САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » Русская церковь в Наёси.


Русская церковь в Наёси.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Помню, что где-то на форуме была затронута эта тема, но не нашла.

Редкая открытка: русская церковь в Наёси.
http://s7.uploads.ru/t/WNP2Q.jpg  Русские женщины и молодые японцы с детьми - жители деревни Кита-Наёси на Южном Сахалине. 1910-е гг.

В 1894 году на западном побережье острова Сахалин возникло русское поселение Нояси (современный Лесогорск). Имя посёлку дали по айнскому названию местной реки. Население было весьма специфическое: 43 ссыльнокаторжных, 24 ссыльнопереселенца, одна женщина свободного сословия и 50 детей (1895).

В 1905 г. в Нояси построили за счёт казны большую деревянную церковь (примерно 8.5 Х 10.5 метров), но храм даже не успели освятить: Южный Сахалин «уплыл» к Японии вместе с русским «спецконтингентом» из ссыльных и каторжан.

http://s7.uploads.ru/t/Hc5jn.jpg  Поселение Нояси на японской карте 1905 года.
В августе 1909 года Нояси посетил православный священник – епископ Сергий (Тихомиров). К этому времени русское население деревни насчитывало лишь 49 человек. Все, кроме детей и части жён – ссыльные. В путевых заметках епископа «На Южном Сахалине», изданных в 1914 году, читаем:

«7-е августа. В 5 час. утра «Дайрен-мару» остановился против д. Наяси, крайней цели моего путешествия. [...] Вот издали выделяется новенькое здание церкви... Невольно поднялась рука... Снимаю шляпу и молюсь на высоко к небу поднимающийся крест... Но горько разочаровывает меня японец: теперь это уже не храм Божий, а всего лишь временное помещение «кейсацу» (полиции)...».
http://s7.uploads.ru/t/DMTGP.jpg Епископ Киотский Сергий (в миру Георгий Алексеевич Тихомиров).
Благодаря его стараниям конфискованные в 1905 году японской армией православные храмы на Южном Сахалине были возвращены русским прихожанам.
В мае 1910 года отец Сергий вновь побывал в деревне, переименованной японцами в Наёси (так деревня, а затем и город будут называться до 1946 года):

«… Живут с японцами мирно. А многих из них даже хвалят. В свою очередь и японцы отзываются о русских не иначе, как «отонасии» (скромные). Но неизменно прибавляют: только водки пьют много…».
http://s7.uploads.ru/t/c1qMj.jpg  Японская пропагандистская открытка: русские типы Карафуто
В свой третий визит – в сентябре 1911 года – епископ Сергий привёз в Наёси священника: приход принял отец Николай, японец. «Приехал батюшка… Но из русских – не лучшие люди здесь… А в большей части или все, кроме детей, – когда-то преступники… И теперь часто пьяницы», – с горечью отметил в дневнике отец Сергий.

Японцы в это время энергично перестраивали деревню по своему плану: с прямыми улицами. Здание церкви «не вписалось» в проект и русские перенесли храм на новое место.

Однако отец Николай недолго окормлял свою паству: прихожане один за другим покидали Наёси. И уже к концу 1920-х годов японцы заняли пустующее здание церкви под городское собрание и зал для занятий боевыми искусствами.
http://s7.uploads.ru/t/6cmfI.jpg Вывеска над входом: «Городское собрание». Здесь же – зал для занятий дзюдо и кэндо. 1930-е гг.
Фото: «Мэ-дэ миру Карафуто дзидай», 1986.
В первой половине 1950-х в церкви, лишившейся уже при советской власти и креста, и купола, Лесогорский райотдел милиции устроил склад овса для ведомственных лошадей. Затем пожарные переоборудовали её под гараж и лет десять использовали как смотровую вышку.

Разобрали сруб церкви во второй половине 1960-х.
Лесогорцы-старожилы вспоминали, что лиственные брёвна были добротными и служить могли ещё долго.

