Наша история: не боги горшки обжигали
В первой же публикации данной серии автор признался, что является дилетантом, компилятором, и призвал его всячески критиковать.
Критика не заставила себя ждать. В том числе, что особо ценно, от профессионалов.
И обращение именно к ним — будьте немножко снисходительней. В первую очередь, по цитированию. Ученые, как известно, относятся к этому более чем жестоко. Но поверьте, автор, не собирается красть ваш труд. Более того, он ответственно заявляет, что базовым источником данной серии публикаций является великолепное издание "История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия" (учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И.Ищенко. Южно-Сахалинск,2008. С.712). И, возможно, будь оно переиздано тиражом поболее первоначальных 1100 экземпляров, и нужды бы в данных публикациях не было...
Хотя вряд ли. Культура чтения книг серьезно подорвана. И, например, кто даже из старшего поколения читал вот это: "В ее рамках будет описано прошлое, в котором есть место демографическим взрывам, переселениям народов и отдельных родов, заключению союзов и взаимному истреблению островитян и пришлых людей племенами гувэй и цзилеми, тайинь и илиюй, торговым колониям и военным гарнизонам чжурчженей и монголов, расцвету и опустошению края".
Это писал А.Василевский в "Краеведческом бюллетене" №2 2003 года, революционно развенчивая гипотезу "охотской культуры".
А между тем, эта гипотеза по-прежнему довлеет над нами.
Если просто, то ее суть в том, что по всей северной пацифике тысячелетиями сложилась единообразная культура морских зверобоев.
Казалось бы, что такого? Однако выдвинутая американскими учеными теория была с радостью подхвачена в Советском Союзе. По политическим мотивам. Тогда мы не дружили с Китаем. И какие-такие китайские притязания на Дальний Восток, если исторически там жили аборигены-зверобои?
Эта парадигма до сих пор существует в общественном сознании, которое по-прежнему определяет легитимность существования народа на данной территории временем пребывания — мол, кто наиболее "исконный"?
Так вот, для Сахалина такой подход не применим в принципе.
Но прежде, чем перейти к этому, завершим с критикой. Забавную аббревиатуру "ИСиКосдвднXXIс" ("История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия") автор приводить не будет. Принимайте ее по умолчанию. Ссылки и цитаты будут только на другие источники.
Ну и по мамонтам. Автор был, действительно, не прав, утверждая, что мамонты не заходили на Хоккайдо. Заходили. Зубы этих животных найдены возле Саппоро. И все-таки то, что найдены только зубы, тогда как слонов Наумана найдено аж 19 скелетов, позволяет утверждать, что на Хоккайдо преобладали именно эти слоны, а мамонты были "птицами залетными".
Однако мамонты нам давно не интересны. Интересны люди.
Итак, что же за народы заселяли наш остров в период неолитической революции, ознаменованной переходом от кочевок за мамонтовой фауной к оседлому образу жизни около морских побережий?
А вот этого никто не знает.
Вообще, условно говоря, народ — это функция языка, более того — письменности.
Это когда летописец пишет: "По праву руку в трех днях живут люди, именующиеся стипняками, зело безобразны и вороваты оне, а по левую руку в двух днях проживают лесняки, ликом благообразны, да вороваты зело..."
Все, народы названы и классифицированы.
А до этого...
Историки предпочитают определение "культуры" или "культурно-исторические общности".
И основой их определения является гениальное, сравнимое с изобретением колеса, изобретение неолита — керамический контейнер. Проще говоря, глиняный горшок.
Японская историография вообще делит время на докерамический и керамический периоды.
Потому что глиняный горшок изобрели именно у нас, в Азии. Первенствовал как всегда Китай, но буквально сразу же идею восприняли жители Хонсю (13 тысяч лет назад).
Сахалинцы, естественно, в стороне не остались. Все они были рыболовами, а в чем варить уху, как не в специальной посуде?
Некоторые исследователи утверждают, что керамика была специально изобретена для выварки рыбьего жира. Возможно.
Как бы то ни было, а история Японии четко обозначена периодом "Дзёмон" — от раннего до позднего. Названо это было по веревочному орнаменту, который наносили на горшки прото-айны.
Нет, не айны в нашем понимании слова, айны второго тысячелетия нашей эры, которых мы знаем, это сложная смесь всех мигрировавших через острова народов.
