В архивное агентство области передано уникальное издание.
ИЗ ТЮРЬМЫ – В АДМИРАЛЫ
Не так давно генеральный консул Японии в Южно-Сахалинске Такаюки Коике, выполняя поручение японского парламентария, передал руководителю архивного агентства области Александру Костанову и советнику этого ведомства Вячеславу Каликинскому раритетную книгу, первое и последнее издание которой приходится на начало прошлого века. Это «Сибирский дневник» первого полномочного посла Японии в России Эномото Такэаки. Он написан японским вице-адмиралом после возвращения из нашей страны, где он выполнял дипломатическую миссию.
Любопытна история и автора «Сибирского дневника», и самой книги. Правительство Мэйдзи, пришедшее на смену «самурайской династии» в 60–70-х годах XIX столетия, провозгласило курс открытости Японии. Это условие требовало урегулировать между Россией и Японией вопрос территориальной принадлежности Сахалина. Его тогда в Стране восходящего солнца называли Северным Эдзо. С выбором дипломатического посланника у молодого императора возникли большие затруднения: в Японии в то время практически не было людей с европейским образованием и кругозором. Именно поэтому выбор пал на… недавнего врага нового императора Японии, поднявшего в 1868 году на Хоккайдо бунт и даже провозгласившего себя президентом этой никем не признанной республики.
Бунт подавили, мятежников разбили, а Эномото Такэаки попал в тюрьму и едва не был казнен. Тогда молодого капитана первого ранга спасло только европейское образование, полученное им в Голландии. Как уже упоминалось, таких людей в Японии XIX века было крайне мало. Мятежного бунтовщика сослали на малоосвоенный тогда Хоккайдо, а когда через несколько лет Японии потребовался дипломат в Россию, о нем снова вспомнили. Эномото спешно присвоили чин вице-адмирала военно-морских сил Японии – иначе он вряд ли был бы принят при дворе русского императора Александра II. А в 1874 году он отправился с особым поручением в Россию.
Переговоры по острову Сахалину и Курильским островам вышли трудными и долгими, но через год они все же завершились подписанием Петербургского трактата. Согласно этому документу, Сахалин полностью отошел к России – в обмен на все острова Курильской гряды, получившие по этому трактату японскую «прописку».
ДЕПУТАТ СДЕРЖАЛ СЛОВО
Летом 1878 года срок дипломатической службы Эномото Такэаки в России завершился, и он попросил разрешения русского императора на возвращение на родину не морским путем, а через Сибирь. Такое разрешение было высочайше дано, и вице-адмирал на лошадях отправился в двухмесячный путь через всю страну. За время этого путешествия Эномото делал заметки, отмечая особенности природы, местной жизни, различных промыслов. В Японию он вернулся в октябре того же года. На родине японский дипломат продолжил карьеру чиновника высокого ранга на различных правительственных постах. Примечательно, что Эномото Такэаки был президентом созданного в Японии в 1902 году «Японо-русского общества» – предтечи всех будущих обществ дружбы между нашими странами.
Что же касается «Сибирского дневника», то по каким-то причинам он при жизни Эномото не был опубликован. Более того, рукопись эту и нашли-то случайно, через десять с лишним лет после смерти Эномото, когда его родовой дом разрушило землетрясение. Издана же книга была еще через десяток лет. Издана и… забыта. На русском языке она не публиковалась.
Новый толчок этой без малого двухвековой истории дал сахалинский историк и литератор Вячеслав Каликинский. В своем историческом романе «Легионер» – на прилавках магазинов он появится в ноябре текущего года – автор рассказывает и о самом после, и о его дружбе с гвардейским офицером, несшим почетную караульную службу в петербургской резиденции посольства, и о случайной встрече старых друзей через четверть века в Японии, накануне войны 1904–1905 годов. Необычная история Эномото настолько заинтересовала автора, что он планирует посвятить ему свою будущую книгу. И именно для этого он заручился содействием депутата нижней палаты парламента Японии, члена Либерально-демократической партии Японии Такэбэ Цутому. Парламентарий выполнил свое обещание: как уже упоминалось, месяц спустя первое и последнее издание «Сибирского дневника» Эномото было переправлено на Сахалин, в архивное агентство области.
- Теперь остается только дождаться перевода дневника на русский язык, – поделился планами В. Каликинский.– Я не сомневаюсь в том, что этот интересный памятник литературы позволит добавить завершающие штрихи к портрету первого японского дипломата, работавшего в России. А еще в ближайшее время, по согласованию с МИД России, я стану работать в архивах этого внешнеполитического ведомства. Продолжится, таким образом, аккумуляция материалов для будущей книги. А если по большому счету, то мостик дружбы и взаимопонимания между народами России и Японии, жителями нашего региона и соседями с той стороны пролива Лаперуза, будет шире и прочнее.
Подробнее об этом романе можно узнать на сайте автора: wwwkalikinskiy.ru. Там же выложены две первые части произведения.
НАША СПРАВКА
Республика Эдзо (другой вариант транскрипции – Республика Эцу) – государство, существовавшее на острове Хоккайдо в 1868–1869 годах. Именно тогда эта территория носила название Эдзо. Она часто считается первой республикой в Азии.
Война года Дракона (буквальный перевод с японского) разгорелась между сторонниками сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Закончилась поражением сил сёгуната, что привело к реставрации Мэйдзи. Война стала следствием ряда социальных, экономических и политических неурядиц, которые постигли Японию в первой половине XIX века. Это и стало причиной падения популярности сёгунского правительства и роста сторонников реставрации прямого императорского правления.
Республика возникла во время войны Босин. После того как сторонники сёгуна потерпели поражение от войск императора Японии, часть флота сегуна с несколькими тысячами солдат и французскими военными советниками прибыла на Эдзо. 15 декабря 1868 года произошли первые в истории Японии выборы, на которых адмирал Эномото Такэаки был избран президентом новой республики.
Среди военного руководства было особенно много французских военных советников; главным среди них был Жюль Брюне. И хотя главнокомандующим являлся японец Отори Кэйсукэ, во главе каждой из 4 бригад, на которые была разделена армия, стояло по французскому офицеру.
На протяжении всего существования республики не прекращалась Хакодатская военная операция, начавшаяся 20 октября 1868 года. После провозглашения республики император ее не признал. 20 марта 1869 года к территории, контролируемой Эдзо, был направлен флот и 7 тысяч пехотинцев. 6 мая между флотом Японской империи и флотом республики Эдзо произошло сражение в бухте Мияко. В японской истории оно носит название – битва Мияко, в которой победил флот Японской империи. После этого французские советники покинули остров, а 17 мая сдался последний очаг сопротивления – крепость Горекаку. 27 июня республика Эдзо официально прекратила существование. Вскоре после этого, 15 августа, остров был переименован в Хоккайдо. Именно после этих событий Эномото Такэаки и был осужден.
Отредактировано makar'ev (08-11-2011 13:00:12)