САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Сооружения и Объекты » Форт Николаевский (форт Ино) в окресностях Петербурга.


Форт Николаевский (форт Ино) в окресностях Петербурга.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Если интересно, расскажу об одном  объекте под Питером. (У меня там квартира - дача.)

   http://savepic.org/4589346m.jpg    http://savepic.org/4595493m.jpg

0

2

ИСТОРИЯ Форта НИКОЛАЕВСКИЙ.

     "Мысль о сооружении линейного флота, ядро коего должны составлять, по проекту Морского министерства, огромные броненосцы типа "Дредноут", оспаривается как со стороны целесообразности подобного флота для России, так и с точки зрения своевременности его постройки, коль скоро у нас не оборудованы еще порты и необходимые для линейного флота базы". 1

Эти слова, сказанные 1 февраля 1908 г, на заседании Государственной Думы, принадлежат председателю Совета министров П.А. Столыпину. Возражая против выделения крупных сумм на строительство новых кораблей, Столыпин прекрасно понимал, что флот не может существовать без удобных и надежно защищенных пунктов базирования, поэтому строительство и оборудование баз флота не должно отставать от строительства самого флота. Такой же вывод, продиктованный горьким опытом осады Порт-Артура, еще раньше сделали представители Военного ведомства, добивавшиеся выделения 388 млн руб. на строительство новых и реконструкцию существующих, в т.ч. приморских, крепостей. Основное внимание они предлагали уделить защите побережья Финского залива, считая, что в случае войны германский флот по Кильскому каналу может быть в короткий срок переброшен на Балтийское море. За этим могли последовать прорыв через Финский залив и попытка высадить десант с целью захвата Санкт-Петербурга.

Реально противостоять превосходящим силам германской эскадры слабый Балтийский флот, мог только опираясь на минно-артиллерийские позиции и приморские крепости, в т.ч. Кронштадт, являвшийся в то же время и местом его базирования и представлявший собой старую крепость, "...особенно в отношении устарелости артиллерийского вооружения". 2 После долгих споров о том, как его усилить, правительство создало комиссию под руководством главного начальника Кронштадта генерал-лейтенанта Л.К. Артамонова для изучения этого вопроса.

Детально рассмотрев ряд вариантов и возможности финансирования, комиссия, кроме модернизации вооружения, предложила вынести приморскую оборону Кронштадтской крепости к западу, до мыса Инониеми на северном берегу Финского залива и до деревни Красная Горка на южном, расположив там две группы батарей с мощным вооружением. Считалось, что каждая из них сможет самостоятельно бороться с вражеской эскадрой самых сильных по тому времени кораблей.

Из этого решения вытекал ряд преимуществ. Во-первых, вынос укреплений вперед на расстояние примерно 70 км от Петербурга давал возможность обезопасить Кронштадт от бомбардировки дальнобойными орудиями неприятельского флота, т.к. форт на мысе Инониеми во взаимодействии с фортом у деревни "Красная Горка" своим огнем мог надежно перекрыть Финский залив. Противник в этих условиях лишался возможности подойти к базе Балтийского флота на дистанцию досягаемости орудий. Во-вторых, защищая Петербург с моря, форт "Ино" входил в общую систему его обороны на суше, становился прикрытием и опорой сухопутной армии на северном берегу Финского залива. Передовой форт являлся дополнительной преградой для противника в продвижении к основной цели - столице России. Исследуя опыт испано-американской (1858 г.) и Русско-японской (1904-1905 г.г.), войн В.В. Яковлев писал, что "...борьба флота с приморскими крепостями представляет для первого большие трудности и сама по себе не приводит к конечной цели: приходится прибегать к овладению приморскими крепостями с сухого пути, при помощи десанта". 3 В данном случае высадка десанта противника для действий по захвату форта с суши была возможна лишь в том случае, если бы русская армия оказалась разгромлена и если бы сухопутная армия противника смогла оказать десантным отрядам действенную поддержку. К тому же продвижения крупных сил сухопутного противника будут затруднены заболоченной и лесистой местностью, в которой располагался форт. На заранее подготовленных позициях десанту должны были оказать упорное сопротивление, до прихода подкреплений не сколько батальонов пехоты придаваемых форту в военное время. Сухопутная оборона форта, кроме пулеметно-артиллерийс-кого огня опорных пунктов, могла усилиться огнем береговых батарей, имеющих круговой обстрел (279-мм гаубиц и 152-мм пушек Канэ). Таким образом, сам форт мог успешно противостоять довольно крупному десанту. В-третьих, своим огнем форт мог прикрывать развертывание боевых кораблей Балтийского флота и обеспечивать безопасность выходных фарватеров. В-четвертых, одной из задач форта был обстрел района постановки мин на случай, если противник предпримет попытку их траления.

О значимости форта "Ино" для обороны столицы России говорит следующий факт. В 1916г. рассматривался вопрос о передаче 254-мм орудий форта для вооружения морской позиции Соммерс-Лавансаари. Категорически возражая против этого, временно исполняющий дела коменданта Кронштадтской крепости генерал-майор Данилов писал главнокомандующему армиями Северного фронта: "Какое-либо ослабление важнейших фортов крепости Алексеевского (Красная Горка) и Николаевского (Ино) совершенно недопустимо и может закончиться катастрофой, так как на них базируется главнейшая оборона Кронштадта..." 4

Несомненно, что создание Морской крепости императора Петра Великого несколько снижало значение форта "Ино" (и в целом Кронштадтской крепости), но значение его как звена, соединяющего воедино и сухопутную противодесантную, и приморскую оборону Петрограда, сохранялось.

К этому времени укрепления Кронштадтской крепости подразделялись на три отдела обороны:

I отдел

    Батареи, расположенные на островах Финского залива.
    Батареи южного побережья Финского залива (батареи Нарвского залива, Лужской губы, Копорского залива, батарея у мыса Серая Лошадь, форт "Алексеевский" ("Красная Горка").
    3Батарея северного побережья Финского залива (батарея у деревни Пумала, форт "Николаевский" ("Ино").

II отдел

Батареи, расположенные на острове Котлин и по Южному фарватеру (батареи Александровская, Мортирная №1, форт "Константин", батареи Николай-шанц, Демидов, Старая Тотлебен, Сухопутная №5, форт "Милютин", батарея Владимирская).

III отдел

Форты, расположенные по Северному фарватеру ("Тотлебен", "Обручев").

При этом из всех укреплений только форты "Ино" и "Красная Горка", обладая мощными и дальнобойными орудиями, были способны противостоять прорыву флота противника.

Первоначальный, утвержденный в 1909 г., проект укрепления состоял из двух береговых батарей на четыре 152-мм пушки Канэ каждая, двух батарей на восемь 254-мм орудий и восемь 279-мм гаубиц. Их тыловые позиции смыкались в горжу, состоящую из трех опорных пунктов, соединенных стрелковым валом. Внутри батарей, у берега залива, имелись еще два опорных пункта для обороны подступов к батареям со стороны моря.

Береговые батареи располагались уступом. На правом (западном) фланге находилась батарея из четырех 152-мм пушек Канэ (дальность стрельбы более 13 км). Их установка обеспечивала круговой обстрел. Высота бетонного бруствера батареи составляла 213 см. При батарее устраивалось 5 казематов на 1200 снарядов и 4 каземата для орудийных расчетов на 42 человека. Бетонные своды батареи имели толщину 213 см. Протяженность батареи по фронту - 70 м. Наружный ров предполагалось обстреливать из насыпного стрелкового вала. Подступы к батарее со стороны моря прикрывались береговым опорным пунктом №5.

     http://savepic.org/4605732m.gif    http://savepic.org/4594468m.jpg

На левом (восточном) фланге находилась еще одна батарея из четырех 152-мм пушек Канэ, за бетонным бруствером такой же конструкции, как и на западной батарее. Восточная батарея имела специальное назначение: обстреливать линию гальванических мин "инженерного ведомства" 5, идущую от мыса Инониеми по направлению к Толбухиной отмели.

Батарея на восемь 254-мм располагалась уступом относительно западной батареи Канэ. Она должна была нести основную тяжесть борьбы с неприятельским флотом на больших дистанциях. Дальность стрельбы этих орудий не превышала 14 км, но уже тогда их планировали поставить на усовершенствованные лафеты, и она могла быть увеличена до 18 км. Выстрелы крайнего левого орудия этой батареи направлялись на форт "Обручев", а выстрелы крайнего правого орудия - на точку пересечения "линии досягаемости с линией 24-футовой глубины". Бетонный бруствер батареи имел высоту 274 см, толщина сводов батареи - 213 см. На ней имелось 16 казематов для 1600 зарядов и такого же количества снарядов. В галерее батареи находилось убежище для орудийных расчетов на 144 человека. Протяженность батареи - 252 м. Наружный ров предполагалось обстреливать ружейным огнем из стрелкового вала 254- и 152-мм батареями. Береговая полоса прикрывалась опорными пунктами №№4 и 5.

