САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Другая каторга

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Другая каторга. Часть 1
Для того чтобы оставить за собой стратегически важный Сахалин, правительство Российской империи решило пойти по пути Великобритании, которая имела успешный опыт освоения и заселения Австралии различным ссыльным людом.
Первые каторжане появились на Сахалине в 1858 году, после чего был сделан вывод — "Остров — место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно". В 1869 году Сахалин был официально объявлен местом каторги и ссылки.
Историю мы учили и до сих пор учим по Чехову, который в своей культовой книге писал: "Сахалин — это место невыносимых страданий... Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст... Размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей… Виноваты не смотрители, а все мы".
Это эмоциональное восклицание было воспринято буквально, стало общим. Его продолжали закреплять в общественном сознании последовавшие за писателем беллетристы и журналисты, которых, понятно, не интересовала жизнь рядовых обывателей, им для своих коммерческих изданий требовались "яркие сюжеты". И что скрывать — каторжная жизнь выдавала их предостаточно. Сейчас подобная избирательность в круге общения определяется как элемент "информационной войны", но тогда все воспринималось за чистую монету и совершенно определенно формировало образ Сахалина как места, куда нормальный человек по своей воле не сунется. А если сунется, то не останется. "Нет, кажется, на Сахалине человека, который бы не тяготился этой жизнью, не смотрел бы на нее, как на что-то временное, и не надеялся рано или поздно уехать с Сахалина". Разве не перекликается это с современными призывами "Валить надо с кочки"?
Впрочем, это лирика.
А теперь о фактах.
О каких, например, "миллионах" речь, когда за время существования сахалинской каторги (до 1905 года) сюда было сослано только около 37 тысяч человек?
Безусловно, приходилось им очень нелегко. Даже когда их переводили в разряд ссыльнопоселенцев — а переводили, кстати, массово. Например, 15 мая 1883 года был издан Высочайший манифест о сокращении срока каторжных работ на одну треть. С этого времени, кстати, и ведут свою историю многие наши населенные пункты. Если в 1882 году каторжане составляли более 62 процентов от всего населения острова, то через 10 лет — только 27,4 процента, а к началу XX — 16,2 процента.
Два года ссыльнопоселенцы оставались на казенном довольствии (в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы, на 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 аршин сукна). В месте, указанном чиновником тюремного ведомства (далеко не всегда удачном) и по чертежу, разработанному этим же ведомством, они должны были поднять селение. Тем, кто показал особое прилежание, давали скот и посевной материал.
Безусловно, прилежание показывали не все. "Около 10% скрывались от властей — "сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали". Немалая часть ссыльнопоселенцев "отбывали номер", дожидаясь в "кое-каком труде — лишь бы ноги не протянуть" окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.
Но немалая часть бралась за дело всерьез. Им, конечно, тоже приходилось нелегко.
Чехов охарактеризовал сахалинцев так: "Здешние жители — это беспорядочный сброд русских, поляков, финляндцев, грузин, голодных и оборванных, сошедшихся вместе не по своей воле и случайно, точно после кораблекрушения".
А вот теперь обратимся к фундаментальным исследованиям историка Марины Ищенко о жизни сахалинских крестьян того времени (все дальнейшее — из этих исследований).
Более 40 процентов арестантов составляли выходцы юга России, Кавказа, Крыма, Малороссии. Далее в процентном отношении следовали выходцы средневолжских и нижневолжских губерний и русского севера. Как видим, влияние малороссийского фактора в сельскохозяйственном освоении острова было весьма велико. Как замечает Ищенко, и тогда, и сейчас островитяне называют свое жилье "хатой", а не "избой", как на русском Севере.
