САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Маяки Сахалина

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Первый маяк на Сахалине был установлен в посту Дуэ в 1860 году. Деревянная маячная башня была поставлена чуть севернее постовой пристани на высоте 290 футов (88 метров). В 1864 году поставили новую деревянную двухэтажную четырехугольную маячную башню высотой 12 метров, снабженную отражательным осветительным аппаратом с 9 аргантовыми лампами, заправляемыми маслом. Огонь маяка был белый постоянный, его высота над уровнем моря составляла 114 метров.
В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой - плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан "План производства маячных работ в Восточном океане", рассчитанный на 1892-1897 годы.
Был заключен контракт с французской фирмой "Барбье ет Бенард", зарекомендовавшей себя настолько блестяще, что даже известная своими морскими приоритетами Англия закупала ее осветительные аппараты для маяков. Они состояли из одной керосинокалильной горелки (вместо 15-ти масляных на старых системах) и давала пучок света силой в 150000 свечей вместо нескольких сотен на старых. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром до 1,5 метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас.
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии кирпича началось возведения нового Крильонского маяка. Решение строить маяк из красного кирпича инженер-полковник К.И.Леопольд, руководивший работами, объяснял особенностями местности: если смотреть на маяк с моря, то он сливается с небом, поэтому необходимо было сделать его более выделяющимся.
Возведение маяка* было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.
В истории Крильонского маяка было немало замечательных событий, одним из которых было посещение маяка знаменитым русским исследователем и мореплавателем адмиралом С.О.Макаровым.
К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы "Кантер, Харл и К". Она предназначалась для подачи "туманных сигналов" продолжительностью 5 секунд с интервалами в 100 секунд. Рядом со зданием сирены  размещались специальная сигнальная пушка образца 1867 года.
http://s2.uploads.ru/t/7cyIl.jpg
22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем Р.Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На W стороне выбита вековая марка". Сохранившиеся остатки вековой марки сегодня являются единственным свидетельством посещения острова Сахалин С.О.Макаровым.
http://s3.uploads.ru/t/x4aFY.jpg
После основания на Сахалине уголовной каторги мореплавание в островных водах стало гораздо более интенсивным, что требовало неотложных мер по навигационному обеспечению. В связи с этим по Высочайшему повелению от 5 мая 1872 года была разработана обширная "Программа усиления маячной части в портах Восточного океана". Программа предполагала строительство на Сахалине сигнальных башен и маяков. Они должны были быть поставлены в местах, "небогатых характерными природными объектами".
Особое внимание в программе уделялось проливу Лаперуза, плавание в котором усложняли густые туманы, держащиеся практически всю первую половину лета, сильные течения и сулои. А находящийся в центре пролива Камень Опасности затруднял плавание до крайности, "и поэтому всякое указание для облегчения плавания по нему драгоценно и должно приниматься с благодарностью". Моряки, плававшие в водах пролива, использовали достаточно простой способ определения скалы в тумане - выставляли "слухачей", которые Должны были уловить рев сивучей, облюбовавших этот небольшой клочок суши.
http://s3.uploads.ru/t/UDpSM.jpg
В 1885 году началось строительство маяка возле нового центра каторжанского Сахалина - поста Александровского. Место для нового маяка было выбрано на мысе Жонкиер. Весной 1886 года работы были закончены. Построенная шестиугольная деревянная маячная башня с восьмигранным фонарем была совмещена со зданием - помещением смотрителя маяка. Для служителей были построены казарма, баня, сараи для припасов и инвентаря. Здание и постройки были окрашены в желтый цвет. К маяку была проложена дорога в "десять зигзагов", рядом с маяком поставлена мачта для переговоров с кораблями и колокол для подачи туманных сигналов. Маячный осветительный аппарат имел посеребренный отражатель и был оснащен 15 маслянными лампами. Угол освещения горизонта составлял 225 градусов, видимость огня в ясную погоду - 21,8 мили. Высокая дальность видимости огня была достигнута за счет необычайно высокого расположения маяка - 180 метров над уровнем моря.
http://s3.uploads.ru/t/Viaoc.jpg

