Сведения о Курильских островах русские наносили на свои географические карты еще в XVII веке. Именно с русских карт, а не с японских переносили данные о них западноевропейские географы. На одной из карт, изданной в Голландии в 1687 году, есть старое русское название острова Алаида – Столб-Каменный.

История освоения Россией Курильской гряды началась в 1697 году, когда великий русский путешественник Атласов В.В. с камчатского мыса, Названного позже Лопатка, увидел на юге землю. Это был вулкан Алаид, самый северный в Курильской гряде.

1 августа 1711 года Данила Анциферов и Иван Козыревский с отрядом из 50 казаков вышли из Большерецка и направились в район Курильских островов. Прежде всего был обследован остров Шумшу, затем – Парамушир, и 18 сентября отряд возвратился в порт отправки.

Козыревский летом 1713 года предпринимает вторую экспедицию на Курильские острова. На этот раз, помимо указанных двух островов он обследовал остров Онекотан. Впоследствии Курилы обследовали по указанию царя в 1721 году геодезисты Федор Лужин и Иван Евреинов. Они обследовали пять Курильских островов.

Позднее всю Курильскую гряду снял на карту отряд Мартына Шпанберга, входивший во Вторую Камчатскую экспедицию Беринга. Северные и Средние Курилы были исследованы Крузенштерном И.Ф.. Исследованием Южных Курил занялся Головнин В.М., которого японцы вероломно захватили в плен на острове Кунашир. Именно Головнин закрепил на карте названия, которые дали островам населявшие их айны: Парамушир, что означает «большой», Уруп – «лосось», Кунашир – «черный остров», Шикотан – «лучшее место»… Головнин мог бы оставить старые русские названия, нанесенные еще на карту 1745 года, - Столбовой, Ольховый, Зеленый, Козел, Брат, Сестра, - но так не поступил, а восстановил имена, которые дали островам их коренные жители.  В этом проявлялось то уважение к коренным народам, которое отличало всех передовых русских исследователей.

В 1749 году казак Шергин открыл школу на острове Шумшу и стал обучать детей курильцев русской грамоте. В 1755 году один русский вывез с Камчатки на Шумшу и Парамушир несколько голов рогатого скота и семена овощей, что способствовало развитию скотоводства и огородничества на этих островах.

Продвижение людей княжества Мацумэ на Курильские острова было значительно позже. Первая стоянка на самом южном острове Курильской гряды Кунашире была открыта в 1754 году, именно тогда впервые в княжестве Мацумэ услышали о красноволосых айнах, т.е. о русских.

Японцы двинулись на север «открывать» Курильские острова только в конце XVIII века. Известный японский путешественник Такунаи в 1786 году писал в своих дневниках, что «многие айны еще не видели японцев и собирались встречать их большой толпой, а некоторые из них уже свободно владели русским языком…».

Путешествие этого японского исследователя было богато на открытия подобного рода: когда Такунаи приплыл на остров Онекотан, «обогнув восточную часть побережья, экспедиция отправилась на юг острова и там обнаружила жилища русских, построенные из бревен…».

В 1798 году правительство Японии сформировало для исследования Курильских островов вооруженный отряд численностью в 180 человек, который добравшись до Итурупа, 28 июля, опрокинув указательные столбы русских, поставил столбы у холма Рикоппу с надписью: «Эторофу (яп. названия острова Итуруп – авт.) – владения Японии». «Застолбив» участок, вооруженные «географы» отправились на остров Уруп и там тоже врыли в землю бревно с надписью: «Остров издревле принадлежит великой Японии». После этого до 1800 года айны, аборигены островов, японцев не видели ни разу.

Очередную экспедицию на остров Итуруп возглавил японец Кондо. Чтобы продемонстрировать силу, Кондо, в боевых доспехах и шлеме, высадился на берег. Староста айнской деревни полностью придерживался русских обычаев, был православным, соорудил примерно трехметровый крест, у которого аборигены молились утром и вечером. Кондо, заметив это, свалил крест. Пораженные поступком Кондо, староста и аборигены на острове плакали и звали на помощь бога…

Первый большой русский поселок, названный Курилороссией, был построен на острове Уруп в XVIII веке. Судьба этого поселения таинственна, говорили, что он исчез в конце XVIII столетия, разрушенный цунами и землетрясениями.  По дошедшим до нас сведениям стало известно, что стоял он на берегу небольшой бухты, что была у островитян бригантина с красивым русским именем «Наталья», которую однажды выбросило волной на берег так далеко, что она там осталась на веки вечные. Островитяне пытались вывести ее к воде волоком, подрывали под нее канал, но все их усилия спасти свое судно, связывающее  их с Камчаткой, успеха не имели.