Батарея на восемь 279-мм гаубиц (дальность стрельбы - 10,7 км) располагалась уступом за батареей 254-мм орудий. Она имела круговой обстрел.

Горжа состояла из трех опорных пунктов, соединенных насыпным стрелковым валом. Опорный пункт №1 (западный) имел центральную часть с бруствером высотой 426 см и боковой правый выступ ("ухо") для обстрела рва главного укрепления и своего тыла. В опорном пункте предусматривались места для установки 7 пулеметов, имелась казарма - убежище на 100 человек пехоты, казематы для противоштурмовых пушек и пулеметов, склада патронов и перевязочного пункта. Перекрытие - усиленное железобетонное, со сводом толщиной 243 см. Для обстрела горжевого вала предусматривался открытый капонир. Опорные пункты №№ 2 и 3 имели центральную часть с бруствером высотой 426 см и по два боковых выступа ("уха") для обстрела рвов и ближайших подступов. В каждом из них имелся такой же набор казематов, как и в опорном пункте №1. Сверх того они имели еще по одному убежищу для противоштурмовых пушек и пулеметов. Были и открытые капониры для обстрела горжевого рва. Опорные пункты №№ 4 и 5 замыкали систему обороны батарей со стороны моря. Каждый из них оборудовался убежищем для противоштурмовых пушек и 30 человек пехоты.

По проекту наименьший гарнизон укрепления устанавливался в 2 роты крепостной артиллерии и 2 роты пехоты, но в случае необходимости на форту можно было разместить до 2 батальонов артиллеристов и 1 батальон пехотинцев.

Для управления огнем отдельных орудий, батарей и форта в целом предназначались бронебетонные наблюдательные пункты, "командирские будки" для взводных и ротных командиров и 2 групповых командных пункта.

Кроме строительства батарей и оборонительных сооружений, проектом предусматривалось возведение построек для проживания гарнизона форта в мирное время и гавани, ограниченной двумя молами - восточным и юго-западным. Гавань оборудовалась тремя подъемными кранами: двумя грузоподъемностью по 1 т и одним - 32 т. Предусматривалось строительство железнодорожной ветки протяженностью 3 км, проложенной по юго-западному молу и далее вдоль всех батарей.

Однако вскоре стало очевидно, что вооружение форта недостаточно для успешной борьбы с современными линейными кораблями. Специалисты и в частности Л. К. Артамонов, предложили вооружить форт "Ино" новыми 305-мм орудиями. К 1910г. относится записка А.А. Шишкина, в которой он писал, что, если бомбардировка фортов "Ино" и "Красная Горка" будет производиться неприятельскими дредноутами из 305-мм орудий, то гарнизонам фортов, не имея такого вооружения, придется оставаться пассивными наблюдателями, укрывшись в убежищах. Недостаточная огневая связь между этими фортами могла, по его мнению, спровоцировать противника на прорыв в Финскую губу с целью бомбардировки форта "Петр I" и Морской лаборатории, где хранилось огромное количество взрывчатых веществ. Это в случае удачи нанесло бы громадный ущерб крепости и флоту.

Этому была посвящена и схема "Безопасная позиция неприятельского флота при расположении батарей у м. Инониеми, на отмели у Толбухина маяка иуд. "Красная Горка", составленная капитаном Куприяновым в 1911 г. Из нее следовало, что противник, находясь на траверзе мысов Осиновый - Элинеля, мог безнаказанно бомбардировать укрепления "Ино" и "Красной Горки" и даже вести обстрел Толбухиной отмели.

После долгих обсуждений в 1910 г. было принято решение об установке на каждом из фортов по восемь 305-мм орудий. Половину из них Обуховский завод уже изготовил. Эти орудия с началом навигации 1912г. могли быть доставлены на место и предназначались для открытой установки. Другая партия (восемь орудий в башенных установках) могла быть готова не ранее, чем через три года. В связи с этим пришлось пойти на распределение первой партии по четыре орудия на каждый берег, т.к. при одностороннем размещении под противоположным берегом оставался проход для судов неприятельской эскадры. Вторую партию орудий также решили распределить поровну на оба берега, хотя это и влекло за собой нежелательное разнообразие вооружения на фортах и в значительной степени усложняло их строительство и эксплуатацию. Но это решение было единственно правильным.

В декабре 1911 г. строителю Кронштадтской крепости генерал-майору А. А. Шишкину поручили представить проект на постройку 305-мм батарей на форте "Ино" и "Соображения стоимости" к нему.

Комиссия по вооружению Кронштадтской крепости выехала на мыс Инониеми для выбора площадки под строительство. Она решила расположить открытую батарею на четыре 305-мм орудия на правом фланге форта между 152-мм (западной) батареей Канэ и опорным пунктом №1 сухопутного фронта, а вторую (башенную) батарею - вне фронта в 200 м западнее опорного пункта №2.

Такой выбор был продиктован расположением горжи, размерами форта и местоположением существующих батарей.

0

3

http://savepic.org/4588327m.jpg

  Комиссия также руководствовалась следующими соображениями: новые 305-мм орудия 52 калибра длиной на станках Металлического завода обладали достаточно высокой скорострельностью и потому даже четыре таких орудия могут представлять собой самостоятельную (тактическую) батарею; разделенные на две, батареи лучше могут быть применены к складкам местности, вследствие чего уменьшается вероятность их поражения огнем противника. Являясь самым сильным элементом обороны, 305-мм орудия для повышения живучести должны быть лучше укрыты и замаскированы; следует сохранить существующую батарею 279-мм гаубиц (было и такое предложение: строить открытую батарею на ее месте), т.к. только она может вести навесной огонь и оказывать существенную поддержку защите сухопутного фронта, который имеет много закрытых позиций для настильного огня.

Первоначально башенную батарею также предлагалось разместить в пределах существующей сухопутной ограды на левом фланге укрепления. Вынос же ее за пределы форта диктовался в т. ч. и тем, что местность к востоку от 279-мм батареи и ближе к урезу воды сильно понижается и закрыта лесом. Размещение же батареи дальше от берега, там, где местность повышается, усложнило бы ее маскировку и было невыгодно тем, что туда попадали бы все перелеты при обстреле противником 254-мм батареи.

Расположить башенную батарею решили на высоте "А". Это давало ряд преимуществ по сравнению с другими вариантами: нет скученности орудий внутри форта и, следовательно, уменьшалась вероятность их поражения; не нарушалась маскировка существующих батарей; пристрелка с моря по батарее, вынесенной на высоту "А", была затруднена из-за хорошей естественной маскировки и удаленности батареи от берега залива.

В то же время комиссия отмечала, что невыгодность "...положения этой батареи будет та, что она будет находиться вне горжи, т.е. за линией сухопутной обороны" 7.

Направление фасов батарей определялось так, чтобы наилучшим образом обстреливать район возможного маневрирования кораблей противника. Таким районом считался плес к западу от меридиана, проходящего через Толбухин маяк.

Из-за конструктивных особенностей лафета 305-мм орудия, требующего подачи снаряда и двух полузарядов с разных сторон, при проектировании открытой батареи пришлось соответствующим образом расположить казематы для хранения боекомплекта. В них находились специальные стеллажи с латунными желобами, на которые укладывались снаряды и полузаряды. С помощью специальных тележек орудийная прислуга могла их снимать и подавать на соответствующие лафетные тележки для подвозки по путям на орудийных основаниях непосредственно к подготовительным столам установок. При каждом снарядном погребе имелось отдельное помещение для ввинчивания взрывателей. Орудийная прислуга в случае обстрела позиций противника могла укрываться в галерее, проложенной под всей батареей и попутно служившей для вентиляции. Своды батареи, имевшие толщину 183 см, усиливались противооткольной металлической одеждой. Бруствер проектировался высотой 487 см, а основания под орудия были диаметром 1463 см при глубине бетонного массива 244 см. Чтобы снаряд противника, попавший в одно из орудий, не повредил другое, между ними устраивались земляные насыпи (траверсы). На правом фланге размещался 2-метровый боевой прожектор, а на левом - индикаторный дальномерный павильон. При батарее предполагалась и электростанция.

Вдоль позиции прокладывались железнодорожные пути с отводами к каждому орудийному гнезду. Это давало возможность доставлять орудия и детали установок, а также подводить 100-тонный кран, используемый при разгрузке, монтаже и обслуживании орудий в мирное время.

На постройку открытой батареи на четыре 12-дюймовых орудия планировалось израсходовать 411360 руб., в т.ч. на вспомогательные и непредвиденные работы - 37636 руб. и на содержание администрации -7260 руб.

