САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » В Небе Южного Сахалина


В Небе Южного Сахалина

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В Небе Южного Сахалина

Записи в перекидном календаре за август 1945 года
Воспоминания М. Г. Додонов
Передо мной лежат листочки отрывного календаря за август 1945 года. Эти записи я коротко вел, находясь в домике, отведенном для моего звена. В этом домике стоял на столе телефон прямой связи с КП (командным пунктом) ВВС СТОФ.
Мое звено базировалась на аэродроме «Знаменка» в Совгавани (Советская Гавань).
Запись на первом листке:
«8 августа, среда, 1945 г. с 11-00 до 14-00 буксировка «конуса» для учебных стрельб состава ТК (торпедных катеров) В.М.Б. Совгавань. Результаты хорошие.
Вспоминаю события этого дня.
Летний и технический состав звена находился у своих самолетов, выполняя работы, связанные с подготовкой самолетов на следующий день.
Неожиданно для меня на стоянку самолетов прибыл командующий ВВС СТОФ генерал-майор Г. Г. Дзюба. Генерал Г. Г. Дзюба приказал мне снять с самолетов Пе-2 буксировочное лебедки, установить на каждом самолете фотоаппараты и приготовиться ведения воздушной разведки.
С 3.00 9.08.45 объявил оперативную готовность № 1 (по хабаровскому времени). Приказ командующего я довел до личного состава звена. Немедленно приступили к его исполнению. Настроение у всех стало боевым, приподнятым. Тщательно готовили самолеты, установили фотоаппараты, наполнили боекомплект пулеметов. До наступления темноты материальная часть и летный состав были готовы к выполнению боевых заданий.
Коротко о своем звене.
В конце 1944 года командир 42-го АП, Герой Советского Союза майор Ф. Н. Радус с личным составом ЗАЭ 42-го АП перебазировались в район Владивостока для формирования нового, 55-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков, передав 42-й АП майору Новикову Б. А. мне приказал возглавить звено. Звено имело 3 самолета Пе-2 и 3 самолета СБ (скоростных бомбардировщиков), имеющих скорость полета меньше, чем у самолетов Пе-2.
Состав звена: командир звена – старший лейтенант Додонов М. Г., штурман звена – лейтенант Толкачев М. Н., стрелок-радист – старшина Ковалев С. И. Командир 2 экипажа – мл. лейтенант Давыдкин В.Д., штурман самолета – мл. лейтенант Привалов М. П., стрелок-радист – сержант Орлов В. Командир 3 экипажа – мл. лейтенант Паламарчук, штурман самолета – мл. лейтенант Луценко, стрелок-радист – сержант (не помню). Технический состав: техник звена – ст. техник-лейтенант Волков В. В., техники самолетов – старшина Волошин Н. И., старшина Илларионов Н.В., старший сержант Хабаров В. М. и другие службы. Подчинение звена – непосредственно штабу ВВС СТОФ.
Открываем второй листок календаря. Читаем запись.
« 9 августа, четверг. СССР объявил войну Японии с 00 часов Московского времени. Дождь. Готовимся к вылету. Ждем улучшения погоды».
Перед началом войны с Японией на аэродромах Совгавани были сосредоточены следующие авиационные полки, входящие в состав ВВС СТОФ: 48-й разведывательно-бобмардировочный авиационный полк на самолетах МБР-2 и «Каталина» - командир полка майор Мурзак М. П.; 41-й истребительный авиаполк – командир полка майор Дижевский А. Я., 42-й истребительный авиаполк – командир полка майор Новиков Б. А., 59-й истребительный полк – командир полка подполковник Д. Е. Нехамин (прибыл с ЧФ); 56-й штурмовой авиаполк – командир полка майор В. И. Николаев; 55-й бомбардировочный авиаполк – командир полка Герой Советского Союза майор Ф. Н. Радус. Полк прибыл в Совгавань 15.08.45, имея уже опыт войны с Японией в Северной Корее в первые дни войны. Полк разбомбил станцию Ронан. Разрушил склады, водонапорную башню, три здания и почти полностью уничтожил стоявший на станции железнодорожный эшелон. Летчики этого полка бомбили также порты Северной Кореи – Сейсны и Распы.
