Организация охраны правопорядка и борьба с преступностью на Южном Сахалине (1945 — 1950)
Дмитрий Александрович Кузнецов,
старший преподаватель Юридического института
Сахалинского государственного университета
В 1945 г. на Южном Сахалине после боевых действий необходимо было налаживать нормальные условия жизни. К началу установления советской администрации хозяйство здесь было дезорганизовано и частично разрушено.
Население многих сёл и городов, напуганное военными действиями, бежало в портовые города юга Сахалина Отомари (Корсаков) и Маока (Холмск), стремясь выехать в Японию. На юге острова скопилось почти 70 тыс. беженцев. Огромные массы людей, оставшиеся без медицинского обслуживания и продовольственного обеспечения, представляли собой малоуправляемую, взрывоопасную людскую массу, многие скрывались в лесах. Бежавшее население, отступающие японские войска, а частично и наступающие советские войска, уничтожали линии связи, транспорт, скот, разрушали предприятия. Японцы, пытаясь скрыть ценное оборудование, материалы, продовольствие, растаскивали всё, закапывали в землю, прятали в лесах. В результате поджогов было уничтожено большое количество жилых и производственных строений.
Советским войскам недостаточно было разъяснено, что они вступили на нашу территорию, и это привело к ряду бессмысленных разрушений предприятий, учреждений, культовых строений, хищению оборудования, материалов и имущества организаций, а также населения. Положение усугублялось тем, что советская военная администрация не смогла сразу пресечь грабежи, мародёрство и др.
27 августа 1945 г. создаётся военная комендатура Тойохарского округа во главе с генерал-лейтенантом Михаилом Васильевичем Алимовым. Под его началом в городах и районах были организованы военные комендатуры со штатом 271 чел. и охраной 195 чел. во главе с военными комендантами. Создание постов по охране важных объектов позволило предотвратить многие диверсии, поджоги, хищения с промышленных предприятий, а также объектов торговли, культуры и быта, у частных лиц изымались оружие, радиоаппаратура и автотранспорт. Все радиоприёмники были под особым контролем.
Несмотря на старания военных властей, до прибытия 19 сентября 1945 г. на Южный Сахалин заместителя председателя СНК СССР А. И. Микояна и командующего 2-м Дальневосточным фронтом генерала армии М. А. Пуркаева для организации работы гражданского управления здесь фактически царила анархия. В городах оказались большие запасы сакэ (до 202 457 декалитров), и это привело к разгулу, пьянству и своеволию во многих воинских частях. Денежного обращения и торговли не существовало, и продовольствие, материалы, товары, коммунально-бытовое обслуживание — всё пре доставлялось бесплатно не только для советских войск, но и для японского населения, которое воспользовалось этим и растащило много товаров, материалов, продовольствия из складов и магазинов.
В период перехода от военных действий к мирной жизни на образованное в сентябре 1945 г. при Военном совете 2-го Дальневосточного фронта Южно-Сахалинское областное управление по гражданским делам помимо функций административно-хозяйственного руководства возложили обязанность по обеспечению общественного порядка южной части Сахалина. В октябре 1945 г. командующий войсками 2-го Дальневосточного фронта М. А. Пуркаев издал приказ, по которому на всей территории Южного Сахалина и Курильских островов устанавливалось движение пешеходов, автомобильного и гужевого транспорта с 5.00 до 20.00 часов хабаровского времени. Работа зрелищных предприятий, столовых, ресторанов, бань, промышленных предприятий, учреждений была приурочена к указанному времени. Появление военнослужащих и лиц гражданского населения на улицах в другое время разрешалось только по пропускам. Свободное передвижение населения запрещалось, в экстренных случаях разрешалось после тщательной проверки военными комендатурами.
Возникла насущная необходимость в организации на Южном Сахалине советских правоохранительных органов. Отсутствие милиции, паспортных столов и ЗАГСа не давало возможности учесть население, проследить его движение и оформлять акты гражданского состояния. Отсутствие гражданской прокуратуры и советского суда затрудняло введение советских законов и не давало возможности изучить имеющиеся органы японского суда и прокуратуры. В связи с этим на совещании у председателя Совнаркома СССР А. Н. Косыгина было принято решение обязать Прокуратуру, Народный комиссариат юстиции и Народный комиссариат внутренних дел СССР ускорить создание органов суда, прокуратуры и милиции.
В августе — сентябре 1945 г. многие сотрудники милиции из Александровск-Сахалинского, Охинского, Рыбновского районов Северного Сахалина были направлены на южную часть острова, где они наряду с пограничниками приняли самое деятельное участие в укреплении правопорядка. Но тем не менее людских ресурсов не хватало. Особенно остро ощущался недостаток в квалифицированных милицейских кадрах. Первые милицейские подразделения на Южном Сахалине в основном комплектовались за счёт демобилизованных военнослужащих. Практически весь личный состав расформированной автоматной роты 2-й Краснознамённой армии 2-го Дальневосточного фронта был передан в подчинение органов НКВД для дальнейшей организации милицейской службы на юге Сахалина. Силами бойцов были сформированы первые штаты участковых уполномоченных районных отделов милиции; в каждый район назначались в среднем по 12 человек. На них возлагались задачи поддержания авторитета советской власти среди местного населения, охране общественного порядка, установлению контактов с японским населением для последующей его переписи.
Так, к примеру, на одного участкового в Томаринском районе приходилось до 2 тыс. чел. местного населения. В ноябре 1945 г. из Амурской области на Южный Сахалин прибыла команда военнослужащих (473 чел.) для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
В ноябре 1945 г. в г. Сикука (Поронайск) был образован первый на Южном Сахалине отдел МВД, его начальником назначили Владимира Степановича Погожинского. Штат отдела состоял из 8 оперуполномоченных и 5 сержантов, выделенных штабом Дальневосточного округа по приказу генерала армии М. А. Пуркаева.
В начале 1946 г. в г. Тойохара было создано Южно-Сахалинское управление МВД СССР, которое возглавил полковник А. Узликов. 21 мая 1946 г. приказом начальника Управления МВД по Южно-Сахалинской области № 301 был образован Эсуторский (Углегорский) городской отдел УМВД, в 1946 — 1947 гг. его начальником стал капитан милиции Павел Сергеевич Бычков. В эти годы городские отделы УМВД были созданы в Томари, Макарове, Холмске, Долинске, Аниве, Невельске, Корсакове. В составе каждого городского отдела имелись отделения уголовного розыска, по борьбе с хищениями социалистической собственности, по борьбе с бандитизмом, старшие инспекторы ГАИ и Госпожарнадзора.