Кёнигсберг - Калининград / “ГАНС-ЛЕЖАК” В КЁНИГСБЕРГЕ. Грабить могилы “чёрные копатели” ходили семьями
Сегодня мы продолжаем “прогулку” по хрупкому мостику, который перебрасывают из Калининграда в Кёнигсберг коллекционеры и... копатели.
“Трофейщики”
Первые кладоискатели в Кёнигсберге-Калининграде приступили к своему “ратному подвигу”... по распоряжению помощника военного коменданта Кёнигсберга, датированному 27 апреля 1945 года. От “трофейщиков” (так назывались те, кто служил в трофейных батальонах) требовалось:
“1. Выявить наличие кладов и сейфов.
2. Денежных ящиков.
3. Обеспечить их охрану.
4. Указать местонахождение.
5. Не разрешать их вскрытие никому без представителя комендатуры и донести мне по данному вопросу к 28 апреля с.г.” (Цитируем по книге “Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах”)
Первые гражданские обитатели завоёванной земли тоже особо не терялись. “Когда наши войска подходили к Восточной Пруссии, немцам объявили, чтоб они прятали ценные вещи, что Пруссию сдадут временно. В тайниках была в основном посуда, её укладывали в ящики, зарывали в землю, прятали в подвалах, замуровывали в стены...” - вспоминают первые переселенцы. “Мы с пацанами отрыли огромную ванну на два метра <...> там посуда, хрусталь. А нам, мальчишкам, это зачем? Всё разбили, а стаканы с собой взяли”.
Сундучок ювелира
Как правило, то, что обнаруживалось при “раскопках” взрослыми людьми, продавалось на рынке, обменивалось на продукты или приспосабливалось в домашнем хозяйстве. Клады бывали простенькие (типа ящика с дешёвой посудой, которую припрятала бережливая немецкая фрау). Бывали - бесполезные. (“Под одним из кустов в саду я нашла герметически закрытую стеклянную банку; в ней были документы на дом, в котором раньше жил известный часовщик; на бумаге было написано по-немецки и цифрами проставлена сумма”.)
Клады случались и, напротив, чрезвычайно полезные. Так, на улице Клинической обнаружился целый штабель новёхоньких эмалированных вёдер - ими снабдили всю округу. А иногда попадались и настоящие сокровища: тонкий дорогой фарфор, хромовая кожа, золотые часы, колечки...
“Один человек работал у себя в подвале и обнаружил пустоту в стене. Разломав её, нашёл маленький сундучок с золотом. Оказывается, в этом доме раньше жил ювелир. Нашедший клад тут же начал пить, дарить налево и направо часы, колечки. Его поймали и всё отобрали. Вскоре стали обязательно требовать, чтобы люди сдавали все найденные вещи”.
Массовая депортация немецкого населения в 1947-1948 годах подстегнула волну кладоискательства. Много вещей немцам брать с собой не разрешали, поэтому они, в надежде на возвращение, распихивали остатки имущества по укромным местам.
Золотые коронки
Тогда же, несмотря на ужесточение мер за “несанкционированное кладоискательство”, появились и первые “профессиональные копатели”. Они внимательно изучали планы домов, выясняли вероятные места захоронения ценностей, приобретали необходимый специнвентарь: железный щуп, лопаты, молотки...
Рисковали, конечно - всюду были мины. Известен случай, когда люди подорвались... в фонтане напротив нынешнего драмтеатра. Стали какой-то камень поднимать - и прогремел взрыв. Но копателей не останавливали ни мины, ни снаряды, они не боялись ни Бога, ни чёрта.
Одна из очень щекотливых тем - “чёрная стоматология”. Это когда вскрывались могилы и с мертвецов снимались кресты, обручальные кольца, разбивались челюсти покойников и извлекались золотые коронки...