Открываем 3-й литок календаря.
«10 августа, пятница. Дождь перестал. Аэродром к полетам не пригоден (грунт раскис). С аэродрома «Постовая» (взлетно-посадочная полоса из металлических решетчатых плит) взлетали истребители ЛАГГ-3 на барражирование над военно-морской базой Совгавонь. Звено на самолетах ЯК-9 вылетало на разведку кораблей противника».
Боевая работа моего звена началась с 11-го августа.
Читаем на 4-м листочке календаря.
«11 августа, суббота. Делал два вылета на разведку с фотографированием. В первом вылете был преследуем 2-мя истребителями противника (японцев). Во втором вылете истребители противника успели лишь вырулить для взлета, когда я уходил на свою базу».
Помню, как это было. Утром 11 августа я выполнял свой первый боевой вылет. Задание – разведка прибрежного района моря от порта Торо (1) до порта Эсуторо (2) включительно с целью обнаружения кораблей противника, находившихся в портах и на подходе их морем. И фотографирование объектов в портах. Задание выполнял на самолете Пе-2 со штурманом звена лейтенантом Толкачевым М. В. и стрелком-старшины Волошин Николай и Илларионов Николай.
Было радостно, что доверили мне выполнение боевой задачи, и какое-то волнение и беспокойство за успешное  выполнение боевого задания.
Погода была облачная. Облачность 7-8 баллов с разрывами. Высота облачности понижалась по мере приближения к цели. Маршрут полета до японских портов  проходил полностью над морем, что усложняло пилотирование самолета летчику, а контролем за выполнением заданного маршрута затруднял  работу штурмана. Несмотря на сложность выполнения полета, штурман Толкачев свои расчеты произвел точно – и мы вышли в заданный район без отклонения. Высота облачности уменьшилась до 300 метров. В заданном районе японских кораблей не обнаружено. В портах Торо и Эсуторо стояло несколько небольших барж и катеров. Из-за низкой облачности маршрутную аэрофотосъемку произвести не удалось. Стрелок-радист Ковалев произвел перспективную фотосъемку. Японские зенитчики огня не открывали. При возвращении на свою базу стрелок-радист Ковалев С. И. доложил мне, что нас преследует пара японских истребителей типа «Тодзио». Мне удалось уйти от преследования в облачность. О выполнении задания доложил в штаб ВВС. и получил новое задание на разведку аэродрома «Усиро».
При изучении вероятного противника (Япония) данные нашей агентурной разведки оказались неполными и неточными по наличию и расположению аэродромов Японии на Южном Сахалине. В этом я убедился во втором вылете.
Второй вылет на разведку аэродрома «Усиро» выполнял с тем же экипажем. Штурман Толкачев точно вывел на цель в район Усиро (3). Облачность низкая, с разрывами (окнами), способствовала ведению разведки. Но, к сожалению, в районе Усиро никакого аэродрома не оказалось. Ни ангаров, ни взлетно-посадочной полосы обнаружить не удалось. Я очень переживал, как я буду докладывать о выполнении боевого задания. Принял решение продолжать разведку, идти на север параллельно береговой черте, с отклонением от берега к востоку на несколько десятков км. Погода улучшилась. Я набрал высоту 2000 метров. Обзор просмотра территории резко увеличился.
В районе двух небольших озер Торо (4) и Омото (5) я обнаружил отличный аэродром с бетонированной взлетно-посадочной полосой, бетонированными рулежными дорожками и капонирами. У двух капониров стояли самолеты-истребители. Я приказал штурману Толкачеву произвести фотографирование этого аэродрома, что он и выполнил. На взлетной полосе стояли 2 истребителя. Я был очень доволен, что нам удалось обнаружить неизвестный для нас аэродром японцев и стала возможность доложить командованию ВВС о выполнении боевого задания.
