Это был Адам Лаксман
Я не знаю, почему сахалинские историки не акцентируют этот момент. Возможно, у них есть свои детали. Но первым российски послом в Японию был не Головнин, не Путятин, а поручик Адам Лаксман.
Тут надо добавить, что никогда (никогда!) Россия не собиралась воевать с Японией. Все распоряжения императоров, начиная с Петра I, — только о дружбе и торговле. Только дружить. Правда, потом все было нарушено "Юноной" и "Авось".
Помните, эту советскую рок-оперу — "Я тебя никогда не забуду?" Про нее мы поговорим позже.
Еще какой-то человек написал песню "Екатерина, ты была не права". Это по поводу передачи Аляски США. И об этой передаче рассказ тоже впереди, но скажу сразу — Екатерина II тут была не причем. Продажа Аляски ее правнуком происходила лет через сто после ее смерти.
Екатерина II как раз очень не любила "всех, кто хоть слово мог сказать против слова Россия".
И казалось бы, какие у нее были заботы по отдаленной окраине страны? У нее первоочередными были Крым и Украина, "южный выход Россию в Европу". Но именно при ней Россия вошла на Гаваи, установив дружбу с тамошними королями (это уже потом США произведет там жуткий переворот).
Впрочем, вру по Гаваям. "Надежда" и "Нева" Крузенштерна и Лисянского пришли туда только в 1804 году. Уже тогда "король одного из островов выразил желание перейти в подданство России, если империя согласится защитить его от посягательств соседнего островного "деспота". Вскоре с островами завязывает торговлю Российско-американская компания. На острове Каулаи строится "Форт Елизаветы".
А "Форт Росс" неподалеку от нынешнего Сан-Франциско строится только в 1812 году.... Но все равно за нашими островами императрица следила очень внимательно.
Когда до нее дошли разговоры о "беспределе" на Курилах "боцмоната Черного", она издала специальный указ о том, что с "мохнатых курильцев" ясак более не брать, ни в коем случае их не обижать.
Кто был ее советником "по Дальнему Востоку", я, честно скажу, пока еще не выяснил.
Но это был умный человек, как и сама императрица.
Первоначально направление 26-летнего офицера Адама Лаксмана послом в Японию выглядело несколько сомнительно. Да что значит "несколько сомнительно"? Абсолютно сомнительно!
В указе Екатерины было сказано: "Один из сыновей профессора Кирилла (Эрика) Лаксмана".
Для установления "дружбы и торговли". Любопытно, что в указе прозвучало — может быть, и кто-то другой, но только не "англичанин или голландец".
Интересное обозначение, не правда ли? Или сын Лаксмана, или никаких голландцев и англичан.
Голландцы тогда, напомним, имели монополию на торговлю с Японией, а англичане немке Екатерине казались вообще какими-то странными людьми.
Адам Лаксман, рисунок японского художника
Адам Лаксман, рисунок японского художника
Императрица сама сомневалась в успехе предприятия, а потому свою подпись под документами не ставила, а поручила это сделать генерал-губернатору Сибири Ивану Альфредовичу Пилю.
Пиль написал письмо с предложением мира и дружбы японскому правительству (тогда еще сегунату).
И отправил в посольство Адама Лаксмана.
"Учитывая его молодость, можно полагать, насколько несерьезным было возлагать на него задачу установления торговых отношений", — пишут японские историки. А молоденький поручик это сделал! Он "уболтал" всех!
Ну представьте себе, что вы прибываете в совершенно неизвестную страну и начинаете вести переговоры. А в этой стране уничтожают иностранцев только потому, что они иностранцы, так, например, было полностью вырезано португальское посольство.
А Адам Лаксман на вышедшем из Охотска боте "Екатерина" (капитан Василий Ловцов), возвращая в Японию трех "караблерушенцев" — Кодаю, Исикити и Коити, а также везя в качестве "подарков" "груз ружей и сабель на сумму 2000 рублей", прибыл 7 октября 1792 в Немуро.
Там он и зазимовал, поскольку все шло через правительство "Бофоку", то есть сегунат.
Лаксман сказал, что надо рубить избу, и это была первая российская изба, построенная подданными Российской империи на Хоккайдо. В 1792 году.
В 1790 году Япония, напуганная экспедицией Лаперуза, посылает на Сахалин свои войска и строит в Сирануси свой первый пост.В 1791 туда приходят российские "зеленые человечки".
