В 1864 г. между мысами Ходжи и Дуэ построили маячное здание в виде четырехугольной двухэтажной деревянной башни, которое к 1884 г. обветшало и покосилось. Было решено построить новый маяк. В июле 1885 года приказом главного командира портов Восточного океана А. О. Фельдгаузена на Сахалин для строительства маяка на мысе Жонкиер был командирован капитан В. З. Казаринов. Для его сооружения выбрали верхнюю площадку возвышенного и обрывистого Жонкиерского мыса (180 м от уровня моря). Сооружение маяка вело тюремное ведомство силами ссыльнокаторжных. Буквально за одно лето была отстроена деревянная шестиугольная башня, совмещенная с жилищем смотрителя и всеми необходимыми хозяйственными постройками. На площадке была установлена мачта для сигнальных переговоров с проходящими кораблями, а на случай туманов – дежурный сигнальный колокол. Осветительная часть состояла из пятнадцати масляных ламп с посеребренными отражателями, что позволяло в ясную погоду видеть сигнальный свет почти за 22 мили. Строительство закончилось 19 марта 1886 года, а 25 апреля маяк начал свою работу. С началом эксплуатации, когда выяснилось, что из-за частых туманов маяк не всегда виден с моря, возникла необходимость его переноса. Для этого на мысе Жонкиер была создана искусственная площадка, проложены подъездные пути. В июне 1895 г. началось строительство маяка из камня и бетона, работы вели ссыльнокаторжные. Весной 1897 г. были завершены отделочные работы, закончена регулировка осветительной аппаратуры. 6 июля 1897 г. здание маяка принято комиссией, службу здесь несли военные моряки Сибирского флотского экипажа. В 1958-1959 гг. осуществлена реконструкция маяка. Построено маячно-техническое здание, где установлена новая аппаратура, проведена перепланировка помещений. Стал действовать светомаяк, радиомаяк кругового действия, наутофон, колокол. Здание маяка одноэтажное, каменное, прямоугольное, размеры в плане 17х26,15 м, кровля вальмовая, покрытая железом. В объем вписана восьмигранная 18-метрова башня. На маяке находился старинный колокол с литой надписью, выполненной в стиле старого московского декоративного письма с указанием 7159 года, что соответствует 1651 году по современному летоисчислению. Колокол подавал во время тумана звуковые сигналы проходящим кораблям. Его высота – 0,88 м, диаметр – 0,81 м, вес – 65 пудов (1040 кг), отлит из сплава олова и меди с добавлением серебра. Был закреплен на перекладине под навесом.
25 апреля Начал работать маяк Жонкиер
Сообщений 1 страница 12 из 12
Поделиться225-04-2012 15:15:20
Интересно куда делся колокол?
Поделиться325-04-2012 15:45:23
Как же как же. Бывали на нём Красотища неописуемая. К сожалению в последствии в результате землетрясение башня накренилась и механизм маяка выработался и со временем заклинил
Интересно куда делся колокол?
Пионеры на металолом утащили
Поделиться425-04-2012 16:07:19
Пионеры на металолом утащили
А надо было у смотрителя спросить))
Поделиться525-04-2012 16:38:04
Диверсант написал(а):
Пионеры на металолом утащилиА надо было у смотрителя спросить))
лет 10 назад там смотрителя не было, только сторож был... злющий... никому не разрешал подниматься на маяк... Мы поднялись в его отсутствие, и осмотрели всё - но он догнал последнего из нас и заставил стереть видео
Поделиться625-04-2012 16:42:27
лет 10 назад там смотрителя не было
В 2010, были только злые собаки а смотритель очень даже разговорчивый попался ))
Поделиться725-04-2012 23:57:30
Сообщение для Ramzay
Андрей, спасибо
В 2010, были только злые собаки а смотритель очень даже разговорчивый попался ))
Один черный собака был совсем доброжелательный ))
По сей день и надолго приятные воспоминания о том путешествии по мысам, маякам и горячим ключам ))
Поделиться826-04-2012 01:12:07
Не помню какие, но два сахалинских, старинных колокола с маяков, пропали в неизвестном направлении. Короче крутые дятьки продали.