Истребители противника, стаявшие на взлете, меня не преследовали. Предполагаю, что они перебазировались на о. Хоккайдо. Подтверждением этому служит то, что в последующих полетах японских истребителей в воздухе западного побережья Южного Сахалина не было.
По нашим фотоданным об аэродроме Торо летчики 48-го авиаполка в ночь на 12 августа на самолетах МБР-2 нанесли два бомбовых удара по аэродрому и порту Торо. На аэродроме Торо были повреждены 2 самолета.
В эту же ночь по 4 самолета МБР-2 произведено четыре налета на порт Эсутору, где наблюдались три пожара, сопровождавшиеся сильными взрывами.
В этот же день, утрам, пара истребителей 42-го АП с ведущим командиром 42-го полка майором Новиковым Б. А. и ведомым ст. лейтенантом Шестенко на самолетах ЯК-9 произвели разведку порта Торо со штурмовкой плавсредств, находившихся в порту.
Листаем календарь дальше.
«12 августа, воскресенье. Ходил на разведку с фотографированием порта Эсуторо. Погода не позволила фотографирование. Прикрывали меня 2 ЯК-9, летчики гвардии лейтенант Иванов и лейтенант Горячев. Прикрывали отлично. Сбросил два ФАБ-100. наблюдали разрушение склада».
Поясню эту короткую запись «Прикрывали отлично». Летчики лейтенанты Иванов и Горячев из 59-го ИАП подполковника Нехамина. Полк гвардейский, имел большой боевой опыт в борьбе с немецкими захватчиками за освобождение  Новороссийска и Севастополя. Когда японцы открыли огонь по моему самолету из МЗА, летчики Иванов и Горячев из своих пушек заставили японцев замолчать.
В тот же день, 12 августа, штурмовики на ИЛ-2 56-го ШАП под прикрытием истребителей ЯК-9 42-го АП произвели бомбардировочный штурмовой удар по плавсредствам и портовым сооружениям в портах Эсутору и Усиро.
Листаю календарь.
«13 августа, понедельник. Сделал 4-й вылет. Погода вторично не позволила фотографирование. Пришли посмотреть побережье и море на поиск кораблей. Прикрытие производил ст. лейтенант Коломиец и Поляков.
В этот же день штурмовики ИЛ-2 во главе с зам. командира 56-го ШАП капитаном Бурдыкиным И. С. под прикрытием истребителей ЯК-9 49-го АП (летал майор Новиков) нанесли бомбово-штурмовые удары по портовым сооружениям и плавсредствам в портах Эсуторо и Усиро. Погода во второй половине дня совсем испортилась. Облачность понизилась до 50 – 100 метров. Местами вдоль побережья туман.
За эти дни авиация ВВС СТОФ совершила 124 самолето-вылета для нанесения ударов по японской военно-морской базе Эсуторо, 19 самолето-вылетов было совершено на порт Усиро. В портах было потоплено несколько катеров и барж, разрушены аэродром, здание стекольного завода, повреждены электростанция и другие военные объекты.
«Боевым приказом командующего Северной Тихоокеанской флотилией от 14 августа 1945 г. перед авиацией флотилии были поставлены новые задачи. Авиации надлежало не допустить подхода резеров противника к месту высадки десанта с направлений Унари (Усиро) и Ками-Усутору (6), уничтожить обнаруживаемые огневые точки и скопление живой силы противника, не допустить атак авиацией противника кораблей и десанта, не допустить прорыва кораблей противника к району высадки». (Из книги П. Н. Иванова «Крылья над морем», стр. 287 – 288.)
«14 августа, вторник.
Вся часть из-за плохой погоды не летала».
Листаю календарь дальше.
«15 августа, среда».
5-й вылет. Разведка и фотографирование побережья в районе портов Торо и Эсуторо. Полет на СБ. Прикрытие – пара истребителей ЯК-9, летчики Корнеевичев и Шестенко».