+1

2

Строительство Жонкиерского маяка началось в июле 1895 года. Необходимо было сменить неудачно выбранное место маяка постройки 1886 года, огонь которого часто не был виден из-за верхового тумана. На высоте около 70 метров над уровнем моря на том же склоне была снивелирована площадка для нового маяка. Маячную башню и совмещенные с ней жилые помещения строили из камня и бетона. 6 июля 1897 года маяк был принят комиссией.
18-метровая восьмигранная башня несла осветительный аппарат с белым проблесковым огнем продолжительностью 3 секунды, загоравшимся через 30-секундные промежутки. Дальность действия огня составила 17,8 мили. При маяке имелись сигнальная вышка, колокол и четвертьпудовый "единорог" для подачи "туманный сигналов", даваемых с промежутками от 5 до 10 минут.
http://s3.uploads.ru/t/G7FCQ.jpg
Следующий этап маячного и навигационного обеспечения мореплавания в водах Южного Сахалина падает на 40-летнее правление губернаторства Карафуто. Первым навигационным знаком, поставленным японцами, был бакен с колоколом, установленный восточнее скалы Ниджё-ган (Камень Опасности) в 1906 году. Однако из-за постоянного восточного течения скоростью до 4-5 узлов, наблюдаемого в проливе Лаперуза, бакен часто сносило в сторону. Поэтому в 1913 году на скале была построена бетонная башня высотой 18 метров с автономным маяком, рядом с ней - туманный колокол.
http://s3.uploads.ru/t/Xojsq.jpg
В 1914 году на мысе Хиноде-Бана (Обсервации) на восточном берегу острова Кайбатоо (Монерон) была построена 4-угольная маячная башня. Она была так соединена единым коридором с помещениями для обслуживающего персонала, сирены, дизельной и метеостанции, что получался замкнутый комплекс жилых и хозяйственных построек, идеально приспособленный для островного климата с его ветрами и буранами. Подобный комплекс в том же году был построен на мысе Сони (Кузнецово) на юго-западном побережье полуострова Крильон. Освещение южной части Татарского пролива закончилось с постройкой в 1919 году маяка на мысе Киннуси (Лопатина).
Фото того времени не нашлось, по этому решил воспользаваться фоткой любезно предоставленной Зверобоем  :D
http://s2.uploads.ru/t/rifB8.jpg
В 1930-40-е годы на Южном Сахалине были построены маяки на мысах Тонин (1935), Слепиковского, Ламанон (1940). В августе 1937 года инженером Уэно Сададзири был поставлен временный маяк на мысе Кита-Сиретоко (Терпения). Все маяки были устроены по единой схеме - круглая маячная башня соединена коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями. На маяках, рассчитанных на длительную автономность, применялась система сбора дождевой воды для пищевых и технических нужд. На крышах были устроены водосточные канавки, по которым вода, проходя через фильтры, собиралась в подземные бетонные емкости.
Первоначально оптическая система японского производства диаметром 600 мм оснащалась керосинокалильными, затем ацетиленовыми горелками, впоследствии замененными электрическими лампами. Вращение осветительного аппарата осуществлялась при помощи часового механизма. Самый оригинальный технический проект был использован при строительстве маяка на мысе Анива.
Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой. Высота башни - 31 метр, высота огня - 40 метров над уровнем моря. Башня имела 7 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Второй этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, третий - радиорубка, аппаратная и вахтенный маяка. В верхних этажах были жилые комнаты и складские помещения. Проблесковый осветительный аппарат приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник - гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для вращения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника.
http://s2.uploads.ru/t/dgWS0.jpg
В целом за 40-летний срок правления губернаторства Карафуто на южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков, что значительно улучшило навигационное обеспечение плавания в акватории Охотского и Японского морей.
В годы, связанные с бурными политическими событиями февральского и октябрьского переворотов, а также во время пятилетней японской оккупации на Северном Сахалине маячное строительство практически не велось. Только в 1929 году Совет Труда и Обороны принял "Постановление об описи и ограждении дальневосточных морей".
С началом промышленной добычи нефти Северный Сахалин начал играть важную роль в экономике Дальнего Востока. Сотни кораблей каждую навигацию подходили к берегам острова, навигационное обеспечение которых было явно недостаточным. В первую очередь требовалось осветить самую северную оконечность Сахалина - мысы Марии и Елизаветы. Гидрографическими работами на Дальнем Востоке в те годы ведало УБЕКО МСДВ - Управление Безопасности Кораблевождения Морских Сил Дальнего Востока. Впоследствии маяки Северного Сахалина подчинялись Районной Гидрографической Службе Амурского лимана.