Поделиться926-04-2012 12:11:42
Один черный собака был совсем доброжелательный ))
АйсукримУ! Очень доброжелательная псина, улыбалась во ротпасть а те двое в засаде сидели ))))
приятные воспоминания о том путешествии
Надо повторить Жаль у вас нет отпусков((
Поделиться1026-04-2012 19:11:56
С отпуском мы пролетать в этом году, на следующий уже можно планировать
Поделиться1130-09-2015 19:44:36
Тайна колокола с маяка Жонкиер - http://www.youtube.com/watch?feature=pl … Xv51ZN81nk
Поделиться1208-11-2016 19:13:47
В музее книги Чехова "Остров Сахалин" напомнили о Жонкьерском маяке
В Ночь искусств постоянная музейная экспозиция "Человек и Сахалин глазами Антона Чехова" пополнилась еще одним историческим объектом. Новый экспонат довольно массивный — оконная рама из здания Жонкьерского маяка, наряду со скалами Три Брата являющегося визитной карточкой первой столицы области — Александровска-Сахалинского.
Рама сначала хранилась в областном краеведческом музее, с 2013 года перешла в фонды литературно-художественного музея книги А.П.Чехова "Остров Сахалин". Как рассказала научный сотрудник музея Мария Ожегова, ее передал на музейное хранение известный сахалинский историк, исследователь, посвятивший маякам отдельную книгу, — Игорь Самарин. В течение нескольких лет шла реставрационная работа. Рама, предположительно из древесины хвойных пород, с фурнитурой из бронзы, поступила в музей в плачевном состоянии, в каком пребывает и все здание маяка. В музее ее обсушили, провели капитальную очистку от плесени, словом, вернули товарный вид, а для истории сохранили фрагмент подлинной голубой окраски рамы. А на поверхности бронзового шпингалета долгую память о себе оставил производитель дверной фурнитуры: "Одесса. Фрейлих". Из этого окна открывался прекрасный вид на море, на скалы Три Сестры.
Напомним, нынешнее здание маяка построено в 1897 году по проекту инженера-подполковника Константина Леопольда, специально откомандированного на Сахалин из Петербурга Главным гидрографическим управлением. Дело в том, что первое здание, построенное на 180-метровой высоте в 1886 году, вызывало нарекания судоводителей: на такой высоте свет маяка часто закрывали облака. С учетом этого К.Леопольд "спустил" маяк до 79,3 м. от уровня моря. Для строительства домика смотрителя и 18-метровой башни использовали бетон из гравия и песка, цемент японской фирмы "Асано", были там сигнальная вышка, колокол и "единорог" для подачи сигналов в тумане.
Среди 15 маяков на побережье Тихого океана маяк занимал особое место — Жонкиер 2-го разряда, имеющий белый и красный проблесковые огни. Только два маяка на Дальнем Востоке — Аскольд и Поворотный — соперничали с ним в классе. Не обошел вниманием Жонкьерский маяк путешественник А. Чехов: "Днем маяк, если посмотреть на него снизу, скромный белый домик с мачтой и с фонарем, ночью же он ярко светит в потемках, и кажется тогда, что каторгаглядит на мир своим красным глазом". О том, как много значили маяки для развития мореплавания и в целом экономики Дальнего Востока, можно судить только лишь по должности инженера К. Леопольда — главный строитель маяков Восточного океана. Он же и предупреждал о возможных проблемах в будущем в связи со сползанием склона сопки…
Двойственное впечатление вызывает новый экспонат. С одной стороны, отдаешь дань уважения энтузиазму ученых и музейщиков, с другой — видишь, как годами региональная и местная власть безучастно, с олимпийским спокойствием наблюдает за гибелью Жонкьерского маяка, не переставая говорить о патриотическом воспитании молодежи на объектах исторического наследия. Время их не щадит, но спрос не с него — с недостойных наследников. А так недалек час, когда о маяке будут напоминать только оконная рама да кирпич в музее...