Подробно и интересно о церкви в Нояси–Наёси–Лесогорске читайте у замечательного сахалинского краеведа Юрия Вакуленко: Ю.А. Вакуленко. Нояси: из истории сахалинского села и его жителей (конец XIX – начало XX в.) // Вестник Сахалинского музея, №12. Южно-Сахалинск, 2005. с. 197-231.

http://naslednik-dv.livejournal.com/3396.html

+4

2

Фото просто бомба, если не секрет откуда материал?

Вот елки, не увидел ссылку сразу.  Спасибо.

Отредактировано ДядяВитя (17-01-2014 21:03:02)

0

3

Нояси: из истории сахалинского села и его жителей (конец XIX — начало ХХ в.) А. Т. Кузин.

http://sakhalinmuseum.ru/ufile/336_197.pdf

0

4

"Наёси-1909" маршрут епископа Сергия

В поисках старых русских захоронений краеведы-любители в Лесогорском прошли маршрутом епископа Сергия
В «Краеведческом бюллетене» № 1 за 1991 год я обнаружил дневник епископа Сергия, в котором он описывает некое коротенькое путешествие вместе с жителями Наёси (Лесогорское) в поисках старого русского погоста. Вот что пишет епископ Сергий: «1909 год, Наёси. Вся деревня как один человек (50, как выяснилось позже) пошла со мной. Идём мимо бывшей церкви. Спускаемся в очень мокрую долину и с подмоченными ногами поднимаемся на пригорок с недавно вырубленным еловым лесом. Здесь-то и находится кладбище…».
С тех прошло 103 года. Никто уже не знает, где находилось это кладбище. Но основной ориентир в этом путешествии – церковь, а мне известно, где она располагалась. Я предложил пройти по этому маршруту вместе со мной историку, заслуженному учителю Н.Шабровой, посетившей Лесогорское в октябре 2012-го.
Мы с Надеждой Ивановной отыскали это место. Но даже после этого трудно было определить, куда же двигаться дальше, - вся местность вокруг заросла лесом.
Однако в запасе есть ещё одна подсказка епископа Сергия. В дневнике говорится, что они пересекли «мокрую долину». Находим сразу, без труда. Она и в нашем веке мокрая. Но ноги мы уже не мочим, как это случилось с теми путешественниками, а переходим долину через японскую дамбу.
Это дорога к синтоистскому храму. Само культовое сооружение не сохранилось, только его развалины остались. Но нам они и не нужны. Мы идём дальше.
Впрочем, не находим пока ничего – кругом только глухой, тёмный лес. Но здесь помогает знание истории родного края. По документам, в 1947 году было определено место под новое кладбище – где-то в районе японского кирпичного завода. И, раскопав старое кладбище, перенесли останки на новое.
Значит, надо просто искать место раскопов. Дело в том, что не в характере русского человека разравнивание местности после копания ям. Русский человек говорит обычно: так сойдёт. Такие неровности – это и есть новый ориентир. И ведь так и вышло, русское «так сойдёт» сработало нам на пользу: после недолгих поисков мы нашли-таки три раскопанные могилы!
Но почему только три могилы раскопано? По имеющимся у нас сведениям, здесь было захоронено 19 человек. Кстати, все умерли в молодом возрасте, среди них даже пятеро детей. Умерли от простых болезней, которые сегодня уже излечимы. Обсудив, пришли к мнению, что останки из этих могил перенесли тогда просто для отчёта: мол, сказано, на новое кладбище – проделали работу. И на этом всё. Впрочем, не утверждаем, что так и было, это лишь наша версия.
Главное, что старое русское кладбище мы всё-таки нашли, пройдя ещё раз маршрутом епископа Сергия.
http://s6.uploads.ru/t/POTQW.jpg

Кстати, хочу ещё сказать, что во время своих походов пополняю коллекцию самых разных исторических находок – предметы быта, орудия труда. Всё, что обнаружил, передал в Углегорский краеведческий музей…
Автор: В.Чапурин, краевед-любитель, с.Лесогорское

http://uglegorsk.admsakhalin.ru/naesi-1 … pa-sergiya

+1


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » История Сахалина и Курильских о-ов » Русская церковь в Наёси.