Официально это как бы не поощрялось, но... в ювелирном магазине “Рубин” в 50-х годах проводилась скупка золота у населения. ЛЮБОГО золота. И никто не спрашивал у гражданина, пришедшего сдавать “лом”, откуда у него десять штук колец (с немецкой гравировкой) или пятьдесят золотых зубов... Государство нуждалось в драгоценных металлах. Так что “лишние” вопросы могли возникнуть в исключительных случаях... А вот человек, продавший одно-единственное колечко (своё или бабушкино) частному лицу, вполне мог загреметь в тюрьму. Как покусившийся на государственные интересы.
Немецкие “стволы”
Надо сказать, что на местах недавних боев послевоенные копатели особенно не “резвились”: всё мало-мальски ценное снимали с погибших военные мародеры. А немецкая атрибутика никому и даром была не нужна. (Бывало, что немецкое обмундирование со складов центнерами сжигалось в печах! Сегодняшние копатели, рассказывая об этом, только скрежещут зубами...)
Кладоискательство стало одним из распространённейших “хобби” калининградцев.
И вот... уже седьмой десяток лет в Кёниге РОЮТ всё, что придётся. Копатели делятся на “красных” и “чёрных”. “Красные” - официально зарегистрированные поисковики. “Чёрные” - ясно без комментариев.
“Чёрные копатели” специализируются на поиске оружия и боеприпасов, дабы найденное привести в боевое состояние и выгодно продать. Не гнушаются они и вскрытием уцелевших могил - не только немецких, но и тех, где похоронены первые переселенцы. Их интересует золото - в любом виде, от колец до зубов. Правда, во Дворце культуры рыбаков на проспекте Мира (где по выходным собираются коллекционеры всех мастей) “чёрные копатели” не светятся, у них - свои каналы сбыта. На этом “рынке” крутятся “криминальные элементы”. Хотя, конечно, по нынешним временам вооружиться без проблем можно и современными “стволами”. Однако оружие, добытое из земли, имеет неоспоримое преимущество: “одноразовый” немецкий “ствол” не выведет милицию на того, кто им воспользовался.
Из кожи человека
У “чёрных” - своя, довольно циничная терминология. Так, немецкая могила называется “ганс-лежак”. Среди “заветных артефактов” - “памятная кружка” из концлагеря. Мечта, сравнимая с обретением чаши Грааля, - абажур для лампы или перчатки, выделанные из человече-ской кожи. Говорят, у нацистов-фанатиков такое имелось, но на рынке всплывает крайне редко и стоит сумасшедших денег...
Любая находка приводит в состояние эйфории. Копатели тратят деньги на приобретение серьёзной аппаратуры, скрупулезно изучают историю края, спокойно относятся к “конкурентам”. Возрастной диапазон копателей весьма широк: от пятнадцати лет до шестидесяти. Есть целые семейные династии: отец копал, брал с собой сына - теперь выросший сын берёт с собой своих детей.
Социальный статус копателей - разный. Есть откровенные маргиналы (типа упоминавшегося в прошлом материале Димы Афгана, “фартового”, который пил по-чёрному, но ни разу не вышел из леса пустым). Есть работники крупных компаний (топ-менеджеры). Есть предприниматели - люди довольно богатые... Собственно, чем обеспеченнее копатель, тем больше у него шансов на успех: без металлоискателя в лесу делать нечего - эффект от лопаты, мягко говоря, минимален. А толковый металлодетектор стоит от $500.
А ведь нужно ещё вкладывать средства в приобретение специальных книг, иметь свободное время для изучения “темы”... Общаться с “коллегами” на форумах, посещать специальные сайты, вести переписку, ездить на слёты - например, в Кассель и Мюнхен.
Сухой закон
В Интернете на форуме копателей гуляет частушка:
Кто тут “чёрный, кто тут “красный”,
Нам теперь не разобрать.
Но одно лишь только ясно:
Все хотят “хламец” копать.