И вот по этой керамике очень интересно отслеживать путь — как распространялось влияние социума "Дзёмон", как оно сокращалось.
А Сахалин как раз и был путем миграций. Причем, весьма необычных. Например, где-то 7 тысяч лет назад на Сахалине неожиданно возникла культура "Сони", иначе — южно-сахалинская неолитическая культура.
"Сони" получила название по месту первой находки — на одноименной речки у мыса Кузнецова в Невельском районе. Ее сделали японские археологи в период Карафуто.
Кстати, это местечко, будет звучать еще неоднократно, поскольку оно было ключевым для Сахалина.
Откуда появился этот народ, непонятно: может быть, пришел с юга (не с Хонсю, с Новой Гвинеи, может быть), может быть возник на острове, но он четко противопоставил себя и обитателям японских островов, и обитателям материка.
Достаточно сказать, что прервался "обсидиановый путь".
Напомним, что обсидиан был ценнейшим орудийным (оружейным) камнем, чья острота вошла в легенды. И всегда обсидиан с Хоккайдо шел на Сахалин. А тут поставки были прерваны. Не потому что граждане "Сони" не знали лодок. Наоборот, они были завзятыми мореходами, спокойно плавали на Монерон бить морского зверя. А вот с жителями Хоккайдо у них отчего-то образовалась тысячелетняя вражда. Как, впрочем, и с населением севера острова: "Сони" проникли за 50 параллель, дошли до Тымовского, а дальше их не пустили.
А выделили этот социум очень просто — они единственные в нашем макрорегионе (Китай, Корея, Япония, Россия Дальнего Востока) делали квадратные керамические контейнеры и строили квадратные жилища. Все остальные соседи — как в Японии, так и на материке — делали все это округло.
Стоит напомнить, что это был самый теплый период для нашего времени. Уровень моря был выше на три метра. На нынешний город Анива, думается, периодически накатывали штормовые волны.
Через тысячу лет это закончилось. И культура "Сони" исчезла в никуда, оставив после себя только обломки глиняных горшков и орудия из местного камня.
На ее место пришли новые люди с новыми культурами.
Центральной из них стала "Имчинская", предшественники которой, похоже, как раз и противостояли "Сони" с севера.
Не буду рассуждать про особенности отделки "керамических контейнеров", выделяющих этот социум от остальных. Обращусь к вещам более глобальным, что ли.
Как пишет О.Яншина, "Остров Сахалин представляет собой далекую восточную окраину огромного евразийского континента — край земли. Однако интерес к его древней истории из-за этого обстоятельства нисколько не снижается. Напротив, этой территории было суждено сыграть важнейшую роль в развитии народов, населявших бассейны Японского и Охотского морей, в том числе и таких загадочных, как айны и нивхи. К сожалению, конкретные обстоятельства палеоэтнокультурной истории Сахалина, приведшей в конечном счете к формированию этих народов, остаются пока мало понятными...
За годы исследований в отношении этнокультурной специфики Сахалина у специалистов по его древней истории сложилась своеобразная исходная установка, определяющая общие контуры интерпретации любых археологических материалов. Она сводится к пониманию территории Сахалина исключительно как связующего звена между материковыми и островными культурами дальневосточных морей, и как следствие — восприятие ее как зоны, исключительно периферийной по отношению к ним. Между тем, анализ имеющихся сегодня источников показывает, что в древности культурные взаимодействия в этой части бассейна Японского моря могли быть более сложными...
Интересно, что сахалинские исследователи связывают истоки имчинской культуры с амурским бассейном, тогда как амурские археологи видят в ней источник мощных трансформаций своих культур. В этом усматривается лишнее подтверждение высказанному выше тезису о доминировании в сахалинской археологии мнения о периферийном характере культурных процессов на Сахалине. Между тем, и в случае с имчинской культурой сводить последнюю к "островному варианту" вознесненовской [Василевский 2008: 213] пока преждевременно. Как справедливо отмечает И.Я. Шевкомуд, пока трудно ответить на вопрос, появились ли имчинские комплексы сначала на Сахалине или на Амуре.
Таким образом, мы имеем весьма любопытную картину. На Нижнем Амуре и Сахалине практически одновременно в орнаментации керамической посуды появляются гребенчатые зигзаги — верные признаки позднего неолита.
