Помню, что где-то на форуме была затронута эта тема, но не нашла.
Редкая открытка: русская церковь в Наёси.
Русские женщины и молодые японцы с детьми - жители деревни Кита-Наёси на Южном Сахалине. 1910-е гг.
В 1894 году на западном побережье острова Сахалин возникло русское поселение Нояси (современный Лесогорск). Имя посёлку дали по айнскому названию местной реки. Население было весьма специфическое: 43 ссыльнокаторжных, 24 ссыльнопереселенца, одна женщина свободного сословия и 50 детей (1895).
В 1905 г. в Нояси построили за счёт казны большую деревянную церковь (примерно 8.5 Х 10.5 метров), но храм даже не успели освятить: Южный Сахалин «уплыл» к Японии вместе с русским «спецконтингентом» из ссыльных и каторжан.
Поселение Нояси на японской карте 1905 года.
В августе 1909 года Нояси посетил православный священник – епископ Сергий (Тихомиров). К этому времени русское население деревни насчитывало лишь 49 человек. Все, кроме детей и части жён – ссыльные. В путевых заметках епископа «На Южном Сахалине», изданных в 1914 году, читаем:
«7-е августа. В 5 час. утра «Дайрен-мару» остановился против д. Наяси, крайней цели моего путешествия. [...] Вот издали выделяется новенькое здание церкви... Невольно поднялась рука... Снимаю шляпу и молюсь на высоко к небу поднимающийся крест... Но горько разочаровывает меня японец: теперь это уже не храм Божий, а всего лишь временное помещение «кейсацу» (полиции)...».
Епископ Киотский Сергий (в миру Георгий Алексеевич Тихомиров).
Благодаря его стараниям конфискованные в 1905 году японской армией православные храмы на Южном Сахалине были возвращены русским прихожанам.
В мае 1910 года отец Сергий вновь побывал в деревне, переименованной японцами в Наёси (так деревня, а затем и город будут называться до 1946 года):
«… Живут с японцами мирно. А многих из них даже хвалят. В свою очередь и японцы отзываются о русских не иначе, как «отонасии» (скромные). Но неизменно прибавляют: только водки пьют много…».
Японская пропагандистская открытка: русские типы Карафуто
В свой третий визит – в сентябре 1911 года – епископ Сергий привёз в Наёси священника: приход принял отец Николай, японец. «Приехал батюшка… Но из русских – не лучшие люди здесь… А в большей части или все, кроме детей, – когда-то преступники… И теперь часто пьяницы», – с горечью отметил в дневнике отец Сергий.
Японцы в это время энергично перестраивали деревню по своему плану: с прямыми улицами. Здание церкви «не вписалось» в проект и русские перенесли храм на новое место.
Однако отец Николай недолго окормлял свою паству: прихожане один за другим покидали Наёси. И уже к концу 1920-х годов японцы заняли пустующее здание церкви под городское собрание и зал для занятий боевыми искусствами.
Вывеска над входом: «Городское собрание». Здесь же – зал для занятий дзюдо и кэндо. 1930-е гг.
Фото: «Мэ-дэ миру Карафуто дзидай», 1986.
В первой половине 1950-х в церкви, лишившейся уже при советской власти и креста, и купола, Лесогорский райотдел милиции устроил склад овса для ведомственных лошадей. Затем пожарные переоборудовали её под гараж и лет десять использовали как смотровую вышку.
Разобрали сруб церкви во второй половине 1960-х.
Лесогорцы-старожилы вспоминали, что лиственные брёвна были добротными и служить могли ещё долго.
Подробно и интересно о церкви в Нояси–Наёси–Лесогорске читайте у замечательного сахалинского краеведа Юрия Вакуленко: Ю.А. Вакуленко. Нояси: из истории сахалинского села и его жителей (конец XIX – начало XX в.) // Вестник Сахалинского музея, №12. Южно-Сахалинск, 2005. с. 197-231.