Современный копатель - существо предусмотрительное и скрытное. Обычно собирается группа от трёх до десяти человек (хотя есть, конечно, и одиночки). Копатель облачается в камуфляж или в водонепроницаемую куртку (популярны куртки, в которых ходят британские военнослужащие), надевает высокие резиновые сапоги, берёт с собой инструменты, спирт, марганцовку, туалетную бумагу, еду (типа крупы в порционных перфорированных пакетах - нести легко, а готовится быстро и чисто), таблетки для обеззараживания воды. Пользуются спросом термические шашки-брикеты: их ещё в советские времена выпускал химический завод под Омском; одна такая шашка может воспламенить насквозь сырые дрова, а котелок с водой закипает за одну минуту.
Алкоголь настоящие копатели с собой не берут. Работа в режиме “шашлык-пиво-приборчик” - это прерогатива откровенных любителей. “Профи” за световой день - с 9.00 до 21.00 перелопачивает кубометры земли. Он должен быть не только силён, но и сосредоточен: по неписаным правилам, владельцем любой выкопанной вещи становится тот, кто её первым увидел.
Нет, конечно, исторических изысканий копатели не проводят. (Янтарную комнату не ищут, в архивах не сидят. Их интерес - вполне практический.)
Коктейль Молотова
Наша область - маленькая, так что “хлебные места” известны наперечёт. В Калининграде основные раскопки ведутся на Острове, за строящейся эстакадой. Сейчас там гаражи и дачные участки, а раньше была одна из крупных кёнигсбергских свалок. “Позднятины” (так на языке копателей именуются предметы, относящиеся к XIX-XX векам) - хватит ещё на сто лет непрерывного рытья.
Копатель-дебютант берёт лопату, находит заброшенный дачный участок и вгрызается в грунт. Углубляется где-то на метр - и оказывается в воде. Чем усерднее роет - тем выше вода. Конечно, стоять почти по пояс в грязной холодной жиже - удовольствие ниже среднего. Зато на экс-свалке обязательно что-то находится: крышки, мелочь, осколки посуды, значки, сувениры... А это здорово подстегивает “неофита”.
Впрочем, при раскопках не мешало бы иметь при себе противогаз. На свалку немцы выбрасывали не только бытовой, но и промышленный мусор. Однажды копатели наткнулись на стеклянные ампулы, нечаянно их разбили - пошёл такой едкий запах, что ребята еле выскочили из ямы и с трудом отдышались.
А в другой раз были найдены бутылки с “коктейлем Молотова”, фабричного производства, с этикетками. Зажигательная смесь, предназначенная для “народной самообороны”, сохранила все свои свойства, разве что фитиль полуистлел...
Ещё одна свалка была в Кёнигсберге на территории нынешнего посёлка им. А. Космодемьянского - и в Косме тоже пасутся “старатели”.
Наградные кольца СС
Кстати, слово “диггер”, которым называют себя копатели в средней полосе России, у нас как-то не приживается.
Копатели неплохо “отоварились”, когда возле Дома Советов строилась бинэксовская автозаправка. Землю тогда обследовали археологи, но торопливо. Грунт был вывезен - и копатели нашли в нём много старинных, а стало быть, коммерчески привлекательных предметов.
...Среди тех, кто интересуется военной атрибутикой, репутация “Клондайка” и “Эльдорадо” прочно закрепилась за Бальгой и Балтийском. По слухам, на Бальге находили даже такие раритеты, как наградные кольца СС из серебра. Эта награда была учреждена в апреле 1934 года, всего до 1944 года было выпущено и вручено 14.500 колец, но 60% к весне 1945-го вернулись в хранилище - в связи с гибелью владельцев. (По закону, родственникам оставались наградные листы, а “осиротевшие” кольца хранились в замке Вевельбург). 10% были утеряны в ходе боев. То есть теоретически - найти можно более 3.000 колец. (Копия такого кольца стоит в Интернет-магазине $140. Подлинник - от $400.) Если учесть, что в Кёнигсберге стояли только вспомогательные эсэсовские части, возможность подобной находки весьма маловероятна, но... чем черт не шутит!..