+1

3

Маяк на мысе Слепековского высотой 27 метров построен в 1934 году на мысе, который в то время назывался Оторо Мисаки.*
Маяк является практически полным двойником маяка на мысе Ламанон и представляет собой круглую башню, которая, как и в большинстве сахалинских маяков японской постройки, соединена коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями.
http://s2.uploads.ru/t/6VHYW.jpg
Сам мыс до 1905 года мыс назывался Ноторо. В 1934 мыс переименовали в Оторо Мисаки.
В советское время мыс получил название в честь командира Чиписанского отряда штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского, павшего смертью храбрых в бою при обороне Южного Сахалина от японцев в 1905 году.
Мыс уникальный и совершенно нетипичный для этой местности. Он является государственным памятником природы регионального значения. Образован решением Сахалинского облисполкома «О признании достопримечательных природных объектов области государственными памятниками природы» от 4 января 1995 года. Площадь 609 га.
Природный комплекс, включающий целый ряд объектов флоры и фауны, которые встречаются только здесь. Под охраной государства находятся около 200 видов высших сосудистых растений, 12 видов млекопитающих, 5 видов амфибий, 2 вида рептилий и 80 видов птиц.* ( http://virtual-ostrov.ru/rukotvornye-ob … ikovskogo/ )
http://s3.uploads.ru/t/qGSHw.jpg
В 1932 году был установлен маяк на мысе Елизаветы. Каменная четырехгранная башня серого цвета возвышалясь над маячно-техническим зданием (МТЗ). Около здания были установлены автоматический радиомаяк отечественной конструкции и колокол для производства двухударного звона (2 удара в минуту).
http://s2.uploads.ru/t/MbmIa.jpg
На мысе Марии первоначально была установлена деревянная четырехгранная ажурная башня, которая в 1935 году была заменена на капитальное строение. Новый маяк представлял собой 18-метровую восьмигранную каменную башню, стоящую на квадратном основании. Рядом со зданием маяка был установлен колокол, который в тумане производил 3 двухударных звона в минуту.
К сожалению фото не нашлось.*
Плавание по Амурскому лиману и проливу Невельского всегда было сложным и опасным, всегда требовало от судоводителей напряженного внимания и строгого соблюдения лоцманских указаний. По извилистымфарватерам суда ходили первоначально по вешкам и бакенам, часто срываемым течениями и штормами. Поэтому характерной чертой навигационного строительства в этом регионе была установка не маяков, а постоянных створных знаков, обслуживаемых маячной командой. Целая сеть таких знаков была построена на северо-западном побережье Сахалина и Приморья в предвоенные годы. В 1938 году был поставлен Верещагинский створ, в 1941 - створ на мысе Уанги (90). Это были серийные сооружения, представляющие собой белые восьмигранные каменные башни с черной вертикальной полосой. Дальность действия огня, светящего по направлению створа, составляла 11 миль.
С 1950 года в Советском Союзе начинается осуществление обширной программы маячного строительства. Советская промышленность освоила серийный выпуск маячных светооптических аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 миль. Появились новые проекты монолитных маячных башен из бетона, строящихся при помощи переставной металлической опалубки. В 1953 году такая башня была поставлена на мысе Терпения.
http://s2.uploads.ru/t/c5Jgn.jpg[/url]
В 1958 году монолитная железобетонная маячная башня была поставлена в порту Холмск. Широкое распространение получило также строительство маячных башен из сборных чугунных тюбингов. Опыт их монтажа показал пригодность и удобство такого метода постройки особенно при экспедиционном строительстве в труднодоступных районах морского побережья. В 1949 годы такая маячная башня высотой 34 метра была поставлена на заливе Пильтун.
И. Самарин
http://www.sakhalin.ru/Region/lighthous … houses.htm

*Ремарка автора топа.