Вновь получив задание сфотографировать всю площадь порта Торо, прилегающие к нему побережье, а также порт Эсуторо с целью обнаружения береговых укреплений, расположение зенитной артиллерии и сосредоточения японских войск. Эти сведения были необходимы для высадки морского дисанта.
Полет производил самолет СБ, имеющим меньшую скорость, чем у ПЕ-2, что обеспечивало надежно выполнить маршрутную и площадную фотосъемку. Экипаж в прежнем составе: штурман Толкачев М. В. и стрелок-радист Ковалев С. И.
Погода в районе разведки была хорошая для фотосъемки. Меня прикрывали 2 ЯК-9 42-го АП, летчики Кореевичев и Шестенко.
Штурман Толкачев М. В. хорошо справился с расчетами выполнения фотографирования площади заданного района. Во время фотосъемки по моему самолету открыли огонь японские зенитчики из полуавтоматических пушек калибра 45 (это мое предположение). Высота моего полета 2000 метров. Попаданий в самолет не было. Задание выполнено успешно. Полученные фотоснимки помогли командованию ВВС и десанту лучше подготовиться к высадке морского десанта.
В книге М. К. Чевычелова «Тихоокеанские соколы» на стр. 105 написано так:  «Ночь с 15 на 16 была тихой. Наши десантные силы под покровом темноты шли к вражескому порту Торо. Они еще находились на переходе над морем, когда в воздух начали подниматься 48-й разведывательный полк. Около 3-х часов подряд наши летчики бомбили вражеские порты Торо и Такай. Вспыхнувшие там пожары были видны далеко окрест. Это был хороший ориентир для наших десантников, которые высадились на острове 16 августа и, почти сломив сопротивление японцев, овладели портом Торо».
С рассветом 16 августа десант надежно прикрывали штурмовики ИЛ-2 56-го ШАП. Они метко били по живой силе, создавая панику и подавляя огневые точки врага.
Особенно отличились экипажи ИЛ-2, ведомые зам. командира 56-го ШАП капитаном Бурдыкиным И. С. (ударная группа). Их прикрывала пара истребителей ЯК-9, ведомая командиром 42-го АП майором Новиковым Б. А. Они за два вылета в районе Яма-Сигай (7) подавили несколько огневых точек и сорвали контратаку японцев.
Продолжая перекидывать листочки календаря.
«16 августа, четверг. Разведка дорог с целью определения движения японских войск в районе Торо и Эсуторо».
Командование флотилии интересовало, что делает противник на дорогах, идущих с запада на юг, к укрепленному району Торо – Эсуторо – Яма-Сигай.
Высота полета 1300 м и ниже. Экипажем было установлено, что на дорогах началось движение на юг. Переброска войск с юга на север, в район боев нашего десанта, не установлена.
При возвращение на свою базу я огнем из пулеметов ШКАС и БС с пологого пикирования ударил по японцам, двигающимся подороге. То же сделал и стрелок-радист Ковалев. В результате на дороге создалась паника.
Задание выполнил успешно.
«17 августа, пятница. Два вылета на разведку дорог в райне действия морского десанта Торо и Эсуторо – Яма-Сигай».
В этих полетах я должен был разведать, в каких местах на дорогах, связывающих порты Торо, Эсуторо и г. Яма-Сигай, имеется скопление войск противника, нет ли переброски свежих сил японцев в район боев нашего морского десанта. Во втором вылете район разведки был увеличен на 40-50 км южнее порта Усиро с просмотром прибрежного района моря.
Результаты разведки использовались для населения бомбовых ударов 55-м бомбардировочным полком (командир полка Герой Советского Союза Ф. Н. Радус). Наконуне 55-й ПАП прибыл из района Владивостока в Совгавань на аэродром «Постовая».
В этот же день продолжили наносить бомбово-штурмовые удары  по японцам летчики 48-го АП на МБР-2 и летчики 56-го ШАП на ИЛ-2 под прикрытием ЯК-9 42-го АП. Благодаря поддержке с воздуха наши десантники овладели городом Яма-Сигай, а затем и портом Усуторо.
«18 августа, суббота. Разведка района Тамариору – Кюсюнай – Мануй (8) и дорог между ними, определение интенсивности отступающих японских частей».
О результатах разведки доложили на КП ВВС. Впоследствии 21 – 22 август по этим и другим городам и портам нанесли бомбовые удары летчики 55-го бомбардировочного полка.
«19 августа, воскресенье. Дождь весь день. Был у командующего».