Бывает, что на одном “квадрате” копают сразу пять-десять человек. И это не только калининградцы. К нам приезжают копатели из других городов России, из Латвии (хотя там есть своя “земля обетованная” - в 1945 году немецкие войска были окружены, в знаменитом “Курляндском котле” погибли тысячи солдат и офицеров вермахта). Даже немцы наведываются. Но они, как правило, приезжают официально, в качестве сотрудников Народного союза - организации по перезахоронению. На Западе, кстати, копать очень сложно: там много частных земель, строго карается нарушение земельных покровов и т.д., и т.п.
Стукнуть на ближнего
Повторяем, по местам боев копают те, кого, прежде всего, интересуют военные регалии, награды, жетоны, пряжки, каски и т.п. Но, если на пальце скелета попутно обнаружится кольцо - в ста случаях из ста оно будет снято.
И хотя уже довольно давно копатели сотрудничают с поисковыми объединениями, что позволяет соблюсти некую “морально-этическую составляющую”. И хотя кошмары (развороченные могилы, выдранные золотые зубы, обручальные кольца, из которых “выколачивались” истлевшие пальцы) позади, а большинство гробокопателей подвизается теперь в другой “отрасли” - энергетика на местах массовой гибели ещё та.
Многие люди, к мистификациям вообще-то не склонные, на полном серьёзе утверждают, что на Бальге и на Балтийской косе можно время от времени видеть призраки немецких солдат. А в лесу под Черняховском-Инстербургом есть “чёрный квадрат” - странная зона, где человек вдруг - без всяких видимых причин - впадает в жуткую меланхолию...
Кстати, с точки зрения закона положение копателя весьма уязвимо. В УК РФ существует статья “Надругательство над телами умерших и местами их захоронения”. Да, чтобы предъявить её, копателя нужно застать с лопатой в руках над разверстой могилой. Милиция по свалкам и лесам, конечно же, не шарится. Но... среди копателей всегда можно найти того, кто “стуканёт” на своего ближнего. А это - уже повод придраться.
Опять же, у копателя - если обыскать его “хату” - наверняка найдутся вещи с незаклеенной (не закрашенной и т.д.) нацистской символикой - а это “тянет” на серьёзную статью. В Интернете целый форум посвящён проблеме “Стук-стук, откройте!” Юристы дают консультации - как быть, если вас “застучали”...
Шоколад из 1944 года
Впрочем, копателей никакие призраки и энергетические субстанции не остановят. В том числе и перспектива уголовного наказания. Самые любимые находки этих отчаянных людей - вино и коньяк, “отрытые” в фундаментах зданий. На вкус, утверждают, - недурственно. Так, например, коньяк “Eugene Gourry”, выпущенный, как гласит надпись на этикетке, специально для нужд вермахта, был найден в бутылке, чья этикетка сохранилась почти полностью, пробка, как и положено, залита красным сургучом, и за всё послевоенное время испарилась лишь незначительная часть напитка.
Как-то были найдены ящики с сигаретами - но от влаги все табачные изделия развалились. А совсем недавно в лесу под Мамоново был обнаружен целый ящик шоколада с надписью “Рождество 1944 года”. Шоколад попробовали прямо на месте. Потом его продавали в ДКР - и все его охотно лопали. Что характерно, без побочных эффектов. Вкус, правда, был специфический... вкус “рождества 1944 года”.
Ну а наша очередная “прогулка” - по Кёнигсбергу “автомобильных раскопок”. Известно, что в позапрошлом году в одном из пригородов Калининграда были найдены обломки самолёта-штурмовика “Ил-2”, с запасом авиабомб. Пока к находке подступались официальные органы, копатели... сняли с “Ил-2” пулемёты, уволокли патроны... Пропали даже бомбы крупного калибра!
О том, что происходило все эти годы с “забытыми” “Виллисами” и прочими раритетами, мы вам и расскажем в следующий четверг!
Д. Якшина http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=17025