А.А. Василевский
Айну Курильских островов.
Исторический очерк
В статье на авторских и опубликованных материалах рассматриваются вопросы археологии, происхождения и исторического пути курильских айну.
Ключевые слова: айну, Курильские острова, сацумон, найдзи, ясак, японцы, казаки, Мацумаэ, Шикотан.
Айны по своим антропологическим, лингвистическим и этнографическим признакам стоят особняком от всех народов Сибири. В процессе изучения айнов возник ряд гипотез и теорий, касающихся их происхождения:
1) гипотеза генетической принадлежности айнов к европеоидной расе (ныне не принимается);
2) австронезийская теория их южного происхождения и принадлежности к океанической расе (основная);
3) континентальная теория, указывающая на их исход с азиатского материка;
4) теория автохтонного происхождения и формирования айнского этноса на Японском архипелаге;
5) гипотеза о близости айнов американским монголоидам (американоидам).
Для объяснения происхождения айнского этноса важно учесть его древность – около 12 тысяч лет. Не менее важен и такой фактор как географически длинный путь от Австронезии до Камчатки, проделанный их далекими. Также необходимо помнить, что традиционные потоки миграций населения – восточноазиатского- с юга на север по краю материка- и центральноазиатского- с запада на восток, по Амуру, сталкиваются именно здесь – в островном мире Восточной и Северо-Восточной Азии - на Японском архипелаге, а также на Сахалине и Курильских о-вах. Надо полагать, что в формировании айнов могло принять участие и евразийское верхнепалеолитическое население прибрежной Азии со слабо выраженной дифференциацией расовых признаков – предки современных монголоидов (или древняя ветвь монголоидной расы), имевших некоторые «европеоидные» особенности.
Заселение Японии протомонголоидами осуществлялось по сухопутным мостам – по краю палеоматерика Сунда, через нынешние о-ва Рюкю, через Корею, а также с территории материкового Дальнего Востока – через Сахалинско – Хоккайдско - Южнокурильский п-ов, впоследствии разделившийся проливами на отдельные острова (Василевский, 2008).
На о-ве Хоккайдо во все эпохи сталкивались упоминавшиеся выше встречные потоки миграций населения континентальной и островной части Азии, пришедшие, соответственно, с севера и с юга, через Сахалин и Хонсю. Следы таких миграций в восточном и северо-восточном направлении прослеживаются довольно чётко при изучении археологических материалов, начиная уже с эпохи палеолита. Курильские о-ва традиционно играли роль моста между Восточной и Северо-Восточной Азией, следы присутствия здесь человека фиксируются уже с эпохи неолита (Zaitseva et al.,1993;Василевский и др.,2010 ).
На резко выраженную монголоидность айноидов указывают краниоскопические исследования (изучение особенностей лицевого скелета и черепных швов), однако, в основном, это следствие длительного совместного проживания с классическими монголоидами - японцами, а также коренными народами Камчатки и Сахалина. По этим признакам ближе всего к айнам представители северных монголоидов – нивхи и тунгусы. Сходство не случайно, т.к. в средние века они прямо контактировали и смешивались с палеоазиатским амуро-сахалинским населением и тунгусо-манчжурскими мигрантами в контактной зоне Сахалина, а также севера и востока Хоккайдо. Айнский язык имеет значительное количество сходных элементов, позволяющих говорить о его родстве с языками Северной Азии – алтайскими, а также палеоазиатскими – нивхским, чукотско-камчатскими и др. Окончательное формирование антропологического облика и культуры протоайнской общности произошло на Японском архипелаге, Сахалине и Курилах в эпоху позднего неолита, чему способствовало их относительная изоляция. Многотысячелетнее изолированное обитание аборигенов на островах, адаптация в местных условиях способствовали консервации древних расовых черт и сложению своеобразного комплекса, который нашёл своё выражение и в антропологических особенностях айнской популяции, и в её культуре.
Предки айнов - создатели историко-культурной общности эпохи неолита и палеометалла дзёмон―эпидзёмон (протоайны), и археологических культур эпохи средневековья сацумон (VII–XIII вв.) и найдзи (XIII–XVII вв.) (палеоайны). Генезис палеоайнской культуры сацумон первоначально протекал на севере о. Хонсю и о. Хоккайдо, на позднем её этапе палеоайны проникают на Южные Курилы. К культуре сацумон на Курильском архипелаге отнесено поселение Оля-4 в одноименной бухте близ посёлка Рейдово на о. Итуруп и один из слоёв многослойного поселения Рудная на о. Кунашир (Прокофьев, 1995; Пыжьянов, 1991).