Во второй половине дня вызван в штаб ВВС. Как участник выполнения операции по захвату японского аэродрома в Коноторо (9). В зале  собрались командиры экипажей самолетов, участвующих в операции. От 55-го ПАП двое – ст. лейтенат Додонов М. Г. И Забиякин Г. И., от 48-го АП – капитаны Спирин, Сочнев, ст. лейтенанты Дворянский А.Ф., Мишин, Шувалов, Ивашин, Мараев и все командиры взводов десантников, которым предстоит высадка с самолетов «Каталина», а также командир группы прикрытия капитан Милованов, начальник летной службы ВВС майор Поспеев, начальник воздушно-стрелковой подготовки ВВС капитан Козлов. Были и другие офицеры, обеспечивающие успешное выполнение задуманной операции.
Генерал Г. Г. Дзюба коротко изложил замысел операции по захвату аэродрома «Коноторо»:
1. С утра производится доразведка аэродрома.
2. После доразведки первым вылетает на самолете СБ ст. л-т Доднов, имея на борту, кроме летного экипажа, 2 человека технического состава, которые в случае захвата аэродрома будут обсуживать самолеты штурмовиков ИЛ-2, перебазирующихся из Совгавани.
3. После вылета самолета Додонова взлетает группа прикрытия капитана Милованова из 4-х ЯК-9 «д» и пара – майор Поспеев и капитан Козлов, которые приходят на день раньше самолета Додонова и обеспечивают ему прикрытие на посадке, подавляя огневые точки японцев на аэродроме. Затем обеспечивают посадку самолетов «Каталина» с нашими десантниками.
4. Летчик Додонов после посадки сруливает с посадочной полосы и, не выключая моторов, выкладывает посадочные знаки для самолетов с десантом.
В это время штурман и стрелок-радист самолета СБ, оставаясь на своих местах в самолете, ведут огонь из своих пулеметов по противнику. Техник звена Волков, находясь вблизи самолета с ручным пулеметом, отражает возможные атаки японцев.
5. после посадки самолета Додонова через 5-10 минут с заданным интервалом должны начать посадку самолеты «Каталина» с десантом.
6. Самолеты с десантом после окончания посадки и окончанием пробега, не выключая моторов, высаживают десантников и взлетают.
7. Самолеты «Каталина» 48-о АП работают дотемна, подбрасывая новые силы десанта. А затем выбрасывают технические средства для штурмовиков и истребителей, перебазирующихся на захваченный аэродром на следующий день.
После краткого изложения замысла операции командующим выступил начальник штаба ВВС СТОФ полковник Мухин. По картам и схемам он изложил выполнение операции в деталях. Затем генерал Г. Г. Дзюба дал указания лично мне:
1. В случае прибытия самолета посадку произвести рядом с бетонированной полосой на грунт.
2. При превосходстве сил противника самолет сжечь и, отстреливаясь, отходить в горы, идти на соединение с морским десантом, который высаживается в порту Маока. Путь отхода прикрывают истребители ЯК-9 «д» группы Милованова.
3. Посадку самолета произвести с края ВПП с расчетом на случай поломки самолета, что бы была возможность высадить десант.
Так была задумана операция по захвату японского аэродрома «Коноторо».
19, 20, 21 августа шли дожди. Погода была не летная. К вечеру 21-го погода стала улучшаться. Дожди прекратились. С КП ВВС меня предупредили, что бы экипаж был готов к вылету 22-го августа.
Открываю последнюю запись в календаре.
«22 августа, среда. Посадка на аэродром Коноторо 13-20».
Под этой записью раскрываются события выполнения операции по захвату японского аэродрома «Коноторо» на Южном Сахалине в августе 1945 года.
22 августа летчик-истребитель капитан Куницын И. Т. произвел доразведку аэродрома «Коноторо». Он доложил командованию  ВВС, что метеоусловия в районе проведения десантной операции благоприятные. Утром 22-го августа мой самолет и экипаж были в полной боевой готовности.
Состав экипажа: летчик Додонов М. Г., штурман самолета (вместо заболевшего лейтенанта Толкачева) – мл. лейтенант Привалов М. П., стрелок-радист – старшина Ковалев С. И., из технического состава – старший техник-лейтенант Волков . В. и механик самолета ст. сержант Хабаров Василий.
На случай наземного боя все члены экипажа взяли каски, пополнили запас патронов к личному оружию – пистолетам ТТ, и дисков для ручного пулемета Дегтярева.
