"Мадонна" XVI века представлена в Сахалинском художественном музее
Под звуки струнного квартета в областном художественном музее открылась выставка одной картины — "Мадонны дель Попполо" (или "Святое семейство") из Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств.
Как у всякого произведения, родившегося больше 500 лет назад, история его полна интриг и загадок. Оно сменило множество знатных хозяев — от кардинала Сфондрати до герцогов Орлеанских, чтобы в конечном итоге после революционных бурь оказаться в довольно печальном виде на чердаке барского дома в Нижнем Тагиле. Еще в 1925 году художник и искусствовед Игорь Грабарь высказал мнение о возможном авторстве Рафаэля ("тагильский экземпляр "Мадонны" не только наиболее ранний из сохранившихся, но, быть может, и тот самый протооригинал, который находился некогда в Санта-Мария дель Попполо"), и полотно идет с ремаркой — "приписываемое кисти Рафаэля Санти". Грабарь дал ей и имя — "Тагильская Мадонна", она на Урале единственная. Этот евангельский сюжет привлекал многих художников — юная мать Мария и старец Иосиф, любующиеся младенцем Иисусом Христом, известно более сорока полотен сходной тематики.
Представляя картину сахалинцам, директор Нижнетагильского музея Марина Агеева рассказала, каким образом картина появилась Урале. История эта традиционно связана с семьей промышленников Демидовых — людей в равной мере богатых и просвещенных. С начала XIX века представитель четвертого поколения, Николай Демидов жил в Италии, будучи российским посланником во Флоренции, составил себе славу коллекционера и мецената. По его завещанию был похоронен в Нижнем Тагиле, и для украшения фамильной усыпальницы дети Демидова привезли картины, приобретенные им в Италии. Таков, по мнению исследователей, наиболее вероятный (но не единственный) вариант появления "Мадонны".
Столь древнее искусство едва ли может дойти в первозданном виде, каким оно вышло из рук художника, подчеркнула М.Агеева. Ведь в отличие от музеев, где трепетно пекутся об оптимальном температурно-влажностном режиме, когда она находилась в римской церкви Санта-Мария дель Попполо, никто особых условий для католической иконы не создавал, и даже не раз ее похищали. За века она перетерпела не одну и не две реставрации, что во многом осложнило экспертам установление истины. Бесспорно одно — Нижнетагильский музей владеет полотном начала XVI века, что по меркам провинциальных музеев сегодня уникально. А значит, у посетителей есть шанс вдохнуть аромат эпохи итальянского Возрождения.
Последняя точка в дискуссии не поставлена, но свое мнение нижнетагильские музейщики составили: "Для нас "Мадонна" — шедевр". Раз в год полотно непременно выезжает в какой-либо из городов России. "Тагильская Мадонна" — путешественница от Екатеринбурга до Калининграда и Ростова-на-Дону, и Сахалин сегодня самая дальняя точка, где ее принимают. В островном музее "Мадонна" предстает в сопровождении копий подготовительных картонов — эскизов из книги-исследования И.Грабаря.
Выставка открыта до 14 декабря.
Марина Ильина
ИА Sakh.com
http://www.sakhalin.info/news/97716/