Культура найдзи в XII–XIII вв. пришла на смену охотской и культуре сацумон на о. Хоккайдо. Затем палеоайны мигрировали на Сахалин, Курилы и Камчатку, где также вытеснили к северу монголоидных соседей. Но и породнились с ними, на что указывает упомянутые выше особенности антропологического облика курильских и сахалинских айнов. На Курильских о-вах археологами выявлено четыре категории памятников культуры найдзи: долговременные поселения с остатками жилищ, сезонные стоянки, оборонительные сооружения (в айнском языке «часи») и могильники. Достоверным признаком палеоайнской культуры считается керамика найдзи ― горшки-сковороды с массивными внутренними ушками, имитирующие соответствующие аналоги из железа – котлы на трёх ножках «цуридзи». В позднем средневековье палеоайны широко расселялись на Сахалине, Хоккайдо и Курилах, формируя основной этнический пласт островного мира Охотского моря. В их расселении на Курилах прослеживается следующая система: родовые группы постоянно населяли наиболее богатые ресурсами участки на больших островах и сезонно посещали малые островки, где промышляли добычей морского зверя. Наряду с промыслами, важную роль играла посредническая торговля. С юга на север продвигались японские товары, а в обратном направлении – шкуры пушных животных, перья орла и т. д.
В изучении айнской культуры наиболее важны результаты раскопок Баба О. на островах Шумшу и Парамушир, В. А. Голубева на стоянке Благодатное (о. Итуруп), А. Б. Спеваковского на о. Шикотан (Голубев, 1976; Спеваковский, 1989). В айнской культуре островного мира выделяется палеоайнский этап найдзи (XIII–XVII вв.) и неоайнский (XVII–XIX вв.) (Василевский, Плотников, 1992). На архипелаге отмечается культурная пестрота памятников раннего железа и средневековья, что подтверждает идеи, высказанные в начале XX в. Рюдзо Тории и В. И. Иохельсоном, о волнообразном продвижении айнов в северные земли.
И в культуре Сацумон, и в айнской культуре XIII–XIX вв. отмечены слабоуглубленные в землю каркасные жилища квадратной формы. Вход размещался не вверху, а посредине одной из стен и обустраивался сенями. Внутри жилища имелись легкие каркасные глинобиные печи с округлым сводом (тип «камадо») или очагами, в XIX–XX вв. – железные печи. Печи использовались не только для обогрева дома, но и для кузнечного дела. Среди находок в этих жилищах тёрочные и шлифовальные плиты, редко керамика найдзи, обломки железных котлов, многослойные узколезвийные ножи, глиняные курительные трубки. Сезонные стоянки айнов обычно обустраивались непосредственно у пляжа на месте промысла и разделки туш морского зверя и рыбы и, соответственно, они содержат значительную информацию об айнской экономике.
Наиболее яркие представления о материальной и духовной культуре айнов получены из айнских могильников. Как правило, они располагались недалеко от моря на возвышенности к западу или к северу от поселения. Известно два способа трупоположения: раннее – на боку в скорченном положении и более позднее – на спине. На неоайнском этапе культуры погребенный накрывался крышкой и обычно закапывался не глубже 40–50 см (Голубев, 1986; Шубин, 1988). Типичный инвентарь этих погребений – однолезвийный меч с бронзовой гардой и в деревянных ножнах, узколезвийный нож, бусы из голубого и жёлтого стекла, бронзовая составная курительная трубка с миниатюрной чашечкой для опиума или табака, кисет из волокон крапивы, серебряные височные кольца с бусинами-навершиями, часто бронзовые бляхи, медальоны, подвески, монеты, лаковая посуда (Плотников, 1988).
Начиная с раннего средневековья на о. Хоккайдо и на завоёванных землях, Курилах, Камчатке и Сахалине, айны строили «часи» – укреплённые поселения, огороженные с одной стороны валом и рвом. По работам Ю. В. Кнорозова на Южных Курилах фрагментарно известны и памятники айнской пиктографии – наскальные знаки и рисунки. Судя по многочисленным находкам изделий культуры сацумон на островах Кунашир и Итуруп, а также культуры найдзи на всём архипелаге и севернее, предки современных айнов в первой половине второго тысячелетия распространили своё влияние на всю гряду вплоть до юга Камчатки.
