарева подвели даже железную дорогу. Но когда началась война, железнодорожное полотно демонтировали. Рельсы якобы отправили в западные районы страны для восстановления разрушенных фашистами магистралей.

Пролетая над предполагаемым местом строительства тоннеля с вертолётчиками погранвойск, лично убедился, что насыпи от железнодорожного полотна остались, хотя время их не пощадило: осели, земля осыпалась, обросла кустарником. Сколько воды утекло с тех пор...

Кстати, в пору вспомнить и ещё одно откровение. Поведал его мне в своё время Михаил Козлов:

«Я работал в 220-й гидрометеообсерватории ТОФ. Начальником был Я.Коган, каперанг. Работали мы на спецработах. Тогда это был секрет (давали подписку о неразглашении). Сейчас прошло столько лет, что, кажется, рассказать об этом можно. Так вот, мы были на испытательном полигоне в районе мыса Погиби на Сахалине. Вот там и начиналось, вернее, было начало железнодорожной линии (или дороги). У берега стоял полуразрушенный пирс с уложенными рельсами. Рядом у берега, в южной стороне от пирса, был лагерь заключённых. Когда я приехал туда, заключённых там уже не было, а жила обслуга полигона (весной привозили, глубокой осенью увозили). В северную сторону от лагеря, метрах в 100-150, располагался второй лагерь. Он был полуразрушен, а рядом -5-6 могил с деревянными крестами. Прямо от пирса на восток шла грунтовая дорога и обрывалась у большой поляны, размером с футбольное поле. За ней начиналась насыпь в одну железнодорожную колею и тянулась в направлении города Александровска. Возможно, пролить свет на тайну тоннеля помогут экипажи пароходов «Приамурье» и «Забайкалье», ходивших в рейсы вдоль побережья...»

В 1993 году мне довелось встретиться с бывшим военным инженером, непосредственно принимавшим участие в строительстве тоннеля. Убелённый сединами ветеран, пожелавший не называть свою фамилию, в чине полковника поведал, что никакого мифа о существовании тоннеля нет. «Тоннель был построен!» - слова эти он произнес твёрдо, с гордостью напомнив, что событие это произошло задолго до прокладки тоннеля под Ла-Маншем. «Талантливыми были наши предшественники. И когда нужно было разгромить фашистов, и когда создать такое уникальное сооружение». По утверждению ветерана, в проекте, к сожалению, была допущена фатальная ошибка. Авторы ее польстились на то, что расстояние между мысами  Лазарева и Погиби самое короткое, где-то около 9 километров. И упустили очень важную деталь - течение в этом самом узком месте довольно сильное. Вода понемногу стала просачиваться в тоннель. Строители как могли пытались исправить ситуацию, но имеющиеся средства не позволяли этого сделать. В итоге стройку законсервировали, а после смерти Сталина и вовсе свернули. На этот счёт было специальное постановление правительства от 26 мая 1953 года.

Полвека спустя

О соединении материка с островом Сахалин вспомнили уже во времена новейшей истории России. В середине 90-х годов прошлого столетия мне довелось познакомиться с Анатолием Ченом - человеком, который вынашивал идею строительства магистрали на Сахалин.

В 1998 году он был автором проекта строительства мостового перехода в проливе Невельского. В том самом месте, где полвека тому назад возводился секретный объект -тоннель на Сахалин. Чен ещё в ту пору пытался «пробить» свой проект в самых высоких государственных инстанциях. Вот лишь один из ответов на его обращение из Министерства обороны РФ:

«В соответствии с поручением министра обороны Российской Федерации от 21 января 1998 года ваше письмо с проектом строительства мостового перехода в проливе Невельского (Сахалинская обл.) в соответствующих управлениях Министерства обороны РФ рассмотрено.

Полагаем, что с вводом в строй многоцелевого мостового перехода, соединяющего о. Сахалин с материком, значительно снизятся затраты и сократится время на транспортные перевозки грузов народнохозяйственного и военного назначения, повысится устойчивость транспортных связей в регионе и более оперативно будут решаться оборонно-экономические проблемы Дальнего Востока.

В то же время проект строительства данного перехода требует проведения всесторонней экспертизы и технико-экономических расчётов с участием всех заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, для чего необходимо принятие соответствующего решения Правительства РФ.

Министерство обороны РФ поддерживает в целом данный проект и готово участвовать в нём на этапе военно-экономического обоснования целесообразности строительства. Специальные требования Министерства обороны РФ к строительству многоцелевого мостового перехода могут быть предъявлены в ходе согласования проектного задания».

Уже в начале этого века к теме соединения материка и острова Сахалин обращалось руководство МПС. Николай Аксененко предлагал закончить строительство тоннеля. А бывший премьер-министр Михаил Касьянов был сторонником другого решения - возвести на остров мост.

Не так давно во время рабочей поездки на Дальний Восток президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что в период с 2011 по 2013 годы начнётся строительство моста с материка на Сахалин. Проект носит государственный характер. С точки зрения транспортного единства, улучшения жизни и труда россиян, которые живут на Сахалине, отметил глава РЖД, он должен иметь право на жизнь.

История с тоннелем на Сахалин связана не только с тайнами минувшего времени, но и с неожиданными версиями соединения острова и материка в обозримом будущем. Наряду с возобновлением прокладки тоннеля, строительством мостового перехода высказываются мнения о создании трансконтинентальной магистрали из Европы, по России через Сахалин, на остров Хоккайдо. Эта тема сегодня активно обсуждается как специалистами, так и любителями. С мнением сторон можно спорить, но факт необходимости соединения материка с островом реален, и в этом нет никакой тайны.

Юрий Тракало,
«Боевая вахта», 09.07.11
http://sg.uploads.ru/t/HyoT9.jpg

http://debri-dv.ru/article/4071

+1

18

Добрый день.
Волей судьбы имел общение с куратором , который занимался именно этим туннелем.  По замыслу и на деле , зимой бились большие лунки в них  сбрасывались камни  привозимые на санях, каторжниками, ссыльный. Планировалось создать 8 отсыпей , Укрепить их по окружности, так чотбы они выглядывали из воды. после ни центре бились штольни. И из этих штольней в две стороны планировалось вести туннели. Отсыпи сделаны были но умер Сталин и на этом все остановилось.

0

19

Информации очень много.
Как то давно еще,в 2005м впервые там побывал.На посту Вагис живет семья.Они прожили там всю жизнь и родители вроде там же.Местные так сказать.
Так вот как то не охотно говорили,что ничего такого сверх естественного по поводу строительства на нашей стороне не было.
Здесь можно много почитать.
http://aleksandrovsk-sakh.ru/

http://debri-dv.ru/article/4107

0


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Сооружения и Объекты » Тоннель Сахалин-Материк