И вот крестьяне различных районов России, попавшие на остров, имели различный земледельческий опыт. И потому нередко терпели неудачу, пытаясь вести хозяйство в соответствии с навыками, приобретенными на родине. Особенно "южане". Один из современников отмечал: "Во многих поселениях я наблюдал семьи, видимо, с усердием принимавшиеся за хозяйство и добросовестно применявшие усвоенные себе на родине приемы, но терпевшие постоянные разочарования: недозревшую пшеницу приходилось сушить в избе, капуста не завертывалась, свекла совсем не родилась. Объяснить, почему это происходило, они не умели. Казалось, делали все так, как должно, а результатов не получалось".
И тем не менее, со временем приходил опыт. А главного для крестьян — земли было в достатке.
Чехов, описывая селение Корсаковка Александровского округа, отмечал зажиточность тамошних жителей, которые имели большие участки, и у них была возможность выбрать землю. Более 30 процентов хозяев имело под пашни от трех до шести десятин (гектар), и редко кто имел меньше двух десятин. Из подворных описей соседнего селения Ново-Михайловского выясняется, что более 40 процентов имели пахотные участки в две десятины, такое же количество жителей — участки в три-четыре и около 15 процентов — в семь-восемь десятин. И это только пашня. Сенокосов было не меньше.
Причем ни пахотные, ни сенокосные земли населению не отводились. Желающие иметь пашню или сенокос или расширить их, находили в тайге удобные поляны, обрабатывали их или покупали участки у уезжавших поселенцев. Никаких официальных прав собственности на землю население не имело, но по своему усмотрению отчуждало землю, перепродавало ее, т.е. смотрело на нее как на свою собственность. И самое главное — данное обстоятельство признавалось всем крестьянским сообществом. Со стороны тюремной администрации, регулировавшей жизнь на острове, никаких препятствий к этому не было.
Мицуль в своем труде о сельскохозяйственном потенциале Сахалина сделал вывод — препятствием для развития сельского хозяйства станут рыбные промыслы, которые будут отвлекать трудовые ресурсы от земледелия.
Оказалось, наоборот. Именно комплексное хозяйство спасало сахалинских крестьян. Неурожаи случались часто. Но никто из старожилов не мог вспомнить, чтобы кто-то голодал! Рыба и картошка выручали всегда.
"Каждый день ели. Утро, вечер и обед рыба. Она душу переела. Надоела, не надоела, кушать надо что-то".
Но постепенно даже сложились пищевые обычаи — "Если на завтрак не поесть рыбы, то весь день будешь голодным".
С рыбой на островах по-прежнему связан большой пласт традиций. Поэтому чуть подробнее.
Горбушу на зиму не готовили, использовали только свежей. Готовили только кету.
Как обычно, считалось, что соседская рыба лучше. "Жители Тымовского округа лучшей считали рыбу из Александровского округа: "Там рыба не нашей ровня, там морская рыба-то, тут рыба плохая была". Жители Александровского округа, наоборот, считали лучшей кету с Тымовского округа, особенно с местечек Адо-Тымово, Чир-Унвд, Соболи. Впрочем, у всех без конкуренции была калуга с Амура, которая считалась лучшей рыбой.
Икру, как правило, не готовили, поскольку соли было мало. Ее прессовали в ястыках, резали, как сыр. Вяленую в ястыках икру любили дети — вместо семечек.
Покупать рыбу ездили на рыбалки. Сотня кеты стоила от 2 до 4 рублей. Впрочем, кто хотел, ловил сам.
Практически все побережье острова, также низовья Тыми были разделены местной администрацией на сеть рыболовных участков. Ежегодно в местной печати публиковались списки участков, на которых разрешался промысел. Согласно этим спискам и подаваемым прошениям участки сдавались в аренду — как правило, объединялось несколько семей. Распределение рыболовных участков находилось в ведении окружных полицейских управлений.