В XVII в. начинается проникновение на Курильские острова европейцев. В 1643 г. голландцы из экспедиции Мартена Герритсена Фриза встретились на Курилах с айнами. Сведения об айнах, как суровом и сильном народе, длиннобородом и длинноволосом, искусном в метании копья и стрельбе из лука, промышлявшем рыбной ловлей, содержатся в книге немецкого учёного и путешественника Энгельберта Кемпфера «История и описание Японии» (1729 г). Путешественники XVII–XIX вв. отмечают значительную монголоидную примесь у «мохнатых курильцев», особенно на севере архипелага. Это указывает на сложные этнические процессы, отразившиеся и в археологических источниках. Имеющиеся материалы позволяют с уверенностью говорить о культурной, хронологической и, вероятно, полиэтнической общности древних культур Курильского архипелага, северо-восточной части о. Хоккайдо и крайнего юга полуострова Камчатка. В доисторические эпохи Курильские острова естественным образом играли роль передаточного звена, по которому проходили культурные импульсы в цепи «континент – островной мир – континент».
В средневековых источниках палеоайнские племена – непременные участники политических событий и войн на огромной территории от провинции Муцу на о. Хонсю до устья Амура и Камчатки. Эти воины вступали в схватки с японскими буси, монгольскими нукерами и русскими казаками. Они контролировали не менее половины «Сантан» – торгового пути из Северного Китая в Японию и весь торговый путь из Японии на Камчатку (Стефан, 1992; Полонский, 1994; Сасаки, 1999 и др.). Обособляясь в противовес пришельцам с севера и с юга, автохтонные группировки Японского архипелага, Сахалина и Курил осознавали общность своего происхождения вокруг понятий «айну» – «человек», «айнумосири» – «земля айнов». В той или иной степени об этом свидетельствует и героический эпос айнов «Юкар». В позднем средневековье – начале Нового времени всё это способствовало формированию в центре айнских земель – на о. Эдзо (Хоккайдо) – айнского этнического ядра на идейной основе противостояния внешнему воздействию, хотя полного объединения айнских племён так и не произошло. Против монголов в XIII в. во главе с вождем Вайну выступили куи (палеоайны) Сахалина. В ходе последнего антияпонского восстания 1789 г. объединились эдзо – айны восточных побережий Эдзо (Хоккайдо) и Цисима (Южные Курилы). Против продвижения русских (XVIII в.) также объединялись лишь самые близкие родственные друг другу группы «мохнатых курильцев». Айнский этнос формировался на огромной территории, испытывая многофакторное воздействие соседствующих монголоидных обществ и среды. Это не могло не привести к антропологической и культурной локализации субэтнических групп в удалённых друг от друга районах островного мира, от Хоккайдо, Курил и Камчатки до северного Сахалина.
Локализация айнов и их предков прослеживается не только в пространстве, но и во времени, что подтверждается наблюдениями антропологов, этнографов и археологов. Так, в качестве обособленных антропологических групп выделены типы дзёмон, сацумон, наконец, сахалинские и хоккайдские айны (Исида, 1994; Василевский, 1995). Заметки землепроходцев и этнографические исследования XIX – начала XX вв. позволяют выделять локальные различия в облике, языке и культуре айноидного населения Южной Камчатки, Северных и Южных Курил.
В августе 1711 г. русские впервые вступили на землю Курильских островов: отряд камчатских казаков под руководством Даниила Яковлевича Анциферова и Ивана Петровича Козыревского высадился на Шумшу – самом северном острове Большой Курильской гряды. Жившие на Шумшу айны попытались оказать казакам сопротивление, но были разбиты. По рассказу казаков, вслед за Шумшу они смогли побывать и на втором Курильском острове – Парамушире. Целью посещения было приведение населения острова в российское подданство. Однако туземцы встретили казаков в таком множестве, что «они не решились вступить с ними в сражение; а на ласковое, мирное предложение дать ясак казаки получили от курильцев отказ».
В 1713 г. под руководством И. П. Козыревского был организован новый поход на Курильские острова. В отряд было включено 55 русских казаков и промышленных людей, а также 11 камчадалов. После непродолжительной остановки на Шумшу отряд И. П. Козыревского высадился на Парамушире. Парамуширскис айны сделали попытку отстоять свою свободу и дали казакам три жестоких боя. Подавив сопротивление айнов и обложив их ясаком, русские промышленники занимались крещением аборигенов. Во время крещения жителей Шумшу и Парамушира айны получили фамилии сборщиков ясака – большереченских казаков с Камчатки – Сторожева, Новограблённого, Трапезникова.
