Сахалинский краеведческий музей представил книгу о себе любимом
6 декабря главный музей области отметил 120-летний юбилей. К этой дате была приурочена презентация издания "Сахалинский музей. 120 лет. От открытия до наших дней (1896 — 2016 гг.)" в музее книги А.П.Чехова "Остров Сахалин". Замысел его прост и понятен: сам о себе не напишешь — никто не напишет. Авторами стала ученая "святая троица" — Михаил Прокофьев, Игорь Самарин и Виктор Щеглов, как от души и на полном серьезе назвал коллег директор музея Темур Мироманов.
За век с небольшим музей не раз менял "адреса, пароли, явки". Первый сахалинский музей был заложен в Александровском посту в 1896 году указом №226 губернатора Мерказина, имея целью "служить живою иллюстрациею всего, что до сих пор известно об острове". Структуру первого музея и рабочую программу написал административно-ссыльный, впоследствии видный ученый Лев Штернберг, а первыми музейными работниками были местные врачи и инженеры. Его наследником там же после советизации северного Сахалина стал областной краеведческий музей имени 15-летия Октябрьской революции (1932-1955). Слова, которые из песни музейного дела не выкинешь, — музеи Тойохары (1917-1936) и губернаторства Карафуто (1937-1945). А с 1946 по настоящее время место встречи с областным краеведческим музеем неизменно.
Хроника музейного дела следует крутым, весьма драматическим виражам истории области. Если первый губернатор указал основать музей, то второй (Ляпунов) велел вдвое срезать бюджет. Музеи претерпевали равнодушие власти, отсутствие научных кадров, пожары и переезды. Пришли японцы в 1920 году — музей был "тщательно разграблен", пришли большевики — музей выжила из здания областная администрация, лишившаяся помещения в результате пожара в 1935 году. На здание, созданное в Тойохаре по проекту талантливого архитектора Ёсио Кайдзука в стиле "императорская корона", покушались партбоссы, которых невероятно раздражал его нездешний, несоветский облик, и они по простоте пытались воткнуть в эти стены онкологическую больницу, но, к счастью, не случилось. А то каким был бы и без того обиженный градостроителями Южно-Сахалинск без "жемчужины" Кайдзука?
История сооружения этого здания воспроизведена на японских страницах книги, отразивших интерес научной общественности к исследованию Карафуто по широкому кругу направлений — геология, археология, биология, этнография, история. Раритетные открытки дают представление о музейных экспозициях, а картины японских художников запечатлели быт исчезнувшей Атлантиды — айнов. Ученые Миябэ Кинго, Мурада, Миякэ Цутому исследовали Карафуто — по определению директора музея Ямамото Тосио, место, "где проверяется характер нации, место, пока лишенное прочных исторических и культурных традиций. Но время поставит все на свои места, потому что в этих землях есть своя самобытность". Золотые слова, которые бы стоило перечесть нынешним руководителям региона.
В этой книге сошлось множество историй — не только Сахалинской области, музейного дела, науки, но и, конечно, фотографии. Ведь на 350 страниц пришлось более 500 архивных снимков. У истоков фотографии стояли любители, а авторыкниги скрупулезно позаботились, чтобы у черно-белого "винтажа" были имена — Погаевский, Навиндовский, Кречетов, Привезенцев, Гололобов, Сажин… Первый директор первого музея Ромуальд Погаевский оставил виды Александровского поста. Фотограф Навиндовский заглянул внутрь, запечатлев первые экспонаты музея — чучела зверей, манекены аборигенов в полном снаряжении, которых Влас Дорошевич назвал "странными дикарями с волосами поэтов и добрыми, мечтательными глазами". Иван Квач в 1947 году снимал музей на этапе перехода от японского к советскому. А богатейший дальнейший фотоматериал открывает жизнь во всех ракурсах — не только археологические раскопки, выставки, симпозиумы, презентации книг, но и встречи гостей, праздник фонтана, съемки фильма "Маньчжурский вариант", театрализованные представления, уборка снега после циклона.
На этих фото, вероятно, не предназначавшихся для большой истории, сегодняшние седые и заслуженные ученые трогательно молоды, веселы, улыбаются — кто примерил айнский халат, кто снялся с медведем. И хотя свой колоссальный труд авторы деликатно назвали фотоальбомом, в конечном счете вышла монография, которую, по мнению Игоря Самарина, стоило бы дополнить признательной надписью: "Посвящается всем музейщикам Сахалинской области". Они первые и оценили труд трех "рыцарей науки" в течение года над созданием книги, причем многие глядят с ее глянцевых страниц. С музеем оказались прочно связаны жизнь и судьба Бронислава Пилсудского, Алексея Рыжкова, Владислава Латышева, Михаила Прокофьева, Игоря Самарина, Татьяны Роон, Галины Дударец, Ольги Шубиной, Геннадия Матюшкова, Михаила Высокова, Марины Ищенко, Валерия Шубина, Сергея Ткаченко, Андрея Клитина — имя им легион…
По словам Михаила Прокофьева, такого рода книгу делали впервые. В ней музейная "линия жизни" тщательно препарирована в фактах и цифрах, прочерчивая долгий путь от интуитивного поиска к стройной многоплановой системе исследовательской работы на современном этапе. Родословную своего любимого музея авторы собирали по крупицам, пропустив через сито "тысячи тонн словесной руды", рассеянных по 12 архивам, библиотекам, музеям и институтам России, Японии, США и Польши. Монография издана тиражом 1000 экземпляров и вроде бы закончена. Но океан истории продолжает подбрасывать и находки, и загадки (к примеру, почему дата основания музея в разных документах отличается на год или куда девался скелет кита, выставленный некогда перед зданием музея в Александровском посту). Так что история продолжается.
— Это полное и единственное на сегодня издание, рассказывающее о формировании музейного дела на Сахалине, музея как явления. В ней судьбы людей, судьбы целой страны и ее части — нашего региона, прошедшего через многие трудности, изменения и преломления. Хотелось бы, что это издание стало краеугольным камнем для изучения истории нашей области посредством музейного дела, для преподавания ее нашим детям и внукам, — сказал директор музея Темур Мироманов.
https://www.sakhalin.info/search/125229?text=книга