Искали Курилороссию многие экспедиции, но найти ее удалось лишь в 1983 году экспедиции организованной Сахалинским краеведческим музеем и областным отделом Географического общества СССР. На берегу бухты Алеутка вначале были обнаружены наконечники для гарпунов, пушечные ядра, формы для литья картечи…   Ну а потом находки посыпались как из рога изобилия, и археологам стало ясно, что поселок найден. Предметы быта, старые фундаменты домов из прочной каменной березы, орудия труда помогли ученым установить, что жили поселенцы в домах из бревен, разводили скот, выращивали овощи, рожь, ячмень. Пользовались они фаянсовой посудой, ели деревянными ложками, носили кожаную обувь, промышляли морского зверя и рыбу. Нашли здесь археологи и древний медный православный крест, ружейный ствол, плавильный горн, медные гвозди четырехугольного сечения. С этими данными не могут не считаться ни «наши», ни японские историки. КУРИЛОРОССИЯ – ЗЕМЛЯ РУССКАЯ!

Новый этап в развитии Южных Курил начался в 1855 году, когда, воспользовавшись сложной ситуацией, в которой оказалась Россия в результате Крымской войны, вынудила российское правительство отказаться от всех Курильских земель находящихся южнее острова Уруп.

В ходе переговоров японская сторона обещала никоим образом не нарушать жизненных устоев коренного населения островов – айнов. Однако, вопреки собственным обещаниям, после передачи островов японское правительство провело насильственную депортацию всего многотысячного айнского населения на крохотный остров Шикотан. Перебили собак, которых айны боготворили, сожгли лодки и заставили охотников заниматься земледелием. Прислали врача и учителя. В достатке жаловали рис. Но в море или на охоту айны могли выходить из селения только по спецразрешению. В первый же год большинство айн вымерло. Считается, что роковым был переход от животной пищи к рису. Но я думаю, айны гибли не столько от непривычной пищи, сколько от тоски по айнумосири – родным островам, прежней вольной жизни. К 1891 году на Шикотане из всего многотысячного населения осталось 59 айн.

Трудно сказать, что послужило причиной их смерти. Некоторые ученые считают, что губительным для айнов веками живших за счет охоты и рыболовства, был переход на рисовую пищу, а может быть айны умерли просто от тоски по своей прекрасной, самой прекрасной в мире Родине.

Через 20 лет, в 1875 году история повторилась и с Северными Курилами, которые были переданы Японии в обмен на отказ Японии от всех притязаний на остров Сахалин. Впрочем, и это обещание Японского правительства было полностью нарушено в 1905 году, когда в результате Русско-Японской войны Япония оккупировала Южный Сахалин.

Снова российскими эти острова стали лишь в августе-сентябре 1945 года после поражения Японии во второй мировой войне и подписания ими акта о капитуляции.

Роковым для Курил стал 1956 год, когда СССР сделал заявление о возможной передаче шести островов – Шикотана, Зеленого, Анучина, Танфильева, Полонского и Юрия (в японской терминологии группа Хабомаи и Шикотан) Стране восходящего солнца. В те годы были разрушены десятки обжитых поселков, а их жители эвакуированы. Потом решение о передаче островов было советской стороной аннулировано, освоение Малой гряды началось снова, но прежнего уровня развития острова так и не достигли.

Еще больший удар по островам был нанесен в начале 90-ч годов прошлого века, когда было полностью разрушено процветавший раньше рыбоперерабатывающий комплекс и в невиданных раннее масштабах расцвело браконьерство. Логическим завершением стало землетрясение 1994 года вошедшее в историю как Шикотанское, от которого острова не могут оправиться до сих пор.

Беляков Г.Ю.

16.03.04
http://nkr.2084.ru/his.htm