Если вдруг случайно тут есть такие, кто еще не знает, как выглядят японские носки "таби" 足袋, смотрите сюда:
Наиболее известный классический вариант таби. Белые, хлопковые, на хлопковой же подкладке, с металлическими "крючочками"-застежками. От обычных носков отличаются не только наличием застежки, но и отделенным большим пальцем, чтобы удобно было надевать сандалии (дзори, гэта и т.п.).
Эти замечательные носочки имеют широкое хождение примерно с 17го века. Но вы, надеюсь, не думаете, что до этого времени японцы поголовно бегали босиком.
Историю местных носков возводят к самому началу 4го века, к легендарному 15ому Императору Ооджину. Именно во времена Ооджин-Тэнно и его матери Императрицы Джингу завязались первые официальные контакты с ближайшими соседями, корейцами. И первые заграничные моды на одежду и прически относятся примерно к этому времени. Носочки, судя по всему, были завезены вместе со всем остальным.
Конструкция, однако, слегка отличалась от современной:
Как видите, большой палец еще не отделен и вместо застежек использовались завязочки, спереди.
Эта конструкция из шелка получила широкое распространение во времена Хэйана и использовалась преимущественно знатью, и мужчинами, и женщинами (последними - обычно на выход, во дворцах в носках особой нужды не было). Цвета были белые, красные с шитьем, фиолетовые с шитьем. Конкретный цвет зависел от статуса носителя и ситуации. Носилось это уже тогда как домашняя "обувь", типа тапочек. На улицу поверх этой красоты напяливали кожаные галошки разного вида (но про обувь надо писать отдельно, это совершенно другая история).
Называются первые японские носки "шитозу" (襪). И дожили они вплоть до наших дней в качестве одной из составляющих ритуального комплекта одежды синтоистских священников.
Современные шитозу.
Существовали некоторые разновидности с более плотной подошвой:
Вот такие, например, бальные тапочки "шикаи" (絲鞋 или 糸鞋) для ритуальных придворных танцев бугаку. Также дожили и до наших дней в том же качестве танцевальной одежки для ног. Но это все-таки ближе к обуви, чем к носкам, хоть и шелковое (хотя встречались и кожаные варианты).
Носки-шитозу, как вы уже поняли, были предметом роскоши, доступным далеко не каждому японцу. И обувь, которую надевали поверх этой роскоши, также была слишком дорогой и ценной, чтобы в ней ходили все подряд.
Большинство населения обходилось либо вовсе без обуви, либо мастерило защиту для пяток из разных подручных материалов вроде травы и соломы. Уже к концу Хэйана тапки из рисовой соломы системы "вараджи" 草鞋 считались остро модной обувкой на все случаи жизни.
Разные модели соломенных тапок.
Факт, однако, что при долгой носке соломенная обувка сильно натирала ноги, даже такие закаленные, как крестьянские или пехотинские. Не говоря уже о том, что защиты от холода, сырости, насекомых и прочих напастей от соломенной обуви было не слишком много. А носки-шитозу для совместного ношения с вараджи не очень подходили, неудобно и сильно непрактично. Потому как большинство моделей вараджи предусматривало веревочку, проходящую между большим и указательным пальцами ноги.
Видимо, первые попытки приспособить шикарные носки к практичной обуви предпринимались еще во времена Хэйана. Но без особого энтузиазма и потому без конкретного результата.
К концу "эпохи мира и спокойствия" профессия военного становится особенно актуальной и на разработку практичного и удобного обмундирования были брошены лучшие мозги и самые умелые руки.
Результатом и стало появление (помимо всего прочего) носков для солдатни - кожаных таби, в которых большой палец уже был отделен от остальных для удобства ношения обуви из соломенных веревочек.
Само слово "таби" 足袋 возможно происходит от слова "танби" 単皮 - "тонкая, одинарная кожа", из этой самой кожи поначалу и делали защиту для ног в тяжелых походных условиях.
Простые солдаты просто обматывали ноги кусками оленьей кожи. А для генералов и прочих больших шишек кожу эту обшивали по ступне для удобства и красоты. В некоторых случаях использовали кожу вместе с мехом. Тепло и красиво.
На левой картинке серое - кожаные носки примерно 13-14го веков, на правой - меховые носки того же примерно времени.
В общем, как обычно, война оказалась двигателем не только прогресса, но и моды. Кожаные носочки позаимствовали и женщины. В них оказалось тепло, сухо и удобно.
К 15му веку уже сложилась вполне определенная мода на носки, манеру их ношения и цветовую дифференциацию в соответствии с рангом и положением.
Женщины в официальных ситуациях носили преимущественно фиолетовые носки, а мужчины - белые. Самураи же носили носки как часть официальной форменной одежды, и цвет носков и их узор регулировался теми же соображениями. Самурай мог иметь до 50 пар носков разных цветов и узоров для различных ситуаций. Сверкать босыми пятками перед своим непосредственным начальством и вообще на людях стало считаться очень дурным тоном.
Примерно в конце 16го века, когда использование хлопчатых тканей стало в Японии обычным делом, в Эдо началось и производство носков-таби из таких новомодных тканей. Но пока хлопок проигрывал коже в долговечности, прочности и тепле, даже не смотря на свою дешевизну по сравнению с кожей.
Как обычно, не было бы счастья... В данном случае помогло очень большое несчастье - Большой Пожар Фурисодэ, случившийся в 1657 году в начале марта. Пожар выжег больше половины Эдо и погубил примерно сто тысяч человек. Вместе с людьми погибло и все их имущество. Включая носки, да.
Восстанавливая порушенное заново, жители Эдо обнаружили, что хлопковые носки ненамного хуже кожаных. Зато дешевле и в некоторых отношениях значительно удобнее, не говоря уже о том, что легко могут быть адаптированы под любые погодные условия. Хлопок одним махом отхватил себе значительный кусок рынка таби и вошел в моду. Совместное существование кожаных и хлопковых носков продолжалось вплоть до конца 19го века. И если в городах уже к концу периода Эдо хлопковые носки не уступали в полулярности кожаным, а то и перегоняли их, то в деревнях наоборот, если и надевали носки, то предпочитали более практичную кожу.
В городах же мода на носки и их расцветки менялась в соответствии с общими тенденциями. Белые таби уже к началу 18го века стали частью формального костюма (преимущественно мужского), появились темно-синие (крашенные индиго) и черные мужские носки для работы. Все остальные цвета носков должны были соответствовать цвету костюма и ситуации.
Строгим правилам подчинялись пока цветовые сочетания в самурайской одежде. А их манеру копировали богатые купцы.