В описании Курильских островов И. П. Козыревского, дошедших до нас в сокращённых пересказах, приводятся интересные сведения о жизни и быте айнов. На Парамушире, по его сведениям, айны делают холст из крапивы и ведут успешный торг с южными айнами – получают от них шёлковые и бумажные материи, лакированную деревянную посуду, металлические изделия – котлы и даже сабли. На «Мушю», или «Аникутане» (Онекотане) живут курильцы, которые бьют морских бобров (каланов). Здесь же создается холст из крапивы. Жители этого острова часто ходят на промысел на соседние малые острова («Сиринки», «Кикумва» и «Сикурки») и нередко с торговыми целями приезжают и на Камчатку, где закупают меха (лисиц и бобров) и жир морских животных для перепродажи южным айнам. Они хорошо знают язык ительменов и нередко вступают с ними в браки. На пятом Курильском острове – «Сияскотане» (Шиашкотане) обитает жителей немного, но зато здесь порою бывает ярмарка, на которую собираются курильцы с самых различных островов. На Кунашире айны «весьма богаты» и ведут с соседями широкую торговлю.
Условия жизни курильских айнов описаны и в записке участника экспедиции М. П. Шпанберга Петра Шананыкина Сенату от 14 мая 1750 г.: «А пропитание имеют рыбою и зверей морских мясом, тюленей, бобров, и, ежели случитца когда выкинуту из моря на остров пропадшему киту, ево жир едят. И какия бы морския или земныя звери и птицы ни были, то оне, курильцы, все могут есть. А хлеба у них не имеетца, и не знают, что есть хлеб. Жилище их на том острову – зделаны юрты земляныя на горе. Властителя над собою имеют, по их иноземческому названию – тоён, а тамошних российских людей по названию князец, и ныне находящейся на том первом острове тоён крещен христианским православным крещением» (РГАДА, ф. 248, оп. 113, д. 485а, л. 48).
Любопытный обычай айнов описан морскими офицерами Хвостовым и Давыдовым при их путешествии в Америку в сентябре 1802 г.: «… когда курилец позовёт кого в гости, то надевает на него все свои платья, так что гостю и пошевелиться нельзя. Потом кормить его и безпрестанно поить жиром, хотя бы с гостя пот лился ручьями, и хотя бы он являл самыя сильные доказательства невозможности своей есть и пить более» (Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним. Часть первая.- СПб., 1810).
В 1749 г. в селении Майропу (ныне Байково) на Шумшу была организована первая на Курилах русская школа для детей аборигенов, а в 1756 г. приказчиком Семёном Ломаевым здесь была поставлена часовня Святого Николая Угодника. «Новообращённые» курильцы освобождались от ясака на 10 лет, но произвол промысловиков вынуждал их к сопротивлению или бегству на другие острова. Идя следом за «сошлыми курильцами» (так называли беглецов), ясачные сборщики в 1750-е гг. собирают ясак с населения Средних Курил. В 1768 г. очередь дошла до Урупа и Итурупа, а в 1778–1779 гг. ясак был собран и с айнов Кунашира. Таким образом, процесс покорения курильских айнов русскими был в основном завершён.
Хронология сбора ясака с айнов Курильских островов *
В 1711–13 гг. с первых двух островов – Шумшу и Парамушира
1730–32 – с четырёх
1734 – с пятого по девятый
1751–55 – по шестнадцатый включительно
1766 – вновь по шестнадцатый, а также с «мохнатых тойонов», т. е. с жителей южных Курил
1768–69 – с восемнадцатого (Уруп), девятнадцатого (Итуруп) и «князцов» – двадцатого (Кунашир)
1770–74 – по девятнадцатый (Итуруп) включительно
1778–79 – с Итурупа, Кунашира, старшин двадцать первого (Шикотана) и северной части двадцать второго (Мацумаэ–Хоккайдо) – всего было объясачено 1500 человек
1781 – с Кунашира
1790–91 – с Итурупа
* Приводится по книге «Русские Курилы: история и современность» (М., 1995. С. 39).
Указ Екатерины II Сенату об освобождении от податей населения Курильских островов, принявшего российское подданство
«Ея И. В. повелевает приведённых в подданство на дальних островах мохнатых Курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведенное уже с ними знакомство. А притом обо всех состоящих в подданстве народах, которые обитают на лежащих от Камчатки к востоку Курильских островах, в рассуждении ясачного с них сбора разсмотреть и по примеру вышеупомянутого постановленнаго ныне от ея И. В. О мохнатых курильцах правила сделать надлежащее определение, и что учинить, об оном уведомить его, генерал-прокурора, без продолжения».
Апрель 30 1779 года
Источник: ПСЗРИ, т. ХХ, док. № 14867. Приводится по книге «Русские Курилы: история и современность» (М., 1995. С. 33).
