Черные копатели на Сахалине могут сесть на шесть лет
Госдума приняла в первом чтении проект закона, направленный на пресечение незаконной деятельности в сфере археологии, сообщается на сайте Госдумы. Законопроект увеличивает наказание за уничтожение или повреждение объектов археологического наследия, особо ценных объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников до шести лет лишения свободы. Сейчас нарушителей этой нормы могут посадить в тюрьму на пять лет.
Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за повреждение культурного слоя при проведении раскопок, а также за сокрытие от государства найденных археологических предметов стоимостью более 250 тысяч рублей. Максимальное наказание в обоих случаях составит также до шести лет. Также законопроект вводит и административную ответственность за незаконное использование металлоискателей и за незаконный оборот археологических предметов.
Проблема, так называемых, черных копателей, существует в России повсеместно.
Сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея археолог Олег Дедяхин рассказал РИА SakhalinMedia о деятельности археологов-любителей на Сахалине и Курилах, которых насчитывается несколько десятков человек.
- Подобная деятельность – не просто нелегальные раскопки, но и разрушение культурного слоя, - говорит Олег Дядяхин. - Притом, как правило, они присваивают себе найденные предметы. Среди черных копателей существует своя субкультура, где они обмениваются информацией о местах находок. Существует рынок, где сбываются наиболее ценные вещи. Как правило, исторические вещи продаются крупным коллекционерам или зарубежным музеям. В последние годы эта проблема в области стоит особенно остро. В частных руках оказываются огромные коллекции, происходит потеря объектов культурного наследия. Доходит до того, что иные предметы, например, древние изделия из вулканического стекла (обсидиана), бронзовые монеты периода средневековья продаются скупщикам и коллекционерам не поштучно, а весовыми партиями. На сторону уходят совершенно уникальные предметы высочайшей научной значимости: эпиграфические материалы, календари, художественные произведения из металла, кости и камня. Попади они в руки ученых, по результатам их изучения могли бы быть сделаны выдающиеся открытия. Это еще полбеды. Существуют копатели "в погонах". Это чиновники, таможенники, представители силовых структур, которые потворствуют или даже участвуют в продаже образцов военной техники. Как правило, такая деятельность приносит огромный доход. Другие любители старины оставляют найденные предметы себе. В дальнейшем такие находки либо выбрасываются на свалку, гибнут при переездах, в пожарах, теряются, либо меняют своего хозяина. Те и другие наносят непоправимый вред культуре и истории родного края.
Чтобы заниматься археологической деятельностью на законных основаниях, необходимо получить открытый лист, который дают при наличии исторического образования и определенного опыта участия в раскопках, археологических экспедициях.
Таким образом, людям без образования и опыта работы в археологии делать нечего. Однако нарушителей практически не выявляют. Как говорится, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. В Приморском крае, например, псевдоархеологическая деятельность приняла колоссальные размеры – масштабные раскопки ведутся на средневековых городищах, нанося непоправимый вред истории.
Даже если раскаявшийся копатель принесет находку в музей, первоначальной ценности, такой, как при раскопках, она иметь уже не будет. Для ученого важен не столько сам предмет, сколько сопутствующие ему находки, культурный слой, где она была найдена. Только изучив все это, археолог сможет определить, к какой эпохе она принадлежала, кто был ее обладателем.
Узнать возраст самой находки из металла, керамики, бронзы или стекла очень сложно и практически невозможно, поскольку все методы определения построены на анализе органических веществ.
Только если на предмете стоит гравировка или о возрасте скажут особенная технология изготовления или иные характерные признаки.
На Сахалине черные копатели охотятся за предметами японского быта, оружием или иной военной техникой времен 1905 – 1945 годов. Большой интерес представляют украшения или хорошо сохранившиеся предметы, которые можно поставить на полку. Однако есть и другая сторона незаконной археологии. Нередко культурные слои погибают под воздействием природных факторов – река размывает почву, или антропогенных – при строительстве объектов. Тогда археологи - любители, самостоятельно раскапывая и находя объекты культуры, действительно их спасают. К сожалению, они хранят все найденные ценности у себя дома, что абсолютно недопустимо среди археологов – профессионалов.
- "Черными копателями" движет эгоистический интерес, стяжательство и ощущение вседозволенности. Присваивание находок недопустимо и является варварством, - говорит Олег Юрьевич. – Исторические предметы должны сдаваться в музеи или соответствующие научные центры. Они должны принадлежать широкой общественности, а не пылиться в домах частных коллекционеров, где их никто не видит и не знает.
22 мая 2013 SakhalinMedia Ссылка