Серия "Объекты культурного наследия Сахалинской области" пополнилась новинкой. Из-под пера историков Игоря Самарина и Татьяны Роон вышла брошюра "...похожий на дворец...", посвященная архитектурному шедевру Сахалинской области — истории здания областного краеведческого музея. 25-страничное издание в обложке гранатового цвета охватывает удивительно много сюжетов: историю создания музея губернаторства Карафуто, его архитектурное своеобразие, биографию и творческое наследие зодчего, загадку портрета путешественника Мамия Риндзо и появление каменных "корейских псов" (кома-ину) — у входа, работу музея в японский период, попытки его ликвидировать и хронику ремонта в середине 2000 и т.д.
Авторы привлекают внимание к выдающимся заслугам архитектора Ёшио Кайзуки, по проекту которого в 1937 году на главной улице Тоёхары, Дзиндзя дори, было завершено строительство здание музея губернаторства Карафуто. К слову, Ё. Кайзуки (1900-1974 годы) оставил о себе в Южно-Сахалинске немалую память: его идеи лежат также в основе сооружения конференц-зала (ныне здания военной прокуратуры на углу улицы Дзержинского и Компроспекта) и здания Центральной технической лаборатории, ныне Института морской геологии и геофизики РАН (правда, сегодняшние собственники практически искоренили там всякий дух "японщины"). Зданию музея нет аналогов в России — оно выстроено в стиле "тейкан кадзури" (стиль императорской короны), отражающем взятый в середине 1930-х милитаристской Японией курс на завоевание мирового господства. Так что здание неслучайно напоминает дракона, чья пасть (вход) обращен на север (советского Сахалина), тогда как южный фасад оформлен гораздо миролюбивее.
Здание было построено по-японски на совесть, могло бы пережить и 9-балльное землетрясение, так сейчас никто не строит, заметила Т.Роон. Неудивительно, что хоть с потерями, но в целом оно прилично дожило до 2006 года, когда впервые в его истории начался ремонт, в результате которого музею и околомузейному пространству был возвращен их первозданный облик, как и задумывал Ё. Кайзука. Музейный парк повторяет планировку стокгольмского парка Скансен, причем японцы намеревались установить русский сруб и зимние жилища коренных народов Севера Сахалина для популяризации культур местного населения. Эти идеи воплотили в середине 2000, когда в южной части музейной территории появилась мини-этнодеревня под открытым небом — с русским, нивхским и японским сегментами.
Заметим, что музей долго не давал покоя своим японским видом чиновникам области. В 1955 году в чью-то воспаленную голову приходила даже мысль разместить там онкологическую клинику. Резал глаз он и первому секретарю обкома КПСС П.Леонову, жившему по соседству, и в институте "Cахалингражданпроект" даже изготовили четыре одинаково убогих бетонных варианта, как обезличить музей. К счастью, сегодня уже больше никто не покушается на архитектурную жемчужину, без которой немыслимо представить Южно-Сахалинск. Жаль только, что немногие еще сохранившиеся объекты, напоминающие о периоде Карафуто (здание военного госпиталя на улице Чехова, гарнизонного военного суда на улице Невельского), находятся в собственности Министерства обороны и, соответственно, в плачевном состоянии, а могли бы быть украшением и архитектурными брендами областного центра...
Напомним, что предыдущие издания в серии "Объекты наследия..." рассказывают о первой нефтяной вышке в Охе, доме А.П.Чехова в Александровске-Сахалинском, тоннеле на мысе Жонькьер. Как сообщил И.Самарин, следующие выпуски серии будут посвящены памятнику в честь первой МТС в Воскресеновке, истории увековечения памяти В.Ленину в Сахалинской области, зданию казначейства в Александровске-Сахалинском и многим другим. История продолжается.
http://www.sakhalin.info/search/92986/?text=самарин&x=0&y=0&search=search