Однако это на севере. На юге, как и сейчас, организовать артель и арендовать участок было гораздо сложнее. Большая часть рыбных промыслов была монополизирована японскими промышленниками, а также владивостокскими купцами Семеновым и Демби, чья фирма "Семенов и К" подчинила более мелких промышленников.
Там на юге были налажены каналы сбыта рыбы и рыбопродукции. А вот на севере с этим было плохо. Дело, как обычно, бывает с отечественной бюрократией, доходило до парадоксов. Например, рыба на тюремные склады поставлялась из Николаевска-на-Амуре. Только в 1899 году тымовскому окружному начальнику Бутакову удалось добиться, чтобы его округ покупал рыбу у местных поселенцев. И в тот же год 86 поселенцев поставили в тюрьму соленой рыбы на сумму 7825 рублей.
Отсутствие рынков сбыта тормозило как развитие рыбных промыслов севера, так и сельское хозяйство.
И тем не менее мужики крутились. Один из исследователей острова посетил в 1885 году прибрежное селение Мгачи и привел его как доказательство того, что и без земледелия сахалинцы могут жить в достатке. Было отмечено, что "...Селение обстроено хорошо, но полей вовсе не имеет. Один картофель разводится с успехом".
Многие приезжие из центральной России чиновники считали отсутствие хлебов признаком крестьянской нищеты и в очередной раз вздыхали о Сахалине, как о гиблом месте. Однако, как выяснялось, достаток жителей Мгачи соответствовал достатку жителей Александровской слободы. Если учесть, что благосостояние жителей последней считалось одним из самых высоких на острове, то становится понятным, что, занимаясь рыболовством, население Мгачи не бедствовало.
И вообще средний уровень жизни крестьян на Сахалине был заметно ниже, чем в центральной части страны. Свидетельством этому — крайне слабое развитие домашних ремесел. В хозяйствах не было принято гнать смолу и деготь, обрабатывать кожи, заниматься бондарным делом или изготавливать глиняную посуду, женщины не занимались прядением и ткачеством. Хозяйства не имели натурального характера, были ориентированы на покупку предметов быта, орудий труда, то есть уже были производящими. И крестьяне имели уже другой менталитет.
Характерный штрих. В центральной России еще спали на лавках. На Сахалине, даже в не самых, скажем так, богатых семьях к лавкам приделывали самодельные спинки, и получалась кровать! Не хуже, чем у соседей!
В конце XIX века житель селения Нижний Армудан, выходец Пензенской губернии, так отозвался об острове: "Здесь жить можно. Первое дело — только не ленись! Травы кругом много — коси, сколько хочешь! Тебе пашню надо? Бери земли, сколько твоей душе угодно, только не ленись корчевать! Это не то, что в нашей губернии, где из-за каждого клочка грызутся. Ведь и я сюда попал за драку из-за земли... Если бы мог, я и сына перетащил сюда из России. Подумайте, лесу под боком сколько хочешь! Попенных не берут, податей никаких... Надо только вовремя посеять, да и ведро не проспать в жатву. А рыба здешняя — какое подспорье хозяйству! И скот здесь здоровый и хорошо плодится. Как можно жаловаться на здешнюю сторону".
Такое вот "место невыносимых страданий".
Если взрослых еще грызла тоска по родным местам, то дети уже воспринимали остров как свою Родину, не рассматривали жизнь на нем как наказание, не сравнивали с другими краями. Нередки были случаи, когда родители, имея достаточно налаженное хозяйство, покидали Сахалин в стремлении в конце жизни вернуться на Родину. Взрослые же дети их оставались на острове, принимали дело в свои руки.
Вот так, медленно, но верно складывалось первоначальное старожильческое население Сахалина, увы, большей частью, сгоревшее в социальных пожарах ХХ века...
С. Морозов | ИА Sakh.com     http://www.sakhalin.info/weekly/102217

