Крейсерок
25 октября исполнилось 125 лет со дня гибели у берегов Сахалина сторожевого корабля "Крейсерок", несшего караульную службу по охране котиковых лежбищ острова Тюлений от иностранных браконьеров. По высочайшему повелению государя императора в саду Владивостокского морского собрания был установлен памятник погибшим. С его историей меня познакомил сотрудник военно-исторического музея ТОФ, подполковник запаса Юрий Сыромятников.
В конце 70 годов 19 века после ликвидации Российско-Американской компании зверопромысловые экспедиции многих стран обратили внимание на Русский север. Русское стадо северных морских котиков на острове Тюлений в семнадцати километрах к югу от полуострова Терпения подверглось нещадному истреблению иностранными, прежде всего американскими браконьерами.
Первые попытки организовать крейсерство по охране промыслов в Охотском море были предприняты практически сразу после окончания работ Амурской экспедиции под руководством Г.Невельского. В первые же годы существования Николаевска-на-Амуре стала известна неприглядная картина масштабов незаконного промысла котиков в русских водах.
Решение об установке охранного поста на острове Тюлений было принято 10 февраля 1884 года. В 1888 году приказом командира Владивостокского порта в состав охраны острова Тюлений была назначена американская шхуна "Генриетта" водоизмещением 45 тонн которая была конфискована в августе 1886 года в Беринговом море, где ее экипаж открыто занимался браконьерским промыслом, крейсером 2 ранга "Крейсер".
Командир Владивостокского порта Александр Фельдгаузен посчитал, что русским морякам управлять шхуной с нерусским названием не следует. И шхуну через полтора года переименовали в честь захватившего ее в качестве приза клипера "Крейсер" в "Крейсерок".
Кроме всего прочего, вновь назначенному экипажу вменялось в обязанность приобретение для молодых моряков практики в парусном деле и возможность сделать опись берегов и промеры глубин.
Вооружение на нем было усилено двумя пушками.
С самого начала шхуну преследовали неудачи. В ночь на 10 июня 1888 года судно попало в жестокий шторм. Капитана корабля, стоявшего на вахте, 32-летнего Сергея Россета, при сильном северо-восточном ветре смыло за борт. Попытки моряков спасти своего командира не увенчались успехом. "Крейсерок" спустя две недели вернулся во Владивосток.
В церкви Сибирского флотского экипажа состоялась литургия по погибшему. В числе прощавшихся был и капитан 1 ранга Степан Осипович Макаров — будущий флотоводец и исследователь.
В следующем 1889 году шхуна вновь отправилась на охрану Тюленьего. Приказом командира Владивостокского порта начальником охраны острова Тюлений и командиром шхуны "Крейсерок" был назначен лейтенант А.Соболев. Из-за сильного шторма сразу высадить караул не удавалось. Помог осуществить высадку крейсер "Витязь" под флагом начальника эскадры судов в Тихом океане вице-адмирала В.Шмидта, шедший с Петропавловска-Камчатского. Находившийся на борту "Витязя" Степан Макаров побывал на острове и подарил экипажу "Крейсерка" личный комплект сигнальных флагов и наставление по их использованию. К этому времени по свидетельству сахалинского краеведа И.Самарина на острове находилось до 12 000 зверей (Самарин И. История острова Тюлений. — Южно-Сахалинск, 2012).
Высадив на острове охранный отряд, "Крейсерок" ушел к устью Пороная для съемки, а затем вновь вернулся к острову и находился там вплоть до снятия караула 14 октября.
20 мая 1989 года шхуна из Владивостока вновь отправилась к острову Тюлений под командованием лейтенанта А.Дружинина, вахтенного начальника Налимова А. Высадившись на остров 13 июня, они обнаружили на берегу до 300 трупов котиков, убитых браконьерами накануне прихода "Крейсерка". Всюду были разбросаны скелеты животных, из сараев несся запах протухшего котикового жира. Судя по брошенной обуви, на острове хозяйничали японцы.
Оставив караул под командованием квартирмейстера Василия Корсунцева, "Крейсерок" ушел в Корсаков для починки такелажа. Вернувшись 15 октября, сторожевой корабль обнаружил у берегов судно под американским флагом с названием "Роза", прибывшее с браконьерскими целями. Как рассказал В.Корсунцев, они уже успели предпринять попытку высадки на остров, в результате чего трое иностранцев были арестованы караулом. Буквально на следующий день была захвачена и сама браконьерская шхуна, которая остановилась только после нескольких предупредительных выстрелов из пушек "Крейсерка".
