Шлюпки, лошади и собачьи упряжки

Полтора века назад Сахалин по несколько месяцев не получал никакой информации о событиях в Российской империи
Отношения крайне затруднены
Сегодня у нас есть возможность оперативно связаться с человеком, улыбающимся нам с другой половины земного шара. А ведь было время, когда письмо на Сахалин добиралось несколько месяцев. Мало того, во второй половине XIX века остров часть года находился в изоляции от внешнего мира.
С мая по октябрь была открыта навигация. С декабря по конец марта товары (и почту заодно) на Сахалин доставляли по льду Татарского пролива. А вот все остальное время жители острова не имели возможности узнать о том, что происходит за его пределами.
Между тем еще в 1869 году Сахалин был официально объявлен местом каторги и ссылки, требовавшей от царского правительства надежной связи с островом. Поэтому извечный вопрос российской интеллигенции «что делать?» стоял очень остро.
В начале 1881 года генерал-губернатор Восточной Сибири выступил с ходатайством о соединении острова с материком телеграфным кабелем, ссылаясь при этом на «крайние затруднения, с которыми сопряжены отношения с о. Сахалин». Его поддержало Министерство почт и телеграфов. Оно запросило в Государственном совете 250 тыс. рублей для устройства Сахалинского телеграфа. И уже в конце января 1881 года эта гигантская по тем временам сумма была выделена. Для сравнения: среднемесячная зарплата рабочего в Московской губернии была примерно 12 рублей.
Начали с того, что в Лондоне заказали кабель (вдумайтесь только, он был длиной свыше 100 км!), а для его перевозки и укладки обратились в датскую «Большую северную телеграфную компанию». Она имела в своем арсенале специальный теплоход, предназначенный для перевозки и укладки подводного кабеля. В конце апреля 1881 года пароход вышел из столицы Англии и взял курс на Де-Кастри, куда он благополучно прибыл в первых числах июля. А 7 июля пароход двинулся через Татарский пролив в сторону Сахалина. Спустя девять дней кабель был выведен к Александровскому посту, где была открыта телеграфная станция.
Команда ссыльнокаторжных
В 1883 году было выделено 5000 рублей на строительство телеграфной линии от Александровского поста до Дуэ и Рыковского. Вскоре в этих населенных пунктах появились телеграфные станции. В 1892 году телеграф появился в посту Корсаковском на юге острова. Таким образом во всех крупных (по тем временам) населенных пунктах острова можно было послать и получить телеграмму с материка.
Все бы ничего, но подводный кабель, соединивший Сахалин с материком, вышел из строя спустя ровно 20 лет. Причем повреждение было настолько серьезным, что устранить его не представлялось возможным. Поэтому принимается решение о проводке другой линии, которая должна была пройти по маршруту пост Александровский – мыс Погиби – мыс Лазарева – Николаевск-на-Амуре.
Весной 1902 года к работе по прокладке линии приступила команда, сформированная из ссыльнокаторжных. А уже осенью телеграфное сообщение Сахалина с материком было восстановлено.
Впрочем, связь по-прежнему была не очень надежной: плавучие льды буквально каждый год разрывали кабель. Так, в мае 1908 года целый месяц телеграммы доставлялись от мыса Погиби до мыса Лазарева на шлюпках. Зимой при подобных повреждениях связь острова с материком поддерживали на собачьих упряжках. Выходом из ситуации могло стать лишь строительство на острове радиотелефонной станции. Но она была открыта только 20 февраля 1916 года.
Конные письмоносцы
В бурные послереволюционные годы жители Северного Сахалина практически потеряли всякую связь с материком. Ситуация усугубилась в 1920 году, когда Север острова подвергся японской интервенции. В мае 1925 года Северный Сахалин вновь стал советским.
Сразу же началась созидательная работа. В ногу с основными отраслями развивались и средства связи острова. Уже 16 мая 1925 года в Александровске по решению Сахревкома была открыта почтово-телеграфная контора, первым заведующим которой был назначен М. Г. Худяков. В конторе стояло два аппарата. Один из них обслуживал линию Александровск – Рыковское, второй – Александровск – Тойохара. А вот линия Александровск – Погиби была выведена из строя, так же как и линия Александровск – Дербинское.
Радиостанция была настолько маломощной, что ни в Николаевске-на-Амуре, ни в Хабаровске она не прослушивалась. Поэтому все сообщения из Александровска на материк приходилось передавать через Петропавловск-Камчатский, что приводило к существенным временным задержкам.
Телефонная станция в Александровске имела один коммутатор всего на 100 номеров. Впрочем, большинство из них не были задействованы (так, в мае 1925 года насчитывалось меньше 25 абонентов).
Не лучше обстояли дела и с почтовой связью. С материком она осуществлялась водным путем. В период навигации почта прибывала на остров два раза в неделю, а зимой – раз в неделю на собачьих упряжках. По острову почта доставлялась конными письмоносцами.
Понятно, что требовались позитивные изменения. В августе 1926 года был утвержден План радиотелеграфного, телефонного и почтового строительства. Он предусматривал переоборудование Александровской радиостанции, постройку радиостанций в Охе и Чайво.
Уже в 1930 году на Северном Сахалине имелись почтово-радиотелеграфная контора, 4 радиопочтовых отделения, 12 почтовых агентств, 6 почтовых трактов, 3 сельских письмоносца. Телефонная связь работала более чем в 10 населенных пунктах.
С 1930 года начала развиваться и сеть радиовещания. К началу Великой Отечественной войны практически в любом населенном пункте можно было услышать Москву. Заметно увеличились объемы обрабатываемой почтовой корреспонденции. Если в 1926 году сахалинцы получили 59,5 тыс. писем, то в 1945 году – в 100 раз больше! За этот же период почти в 450 раз увеличилось количество отправляемых телеграмм.
Словом, все это дало возможность сахалинским связистам отрапортовать: «Неустанная забота партии и правительства и лично товарища Сталина о далеких восточных окраинах позволила вложить много миллионов рублей в развитие средств связи и создать условия, при которых трудящиеся не ощущают своей отстраненности от нашей великой Родины».
А в это время на юге…
Как не выкинуть слов из песни, так, рассказывая об истории связи на Сахалине, нельзя обойти молчанием период губернаторства Карафуто. Хоть и вскользь, но, как нам кажется, обязательно нужно упомянуть о развитии связи на Юге Сахалина за период с 1906 по 1945 год. Итак...
В 1945 году в Карафуто имелось 65 городских телефонных станций с общей емкостью более 1300 номеров и 113 предприятий связи. Практически из каждого населенного пункта можно было позвонить по телефону в любой японский город.
Что касается перевозки почты внутри острова, то японцы осуществляли ее с помощью всех видов транспорта, за исключением авиационного. Основной упор делался на железнодорожные перевозки. И это неудивительно, ведь общая протяженность линии железных дорог Карафуто составляла свыше 600 км. В хорошем состоянии находились и шоссейные дороги, по которым почта перевозилась на автомашинах. Зимой после сильных метелей, когда дороги были заметены, почту доставляли на лошадях или пешком.
В городах и населенных пунктах было установлено около 700 почтовых ящиков. Они были двух типов. Первый – настенный. Второй – в виде цилиндрических колонн на углах улиц (это было похоже на ячейки абонентских ящиков в нынешних почтовых отделениях).
Из морских портов (Маока, Хонто, Отомари) почта отправлялась на Хоккайдо (и, естественно, ее получали оттуда).
После окончания войны все это хозяйство было передано в ведение Министерства связи СССР…
http://skr.su/news/249929