0

2

контролер написал(а):

Как обычно, считалось, что соседская рыба лучше. "Жители Тымовского округа лучшей считали рыбу из Александровского округа: "Там рыба не нашей ровня, там морская рыба-то, тут рыба плохая была". Жители Александровского округа, наоборот, считали лучшей кету с Тымовского округа, особенно с местечек Адо-Тымово, Чир-Унвд, Соболи.

И это до сих пор 8-)

0

3

Другая каторга. Часть 2
При обсуждении первой части "Другой каторги" возникали вопросы — а не описка ли автора в сообщении, что сахалинские крестьяне жили богаче, чем крестьяне центральной России? Нет, не описка. Тот, кто хотел и мог работать, был действительно зажиточнее своей материковской родни, поскольку Сахалин предоставлял гораздо больше возможностей для получения дохода. Как писал в своей книге "Сахалин как колония" (1905 год) А.Панов, "Сахалин сделался колонией ссыльных только случайно, только потому, что мы не сумели иначе распорядиться с этим богатейшим островом. Трудно найти другой уголок, где бы на таком сравнительно небольшом пространстве (66 тысяч квадратных верст) было сосредоточено так много самых разнообразных естественных богатств".
Случайно не случайно, однако факт остается фактом. На острове была создана каторга, которая не могла не наложить отпечаток на всю жизнь острова. Так что особо идеализировать жизнь тех времен не стоит.
И, тем не менее, каторга не могла подчинить себе все. На острове рос не только слой крепкого крестьянства, но и интеллигенции. Иначе и быть не могло: горные инженеры, ученые-исследователи, морские офицеры высокообразованнейшие политические ссыльные, чьи знания были крайне востребованы, врачи, которые, кстати, еще и заведовали метеостанциями, прогрессивные чиновники тюремного ведомства и многие другие — все они искали и находили друг друга. Ну а суровый характер острова раскрывал характер человека без остатка. Быстро становилось понятно, кто есть кто. И настоящих подвижников было немало.
Конечно, маленькому Александровску было далеко до Хабаровска и Владивостока.
Но еще Чехов отмечал, что "Теперь все‐таки уже возможны такие развлечения, как любительские спектакли, пикники, вечеринки… И духовные интересы удовлетворяются с большею легкостью. Выписываются журналы, газеты и книги, каждый день получаются телеграммы северного агентства; во многих домах есть рояли". В декабре 1896 года в посту Александровском был открыт музей. Создавать музей было поручено политическим ссыльным Б.О. Пилсудскому и Л.Я. Штернбергу, которые впоследствии стали выдающимися учеными, заведующим музеем стал врач Р.А. Погаевский.
В то время на острове создает свои архитектурные шедевры И.А.Чарушин, чье имя по сей день почитается на его родине в Вятке.
Уже действуют общественные библиотеки в Александровске, Корсакове и даже селении Рыковском.
В 1895 году на острове выписывалось 112 наименований газет и журналов — пожалуй, не меньше чем сейчас.
И в том же году (можно говорить о 120-летии сахалинской журналистики) в посту Александровском начинает выходить "Сахалинский календарь", который печатался в типографии при полицейском управлении Александровского округа (с 1897 — при канцелярии военного губернатора).
Труд авторов и редактора "Сахалинских календарей" был безвозмездным. Доходы от изданий шли на содержание детских приютов.
В издании 1898 года В.Сцепенский во вступительной статье отмечает, что "старожилы острова", которые трудятся над созданием сборника, давно "бросили бы его, если бы в самое последнее время не появлялись в печати сведения о Сахалине, напоминающие рассказы древних финикиян о путешествиях в страны, откуда они добывали свои богатства. Один, например, из известных наших писателей, кроме многих других неточностей, уверял… несколько лет тому назад, что на острове бывает не более девяти ясных дней в году…"
Это к известной броской фразе, что "на Сахалине климата нет, а есть только дурная погода"
Те, кто пропустил Сахалин через себя не разовой командировкой, сделали вывод: "Несмотря на массу самых разносторонних сведений о Сахалине… общество до сих пор имеет о нашем острове самое смутное представление… За исключением 2-3 отдельных брошюр авторов, специалистов по различным отделам науки, все остальные источники представляют разнохарактерные статейки, помещенные в газетах и других периодических изданиях за последнюю четверть века... Так, чтобы была возможность у интересующихся Сахалином отбрасывать плевелы, вышеупомянутая горсть старослужащих на острове и трудится, посвящая на это свои досуги, над изданием Сахалинского календаря, имея целью распространять об острове верные сведения".