В 1792 году на Хоккайдо уже строятся российские дома... Оценивайте это кто как хочет.
А миссия нашего первого посла была очень успешной. Запомните это имя — Адам Лаксман!
"Наконец, 1 апреля, примерно через восемь месяцев в сопровождении 60 солдат и 150 айнов в Немуро появились чиновники тайного надзора Мурата Хедземон, Ота Хикобей, а также Иное Тацемосука".
Нет, вы понимаете о чем речь? Официальный представитель России высаживается на Хоккайдо — о каких-то завоеваниях и речи не идет, это уже не камчатские казаки, те бы разнесли все княжество Мацумаэ в месяц — это уже "официалы".
И он сидит и мирно ждет восемь месяцев, когда же в Немуро появятся японцы.
Наконец они появляются и заявляют, что "это наша земля", и появляться здесь иностранцам запрещено.
Лаксман несколько недоумевает, приглашает их в свой дом (а вместе с ним прибыло 40 наших "морских", и понятно, что жили они не на судне, а тоже строились и обустраивались в Немуро) по традиции наливает чарки и вручает "официальные грамоты".
Японцы говорят, что до Хакодате можно добраться только по суше. Ласкман показывает на свое судно — а может так быстрее?
Японцы не понимают — как туда можно добраться по морю? Мы всегда ходим по суше.
Но тем не менее, 4 июня "Екатерина" вышла из Немуро, а 8 июня бросила якорь у Хакодате.
Любопытные местные жители, понятно, незамедлительно бросились осматривать незнакомое им плавсредство. Спасти "Екатерину" от полного разграбления смогли только "правительственные войска", которым пришлось "применять силу".
В итоге местный управляющий — "дайкан" — прислал русским морякам "бочку сакэ". А в Хакодате сразу появилось здание с табличкой "Русский дом". Напомню, это был 1793 год.
А что Лаксман? А видите ли письмо Пиля было направлено главе княжества Мацумаэ, которое считалось отдельным государством. И потому советом старейшин Японии это послание рассматривалось совсем не просто. Кто такой Пиль и что такое Хоккайдо (Эдзо) с этими "бандитами" ("эмиси") из Мацумаэ?
Это было для них очень серьезными вопросами.
И вообще, мы все время говорим о княжестве Мацумаэ, подразумевая, что оно владело всем Хоккайдо.
Оказывается, это было не так.
Например, Адама японское правительство все-таки решили принять. Из Хакодате в Мацумаэ (это были разные страны на Хоккайдо!) направилось грандиозное посольство — порядка 700 человек. Большинство человек было мобилизовано из княжеств Намбу и Цугару.
Как писал сам Лаксман: "Напереди ехал мацумайский чиновник, у которого лошадь под узду вели двое, также двое служителей шли по обе стороны, затем двое с копьями, за ними еще двое человек несли копейное знамя, а за оными восемь человек с копьями. Затем шли двенадцать человек с луками..."
Затем ехал еще чиновник — пыль в глаза они пустить умели.
Впрочем, также ехал капитан "Екатерины" Ловцов, переводчик Туголуков (обратите внимание, в России в то время уже были переводчики с японского языка — это заслуга Петра I), геодезист Трапезников, волонтер Кох...
В итоге встреча с правительственным чиновниками "закрытой" Японии состоялась. В принципе, это было несколько встреч. Японцы настаивали, что иностранцев в свою страну они допускать не намерены. Но Лаксман не отступал.
— Со мной приехали российские купцы, давайте проведем пробную торговлю...
В конце концов этот назойливый молодой русский настолько "достал" японцев, что они сообщили — русские суда могут посещать единственный "открытый" порт страны — Нагасаки.
В сентябре Лаксман вернулся в Охотск. Ему был присвоен чин капитан-лейтенанта. Три подаренных ему катаны он приподнес императрице и попросил от нее разрешения изобразить один из мечей на своем фамильном гербе. В Петербургский университет были переданы образцы растений и минералов с Хоккайдо.
Отец Адама Кирилл Лаксман настаивал на продолжении связей с Японией. Но внезапно умер он, умерла Екатерина II, а во Франции началась революция. России стало не до Сахалина и Хоккайдо...
Памятника Лаксману на Сахалине нет.
С. Морозов | ИА Sakh.com
http://www.sakhalin.info/weekly/100225