В амурском бассейне они впервые фиксируются в местной по происхождению горинской керамической традиции и дают начало новой археологической культуре — вознесеновской. Практически одновременно в низовьях (!) Амура появляется еще одна совершенно чуждая местным керамическая традиция, представленная керамикой орельского-имчинского типа, происхождение которой по сумме признаков скорее всего связано с сахалинскими культурами. Носители этой традиции, согласно исследованиям И.Я.Шевкомуда, интегрируются в состав местного населения, результатом чего становится формирование новых комплексов вознесеновской культуры — удыльского и малогаванского.
Интересна судьба этого нового населения. По данным того же исследователя, с которыми трудно не согласиться ввиду очевидности фактов, носители малогаванских традиций оказались довольно подвижными и многочисленными, что выражается не только в обилии оставшихся от них археологических памятников, но и в их чрезвычайно широком расселении на запад (вплоть до Среднего Амура) [Яншина 2006] и юг (вплоть до оз. Ханка) [Яншина 2004; Клюев, Яншина 2004 а, б; Яншина, Клюев 2005]. Более того — отголоски этой орельско-имчинской керамической традиции, ставшей вознесеновской, в позднем неолите и раннем палеометалле хорошо прослеживаются по всему восточному Сихоте-Алиню...
История культуры Сони показывает, что по крайней мере с эпохи раннего неолита сахалинское население отличалось самобытностью и своеобразием культуры и развивалось независимо от своих амурских соседей как минимум в течение двух тысячелетий.
Проще говоря, люди имчинской культуры (будем условно, очень условно считать их прото-нивхами, хотя данных анализа ДНК "Кашкалебагшского" человека сходу найти не удалось — может, специалисты помогут?) активно "работали" по всему российскому Дальнему Востоку и, будучи носителями более высокой культуры, влияли на местные социумы.
Современным языком: некие сахалинцы силой новшеств по производству "керамических контейнеров" и, естественно, оружия, начали наводить свои порядки по всему Дальнему Востоку. Культрегеры, так сказать. Впрочем, это только гипотеза.
Однако понятно, что люди шли и туда, и сюда.
Культуры возникали и исчезали.
Как пишут А.Василевский и В.Грищенко в "Ученых записках Сахалинского государственного университета" (вот вам, господа, ссылка — выпуск IX за 2012 год), это несколько про другие времена, но интересует ли нас "пара-тройка тысячелетий"?
"В ходе своего существования анивская культура сосуществовала с культурами плоскодонной керамики типа Ясное 3 (тымский тип) и Кашкалебагш 5, а начиная с середины I тыс. до н.э. с сусуйской, набильской и пильтунской культурами раннего железного века. Сусуйцы поглотили либо вытеснили с острова носителей анивской культуры...
Как уже говорилось, в сусуйское время население Сахалина выросло настолько, что часть его продвинулась на юг, завоевав север Хоккайдо.
Вероятно, время от времени и сусуйцы, и набильцы воевали как между собой, так и с соседями с континента, и с островов. Свидетельством этого являются укрепленные поселения этого времени. Впрочем, изучение их еще впереди..."
Люди жили и воевали по всему Сахалину, а уж по югу тем более. Количество обнаруженных стоянок исчисляется десятками. И каждая из них дает уникальный материал.
И в этой связи вполне резонно были пресечены недавние попытки одной бизнес-леди построить дачку на уникальной многослойной стоянке "Седых" (от неолита до крепости чжурчженей), которая дала понятие о существовании на Сахалине особого народа — "седыхинская культура".
В заключение несколько любопытных штрихов. Экологическая и "производственная" ниша позволяла жить на Сахалине до 30 тысяч жителей. Когда случались эпидемии и войны, оставалось до 2 тысяч жителей.
Основные стоянки найдены не у побережья, а на высоких террасах — когда шел лосось, реки были отравлены, и воду можно было пить только из родников, до которых горбуша/кета не добирались.
В поселении "Седых" найдены плоды бузины. Ими изобилуют и раскопки на Хоккайдо. Из бузины там делали вино. Ну, не вино, а некий спиртосодержащий напиток.
Словом, "наши люди".
Однако уже начиналось "металлическое" время, и социумы, совершившие в неолите "рыболовную революцию" начали отставать. "Морские ниши" обеспечивали их постоянными пищевыми ресурсами, а к чему еще надо было стремиться? И это был проигрыш.