Эти сведения необязательно были "приглаженными". Психиатр Александровского психиатрического отделения лазарета Л.Ландау опубликовал ряд статей о людях, страдающих психическими заболеваниями, о безобразном состоянии здравоохранения острова: "К вопросу о призрении душевнобольных на Сахалине" (1898), "Очерк призрения душевнобольных на острове Сахалине" (1899). Врач Н.Лобас по итогам своей работы на острове издал серьезное исследование "Каторга и поселение на о-ве Сахалине" (Несколько штрихов из жизни русской штрафной колонии)", в которых поднял множество злободневных тем о состоянии российской медицины...
Каторга, каторга... Как и сейчас, она была не чужда прекрасному: "Существовало на острове и декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву, ковка металла, шитье и др. В 1890 году для международной тюремной выставки в Санкт-Петербурге были специально изготовлены в Александровской тюрьме и демонстрировались несколько изящных и дорогих поделок из дерева: столы, шкатулки, шкафчики. В Корсаковской тюрьме изготовлены дамский наборный столик, ломбардный и шахматный столы, комод из ольхи. Кто-то из каторжан делал оригинальные цепочки из стали. Уже упоминалось о серебряном подносе местного изготовления. Более ста человек были заняты в казенных мастерских: обойщики, ювелиры, часовые мастера, портные..."
А на воле происходили еще более удивительные вещи.
Сахалинский историк Григорий Смекалов (к трудам которого обратимся еще не раз) давно изучает подробности тогдашней жизни поста Александровский и может рассказать многое. Например, о механике Бонифатии (у Чехова в черновиках — Манифатий, у Ювачева — Вонифатий. Чехов, кстати, не стал вставлять эту историю в свою книгу, не укладывалась она "каторжную схему") Петровиче Лукьянове, по собственной воле перебравшемся на Сахалин и заведовавшем литейными мастерскими.
Он построил первое на Сахалине паровое судно — буксирный катер "Князь Николай Шаховской". Это был, конечно, не шедевр кораблестроения, но на нем была сделана первая лоция Александровского рейда и прилегающей акватории.
Более того, как писал в 1898 году в Сахалинском календаре Ландсберг: "В тех же мастерских изготавливаются и такие ответственные вещи, как паровые котлы и принадлежности к механическим двигателям вообще. Как лучшей рекомендацией для мастерских может служить тот факт, что морские пароходы, приходящие на наш рейд и нуждающиеся в возобновлении отдельных частей своих механизмов, всегда обращаются сюда с заказами, по их исполнению находя это не только дешевым, но и доброкачественным. Наши паровые катера, известные своею выносливостью во всякую морскую погоду, снабжены паровыми котлами местного производства и ежегодно ремонтируются средствами исключительно своих мастерских".
Наличие заказов на работу с металлом толкнуло умельцев на другой эксперимент — в 1890 году тюремное ведомство поручает Лукьянову выплавку чугуна из местной руды. Опыт оказался удачным!
В 1896 году губернская газета "Владивосток" писала: "Приятно отметить факт самодеятельности ссыльного населения в эксплуатации рыбных богатств Сахалина. Один из обывателей поста Александровского, мещанин из ссыльных, некто Бельт, вздумал применить электрический свет при ловле рыбы в бухте Жонкиер. Что всего любопытнее в этом предприятии, так это то, что динамо-машина, проявившая силу в 500 свечей, сделана на месте по собственным чертежам и собственным трудом опять-таки местного ссыльного Василия Вольнова".
Бельт также строил суда. Его паровой дощаник "Сахалин" вписан в историю Дальнего Востока. Михаил Ефимович Жданко, высокообразованный морской офицер, гидрограф, будущий генерал, в своем сухом отчете в дирекцию гидрографического департамента морского ведомства уделил "Сахалину" огромное место. Вид судна был не вполне презентабельный, и тем не менее оно исправно бегало между Дуэ и Николаевском-на-Амуре, а его посадка помогла при промерах Восточного фарватера Амурского лимана в 1903 году — заводские катера по такой мелкой воде просто не могли работать".
Остров понемногу перерастал каторгу. Но уже начинался ХХ век, и Сахалин стал первой российской территорией, испытавшей первый жестокий его удар...
С. Морозов | ИА Sakh.com            http://www.sakhalin.info/weekly/102434

0