В апреле 1912 г. Инженерный комитет ГИУ, рассмотрев доклад комиссии, предложил вынести за ограду форта и открытую батарею. Была еще раз обследована местность. Решили поместить батарею между высотой "А" и опорным пунктом №1. Был также представлен проект сухопутной обороны батарей. Количество опорных пунктов увеличивалось до десяти. То есть планировалась постройка новых опорных пунктов №№ 6,7,8,9,10 с необходимыми убежищами, а также капониры и полукапонир.

Проанализировав на заседании 28 июня новый вариант, Инженерный комитет постановил:

    Проект батареи на 4-12-дюймовый (305-мм.- прим. ред.) орудия утвердить...
    Проект ограды, окружающей батареи, должен быть представлен после окончательного выяснения вопроса о башенных установках...
    Принять к сведению исчисленную на производство работ по соображению сумму - 450000 руб.8

Несмотря на то, что еще не был утвержден проект башенной батареи, 23 мая 1912 г. Окружное артиллерийское управление заключило контракт с компанией "С.-Петербургский Металлический завод" на изготовление со сдачей на заводе и на месте шести двухорудийных башенных установок системы этого завода для 305-мм береговых орудий с приспособлением для автоматического заряжания, по цене 503100 руб. за установку, всего на сумму 3108600 руб. Две из этих установок предназначались для форта "Ино".

Таким образом, форт проектировался с учетом самых современных достижений российской инженерной мысли и носил ряд основных черт так называемого Русского форта выдающегося фортификатора К.И. Величко. Сухопутная ограда форта "Ино" готовилась к упорной обороне. Для усиления фронтального огня пехоты и проведения контратак позициям перед укреплениями придавался гласисообразный профиль. Все опорные пункты оборудовались мощными убежищами для личного состава и противоштурмовой артиллерии. В целях защиты людей от поражения осколками после попадания в сооружения форта вражеских снарядов впервые в практике фортификационного строительства была применена стальная противооткольная одежда (гофрированная сталь и двутавровые балки) конструкции военного инженера полковника И. А. Савримовича. В опорных пунктах №№ 6 и 7 применялось и такое новшество из "Русского форта", как капониры -для фланкирования промежутков между опорными пунктами, а в опорном пункте №9 - полукапонир.

Форт имел возможность маневрирования боевыми силами и средствами. Большое внимание уделялось их подвижности, а также вопросам маскировки (вплоть до высадки деревьев). Специально для резервов пехоты проектировались отдельные убежища, а на случай скрытой переброски сил и средств на любой атакуемый участок сухопутного фронта - достаточное количество дорог (в т. ч. и внутрифортовая железная дорога, соединенная с гаванью и Финляндской железной дорогой).

Следует отметить и установку двух противоаэропланных (зенитных) батарей на флангах форта, что само по себе говорит о гибкой реакции военных инженеров на изменение условий ведения боевых действий.

Существенным отличием проекта форта "Ино" от классического форта К. И. Величко было наличие крупнокалиберной артиллерии (собственно, с этой целью он и строился). Причем орудия калибра 305 мм применялись в береговых укреплениях впервые.

Строительство форта, как и любое другое, требовало определенной подготовки. Но хотя к августу 1909 г. были наняты казенные рабочие, заключены договоры с подрядчиками на различные виды работ и возведение построек, к заготовке и складированию материалов смогли приступить только с 16 октября. Причина была одна: велись переговоры с владельцами земли, и, пока не был принципиально решен вопрос о покупке, не могло быть и речи о каких-либо работах.

Получив разрешение приступить к строительству, производитель работ подполковник Смирнов стал приспосабливать дачи, передаваемые казне, под свои нужды. По понятным причинам владельцы расставаться с собственностью не спешили, и в 1909 г. таковых оказалось только две. Дача А. С. Милюковой была переоборудована под контору строительства, в ней выделялись помещения для десятников и 3 жандармов. В даче В.В. Матэ жили 88 рабочих, 6 жандармов и 3 морских офицера, производивших промеры залива у гавани. Там же была устроена столовая на 100 человек. Еще 28 рабочих разместили в риге9 М. С. Коноплевой.

0

4

http://savepic.org/4622118m.jpg    http://savepic.org/4619046m.jpg

   Работы велись в хорошем темпе. К концу года произвели разбивку всех четырех батарей и закончили отрывку котлованов под основание всех 24 орудий. Выполнили бутовую кладку под бетонные основания восьми 254-мм и четырех 279-мм орудий, установили закладные части лафетов четырех 254-мм орудий, изготовили деревянную опалубку для бетонирования оснований всех 254-мм орудий. К бетонному заводу провели от залива водопровод (длиной 227 саженей), устроили 1300 саженей проволочного ограждения, 200 саженей узкоколейного железнодорожного полотна. К концу года были построены: здание караульного дома, 2 бревенчатых барака на 175-185 рабочих каждый и 1 дощатый барак на 252 рабочих, бревенчатая кухня и дощатая столовая на 500 человек.

Официально закладку 254-мм батареи произвели 28 октября 1909 г. Бетонирование оснований под орудия пришлось вести в условиях быстро наступивших морозов. Чтобы исключить влияние пониженной температуры на ход работ, приняли нестандартное решение: над складами щебня, песка и бетонным заводом возводились отапливаемые помещения, из которых на вагонетках, подогреваемых паром, компоненты, а потом и бетон, доставлялись к основаниям орудий. Над каждым из них также сооружалась своя "теплушка" (размерами в плане 20х20 м)

Необычность способов и скорость бетонирования вызвали беспокойство Великого князя Николая Николаевича по поводу качества работ. С. И. Александрову пришлось докладывать в ГИУ о том, что бетонирование оснований ведется в отапливаемых помещениях и выдерживаться там они будут вдвое больше, чем необходимо для набора прочности бетоном. Но, вероятно, доклад сомнений не рассеял. Вскоре строитель укреплений С. И. Александров получил указание представить в ГИУ описание условий и способов бетонирования зимой. Кроме того, в механическую лабораторию Николаевской инженерной академии отправили кусок бетона, выломанный из основания шестого орудия 279-мм батареи. Результаты испытаний показали, что прочность бетона соответствует требованиям.

Опыт зимнего бетонирования 1909-1910 гг. стали использовать и в следующие зимние сезоны. "Теплушки" применялись также при монтаже и обслуживании орудий.

Почти параллельно велись работы по строительству гавани при укреплении. Разработкой проекта гавани, железной дороги от нее к форту, а также их строительством руководил полковник А. А. Шишкин.

5 января 1910 г. проект гавани с железной дорогой (стоимость работ 383462 руб. 88 коп.) представили в ГИУ, где он был утвержден 14 января. На следующий день приступили к работам.

По мере набора прочности бетоном в основаниях, устанавливались на свои места орудия: 9 - 28 февраля - 254-мм; с 1 марта - 279-мм; 12-18 марта - 152-мм (западная батарея); 18-20 апреля - 152-мм (восточная батарея). В апреле артиллерийские установки всех четырех батарей были смонтированы.

Не откладывая дела в долгий ящик, 11 апреля командир 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка полковник Герасимов, которому подчинялась артиллерия форта, попросил разрешения С.И. Александрова произвести стрельбы из 254-мм орудий. С этого времени артиллеристы форта начинают свою повседневную боевую учебу. В связи с этим надо отметить и то, что основания орудий, забетонированные зимой, прекрасно выдержали испытания стрельбой. В июле 1910 г. подполковник Смирнов докладывает С.И. Александрову, что после стрельб боевыми и практическими зарядами под разными углами возвышения на бетонных основаниях "...не замечено ни одной трещины, ни одного откола".10

В мае 1910г. закончили дноуглубительные работы в гавани форта. Были проложены два фарватера: северо-восточный - глубиной 3 м для судов с осадкой 2,1 м и южный - глубиной 3,6 м для судов с осадкой 2,7 м. С этого времени появилась возможность наладить постоянную транспортную связь с базами снабжения, доставлять все необходимое для строительства на баржах и пароходах.

Но и зимой строители использовали для доставки материалов Финский залив. Есть указания на то, что уже с зимнего сезона 1910-1911 гг. начали действовать ледовые дороги от форта "Ино" к Кронштадту: одна для легкового транспорта, другая - для грузового. Вдоль дорог через несколько километров друг от друга выставлялись будки, в которых дежурили сторожа, обязанные, в том числе, с наступлением темноты зажигать фонари.

К началу 1912 г. строительная площадка стала приобретать очертания укрепления. Полностью было закончено бетонирование 254-мм и 152-мм батарей. Их стоимость составила соответственно 777035 руб. 85 коп. и 140860 руб. 45 коп. Не успели только насыпать земляные траверсы, установить вентиляторы в галереях под батареями и нары для прислуги в казематах.

