САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » Интересная на мой взгляд статья по истории периода Карафуто


Интересная на мой взгляд статья по истории периода Карафуто

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Официальная советская наука избегала говорить и писать о японском периоде сахалинской истории. На сегодняшний день о нем знают только специалисты. Факты освещаются, но негромко. Однако историю малой родины надо знать независимо от того, популярна она или нет.       
      Согласно официальной науке, на остров пришли милитаристские захватчики, оккупанты, которые не заботились ни о природе, ни об экономике, ни о культуре. Тем не менее, японцы оставили нам 735 предприятий, более 700 км железных дорог, полностью восстановленные леса. Мы до сих пор пользуемся японским наследством. Сохранилось немало 'останцев' того периода.
      Этот очерк - мой интерес к истории родного края. Множество любопытных 'останцев' я видела в детстве в Углегорском районе. На сегодняшний день мало что из них сохранилось, и я теперь крепко жалею, что не фотографировала, когда была возможность.

+1

2

Существует несколько версий, как образовалось название 'Карафуто'.
      'Кара' на японском означает "иноземные страны", 'футо' (местное, сахалинское слово) - "устье реки".
      Согласно другой версии, 'кара' - "пустота", 'футо' - "толстый", "обширный". Таким образом, Карафуто - "пустое пространство".
      Следующая версия гласит: 'карахито' - общее название людей (кроме айнов).
      На языке орочонов 'карафуто' означает 'креветка' - ее напоминают очертания острова (на мой взгляд, он больше похож на рыбу). Местные народы откуда-то знали, как он выглядит.
      Русские оставили острову искаженное манчжурское название "Сагалиен анга хата" - "Остров около устья черной реки". Черная река - вероятно, Амур.
      В 1875 году на Сахалине появилась каторга. К 1905 году экономика представляла собой ограниченную добычу угля силами каторжан, сезонный рыбный промысел и слабое земледелие, трудоемкое в условиях Сахалина.   
      24 июня (7 июля по новому стилю) 1905 года в районе города Корсакова высадилась дивизия адмирала Харагучи. Боевые действия были скоротечны. Захватчикам всерьез противостояли пять партизанских отрядов общей численностью 1160 человек (командиры - полковник Арцишевский, штабс-капитан Гротто-Слепиковский, капитан Полуботко, штабс-капитан Даирский, капитан Быков). Выжить в сахалинских лесах очень трудно, а зимой и вовсе невозможно, поэтому осенью партизаны свернули деятельность.
      23 августа (по старому стилю) в городе Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией, согласно которому южная часть Сахалина вошла в состав Японской империи. Переговоры с нашей стороны вел Сергей Юльевич Витте, за что получил титул графа. Николай II, напуганный революцией, уступил половину острова до 50-й параллели, чтобы добиться мира с Японией.
      14 марта 1907 года император Муцухито подписал указ об образовании губернаторства Карафуто. С 1 апреля вся власть была передана Главному управлению.

0

3

Корсаков достался японцам почти полностью выгоревшим после боев с русскими. На два года он стал административным центром. Название Отомари оставалось до 1946 года. В 1907 году островная столица перебралась в город Тайохара (ныне Южно-Сахалинск).       
      Главной задачей ставилась колонизация острова. Сюда был направлен ряд научных экспедиций. Описания растительного и животнго мира, рельефа, береговой черты, полезных ископаемых, климата, почв понадобились для того, чтобы избежать ошибок при колонизации.
      Была разработана программа по поощрению населения к переезду на Карафуто и освоению новых земель. Велась пропаганда: переселение в новую колонию представлялось патриотическим долгом. На каждом этапе программы предусматривалось материальное поощрение колонистов. Неплохо организованное переселение осуществлялось довольно быстрыми темпами.
Останки японского здания.
Поселок Яблочный Холмского района.