В XVIII веке Курильские острова привлекли внимание японских исследователей, рыбаков и торговцев. Главной базой для освоения северных земель стал полуостров Осима на крайнем юге Хоккайдо. Здесь была расположена резиденция клана Мацумаэ, сыгравшего видную роль в покорении айнских племён и организации японских экспедиций к северу от Хоккайдо.
В 1731 г. клану Мацумаэ начали поступать продукты торгового обмена от айнов Кунашира и Итурупа. Позднее (с 1754 г.) на юге о. Кунашир появились японские торговые фактории. Японская экспансия на Курильских островах, сопровождавшаяся закабалением коренного населения, вызывала сопротивление последнего. Так, в 1789 г. вождь из селения Тофуцу (Серноводск) Цукиноэ поднял восстание на Кунашире. Восстание было подавлено. Часть его руководителей погибла, часть попала в плен. В местностях Фурукумаппу, Томари, Тофуцу (ныне Южно-Курильск, Головнино, Серноводск) айны напали на японские поселения, ограбили торговцев и убили 22 человека. Потом, переправившись на Хоккайдо, они уничтожили ещё 36 японцев. Восстание, как и предшествующие выступления айнов, было подавлено. Лишённые привычного жизненного уклада, притесняемые русскими и японцами курильские айны постепенно вымирали. Их численность с 347 человек в 1822 г. снизилась к 1850-м гг. до 99 человек. В 1878 г. вулканолог Джон Милн насчитал на о. Шумшу всего 22 айна. По словам английского промысловика Герберта Сноу, на о. Матуа в 1879-1880 г. зимовали всего около 60 человек, в том числе 13 мужчин и 18 женщин. Получив в 1875 г. северную часть Курильских островов, японское правительство решило вывезти всех северокурильских айнов подальше от границы с Россией. В 1884 г. японцы собрали со всех северных островов 96 айнов христианского вероисповедания и носящих русские фамилии и перевезли их на о. Шикотан. Здесь в бухте Сякотан (ныне Малокурильская) для них были построены дома и даже поставлена православная часовня. Айнов снабжали рисом и разрешили заниматься скотоводством, земледелием и сбором морской капусты. Первое время им даже разрешалось один раз в год сходить на север для охоты на морского зверя. Однако в 1908 г. эти поездки были запрещены, и одновременно был получен указ сменить русские фамилии на японские. Уже в конце XIX столетия курильские айны превращаются на своей родине в национальное меньшинство. Колонизация Курильских островов привела к качественным изменениям в жизни «мохнатых курильцев». Она нанесла сильный удар по традиционному укладу жизни айнов, т.к. сопровождалась быстрым разрушением той природной среды, к которой айны приспосабливались в течение столетий.
Проводивший в 1899 г. изучение айнов Шикотана этнограф из Токийского университета проф. Тории Рюдзо с горечью писал: «Воинственное племя курильских айнов, которое в былое время держало под страхом находящиеся поблизости племена камчадалов и айнов Эдзо (Кунашира и Итурупа), видимо, переживает нынче свой последний этап существования. Их осталось всего 62 человека». В 1922 г. на о. Шикотан жило 50 айнов, в 1929 – 31 (Gubler, 1932). В 1946–1948 гг. была проведена репатриация всего японского населения Курильских островов, в том числе на Хоккайдо переехали и курильские айны. Их потомки живут там до сего дня.
Источники
РГАДА, ф. 248, оп. 113, д. 485а, л. 48
Литература.
Василевский А.А. Каменный век острова Сахалин. – Южно–Сахалинск: Сахалинское книжн. изд–во, 2008. – 412 с.
Василевский А.А., Грищенко В.А., Орлова Л.А.Периодизация, рубежи и контактные зоны эпохи неолита в островном мире дальневосточных морей (в свете радиоуглеродной хронологии памятников Сахалина и Курильских островов) // Археология, этнография и антропология Евразии. – Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2010. № 1 (41). – С.51-69.
Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним. Часть первая.- СПб., 1810.
Кемпфер Э. «История и описание Японии» (1729 г.)
Baba, O. Kita Chishima Shumushu-to ni okeru Kokogakuteki chosa hokoku (Report on the archaeological Investigation of Shumshu Island in Northern Kuriles)// Jinruigaku Zasshi , Tokyo, 1934. - v. 49, N 2, p. 39-63.
Gubler Arnold: Die Kurilen. Ein geographisch-ethnographischer Beitrag// Mitteilungen der Geographisch-Ethnographischen Gesellschaft Zürich, Band 32, 1931-1932, S. 3–104
http://www.shipdesign.ru/News/2010/12-1 … evsky.html