Отредактировано Диверсант (13-04-2013 15:30:09)

+1

4

Вот во что превратился маяк Жонькер в сегодняшние дни, судя по фото правый угол северной стороны здания  вот-вот отвалится от здания.
Подоплёка такая: земля под маяком принадлежит МО, сам маяк возможно тоже. И администрация  города Александровска не может его отремонтировать. Так что пока будут разбираться, что кому принадлежит здание, просто рухнет
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/9141

0

5

Маяк - по определению не может принадлежать муниципальному образованию, так же как земля под ним

0

6

Kaiten написал(а):

Маяк - по определению не может принадлежать муниципальному образованию, так же как земля под ним
Подпись автораХорошо будет там - где нас не будет!
Не говорите мне что делать, Я не скажу куда вам идти!
Блюди заповеди - читающий проповеди!
В каждой шутке - лишь доля шутки!
Пусть сломлен мой хребет - мой Дух не сломлен!

 
Что вы хотели то собственно сказать: по определению не может принадлежать муниципальному образованию, так же как земля под ним.
Дело не в том кому он принадлежит. А в том что он скоро рухнет. И мы потеряем памятник истории Сахалина.

0

7

На подписи к фото по вашей ссылке написано - "Наше всё. Маяк Жонкиер на землях Министерства обороны в августе 2012 года. Вид сверху. Время идёт...". Земли маяков - это территории воинских частей, залезь туда администрация А-С, так по итогу она из судов потом не вылезет. Если вы говорите - объект расценивать как "памятник истории Сахалина" - то шевелить нужно не администрацию А-С, а минкультуры Сахалинской области!

0

8

Kaiten написал(а):

а минкультуры Сахалинской области!

Пока до них достучишься, пока раскачаются... :dontknow:  Местным бы взяться за это дело. Тому кто радеет за памятник, пойти в администрацию , не дадут денег, тогда в народ клич кинуть, через средства массовой инф. Можно спонсора найти, "прославить" и отремонтировать. Главное захотеть что-то сделать, взяться и не разбираться чья там земля, выже не захватывать её хотите, а пользу принести...НУЖЕН АКТИВИСТ. :flag:

0

9

Ребята, а вот это случайно не маяк Анива?
http://s3.uploads.ru/t/irSVO.jpg

0

10

Alex72 написал(а):

Ребята, а вот это случайно не маяк Анива?


Он самый.

0

11

Alex72 написал(а):

Ребята, а вот это случайно не маяк Анива?

Здесь он еще в ужасном состоянии, а сейчас все окна вставлены, герметиком замазаны, помыто и убрано.  :flag:

Поможем маяку Анива!
Более 10 лет клуб «Бумеранг» ведет наблюдения за состоянием маяка Анива и пытается навести на нем порядок. Каждый год состояние этого уникального сооружения становится все хуже – суровый климат Сахалина и отсутствие серьезной поддержки привело маяк к критическому состоянию. В 2012 года маяк не работал и представлял собой плачевное зрелище – разруха и беспорядок. Клуб «Бумеранг» посещал мыс Анива летом и осенью, и привозил на незабываемый маяк участников из творческой фотомастерской Хабаровска. Фотографы были потрясены мощью маяка, и зимой было принято решение провести совместную акцию — навести на маяке порядок и сделать все возможное, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение.
На днях 30 добровольцев из общественной организации Клуб «Бумеранг», творческого объединения «Фотомастерская» г. Хабаровск и компании «Вектор» провели акцию в поддержку маяка Анива.
Генеральным партнером проекта «Поможем маяку Анива» выступила компания «Вектор» — представитель Yamaha на Сахалине. Директор компании Yamaha Motor CIS  LLC Кэитаро Хорикоси лично поддержал инициативу сахалинцев по восстановлению маяка. Для доставки людей и оборудования по морю компания передала клубу «Бумеранг» катер Rib с мощным мотором. Добровольцы запаслись продуктами, водой, инструментами, строительными материалами и прожили на маяке три дня. За это время были закрыты разбитые окна, заделаны герметикам трещины в здании маяка, убран мусор и наведен порядок во всех помещениях, прочищена вентиляция,  в одной из комнат собрана разлитая ртуть.
Волонтеры общественной компании за время жизни на маяке прониклись его духом и стали одной дружной семьей. За время совместной работы был собран обширный фото- и видеоматериал, готовится фотовыставка и фильм. Сейчас на маяке развевается российский флаг, стало значительно суше, помещения закрыты, работает вентиляция, на втором этаже оставлены инструменты и запас продуктов. На входе все будущие гости маяка увидят памятную табличку от волонтёров и журнал посетителей, в котором можно оставить свои пожелания и впечатления.
http://s4.uploads.ru/t/lmW9j.jpg

http://runeta.net/67597

+1

12

Отшельник написал(а):

Так что пока будут разбираться, что кому принадлежит здание, просто рухнет

Kaiten написал(а):

Если вы говорите - объект расценивать как "памятник истории Сахалина" - то шевелить нужно не администрацию А-С, а минкультуры Сахалинской области!

Экзотика написал(а):

Добровольцы запаслись продуктами, водой, инструментами, строительными материалами и прожили на маяке три дня. За это время были закрыты разбитые окна, заделаны герметикам трещины в здании маяка, убран мусор и наведен порядок во всех помещениях, прочищена вентиляция


Ну вот и пример, нужны добровольцы, волонтеры, спонсоры и дело сдвигается с мертвой точки.

0

13

На Сахалине реконструируют маяк Анива

Гидрографическая служба Тихоокеанского флота займется ремонтом маяков, расположенных на Тихоокеанском побережье России, в нынешнем и следующем году. Для этого планируют выделить более 200 миллионов рублей.
По словам начальника гидрографической службы ТОФ, капитана 1 ранга Геннадия Непомилуева ремонт и техническое переоснащение ждут как маяки с историческим прошлым, так и относительно молодые. В этом году начнется ремонт маяков, расположенных в Южном Приморье на мысе Басаргина и на острове Скрыплева.
В 2015 году флотские гидрографы планируют сделать ремонт на старейших маяках Тихоокеанского флота — Петропавловском и маяке Красный партизан в Советской Гавани. В том числе будет проведена масштабная реконструкция и капитальный ремонт маяка Анива на Сахалине.
В ходе ремонтных работ будет сделана внешняя и внутренняя отделка маячных башен. На маяки будут установлены современные солнечные элементы питания, где это потребуется — новые линзы и светодиодные лампы.
На Тихоокеанском побережье действует большое количество маяков, которые построены более 100 лет назад. К ним относятся маяки Скрыплева, Жонкиер, Красный партизан, Крильон, Назимова, Поворотный, Орлова, Милютина, Токаревского, Гамова, Аскольда и Брюса.
Все эти многочисленные объекты сегодня являются Федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении гидрографической службы Тихоокеанского флота, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу Восточного военного округа.

http://sakhalin.info/news/94651/

0

14

К ремонту маяка Анива приступят в III квартале 2015 года
Первый заместитель Министра обороны РФ Валерий Герасимов сообщил главе региона о том, что в настоящее время в Восточном военном округе разрабатывается техническое задание на ремонт маяка Анива, которое будет утверждено до 30 августа. Непосредственно работы на объекте планируется выполнить в III квартале 2015 года.
В ходе ремонта будет проведена внешняя и внутренняя отделка маячных башен, на маяке установят современные солнечные элементы питания, новые линзы и светодиодные лампы.
Маяк Анива на одноименном мысе Сахалина был построен в 1939 году по проекту японского инженера Миура Синобу. Он стал самым сложным техническим сооружением на всем острове и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. На отдельно стоящей 10-метровой скале возвели башню высотой 31 метр — девять этажей, на которых находились технические и жилые помещения, рассчитанные на 12 человек. Дальность действия маяка равнялась почти 33 км. В послевоенное время он был модернизирован, здесь провели систему водяного отопления, сделали надстройку. Сооружение обслуживалось персоналом до 1990 года, а затем было переведено на автоматический режим, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу губернатора.
http://www.sakhalin.info/news/14.08.2014/95313/