0

4

Курильские острова вошли в состав округа Нэмуро (административный центр находился на острове Хоккайдо). Постоянное население здесь росло крайне медленно: сказались чрезвычайно сложные природные условия.
      Японцы стремились добиться полного самообеспечения, особенно продовольствием. К освоению были привлечены в первую очередь японские крестьяне. Часть рабочей силы завозилась с Хоккайдо.
      Переселенческая семья могла получить от государства земельный участок почти 27 га. Семьям выделяли трактора и обязывали в первый год распахивать 1 га, во второй - 2 га.
      Пьющие выплачивали налог.
      В 1934 году Гражданское Управление Карафуто рапортовало, что на острове созданы все условия для полноценной жизни.
      В 35-м опубликованы итоги управления островом. На 1 месте стояла рыбная промышленность, на 2-м - лесная, на 3-м - сельскохозяйственная, на 4-м - горная отрасль.
1 фото - Главная улица в городе Тойохара (г.Южно-Сахалинск).
2 фото -  Порт Маока (Г.Холмск).
3 фото - Автостанция в г.Маока (г.Холмск).

0

5

В 1905-м дорог на острове не было.       
Дорожное строительство являлось одной из главных задач Гражданского Управления. Дороги строили всем миром.
Появились частные автокомпании.
Параллельно строили и железные дороги. Первая ветка связала Корсаков и Владимировку. Колея - 63 см. 42 км построили за 2 месяца.
Всего нам досталось 18 тоннелей и десятки мостов. Общая протяженность железнодорожных линий - 700 с лишним км. До сих пор на Сахалине узкоколейка. Паром привозит с материка вагоны, которые переставляют на узкую колею.     
Было построено 13 аэродромов. Возможно, больше - часть аэродромов была засекречена, и люди в лесах иногда набредают на заросшие брошенные аэродромы с военными самолетами.
1 фото - Действующий мост японской постройки. Поселок Яблочный Холмского района.
2 фото - Перегон Тайохара - Маока (Южно-Сахалинск - Холмск). "Чертов мост".
3 фото - Японский аэродром. Село Костромское Холмского района.
4 фото - Действующий маяк на мысе Слепиковского. Основан в 1940 году.Колодец рядом с маяком, вырытый японцами, до сих пор используется.

0

6

Моряки утверждают: 'В море можно есть все, кроме подводных лодок'. К сожалению, в настоящее время жители острова дарами моря питаются нечасто. Торговля рыбой для населения ограничена. Самостоятельный вылов, как правило, запрещен. Треска в магазинах стоит, как торпеда. Цены на морепродукты недоступны, исключая морскую капусту - ламинарию. А вот для японцев рыба - основной продукт питания.
В 1915 году - начало бурного развития рыбной промышленности. Шел активный экспорт трески в США. Добывались сельдь, камбала, лосось, минтай, салака. Часть рыбы (насколько мне известно, лосось) перерабатывалась на тук - удобрения для полей, в первую очередь рисовых.
В рыбной промышленности при японцах было занято 65 тыс. человек. В настоящее время у нас (по всему Сахалину) - около 8 тысяч.
На рыбе и морепродуктах работало более 400 различных предприятий: рыбоперерабатывающие базы, 23 консервных завода (из них 15 - на Курильских островах), судостроительные площадки, агаровые заводы, заводы по переработке морской капусты, холодильные предприятия, заводы по производству рыбных колбас, зверобойные и пушные хозяйства, 26 рыборазводных заводов. Кроме того, существовало 415 мелких рыбообрабатывающих хозяйств.
Сырье для агар-агара добывали на озере Буссе. Сегодня единственный завод на Сахалине работает с переменным успехом (и это - несмотря на спрос!)