По распоряжению Дружинина на судно высадились лейтенант Налимов, квартирмейстер Корсунцев с матросами. На "Крейсерке" же были размещены шкипер и пять американских матросов. На "Розе" оставалось 8 американцев. Командиром "Крейсерка" Налимову было приказано следовать в кильватер. Некоторое время с "Крейсерка" наблюдали огни судна, но вскоре они исчезли.
В ночь 16 октября "Роза" села на мель, возможно, из-за испорченного американцами компаса. При сильном ветре спасти судно было невозможно. Упавшая мачта довершила разрушение судна. Русские и американцы спасались, как могли. Волной с плота смыло Налимова, и он вскоре исчез под водой. Часть разбитой палубы стала прибежищем для Корсунцева и троих матросов. Спастись же удалось из них только Корсунцеву, который, выбравшись на берег у Тихменевского поста, встретил двух ороков, которые проводили его изможденного и обмороженного до Корсаковского поста.
"Крейсерку" удалось поднять на борт оставшегося в живых матроса Ивана Кряжева, находившегося на конвоированном судне.
Все, что случилось у берегов Тюленьего в ту трагическую ночь, было только началом.
С мыса Крильон во Владивосток пришло известие о том, что 24 октября к маяку подходила патрульная шхуна "Крейсерок" и, взяв воды, пошла во Владивосток. Но там она не появилась.
Посланный на поиски шхуны пароход добровольного флота "Владивосток", придя в порт Корсакова, тот час же отправился к мысу Терпения.
На берегу они обнаружили обломки "Розы" и тело лейтенанта Налимова. Останки морского офицера предали земле, а на могиле поставили крест.
А затем из Японии 10 декабря во Владивосток пришло известие, что месяц назад возле селения Вакасякунаи, на северо-западном побережье Хоккайдо, на берег выбросило труп иностранца, у которого на левой руке вытатуировано "Ф.Иванов", и остатки судна. Была организована береговая экспедиция из трех человек под руководством старшего врача крейсера 2 ранга "Крейсер", доктора медицины Александра Александровича Бунге.
24 января, отправившись из Нагасаки, экспедиции удалось с большим трудом добраться до указанного места и установить по надписи на обломках, Андреевскому флагу, другим предметам, переданным японцами, что это были останки "Крейсерка".
Картина прояснилась позднее. В конце октября того злополучного 1889 года стояла очень плохая погода с сильными штормами. Сильнейший шторм, сопровождающийся оледенением, юго-западнее островов Ребун и Рисири сокрушил судно.
Погибшего матроса 1 статьи Филиппа Иванова похоронили и поставили на могиле православный крест. Это было первое захоронение русских моряков на японском острове Хоккайдо.
Из Нагасаки через Владивосток в Санкт-Петербург Бунге была отправлена депеша на имя морского министра генерал-адмирала Чихачева о гибели "Крейсерка" и его экипажа.
Для офицеров Сибирской флотилии было делом чести сохранить память о погибшем сторожевом корабле и погибших членах экипажа. Личный состав Тихоокеанской эскадры собрал средства на памятник. В сборе средств участвовали власти и жители Владивостока. Приказ о создании памятника отдал в 1890 году командир Владивостокского военного порта конрт — адмирал Платон Ермолаев. Место же его установки был выбран сад Морского собрания.
В сквере военно-исторического музея ТОФ
В сквере военно-исторического музея ТОФ

Мемориал представлял собою валун, на котором был размещены флотские символы: адмиралтейский якорь с согнутым штоком и приспущенный на древке Андреевский флаг, выполненный в бронзе. Строительством памятника занимался Дальзавод.
Вокруг памятника "Крейсерку" по периметру были вкопаны отпущенные Владивостокским портом снятые с вооружения пушки, а также якорные цепи. Его открыли в 1897 году буквально через день после церемонии открытия другого памятника — прославленному исследователю Амура и вице-адмиралу Геннадию Невельскому. Она, к слову, и поныне стоит на улице Светланской.
После победы Октябрьской революции 1917 года решением советских властей памятник "сменил идеологию". Морские атрибуты: якоря, цепи, пушки, Андреевский флаг — были сняты, а на постамент была водружена скульптура Ленина.
Лишь спустя десятки лет вождь мирового пролетариата покинул священное место. Вот только прежних реликвий, в том числе Андреевского флага, не восстановили.
На камне лишь скромная табличка с напоминанием о героическом подвиге русских моряков.

Петр Пасюков
http://www.sakhalin.info/weekly/97396/