В том же 1912 г. построили 12 временных хранилищ для боевых комплектов. Впереди батарей, для их маскировки, произвели посадку деревьев на площади 12000 м2.

Возведены опорные пункты №№ 1-5 и соединены фронтами. В них сделана дерновая одежда внутренних крутостей брустверов. Соединительный фронт между опорными пунктами №№ 1 и 2, а между остальными - только откосы рвов. В опорных пунктах №№1-3 построены бетонные убежища-казармы. Во всех пяти опорных пунктах и в северном исходящем углу сухопутной обороны возведены 8 малых убежищ (железобетонных) для укрытия противоштурмовой артиллерии с помещениями для орудийных расчетов. Во рвах опорного пункта №4 и соединительных фронтов установлены проволочные заграждения.

В гавани почти полностью были закончены оба мола. Юго-западный оборудовали одним 32-тонным и двумя 1-тонными кранами, ширококолейным железнодорожным путем, причальными тумбами и т. д. Провели железную дорогу от гавани к батареям и вдоль них. Часть гавани была углублена до 4 м, а северо-восточный фарватер - до 3,5 м.

С начала строительства форта и к началу 1912 г. на работы было ассигновано 2652694 руб. Из этой суммы к тому времени освоили 2606219 руб.

Зимой и весной 1912г. строители форта занимались, в основном отсыпкой валов и гласиса опорного Пункта №5. С получением в июле проекта на строительство открытой 305-мм батареи работ прибавилось.

В октябре получили, выгрузили и доставили к месту установки первые два 305-мм орудия. Над двумя основаниями орудий возвели "теплушки", рядом мастерскую и временную электростанцию для рабочих Металлического завода, производивших установку орудий.

К началу военного 1914 г. закончили бетонирование электростанции при открытой 305-мм батарее, устроили там основания для двух двигателей "Дизель". В казематах для хранения боекомплекта начали устанавливать металлические стеллажи для снарядов и полузарядов. Была произведена выемка грунта и начата прокладка 3- рельсового пути вдоль батареи и электростанции. А затем начали рыть котлован под 305-мм башенную батарею.

Чтобы обеспечить устойчивую связь с Кронштадтом, от "Ино" к Косе проложили подводный кабель длиной 10500 саженей.

Начало войны добавило трудностей строителям форта. Мобилизации рабочих и лошадей, сложности с финансированием и материалами не способствовали высоким темпам работ. Но командование Кронштадтской крепости стремилось как можно быстрее привести в боевую готовность батареи, и прежде всего 305-мм.

За годы войны, по состоянию на 1 января 1917 г., были выполнены следующие работы: все батареи, в т.ч. временная у деревни Пумала и обе противоаэропланные, закончены и находились в боевой готовности; обе 305-мм батареи оборудованы паровоздушной системой отопления, на них на 80% установлены броневые двери и ставни; на 254-мм и 152-мм батареях построены земляные траверсы; построено 3 бронебетонных помещения для дальномеров, групповые бронебетонные командные пункты на форте и в деревне Витикала. Построено 5 прожекторных вышек и 2 станции для двигателей "Вулкан" (деревянные); приспособлены для размещения 1 -го Кронштадского крепостного временного госпиталя постройки частных владельцев (в т.ч. дача генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина); построено около 3 км железных и 7 км грунтовых дорог; полностью закончены опорные пункты №№ 1-5 и их убежища, на 85% устроены промежуточные валы между ними, на 75% во рвах установлены проволочные заграждения на металлических кольях; построены новые опорные пункты №№ 6-8 с промежуточными валами, со всеми убежищами и противопехотными заграждениями в 3 ряда; на 90% построен опорный пункт №9 со всеми убежищами (не установлены пулеметные башни); на 95% построено убежище для резерва на опорном пункте №10; замаскированы под окружающую местность окопы, а перед сухопутной обороной на 75% разрежен лес на расстояние прямого выстрела.

0

5

Расположение основных сооружений сухопутной обороны форта по состоянию на 1 января 1917 г.
                                    http://savepic.org/4600614m.jpg

   В течение 1917 г. и начале 1918 г. существенных изменений в состоянии оборонительных работ на форте "Ино" не произошло. Достраивали то, что было начало, временные постройки заменяли постоянными, ремонтировали кое-что, совершенствовали сухопутную оборону.

Во второй половине 1917 г. была сделана попытка придать форту для разведывательных целей аэроплан, даже поступило указание изыскать для него взлетно-посадочную площадку на расстоянии не более 10 км от форта и недалеко от дороги. Удалось осуществить этот проект или нет - по документам не прослеживается. Скорее всего, нет. Помешали революционные события.

В разное время с 1909-го по 1918г. производителями работ на форте "Ино" ("Николаевский") были: военные инженеры подполковник Смирнов, капитан Лобанов, капитан Поплавский, капитан (затем подполковник) Будкевич, подполковник Красовский, инженер Розенталь.

Орудия для форта брали, в т.ч., и с других фортов и батарей. Например, пушки Канэ были сняты с форта "Обручев", а учебную батарею частично укомплектовали орудиями с Северной батареи №5, батарей Константин и Литер "А".

     По состоянию на 25 сентября 1916г. форт имел:
    http://savepic.org/4637497m.jpg
  На вооружении временной батареи у деревни Пумала состояло шесть 152-мм пушек Канэ и четыре 76,2-мм скорострельные пушки (противоштурмовые).

Пушки, 76,2-мм и легкие полевые, располагались по опорным пунктам и сухопутной линии обороны. Они находились в оборудованных бетонированных убежищах, в случае необходимости выкатывались на позиции и могли вести огонь по противнику.

Одна противоаэропланная батарея из четырех пушек находилась на правом фланге форта у опорного пункта №7, другая - на левом у опорного пункта №3.

Пулеметы также находились в убежищах, специально предназначенных, для них, вместе с противоштурмовыми пушками. При отражении атак противника устанавливались в специальных гнездах.

0

6

Строительство форта и его гарнизон

Строительство велось двумя способами: хозяйственным и подрядным, т.е. часть работ выполняли казенные рабочие, часть - нанятые подрядчиками.

Возможность зарабатывать привлекала на стройку и местных жителей-финнов, которых охотно брали, особенно возчиков со своими лошадьми. Но это вызвало обеспокоенность, по теперешней терминологии, "компетентных органов". В начале ноября 1909 г. Главному начальнику Кронштадта генерал-лейтенанту Л.К. Артамонову поступило из Министерства внутренних дел указание принять меры к недопущению финских рабочих на вновь строящиеся укрепления, учитывая необходимость сохранения в тайне их устройства.

Для рассмотрения этого вопроса была назначена комиссия под председательством коменданта крепости генерал-лейтенанта Русакова, которая определила ряд мер по соблюдению режима секретности. Предлагалось: усилить жандармский надзор; оградить место ведения работ колючей проволокой; финнов больше на работы не принимать, от принятых избавляться; возчиков-финнов допускать только к месту складирования материалов и т.д. В дальнейшем вопрос о рабочих-финнах поднимался еще не один раз, но радикально решить его так и не смогли. Финны продолжали работать на строительстве батарей в качестве возчиков, так как к этому вынуждала нехватка у казны рабочих лошадей.

Короткий срок, отведенный на подготовительные работы, отрицательно сказался на бытовых условиях рабочих в первые месяцы строительства. Их количество постоянно росло и, конечно, приспособленных под проживание помещений стало не хватать. М.С. Коноплева б ноября 1909 г. в жалобе Л.К. Артомонову писала: "В наш поселок приходят сотни рабочих, для которых не устроено ни помещений, ни правильного подвоза провианта. Эта голодная и раздраженная толпа часто бродит в наших усадьбах в поисках приюта".

Здесь ради справедливости следует отметить, что не все эти люди были рабочими Строительства. Слухи о ведущихся в деревне Ино работах привлекали люд не только из ближайших окрестностей. Наплыв был велик, предложение превышало спрос, и не все получали то, что искали. Этой массе людей необходимо было где-то некоторое время жить и питаться. Конечно, гостиниц и столовых в расчете на них никто здесь не строил, вот и страдало местное население.

Как ни ограничивали возможность посещения строительства укреплений посторонними лицами, сведения о быте строителей попали в местную прессу. Штаб Петербургского военного округа в том же ноябре 1909 г. информировал Л.К. Артамонова о том, что одна из финских газет "укоряет" русское правительство за то, что оно не заботится о жилье для рабочих, пишет о неудовлетворенности рабочих заработками и желании наиболее сознательных из них устроить забастовку. Резолюция Л.К. Артомонова на этом документе гласила: "Строителю. Всех "сознательных" рабочих немедленно уволить, а подполковнику Смирнову приказать ускорить постройку казарм".