В 12:30 с КП ВВС дали мне «добро» на вылет. За мною вылетела группа прикрытия – истребители ЯК-9 «д» капитана Милованова (майор Поспеева Н. А. и капитана Козлова). Последними взлетали самолеты «Каталина» 48-го АП, имея интервал между взлетами согласно операции. Скорость истребителей ЯК-9 была выше скорости моего самолета СБ, поэтому они прибыли на цель раньше. До моего подхода к аэродрому самолеты прикрытия группы Милованова вели огонь по японцам, подавляя огневые точки и мешая вести прицельный огонь по моему самолету. Я прошел на аэродром на высоте 600 м для просмотра посадочной полосы и пошел на посадку. На планирование после 4-го разворота и до окончания посадки штурмана Привалова М. П. и стрелок-радист Ковалев С. И. вели огонь из своих пулеметов ШКАС. Ленты пулеметов были набиты патронами с бронебойно-трассирующими пулями. Пули, ударяясь в бетон, летели рикошетом в разные стороны, указывая свои трассы полета. Скорострельность пулемета ШКАС – 600 выстрелов в минуту. За секунду из спаренных 2-х пулеметов штурмана вылетало 20 пуль. Это было красивое зрелище для нас и страшное – для японцев. Желание у японцев идти на этот огонь не было.
Посадку произвел как можно ближе к началу посадочной полосы. Срулили самолет с ВПП на грунт. Не выключая моторов и законтрив сектора газа на малых оборотах, вылез из кабины самолета. За мной вышли из самолета механик Хабаров с посадочными знаками и техник звена Волков с ручным пулеметом. Мы с Хабаровым выложили посадочные знаки «Т» - сигнал разрешения на посадку самолетам с десантниками. Техник звена Волков занял оборону за хвостом самолета, ведя огонь из ручного пулемета в сторону поселка. Штурман Привалов и стрелок-радист Ковалев вели короткими очередями огонь, обстреливая подозрительные места.
Минут через 7 – 10 после нашего приземления мы услышали  гул летящих самолетов, а затем увидели идущий на посадку самолет «Каталина». После приземления и торможения самолет остановился. Из него вышли десантники, а самолет с места приземления взлетел. Это был самолет летчика Спирина. Вторым сел самолет Дворянского А. Ф., из которого также высадились десантники. За Дворянским садились Сочнев, Мишин, Егоров, Базицкий и др.
Десантники наступали на поселок Коноторо-Мисаки. Им помогали наши истребители. Атака десантников была смелой, напористой. Через небольшое время мы увидели белые флаги, выброшенные на зданиях. Японсий гарнизон капитулировал. Стрельба на земле и воздухе прекратились. Стало тихо. Открыли бортпаек, немного закусили, остальное оставили технику звена Волкову и механику Хабарову, которые остались на аэродроме выполнять технические задачи. Мой экипаж, штурман Привалов и стрелок-радист Ковалев, занял свои места в самолете. Вырулив на взлетную полосу и помахав оставшимся на аэродроме Волкову и Хабарову, мы взлетели. Сделав над аэродромом прощальный круг, взяли курс на Совгавань. На своем аэродроме была радостная встреча друзей и товарищей, их поздравления с успешным выполнением задачи. Доложил на КП ВВС о выполнении задания. Меня поблагодарили за выполнение задания. На этом закончились мои боевые действия против японских милитаристов.
Летные экипажи моего звена – летчика мл. лейтенанта Давыдкина В. Д. со штурманом Приваловым и стрелком радистом Орловым и летчик мл. лейтенанта Паламарчука со штурманом Лученко и радистом (фамилию не помню), за период с 11 по 23 августа выполнили по 4 боевых вылета на разведку с бомбометанием портов, дорог и т. д.
23 августа на аэродром «Коноторо» перебазировалась группа летчиков-штурмовиков на самолетах ИЛ-2, возглавляемая зам. командира 56-го ШАП капитаном Бурдыкиным И. С., и группа истребителей ЯК-9, возглавляемая командиром 42-го АП майором Новиковым Б. А. Радиус действия этих групп увеличился до Хоккайдо.
Группа штурмовиков ИЛ-2, возглавляемая капитаном Бурдыкиным и прикрываемая группой истребителей ЯК (ведомый командир 42-го АП майор Новиков Б. А.) захватила аэродром Отомари (Корсаков).
Полк после перебазирования из района Владивостока в Совгавань в период с 16 по 25 августа сделал 56 вылетов на бомбовые удары по портам Усиро, Томариору, Маока, Хонто (10) и другим пунктам, нанося большие разрушения складам, мостам, 2 железнодорожным составам, входу в тоннель и другим объектам. Прикрытие полка осуществляли летчики 59-го ИП подполковника Нехамина Д. Е.
За период боевых действий с 9 августа по 2 сентября 1945 года ВВС флотилии произвели 1174 боевых вылета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года 48-й отдельный дальноразведывательный полк был награжден орденом Красного Знамени. А приказом Верховного Главнокомандующего от 15 сентября 1945 года трем полкам ВВС СТОФ было присвоено наименование «Сахалинский» (48-, 56- и 42-м полкам).

