САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Вооружение и Снаряжение » Самолет Айчи M6A1 "Сейран"


Самолет Айчи M6A1 "Сейран"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Единственный в истории самолет подводной лодки, созданный для выполнения ударных заданий, M6A1 уже только поэтому достоин занять место в истории авиации. Но отсутствие не то что реальных успехов, но даже случаев боевого применения, плюс строгая секретность, которой были окружены в Японии эти самолеты, обусловили их сравнительно малую известность. В русскоязычной литературе информации об этой машине совсем не много, а имеющаяся не всегда верна. Взять хотя бы обозначение и название самолета. Ведь практически нигде не указывается, что литера М обозначает "самолет специального назначения" (или, по другой версии, "специальный бомбардировщик"). Неправильно переводится на русский язык и название "Сейран". Обычно оно трактуется как "горный туман". Но в англоязычной литературе оно дается не как "Mountain mist" (mist - туман), а как "Mountain haze". Слово "Haze" же переводится как дымка или легкий туман. Наиболее точным, но совершенно непроизносимым переводом названия Seiran является описание "неблагоприятной погоды на вершине горы под ясным небом". Касаясь названия, стоит отметить, что поскольку союзники до конца войны ничего не знали о "Сейране", кодовое обозначение ему, естественно, не присваивалось.
Выдаче задания на проектирование ударного самолета для подводного авиатранспорта предшествовала очень серьезная проработка проекта самой лодки-носителя. Лишь после того, как основные параметры проекта "Сен Току" окончательно определились, весной 1942 г. штаб морской авиации провел переговоры с концерном "Аити" (Aichi - у нас его обычно произносят как "Аичи"), имевшим большой опыт проектирования морских самолетов.
Морское командование считало, что успех операций подводного авиатранспорта будет полностью зависеть от боевых качеств его самолетов. Поэтому в спецификации "17-Shi" от 15 мая 1942 года к "экспериментальному специальному бомбардировщику" предъявлялись следующие требования: максимальная скорость без наружной подвески - 550 км/ч на высоте 4000 м, дальность - 1482 км, диаметр ангара для хранения самолета - не более 3,5 м. По опыту использования лодочных самолетов предшествующих типов был сделан вывод, что нужно по возможности избегать их сборки-разборки. Поэтому все части машины, выступавшие за габариты ангара, должны были складываться.
Конструкторское бюро "Аити" сочло, что задание ему вполне по силам. Машина получила фирменное обозначение AM-24. Конструкторскую группу по ее проектированию возглавил Норио Одзаки, ближайшими помощниками которого были Ясисиро Одзава и Морисиго Мори.
В результате у них получился весьма элегантный свободнонесущий цельнометаллический низкоплан чистых аэродинамических форм с гладкой дюралевой обшивкой. Конструкция машины во многом базировалась на предыдущей разработке фирмы "Аити" - палубном пикировщике D4Y1 "Суисей" (союзное наименование - "Джуди").
Поскольку изначально предполагалось "одноразовое" применение самолета, шасси на нем сочли излишним. Предусматривались лишь узлы крепления катапультной тележки. Однако не стоит думать, что машина предназначалась только для смертников. По выполнении задания самолет должен был вернуться к "родной" субмарине и сесть рядом с ней на воду, что давало шанс на спасение экипажа. В дальнейшем решили, что "одноразовый бомбардировщик" - это тоже слишком расточительно и машину оборудовали поплавковым шасси, "позаимствованным" у гидросамолета Е16А1 "Зуйун". Но в отличие от "Зуйуна", поплавки "подвесили" на свободнонесущих обтекаемых пилонах, а в случае необходимости (например, если надо развить максимальную скорость, чтобы уйти от перехватчиков) они могли сбрасываться в полете.