Проверкой изложенного в газете все же пришлось заниматься. Назначили комиссию во главе с начальником артиллерии Кронштадтской крепости генерал-лейтенантом Маниковским, которая в акте отметила, что в отношении производителя работ необходимо принимать решительные меры, так как дела со строительством идут плохо и возможен срыв, нет общего плана работ, рабочих недостаточно, жилье для них строится медленно.

Подполковник Смирнов отписался несколькими рапортами в оправдание своей деятельности, и все на этом как будто закончилось.

Однако в январе следующего, 1910 г. эту тему подхватила газета "Новое время". На другой день на форт выехала новая комиссия, более тщательно изучившая состояние дел и оставившая после себя довольно подробное описание бытовых условий, в которых жили строители.

С декабря 1909 г. рабочие стали заселяться во вновь построенные бревенчатые и дощатый отапливаемые бараки. В январе 1910 г. на форте, кроме гарнизона и администрации, могло быть размещено до 1300 рабочих. В отдельном здании находились приемный покой и аптека. Их обслуживали фельдшер и санитар. Меню для рабочей столовой утверждалось в Управлении Строителя. При закладке продуктов в котел обязаны были присутствовать фельдшер, жандарм, десятник и выборный делегат от рабочих, которые потом расписывались в специальной книге. За питание с рабочих деньги не высчитывались, так как они находились на содержании подрядчиков (35 коп. в сутки). Бесплатно рабочие получали пищу в выходные и праздничные дни, когда не работали. Хорошего качества хлеб выпекался в собственной пекарне. На довольствии в Строительстве в то время стояла и команда разведчиков 87-го Нейшлотского полка, охранявшая район укреплений. При опросе они заявили комиссии, что пища не оставляет желать лучшего. Не считая "...сдельных, кроме довольствия, теплой квартиры, освещения и постельных принадлежностей...", как отмечала комиссия, поденные рабочие получали на руки в 1910 г. за 8 часов работы от 80 коп. землекоп до 2 руб. возчик.

Казенные служащие и рабочие находились на твердом месячном окладе.

Почти все поденные рабочие получали полуторную дневную ставку, так как даже за 1 час переработки им платили половину дневного заработка, а казенные служащие и рабочие - доплаты в зависимости от количества отработанных ночных смен, выходных и праздничных дней и занимаемой должности.

С оплатой труда поденных рабочих мы имеем возможность сравнить годовой доход назначенного в 1910 г. производителем работ на форт Ино, военного инженера капитана В.Н. Лобанова: жалованье - 900 руб., столовые - 300 руб., квартирные - 339 руб., добавочные (не ясно назначение, но до прибытия на форт Ино он их не получал) - 2139 руб. (б руб. в день).

Появление на строительстве большого количества потенциальных покупателей привлекало желающих торговать. Перед нами подписка, данная в 1911 г. штабу Кронштадтской крепости крестьянином Константином Дмитриевым в том, что если ему будет разрешено торговать среди рабочих на форту Ино, то он обязуется беспрекословно выполнять все постановления командования крепости, существующие и которые могут быть введены, и по первому требованию прекратит торговлю. В ней же представлен "Прейскурант съестным припасам и питьям, предложенным к продаже..." Небезынтересно взглянуть на выписку из него с точки зрения покупательской способности рабочих: порция каши гречневой с салом стоила 8 коп., супа картофельного с мясом - 8 коп.; фунт (1 фунт = 409 г.) ситного - б коп., сахара - 15 коп., колбасы копченой - 35-40 коп., масла русского - 40 коп.; один лимон - 5 коп.

Кроме продуктов и напитков, в лавке торговали почтовой бумагой, конвертами и марками, ручками и перьями, иголками и нитками, ваксой и другими товарами повседневного спроса.

Начало 1910 г. ознаменовалось забастовкой среди рабочих. Возчики-финны, чтобы добиться повышения платы за подвоз одного куба камня (1000 пудов) с 20 руб. до 35-40 руб. 13 января прекратили работу. Расчет был на крайнюю необходимость в щебне для строительства и, соответственно, в их труде. Бастовавшие продержались 10 дней, затем беднейшие из них не выдержали - повезли камень. Их пробовали запугать организаторы забастовки, но те пригрозили им топорами, и 23 января возка камня возобновилась на прежних условиях.

К лету 1914 г. заработная плата поденных рабочих несколько возросла и составляла от 1 руб. 40 коп. у землекопа до 3 руб. 20 коп. у возчика. Всем рабочим за ночные смены платили дополнительно по 1 руб. 40 коп. Доплата на продовольствие вольнонаемным служащим увеличились до 12 руб. в месяц. Строительство делало и как бы праздничные подарки рабочим. Например, в декабре 1914 г. было "...израсходовано по 25 коп. на улучшение пищи в первый день праздника Рождества Христова" всем поденным рабочим.
305-мм открытая установка

Тогда же в Управлении Строителя предпринимаются меры к упорядочению рабочего дня и оплаты труда. Продолжительность рабочего дня устанавливалась в соответствии с продолжительностью светового дня от 7 час. в декабре - феврале до 11 час. в апреле - сентябре. Рабочая смена в праздники длилась 7 час., перерыва не было. В будни, в зависимости от периода, был один перерыв на обед, продолжительностью от 1 час. до 2 час.

В 1917 г. поденная плата рабочих была в несколько раз больше, чем в 1914 г. (сказались инфляция и рост цен), но меньше отражала специфику труда. Рабочие основных профессий в мае 1917 г. получали по 9 руб. в день, чернорабочие - по 7 руб.

В январе 1918г. почти всем рабочим платили 16 руб. 88 коп. в сутки, за исключением землекопов (15 руб. 04 коп.) и чернорабочих (14 руб. 24 коп.). За питание в казенной столовой с них удерживалось по 1 руб. 50 коп. в сутки.

Строительство форта не обходилось без травматизма, увечий и даже смертельных исходов среди рабочих. Каждый случай получения травмы работающим расследовался, независимо от того, кем был этот рабочий нанят - Строительством или подрядчиком. В отношении последних расследования проводились для того, чтобы убедиться в отсутствии криминальных мотивов.

Первую медицинскую помощь пострадавшим оказывали фельдшер и санитар. С прибытием на форт артиллерийского батальона всеми вопросами медицины стал ведать врач. Если травмированный нуждался в стационарном лечении, то его, обычно пароходом, направляли в Кронштадтский Николаевский морской военный госпиталь.

К концу 1910 г. на форту трудилось уже около 2000 рабочих. Огромное строительство стало постоянной головной болью для владельцев участков, примыкающих к его территории. Продав часть земли казне, они, в числе прочего, видели в этом "...нравственную опору для русской колонизации, живущей среди чуждого им по духу и языку финского населения и финской администрации", как говорилось в жалобе на имя Военного министра В.А. Сухомлинова. Заявление Л.К. Артомонова на переговорах при приобретении земли о том, что новые территории под форт отчуждаться не будут, давало им надежду на то, что русское население в этом районе будет расти и что вместе с этим будет благоустраиваться и это отдаленное от центра побережье. Но все вышло иначе.

Не без оснований появились слухи о введении вокруг форта значительного запретного района. При доставке огромного количества грузов почтовую дорогу привели почти в непроезжее состояние. Содержать ее местному населению, как это было раньше, стало не под силу, а Военное ведомство никаких мер по ремонту не предпринимало. Наплыв желающих получить работу, а также увольнение и расчет рабочих на месте, а не в Кронштадте, как было положено, создал серьезную проблему для дачников. Возникшие вокруг форта как грибы после дождя различные питейные заведения помогали всем жаждущим лишиться последней копейки, после чего они принимались за воровство и погромы окрестных усадеб.

Обращаясь к властям, землевладельцы в вышеуказанной жалобе просили исправить создавшееся положение, "...направить дело так, чтобы появление русской военной базы в Финляндии не являлось началом разорения и изгнания русских поселенцев". Были просьбы не учреждать запретного района вокруг форта, ограничивающего их имущественные права уже в мирное время, или же приобрести в казну все без исключения участки, примыкающие к укреплению.

Управление Строителя крепости кое-что предприняло для снятия напряженности в отношениях с местным населением. Вышли на выборгского губернатора с предложением - если работы по приведению в порядок дороги не могут быть выполнены на средства жителей этого района или финской казны, то "...исправить все это на половинных издержках..." со Строительством. Но губернатор сообщил, что будет просить выделения средств для содержания дороги из казны и что он дал указание Коронному ленсману Усикиркского округа, куда входила территория форта, Вегелиусу привести дорогу в "удобопроезжий вид". Вопрос с хулиганами, донимавшими дачников, оставили на решение местным властям. Жалоба была спущена, как говорится, "на тормозах". По команде доложили, что "...неудовольствие на крепостное начальство со стороны просителей обосновано частью на недоразумениях, частью на отдельных явлениях, ныне уже не имеющих более места", и дело положили под сукно.