0

15

Маяк на мысе Анива,о.Сахалин-YouTube

0

16

лазил там рядом с маяком, лет 15-20 назад.
На хребте недалеко от маяка - меньше километра на север - нашёл необычную выемку в хребте - и заночевал там, с товарищем.
Почему необычная? Потому что везде хребет и от  него  снижения - а тут в хребте необычная прямоугольная выемка. Примерно 10  на 20-30 метров.
Там нам было очень удобно ночевать - хребет прикрывал выемку от северного и восточного ветра, немного от южного. Он был открыт только западу.
Назвал я его "стоянка тис", там тисы росли.
Не уверен,  но предполагаю, что эта ровная площадка была вырублена в скалах японскими строителями маяка.

0

17

Маяки Сахалина

Клуб "Бумеранг" приглашает жителей и гостей области посетить фотовыставку, посвященную маякам Сахалинской области. На выставке представлено 19 фотографий, сделанных во время морских путешествий бумеранговцев.

Выставка открылась в Сахалинской областной научной библиотеке накануне Всемирного дня морей и будет работать весь октябрь. Ежегодная фотовыставка организуется при поддержке министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.

Маяки всегда привлекали людей своей красотой, героической службой человеку, работой в суровых морских условиях. К сожалению, большая часть маяков нашей области находится в плачевном состоянии. Наибольшую обеспокоенность общественности вызывает состояние маяка Анива. Министерство обороны анонсировало ремонт маяка летом текущего года, но работы на маяке не проводились. Маяк продолжает разрушаться.

http://afisha.sakh.com/expo/mayaki_sahalina_2015

0

18

Гора света

http://s1.uploads.ru/t/oVHNg.jpg

За 40-летний период правления губернаторства Карафуто на Южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков, призванных сторожить и освещать море. Некоторые из них, как и маяк Тонин на мысе Свободном, действуют до сих пор.

Строительство маяка Айро мисаки на мысе Тонин (так называли мыс айны) было завершено японцами в 1935 году. После их репатриации изменились названия и маяка, и мыса, который по предложению переселенцев из Свободного Амурской области, обосновавшихся тогда здесь, стал мысом Свободным.

Из Южно-Сахалинска еду до села Охотского, дальше на юг дорога тянется вдоль моря. С некоторых пор сахалинские строительные компании берут здесь песок, оставляя после себя многокилометровые западины. Ландшафты, сформировавшиеся миллионы лет назад, разрушены основательно...

У южной оконечности залива Мордвинова — рыбодобывающее предприятие. Отсюда до маяка около четверти часа пути горной дорогой.

Смешанный лес укрывает склоны живописных сопок. В одном месте над дорогой висят упавшие деревья с вывернутыми наружу корнями.

Шлгбаум преграждает путь. Табличка, предупреждает, что проход и проезд по территории маяка запрещен.

Впервые снимок маяка Тонин я обнаружил в книге Игоря Самарина "Маяки Сахалина и Курильских островов: исторический очерк" (Сахалинское кн. изд-во, 2005), снять самому удалось только сейчас.

Территория маяка ограничена бетонным забором с металлическими воротами. Металл истончился от времени и светится щелями. Внизу полукруглые монорельсы, по которым двигаются створки. Маячная башня, технические и жилые помещения из серого зернистого бетона соединены коридорами, защищающими персонал от ветра. С внешней стороны изгороди насыпь. Потоки воздуха, наталкиваясь на неё, проносятся выше маячных построек.