0

7

Знаю не понаслышке, что означает термин 'зона рискованного земледелия'. Вырастить на Сахалине культурное растение весьма непросто. Вот оно, дачное счастье: семена укропа перед посадкой надо вымачивать трое суток, меняя воду. Редис часто уходит в ботву. Картофель на третий год вырождается. Помидоры растут в теплицах. Хлеб наша земля, увы, не родит - рожь и пшеница на Сахалине не приживаются.
К 1935 году на Карафуто засевалось более 40 видов сельскохозяйственных культур, в основном овес, картофель, кормовые травы.
В рамках специальной программы японцы завозили племенных коров и отдавали в аренду частникам. Чиксамбо - это скотный двор. Советская власть наследовала добротное хозяйство. В 'лихие 90-е' все поголовье крупного рогатого скота Сахалина было пущено под нож... Молоко - не главный продукт питания для японцев, поэтому коров разводили ограниченно. Породы скота улучшали; использовали рыбный жир для откорма бычков. Сливочное масло Карафуто считалось лучшим в Японии. Для стандартизации продукции была организована Ассоциация кооперативов молочной промышленности.
На Карафуто процветали богатые конезаводы, владельцы - бывшие подданные Российской империи. Среди них были и поляки.
Породы лошадей тоже улучшали - завозили с Хоккайдо и Европы, в основном першеронов и рысаков. Лошади являлись главной тягловой силой, поэтому их поголовье было больше, чем число коров.
Были и местные породы, оставшиеся после русских.
Поселенцы пришли к выводу, что на Карафуто выгодно содержать овец. Однако баранина японцев не интересует, так же, как и козлятина, поэтому ни овцы, ни козы распространения не получили. На острове выгодно разводить кроликов, чем и занимались по указу властей крестьянские хозяйства. Более половины крестьянских хозяйств содержало кур.     
Первая попытка лисоводства была предпринята в 1909 году. Развиваться отрасль начала с 1915 года. Шкурки с Карафуто считались лучшими в Японии. Русские наследовали хозяйство, но в настоящее время на острове не осталось ни одной звероводческой фермы - несмотря на то, что разведение лис и норок приносило миллионные доходы. Растащили!           
Вот какие предприятия пищевой отрасли работали на южном Сахалине: 31 завод рисового производства, 20 - по производству сакэ, 3 спиртзавода, 2 завода по производству технических масел, 10 - сои, 8 крахмальных фабрик, 3 мельницы, 2 хлебопекарни, 4 мыловаренных завода, кислородное производство, сахарный, кондитерский, галетный, фарфоровый, колбасный, макаронный, фармацевтический заводы, завод по производству пихтового масла.     
Производство сахара оказалось нерентабельным, потому что сырье приходилось завозить. Сахарная свекла на Сахалине, как и хлеб, не приживается.

0

8

С самого начала владычества японцы открыли несколько месторождений и заложили шахты.
Для перевозки угля была проложена первая железнодорожная ветка. Появилась электростанция, в которой использовались швейцарские турбины. Котлы работают до сих пор (по отзывам инженеров - супернадежные).       
Добыча угля производилась вручную. Труд - адский. Для работы привозили корейцев. До конца 30-х годов корейцы приезжали добровольно. Два раза в день они получали по чашке риса, и все. Продуктов не хватало. Рабочие получали деньги, которые большинство отсылало родным в Корею. С началом Тихоокеанской войны японцы стали проводить в Корее массовые принудительные мобилизации молодых мужчин для работы на шахтах. Когда пришли русские, корейское население испугалось и скрылось в сопках. На шахтах в то время царила неразбериха. Затем корейцы вернулись. Можно было ехать на родину, однако война разделила страну, путь в Южную Корею закрылся. С тех пор на Сахалине проживает много корейцев, кое-где - обособленными поселками, сохраняя своеобразный быт. В детстве я гостила у подруг-кореянок в таком поселке.
В настоящее время в южной части острова находится 36 угольных шахт, открытых японцами. Сейчас работает 11 штук, 5 законсервировано, 20 брошено.    При японцах работало более 100 кирпичных заводов. Выпускались облицовочная плитка, взрывчатка, порох, серная и азотная кислоты. Практиковалась сухая перегонка угля при низкой температуре. Японцы даже приспособились изготавливать бензин под названием 'тара', масла, мазут, кокс.
Где он, местный кирпич?