Правда, местные жители тоже не всегда хотели понимать Строительство. Уже в 1910 г. вне зоны отчуждения, нов непосредственной близости от горжи форта, частные лица построили много бревенчатых зданий, особенно у опорного пункта №3. Некоторые из них находились на расстоянии не далее 20 м от форта. Такое расположение частных построек создавало определенные сложности, т.к. затрудняло обстрел подступов к нему, в этих зданиях была возможность укрыться наблюдателям, вести оттуда разведку. В ответ на ходатайство главного начальника Кронштадта Л. К. Артомонова о запрещении возводить какие-либо постройки вблизи форта генерал-губернатор Финляндии сообщил, что финскими законами это не возбраняется, но он предложил выборгскому губернатору сделать распоряжения в "...целях возможного ограничения новых построек в местности, соседней с фортом Ино".

Роль посредника между местным населением и командованием Кронштадтской крепости еще во время переговоров о приобретении земли под строительство форта взял на себя А.С. Боткин. Уже в 1910 г. он становится как бы официальным лицом. Вот что говорится об этом в инструкции коменданту форта Ино: "В сношения с местным финляндским населением, не полицейского характера, комендант входит при содействии посредника между фортом и соседними с ним жителями, отставного капитана 2 ранга Боткина, облеченного по распоряжению главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа особыми на то полномочиями". В 1916 г. эти полномочия подтвердил главнокомандующий армиями Северного фронта генерал-адъютант А.Н. Куропаткин и распространил их на всю Финляндию.

Вместе с фортом рос и его гарнизон. Если в начале строительства он состоял из нескольких десятков солдат, разведчиков и пулеметчиков, охранявших район строительства, то в мае 1910 г. там было 400, а в июле того же года - 882 человека. Это прибыл батальон 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка для эксплуатации новых батарей,

К началу Первой мировой войны гарнизон укомплектовали по штатам военного времени. Артиллеристов стало 2000 человек, столько же пехоты, более 500 других военнослужащих (минеры, саперы, казаки и т.д.) и ополченцев.

В январе 1917 г. гарнизон состоял уже из 5500 человек.

Постоянно увеличивающаяся численность личного состава, все возрастающее количество рабочих, необходимость координировать их жизнь и деятельность вынудили командование крепости ходатайствовать о назначении коменданта строящегося форта. В 1910 г. им стал тогдашний производитель работ в гавани полковник А.А. Шишкин. Ему подчинялись все части гарнизона и лица, постоянно в нем находящиеся. Сам же комендант подчинялся непосредственно главному начальнику Кронштадта. В его обязанности входило: забота о боевой готовности форта; содержание в исправном состоянии всех сооружений, вооружения и материальных средств; поддержание порядка и дисциплины в частях гарнизона; обеспечение несения караульной службы; принятие мер по улучшению санитарного состояния форта и предупреждению пожаров. Комендант должен был иметь сведения о числе рабочих, находящихся на строительстве, и их политической благонадежности.

Гарнизонный быт не отличался разнообразием, но непременной его частью, как и во всей российской армии, была церковь.

Первый раз богослужение на форту провел б января 1910 г. священник 87-го Нейшлотского пехотного полка Дмитрий Воинов в столовой для рабочих. Тогда же он получил указание от Л. К. Артомонова вести богослужение постоянно. В феврале доставили всю необходимую для службы церковную утварь. Саму церковь разместили в той же столовой, пристроив к ней алтарь и колокольню. 21 марта 1910 г. протоиерей Кронштадтского Владимирского собора Василий Корольков совершил "малое освящение" церкви. В одном из документов она именуется как "...православный храм во Имя Воскресения Христова на форте Ино".

После окончания богослужения алтарь отгораживался от столовой деревянными щитами, пока рабочие принимали пищу.

Нередко личный состав гарнизона и рабочие делали пожертвования на утварь и иконы. На их средства был воздвигнут на колокольне церкви крест.

В военном 1914 г. полковую церковь перевели в более защищенное помещение - в 3-ю северную казарму 199-го Кронштадтского пехотного полка, для чего в казематах пришлось ломать стены и приспосабливать их под новые нужды.

К услугам командного состава форта имелось офицерское собрание с библиотекой. Нижние чины могли удовлетворить свои духовные потребности в "солдатском театре" (вероятно, солдатская самодеятельность), а также посетив кинематограф.

Ходом строительства, жизнью и бытом гарнизона интересовались не только те, кому это было положено по роду службы, но и первые лица государства.

2 июня 1910 г. на яхте Александрия в гавань форта прибыл император Николай II. Из гавани на поезде он проследовал на укрепление. С вышки осмотрел расположение батарей, прошел вдоль фронта 254-мм орудий и западной батареи 152-мм пушек Канэ, зашел в помещения для орудийных расчетов. Убывая с форта, Николай II посетил рабочий городок, где в церкви отслушал краткий молебен. Побывал на кухне, пробовал пищу. После этого события комендант Кронштадтской крепости генерал-лейтенант Гусаков приказал "...прибить доски о посещении Государем Императором церкви и кухни рабочих на форте".

26 мая 1911 г. в гавань форта вошла яхта "Стрела" с Великим Князем Кириллом Владимировичем на борту. Его сопровождали слушатели Морской академии. Великий Князь ознакомился с проектом форта, посетил казематы батареи 10-дюймовых орудий и опорного пункта № 1, церковь, столовую и кухню.

Форт посещали и союзники. В июне 1911 г. там побывал офицер французского генштаба капитан Варлен. Он осмотрел построенные батареи, опорный пункт № 1 и казармы.
Форт в 1918 году. причины и обоснованность уничтожения

Вихри революционных событий 1917 г. захватили и форт Ино, не отстававший от кипучей кронштадтской жизни. В гарнизоне действовали большевистские агитаторы, в которых он видел, по словам В. Вороневского "...своих руководителей и доверял им". Одним из результатов этой работы, например, была отправка стрелкового оружия в Петроград для отрядов формировавшейся Красной гвардии.

Последовавший октябрьский переворот, развал армии, мобилизации на фронт практически лишили форт Ино гарнизона, да и не только этот форт. Комендант Кронштадтской крепости К. М. Артамонов в донесении Военному руководителю обороны Петрограда А.В. Шварцу писал 24 апреля 1918г., что вся крепость имеет только 150 боеспособных защитников.

Ситуация же для форта к тому времени складывалась угрожающая.

Советская Россия после предоставления независимости Финляндии оставила ей все имущество, как государственное, так и имущество учреждений и ведомств, находившихся в пределах Великого княжества Финляндского. Предусматривалась также взаимная передача территорий. Финляндия уступала России форт Ино, а сама получала область Петсамо с незамерзающим портом. Таким образом, форт Ино по-прежнему играл важнейшую роль в обороне Петрограда.

Вскоре, однако, положение резко меняется. В Финляндии разгорается гражданская война, в которой, опираясь на поддержку германских войск и шведских инструкторов, одержала победу белая гвардия. Правительство Свинхувуда, поощряемое Берлином и ссылаясь на статьи Брестского мира, стало предпринимать шаги для ликвидации баз российского Балтийского флота. Чтобы не допустить захвата боевых кораблей, было принято решение, несмотря на ледостав, выводить их в Кронштадт. Последний корабль покинул Гельсингфорс 12 апреля. Не решившись на преследование отряда своей эскадрой, немцы попытались захватить форт Ино, чтобы воспользоваться его артиллерией. 12 апреля в Петрограде стало известно о высадке немецкого десанта в Койвисто. Встал вопрос - что делать с фортом? Военрук А.В. Шварц отдает приказание Военному отделу Кронштадтского Совета сформировать отряд из 4-5 рот, хорошо вооруженных и дисциплинированных, занять форт, но никаких боевых действий не предпринимать. Военный отдел на совместном заседании с Военно-Морским комитетом и старшим морским начальником в Кронштадте С.В. Зарубаевым 24 апреля постановил направить 25 апреля к форту Ино линейный корабль Республика и миноносец Прыткий. Им ставилась задача поддерживать форт огнем своей артиллерии в случае нападения на него с суши, а также прикрывать посадку частей гарнизона на суда, если его придется оставить. При появлении германского флота кораблям предлагалось боя не принимать, уходить в Кронштадт. Приняли также решение: для сухопутной обороны форта выделить с судов бригады линейных кораблей не менее 300 человек.