Ворота приоткрыты. Справа сломанная мраморная дощечка — вкладыш. Иероглифы, нанесённые на ней, читались как "Любовь", "Гора", "Свет" — что-то вроде "Любящая (чувствующая, предостерегающая от опасностей) гора света". Её выколотили любознательные школьники, приехавшие однажды сюда с экскурсией вместе со своими педагогами. До их прихода она была, после — одни осколки...

Об этом поведал вышедший навстречу начальник маяка. Работает на маяке непрерывно с 1985 года.

В беседе узнаю немало интересного.

При планировке маячного комплекса японские инженеры предусмотрели все, что необходимо для его автономного функционирования. Система отвода грунтовых вод, сбора дождевой воды для хозяйственных нужд действуют и сейчас. Для питья используется выстроенный японцами колодец с родниковой водой. Здесь были даже солнечные часы.

Старый японский дизель стоит неразобранный. Японцы оставили кучу запчастей к ним, когда уходили с Сахалина.

В жилых помещениях сохранились раздвижные двери и окна с тонкими стеклами. Туалеты к ним пристроены.

— У японцев шесть семей жило. Лет пятнадцать назад приезжала из Токио дочь первого начальника маяка — здесь родилась, плакала сильно... Когда я пришел сюда, в штате маяка была лошадь, сани, упряжь... Траву косили на старых японских огородах. Сейчас из животных — пес и несколько кошек. Коты лисиц гоняют. Медведи весной заглядывают.

Зимой дорогу к маяку на мысе Свободном засыпает снегом, и добраться сюда можно только на снегоходе.
https://www.sakhalin.info/weekly/118686/

+3

19

Ученые Петр Бровко и Игорь Самарин просят присвоить начальнику маяка на мысе Слепиковского звание почетного гражданина Холмского района

Член комиссии по проблемам Мирового океана РАН, почетный академик Национальной академии туризма, профессор Дальневосточного федерального университета, старшина Владивостокского морского собрания, доктор географических наук Петр Бровко и действительный член Русского географического общества, краевед, автор книги "Маяки Сахалина и Курильских островов" Игорь Самарин поддержали инициативу учащихся СОШ №1 Холмска. Напомним, авторы социального проекта "Маяк, свети!", над которым они работают в рамках всероссийской акции "Я — гражданин России!", обратились к местным депутатам с ходатайством о присвоении начальнику маяка на мысе Слепиковского Юрию Гаспарову звания "Почетный гражданин муниципального образования "Холмский городской округ".

Ученые мужи сочли необходимым подготовить — каждый от своего имени — ходатайства. Говоря о неоспоримых заслугах главного смотрителя одного из старейших на Сахалине сооружений для безопасности мореплавателей, Игорь Самарин пишет: "Он (маяк — прим. автора) служит ориентиром не только навигационным, но и нравственным, поскольку сохранен, согрет и освещен людьми, на нем работающими и в первую очередь его начальником Юрием Гаспаровым. Работа Юрия Григорьевича на маяке Слепиковского — это яркий пример беззаветного служения своей нелегкой профессии, результатом которой является бесперебойная работа светового маяка и его превращение в одно из привлекательных мест на территории района".

Не менее эмоционален и текст ходатайства, составленного Петром Бровко.

"Четверть века я знаком с Юрием Гаспаровым. В течение длительного времени он трудится на своем боевом посту в сложных природных и социально-экономических условиях. При нем один из старейших маяков острова Сахалин работает бесперебойно", — отмечает в своем обращении к холмским депутатам профессор. И добавляет: "В последнее время ежегодно сотни туристов посещают маяк, оставляя восторженные отзывы на сайтах и в СМИ, создавая положительный имидж нашей малой родины. Кстати, этой работе можно придать с помощью уважаемого собрания более организованный и экономически правильный характер. Маяк сейчас нуждается в защите".

Ходатайства уже переданы в специальную комиссию, занимающуюся приемом документов на кандидатов на присвоение почетного звания.
https://www.sakhalin.info/news/127659

0