0

9

В 1921 году с материка случайно завезли сибирского шелкопряда - опаснейшего вредителя, который уничтожил леса южного Сахалина. Погибло 220 тысяч гектаров леса. Начала работу программа восстановления лесов. Была проделана огромная работа.           
В 1945 году наши получили полностью восстановленные леса. Сейчас мы рубим лес, который посажен японцами. В Углегорском районе я видела огромные площади посаженных вручную лесов - хвойные деревья растут рядами.       
Погибшие леса надо было утилизировать. Часть увезли в Японию, которая остро нуждалась в древесине. На Сахалине началось строительство целлюлозно-бумажных заводов. На Карафуто работало 10 заводов, из них мы унаследовали 7. Их строили не столько для производства бумаги, сколько для нужд военной промышленности. Японцы заботились об очистке стоков. Холмский ЦБЗ занимает 22,7 га - это вызывает уважение. В 91-м году обветшавший завод почил, не дождавшись ни реконструкции, ни модернизации. Жизнь на нем еще теплится - котлы обогревают бОльшую часть города в отопительный период. Производятся кое-какие работы по мелочи: токарные, фрезерные, кузнечно-литейные. Хвастаться нечем.
1 фото - Холмский целлюлозно-бумажный завод, основанный японцами. Бумажную продукцию уже не выпускает, равно как и остальные 6 заводов.
2 фото - Целлюлозно-бумажный завод. Сикука (п.Поронайск).

0

10

Первая начальная школа появилась в 1906 г., на занятия пришли 20 учеников.   
Сначала существовали две системы образования: государственная и частная, затем все передали муниципалитетам. Всего на южном Сахалине открыли 230 школ. Образование велось с учетом условий острова, большое внимание уделялось физической подготовке, закалке.
Школы в городах были богатые: пианино в каждом помещении, рентгенкабинеты, швейные машинки, ковры на полу, спортивные площадки.       
В детстве я удивлялась: для чего недалеко от школы, построенной японцами (кстати, в школе учились корейские дети) стоит небольшой каменный домик. Оказывается, это косинохоандэн - особое помещение для хранения духовных сокровищ. Часто туда помещали портрет Правителя Японии, чтобы заодно взращивать и патриотизм. Косинохоандэны стояли возле каждой школы.       
Первая гимназия открылась в 1912 году в г. Отомари (Корсаков). Существовала и вечерняя школа. Большое внимание уделялось педагогическому образованию. Будущие педагоги пользовались льготами, привилегиями, получали стипендию. Свои учителя - выпускники составляли более половины всех учителей острова.       
Кроме школ, работало 60 военно-спортивных организаций для молодежи.

0

11

В 1937 году на пожертвования граждан был построен музей для показа коллекций по естественной истории острова. Здание выполнено в традиционном архитектурном стиле 'тэйкан-дзукури' - 'императорская корона'. После освобождения Сахалина музей открыли повторно в 1946 году.

0

12

© Полностью статья расположена по адресу:
http://zhurnal.lib.ru/b/bezbah_l_s/karafuto.shtml

0

13

Блин а что сохранить то все не смогли ??? Все что нажито непосильным трудом !!! 13 - аэродромов - гражданских, 700 км железных дорог - узкоколлейных, 230 школ общеобразовательных; и т.д. .... ???

0

14

Al_exe написал(а):

Блин а что сохранить то все не смогли ??? Все что нажито непосильным трудом !!! 13 - аэродромов - гражданских, 700 км железных дорог - узкоколлейных, 230 школ общеобразовательных; и т.д. .... ???

Ну вот как-то так  :dontknow:  Меня тоже ужасно удручает факт потери такого количества готовой инфраструктуры. Только в нашей стране всеобщего бездорожья могут хереться железные дороги и аэродромы за ненадобностью  %-)  Ну если с аэродромами всё понятно (в СССР не могло существовать частной или любительской авиации), то с ЖД транспортом вообще нечто не поддающееся здравому смыслу  :tired:

0


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » Интересная на мой взгляд статья по истории периода Карафуто