В этот же день на форт прибыли финские парламентеры с требованиями его сдать. Докладывая об этом А. В. Шварцу, К. М. Артамонов пишет, что замки с 10- и 12-дюймовых орудий сняты и увезены в крепость, сами батареи подготовлены к взрыву. Здесь же он просит инструкций, как действовать дальше, информируя при этом, что предполагает взорвать форт, если не сможет организовать сухопутную оборону, т.к. на форту нет вообще пехотных частей. Финский отряд, блокировавший форт, был численностью около 2000 человек и имел полевую артиллерию.

Командование Балтийского флота дает указание: "Форт Ино не может быть оставлен. Его надлежит защищать всеми средствами от всяких нападений".

25 апреля, чтобы разрядить обстановку вокруг форта, К.М. Артамонов, комиссар форта В. А. Церешко, начальник оперативного отдела крепости Б.А. Арканников и комиссар при военруке Петроградского округа М. М. Лашевич подписали с финнами соглашение, по которому гарнизон форта был обязан: не выходить за пределы проволочной ограды форта; не допускать на территорию форта никого, кроме парламентеров; в случае проникновения на форт финских красногвардейцев их разоружать; не открывать огня по разъездам и одиночным белофиннам, не пытающимся проникнуть на форт.

Конфликт вокруг форта вызвал беспокойство СНК России. Правительство считало, что активные действия по его защите могут спровоцировать Германию на разрыв Брестского мира. Поэтому СНК требовал исчерпать все возможности для улаживания проблемы мирным путем, форту и кораблям открывать огонь только с разрешения начальника морских сил, после его доклада в СНК. "Совнарком не хочет из-за Ино вступать в возможное враждебное действие с немцами" - гласила телеграмма старшему морскому начальнику в Кронштадте С. В. Зарубаеву.

В соответствии с ней командование Балтийского флота приняло в отношении форта следующее решение:

во-первых, вывезти с форта весь боевой запас, важнейшие части крупных орудий и орудия малого калибра (оставить только необходимое для гарнизона); во-вторых, подготовить форт к взрыву так, чтобы его совершенно вывести из строя. До получения приказа о взрыве форт следовало защищать, чтобы он не попал в руки немцев и белофиннов.

1 мая 1918 г. К.М. Артамонову в случае прихода германских судов к форту Ино или Кронштадту было приказано выслать навстречу парламентеров для выяснения их намерений, предложить им остановиться или идти в Биорке, где будут вестись переговоры, а также "...приготовиться к возможному отпору...".

8 мая германское правительство потребовало передать форт Финляндии, а спустя 4 дня немецкий флот блокировал для русских военных кораблей коммуникации, ведущие к нему. Немцы также требовали отвести от форта крейсер Олег, находившийся там на случай эвакуации гарнизона. Не желая "дразнить гусей", правительство России запретило "...поддерживать форт Ино гарнизоном или с кораблей Балтийского флота. Форт должен удерживаться собственными силами. При невозможности удерживаться благодаря фактическому напору со стороны противника форт должен быть взорван со всей артиллерией".

Еще не зная об этом решении, комендант Кронштадтской крепости К.М. Артамонов 14 мая в 23 час. 30 мин., не запрашивая начальника морских сил, взорвал форт Ино. Мотивировал он свои действия в рапорте от 15 мая. Из него следует что:

    Форт, предназначенный для борьбы с флотом, имел слабую сухопутную оборону, расположенную вблизи батарей. Гарнизон к тому времени состоял из б-го латышского Тукумского полка (около 400 человек) , Новгородского красногвардейского батальона (около 300 человек) и 125 бойцов 1-го пулеметного полка. Из них только латыши могли считаться боевой единицей. На форте также находились 250 человек из 2-го Кронштадтского артиллерийского дивизиона. Ими укомплектовали 2 батареи 6-дюймовых пушек Канэ. Замки с других орудий сняли и увезли в Кронштадт. Таким образом, по мнению К.М. Артамонова, значение форта для борьбы с флотом противника свелось на нет.
    В нарушение договоренностей с финнами недисциплинированные бойцы гарнизона открывали беспорядочный огонь по их расположению. 12 мая командир финского отряда майор Остерман предупредил, что больше протестами ограничиваться не будет, а примет решительные меры. К. М. Артамонов увидел в этом предупреждение в возможном захвате форта финнами.
    В случае предъявления германским правительством ультиматума Советской России пришлось бы идти на уступки и сдать форт. К. М. Артомонов считал, что не взорвав его, этого делать нельзя, т.к. финны и немцы могут в дальнейшем использовать форт против России.

Готовили форт к взрыву заблаговременно, в условиях строжайшей секретности и так же основательно, как и строили. В батареи, погреба, опорные пункты, убежища было заложено 300 пудов пироксилина. Этим занималась специальная команда минеров. О предстоящем взрыве знал только ограниченный круг лиц.

Рапорт К. М. Артамонова дает возможность восстановить события последнего дня существования форта. Эвакуировать гарнизон начали утром 14 мая. К 21 час. на форту остались только сторожевые посты. В 22.30 их тоже сняли и на пароходе отправили в Кронштадт. Через 10 мин. на яхте "Зарница" форт покинули К.М. Артамонов, командный состав и минеры. Ушел и крейсер Олег, стоявший в двух милях от форта. Чтобы дать возможность кораблям отойти на безопасное расстояние, пришлось на 50 мин. оставить форт без всякой охраны. Посчитали, что этого времени будет недостаточно для предотвращения взрыва противником. Так и случилось. В 23 час. 30 мин. раздалось несколько одновременных взрывов, затем - один громадный в районе расположения погребов 6- и 11-дюймовых батарей. Потом в течение часа насчитали 40 взрывов разной мощности. Ток для подрыва подавали по подводному кабелю с Красной Горки.

Таким образом, к началу нового дня - 15 мая 1918 г. форт Ино, как укрепление, больше не существовал.

Взорвав форт по своей инициативе, не дожидаясь приказа, комендант Кронштадтской крепости К. М. Артамонов поставил себя в сложное положение. Для выяснения обстоятельств взрыва была создана следственная комиссия. Военный отдел Кронштадтского Совета представил ей свое заключение. В нем говорилось, что комендант крепости в связи с угрозой занять форт силой, имел все основания его взорвать, тем более что был на это уполномочен. Создавшаяся после взрыва обстановка, была благоприятной для Кронштадтской крепости: не надо было отвлекать значительные силы на защиту бесполезного укрепления; защитники форта могли бесцельно погибнуть, а сам форт мог оказаться у противника, что создало бы дополнительную угрозу обороне Петрограда.

Мнения о целесообразности взрыва придерживался и старший морской начальник в Кронштадте С. В. Зарубаев. На вопрос следственной комиссии он ответил: "Со своей стороны считаю, что взрыв форта Ино вызван был обстановкой и для того момента был вполне своевременным". Дело прекратили.

Применительно к этому случаю можно привести высказывание К.И. Величко: "...существующие крепости надо рассматривать, как факторы наличные, с которыми приходится считаться, которыми можно с выгодой воспользоваться, но которыми в известных случаях можно и пренебречь, т. е. эвакуировать без сопротивления или бросить на произвол судьбы".

Форт Ино, оказавшись в результате революционных событий на территории суверенного государства, причем государства с антагонистическим советскому общественным строем, в условиях необходимости выполнять Брестские договоренности о выводе всех российских войск с территории Финляндии, перспектив для существования как советская военно-морская база явно не имел. Да и сил удерживать его не было. Рано или поздно он был бы захвачен финнами или немцами или сдан им Советским правительством. А это был бы не лучший вариант с точки зрения безопасности выходных фарватеров, да и самого Кронштадта, снова ставшего единственной базой Балтийского флота.

+1

7

Современное состояние форта

Взорванный в 1918 г. форт, как укрепление не привлекал в дальнейшем внимание ни финских, ни после 1940 г. советских военных инженеров1. Вероятно, в первое время финны пытались использовать какие-то объекты форта и восстановить батарею у деревни Пумала, т.к. осенью 1918 г. форт и батарея были обстреляны из орудий главного калибра Красной Горки.

После подрыва не уцелела ни одна батарея. Характер разрушений везде примерно одинаков: обрушенные перекрытия, внутренние стены и перегородки, заваленные обломками казематы, отколотые и отброшенные взрывами блоки и огромные куски бетона. Но эти разрушения не настолько велики, чтобы нельзя было проникнуть внутрь подземного сооружения. Среди местных жителей даже ходят разговоры, что после Великой Отечественной войны, когда на этой территории стали размещаться воинские части, кое-где завалили входы в сооружения, в т.ч. и взрывным способом. Возможно, это и делалось, чтобы уберечь любопытных, в основном детей, от соблазна заниматься раскопками в развалинах.

   http://savepic.org/4602519m.jpg   

Ничего не осталось от установок крупнокалиберных (12-дм открытой и башенной) батарей. Вероятно, они были демонтированы и вывезены в свое время финнами. Ни в убежищах опорных пунктов, ни на батареях не осталось ни броневых дверей и ставен, ни броневых люковых дверей.

http://savepic.org/4600471m.jpg

Сильно разрушенной оказалась и сухопутная ограда. Все убежища опорных пунктов, капониры и полукапонир лежат в развалинах. Пострадали даже бетонированные соединительные траншеи.