Научный архив СОКМ. Оп. 3, ед. хр. 409, л. 39-53
       

                                                   ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Торо – совр. Г. Шахтерск.
2. Эсуторо – совр. г. Углегорск.
3. Уссиро – совр. п. Орлово Углегорского р-на.
4. Озеро Торо – совр. озеро Тауро.
5. Озеро Омото – совр. озеро Проточное.
6. Ками-Усуторо – совр. с. Краснополье Углегорского р-на.
7. Яма-Сигай – часть нынешнего г. Углегорска от бумзавода до моря, которая была у Японцев самостоятельным городом.
8. Район Томариору – Кусюнай – Мануй – (Мануй-Ниси) – совр. п. Перевальная Долинского р-на, упразднен и исключен из учетных данных по решению Сахалинского облисполкома № 151 от 24 января 1978 г.
9. Аэродром Коноторо располагается на мысе Коноторо – совр. мыс Слепиковского, рядом с поселком Коноторо-Мисака – совр. с. Костромское.
10. Хонто – совр. г. Невельск.

                                         Примечания В. М. Латышева                                                                        

Источник: Вестник Сахалинского Музея № 2 / 1995

+3

2

Теперь понятно откуда та пуля которую я на аэродроме Коноторо выкопал  :cool:

0

3

Здорово хронику почитать! маладес!!! :cool:

0

4

Спасибо за интересную информацию!

0


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » В Небе Южного Сахалина