Не совсем ясно, каким было первоначальное задание по боевой нагрузке - 500 или 850 кг и выдвигалось ли требование подвески торпеды, но в ходе работ оно стало обязательным. В окончательном варианте самолет мог нести 850-килограммовую авиаторпеду или 500-килограммовую бомбу на подфюзеляжном узле подвески. Трапеция для бомбометания с пикирования не предусматривалась. Интересно, что в боевом походе самолеты хранились в лодочном ангаре с уже подвешенными торпедами или бомбами, что позволяло сократить время на их подготовку к запуску. Оборонительное вооружение состояло из одного 13-мм пулемета "Тип 2" для защиты задней полусферы. Наступательного стрелкового вооружения не было.
Экипаж - два человека: пилот и штурман-стрелок-радист, размещенные под общим длинным фонарем с двумя сдвижными секциями.
По согласованию с флотом фирма решила использовать для нового самолета японский вариант немецкого мотора жидкостного охлаждения "Даймлер-Бенц" DВ-601 (местное название Аити "Ацута").
Еще в 1942 г. изготовили полноразмерный деревянный макет, на котором отработали способ складывания крыльев и хвостового оперения. А первый прототип самолета был готов в ноябре 1943 г. За ним последовали еще пять предсерийных машин, оснащенных двигателями "Ацута 31". Кроме того, были выпущены также два учебно-тренировочных самолета на колесном шасси, поначалу обозначенные М6А1-K "Сейран кай". Впоследствии их стали называть "Нанзан" - "Южная гора". Они оснащались моторами новой модификации - "Ацута 322. Еще одним отличием "колесных" машин от гидропланов было отсутствие складывающейся верхней части руля поворота. Интересно, что "Нанзан" сохранил узел крепления катапультной тележки; это давало возможность выполнять учебное катапультирование на берегу.
С октября 1944 г. из заводских цехов начали выходить серийные "Сейраны", оснащенные теми же моторами, что и "Нанзан", а всего до июля 1945 г. их успели построить 20 (в ряде источников указывается цифра 18) штук, причем по некоторым сведениям два самолета были потеряны во время подготовки пилотов. На выпуске "Сейранов" негативно сказались два фактора - сильное землетрясение в районе Нагои и налеты американской авиации. К лету 45-го японцам стало и вовсе не до "экзотики" и выпуск "подводного бомбардировщика" официально прекратили. Видимо, некоторые противоречия о числе выпушенных самолетов вызваны тем, что несколько готовых (или почти готовых) самолетов оставались на заводе и не были до конца войны сданы заказчику.
Тактико-технические характеристики М6А Сейран
Тип - двухместный бомбардировщик подводной лодки
Двигатель - Ацута 21, 12-цилиндровый жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1400 лс, 1290 лс на высоте 5000 м
Вооружение:
1*13 мм пулемет Тип 2
1*850 кг торпеда, или 1*800 кг бомба, или 2*250 кг бомбы
Максимальная скорость:
430 км/ч у земли
475 км/ч на высоте 5200 м
Крейсерская скорость - 300 км/ч
Время подъема на высоту:
3000 м - 5,8 мин
5000 м - 8,15 мин
Потолок - 9900 м
Дальность полета - 1200 км на скорости 300 км/ч и высоте 4000 м
Вес:
пустого - 3300 кг
взлетный - 4040 кг
максимальный - 4445 кг
Размеры:
размах крыла - 12.262 м
длина - 11,64 м
высота - 4,58 м
площадь крыла - 27 кв.м
Лишь две субмарины, пригодные для транспортировки и запуска "Сейранов" - I-400 и I-401 - выходили на боевое задание с самолетами на борту. И хотя ни запланированный удар по шлюзам Панамского канала, ни операция против базы американцев на атолле Улити так и не были осуществлены, эти походы заслуживают отдельного описания.

+1

2

ramzay написал(а):

Лишь две субмарины, пригодные для транспортировки и запуска "Сейранов" - I-400 и I-401 - выходили на боевое задание с самолетами на борту

Собственно самих субмарин, до комплекта и не хватало.
Подкину для ознакомления.

+2

3

kokutai написал(а):

Собственно самих субмарин, до комплекта и не хватало.
Подкину для ознакомления.

И здесь можно картинки посмотреть "Подводные авианосцы"  Серия Сен Токи.

0


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Вооружение и Снаряжение » Самолет Айчи M6A1 "Сейран"