Памятному знаку в честь Тымовской машинно-тракторной станции посвятили книгу
Серия "Объекты культурного наследия Сахалинской области", выпускаемая региональным министерством культуры, пополнилась очередной новинкой.
Советник отдела охраны объектов культурного наследия министерства, кандидат исторических наук Виктор Щеглов представил исследование, посвященное истории создания памятного знака в честь первой машинно-тракторной станции Сахалинской области. Всякий, кого судьба забрасывает в тымовское село Воскресеновка, не преминет сделать кадр у ретротандема  — двух тракторов на постаменте.
Формально сооружение было приурочено к 100-летнему юбилею вождя мирового пролетариата, который мечтал о 100 тысячах "первоклассных тракторов" на крестьянских полях. А фактически через призму "раскопок" создания памятного знака Виктором Щегловым прописана история освоения севера Сахалина, становления и модернизации сельскохозяйственного производства, развития тракторостроения в СССР. Тымовская машинно-тракторная станция, хоть просуществовала недолго, с 1932 по 1958 год, стала центром подготовки технических специалистов, из которых выросли в дальнейшем и управленческие кадры. Фотографии этих людей вошли в книгу как яркое свидетельство того, что в 1930-е годы из огромного потока переселенцев на Сахалин выкристаллизовалась та плеяда тружеников, что рачительно осваивали новую землю и затем укоренились на острове, — Иван Гремблат, Иван Галкин, Федор Валейко, П.Перминов. Хотя, наверно, хватало и тех, кто ехал за длинным рублем, но едва ли справедливо говорить о масштабном "синдроме временщика". Автора брошюры, чья научная специализация — демографические процессы на Сахалине в ХХ веке, сюжет о "железных конях" привел к судьбам людей земли. Отчасти эта брошюра — дань детству в поселке лесорубов, среди трейлеров и тракторов.
Памятный знак в Воскресеновке стал примером истинно народной инициативы. По предложению Ивана Гремблата тымовчане не стали звать скульпторов, обошлись своей смекалкой и признательностью технике, с помощью которой добивались трудовых успехов. Энтузиастам пришлось приложить массу усилий, чтобы разыскать на свалках металлолома трактор "СТЗ-ХТЗ-15/30" и "Универсал", выпущенные в Сталинграде и Владимире по американским "лекалам" в 1930-40-х, и привести в рабочее состояние. 22 апреля 1970 года к месту будущей вечной стоянки трактора шли своим ходом. За рулем были ветераны Тымовской машино-тракторной станции — Иван Гремблат и Иван Галкин. Время не уберегло народный памятник от вандализма, часть деталей утрачена, но сегодня для реставрации уникальных машин требуются эксперты по раритетной технике, каковых в области не имеется.
Пока что элегантных брошюр удостоились — трудами главным образом Игоря Самарина, а также Татьяны Роон — только пять исторических объектов на острове (ранее ими стали нефтяная вышка в Охе, дом Карла Ландсберга и тоннель на мысе Жонкьер в Александровске-Сахалинском, областной краеведческий музей). В 2015 году в рамках серии планируются издания, посвященные истории памятников Ленину в Сахалинской области и дома казначейства в Александровске-Сахалинском. Что до литературных планов Виктора Щеглова, возможно, следующим в этой серии станет его рассказ об истории судостроительного предприятия в Широкопадском районе ("короткий век недостроя").
Вообще же список сахалинских памятников подбирается к 160, не считая археологических объектов. У сахалинских краеведов огромный потенциал для деятельности, в наше время продолжаются открытия и находки, подчеркнул историк Игорь Самарин, например, несколько лет назад в Александровск-Сахалинском районе был найден первый американский гусеничный трактор Caterpillar, много техники прекрасно сохранилось в труднодоступных местах Курил: "В наших музеях должны быть эти знаковые объекты, с которыми связаны важные страницы сахалинской истории".
Как совершенно справедливо заметил Виктор Щеглов, "история Сахалина — непаханое поле". Дело за молодыми исследователями, лишь бы у них нашелся несовременный энтузиазм, какой исповедуют авторы серии,  — тратить свое невеликое свободное время на изучение "белых пятен" истории и презентовать их в увлекательной, научно-популярной форме землякам. А со временем эти разрозненные брошюры стоило бы свести воедино. Чтобы на выходе получился не просто сухой каталог с фотокартинками, а основательная, скрупулезная энциклопедия монументального искусства в островном регионе, история которого весьма богата на события и судьбы, достойные вечной памяти.

Марина Ильина | ИА Sakh.com