Не дошли до нашего времени и деревянные здания форта (казармы, бараки, столовые, флигели и т.д.). Некоторые фундаменты, оставшиеся от них, в советское время были использованы при строительстве сооружений различного назначения.

Хорошо сохранились огромные рвы опорных пунктов №№ 1 и 2. У опорных пунктов №№ 7 и 8 можно увидеть четко обозначенный глассисообразный профиль позиций, и это несмотря на то, что прошло много лет и там растут огромные сосны. Полностью сохранилась одна из потерн, соединяющая 12-дм башенную батарею с опорным пунктом № 7 и такая же потерна в опорном пункте № 8. Одно из убежищ и потерну в опорном пункте № 6 местные жители используют как погреба. Есть несколько уцелевших командных и наблюдательных пунктов.

До сих пор служит для спуска к берегу залива лестница, оставшаяся от дачи А. Н. Куропаткина, в годы первой мировой войны переоборудованной под временный госпиталь.

В 1984 г. в комнате Боевой славы одной из воинских частей, расположенных на территории форта, Г. Н. Демачева (в то время военнослужащая этой части) оформила экспозицию, посвященную строительству и подрыву форта. Но ей, как и форту, "не повезло". В связи с сокращением подразделения, для которого создавалась комната Боевой славы, в 1990 г. была упразднена и она. Основная часть материалов оказалась утеряна, сохранилось только несколько стендов.

В последнее время заметен некоторый интерес к истории форта и его судьбе. В газете "Час пик" 29 ноября 1995 г. статью под названием "Несчастливый форт Ино" поместил А.П. Пуговкин. В ней поднимается очень важный вопрос о форте как памятнике истории и придании ему статусу, который способствовал бы его сохранности, а в дальнейшем и реставрации, подобно тому, как это делается в Швеции и Финляндии. Хочется надеяться, что форт наконец обретет своего хозяина и будет напоминанием о высоком фортификационном искусстве российских военных инженеров, а не памятником "иванам, родства не помнящим".

1  20-25 декабря 1939 г. специальная комиссия во главе с начальником АНИМИ (Артиллерийский Научно-Исследовательский Морской Институт) флагманом 2 ранга И.И. Греном обследовала форт Ино. Все оборонительные сооружения оказались разрушены. У гавани сохранился домик, видимо, полицейский контрольный пункт. В 300 м от пристани - недостроенная деревянная вышка, а рядом развалины казармы, сожженной отступавшими финнами. Искусственные молы гавани имели "следы естественного разрушения". Вывод комиссии был неутешителен: использование форта связано с огромным объемом работ. При этом следовало считаться с опасностью взрыва неразорвавшихся снарядов. (Возможно из-за этого финны и не восстанавливали форт). Комиссия сочла возможным использование лишь оснований 305-мм открытых установок для размещения на них трех 180-мм орудий и то без погребов, которые могли быть только временными (прим. ред.)

[b]ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА[/b]

    Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 - декабрь 1918). Л., Наука, 1968.
    Е. П. Во власти подрядчика. Новое время, № 12168, 1910, 26 января.
    РГА ВМФ. Ф. Р-52, оп.1, д.1а, оп.1, д.140, 141.
    Ф. Р-92, оп.1, д.140, 141.
    Ф. 418, оп.1,д.20, 461
    Ф. 1342, оп.1, д.125, 664, 667, 695, 715, 717, 737, 752, 754, 798, 807, 864, 900, 1747, 1797.
    Ф. 1360, оп.2, д.41.
    Флот в Первой мировой войне. М., 1964, т.11.
    Величко К.И. Русские крепости в связи с операциями полевых армий в мировую войну. (Критико-стратегический этюд по архивным материалам и воспоминаниям). Л., Издание ВТА им. т. Дзержинского, 1926.
    Вороневский В. и Хенриксон Н. Кронштадтская крепость - ключ к Ленинграду. Л., РИО Морских сил РККФ, 1926 г.
    Зарницкий С., Трофимов Л. Так начинался Нар-коминдел. М., Политиздат, 1984.
    Петров Г.Ф. Кронштадт. Очерк истории города. Лениздат, 1985.
    Петров М. Историческая справка о береговой обороне Балтийского моря в мировую войну. Морской сборник, 1926, № 3.
    Пуговкин А.П. Несчастливый форт Ино. Час пик, № 214, 1995, 29 ноября.
    Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Л., Стройиздат, Ленинградское отделение, 1988.
    Шацилло К.Ф. Развитие вооруженных сил России накануне Первой мировой войны. (Военные и военно-морские программы царского правительства в 1906-1914 г.г.). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1968.
    Якимычев А. Угроза базам флота по опыту войны 1914-1918 гг., Л., Г932.
    Яковлев В.В. Приморские крепости. Л., Издание ВМА РККФ, 1926.
    Яковлев В. Эволюция долговременной фортификации. М., Госвоениздат, 1931.

0

8

http://savepic.org/4601495m.jpg   

http://savepic.org/4619945m.jpg  http://savepic.org/4607657m.jpg

   гнёзда от двух 12 д. арт. башен

http://savepic.org/4616873m.jpg  http://savepic.org/4605609m.jpg

Отредактировано ТВА (31-10-2013 14:48:50)

+1

9

Сооружение имеет длину по фронту около 150-200 метров. Ширина бетонной части - 20-30 метров. Высота 6-8 метров. Толщина бетонных перекрытий - 2-3 метра.

  http://savepic.org/4604436m.jpg

  http://savepic.org/4608532m.jpg     http://savepic.org/4597268m.jpg

  12/52 -дюймовая   башенная двух орудийная установка

В 1910 г. было принято решение об установке на каждом из фортов по восемь 305-мм орудий. Половину из них Обуховский завод уже изготовил. Эти орудия с началом навигации 1912г. могли быть доставлены на место и предназначались для открытой установки. Другая партия (восемь орудий в башенных установках) могла быть готова не ранее, чем через три года. В связи с этим пришлось пойти на распределение первой партии по четыре орудия на каждый берег, т.к. при одностороннем размещении под противоположным берегом оставался проход для судов неприятельской эскадры. Вторую партию орудий также решили распределить поровну на оба берега, хотя это и влекло за собой нежелательное разнообразие вооружения на фортах и в значительной степени усложняло их строительство и эксплуатацию. Но это решение было единственно правильным.
В декабре 1911 г. строителю Кронштадтской крепости генерал-майору А. А. Шишкину поручили представить проект на постройку 305-мм батарей на форте "Ино" и "Соображения стоимости" к нему.
Комиссия по вооружению Кронштадтской крепости выехала на мыс Инониеми для выбора площадки под строительство. Она решила расположить открытую батарею на четыре 305-мм орудия на правом фланге форта между 152-мм (западной) батареей Канэ и опорным пунктом №1 сухопутного фронта, а вторую (башенную) батарею - вне фронта в 200 м западнее опорного пункта №2.
Такой выбор был продиктован расположением,  размерами форта и местоположением существующих батарей.» (К.К. Михаленя. «Форт ино. Строительство и разрушение»)

Башенная батарея на четыре 12-дюймовых (305-мм) орудия.
Форт Ино (Николаевский).
п.Песочное (до 1948 Инониеми, фин. Inoniemi).
Ленинградская область.
Фотография взята из и-нета, автор не известен.

Артиллерия форта Николаевский (Ино).

   http://savepic.org/4638231m.jpg

Отредактировано ТВА (02-11-2013 09:46:52)

+1

10

Вид на батарею со стороны залива (с фронта). Срыт защитный песчаный бруствер, оголились бетонные арки.

  http://savepic.org/4601406m.jpg      http://savepic.org/4648497m.jpg    http://savepic.org/4602416m.jpg

   http://savepic.org/4590128m.jpg    http://savepic.org/4593200m.jpg

           http://savepic.org/4651571m.jpg

       Башеная 12-дм (305-мм) батарея в разрезе

0

11

Вид с тыльной стороны.

   http://savepic.org/4607539m.jpg  http://savepic.org/4611635m.jpg  http://savepic.org/4648498m.jpg

  http://savepic.org/4631090m.jpg   http://savepic.org/4629042m.jpg    http://savepic.org/4639282m.jpg

  http://savepic.org/4606514m.jpg   http://savepic.org/4590130m.jpg  http://savepic.org/4651573m.jpg

+1

12

Внутренние помещения батареи.

  http://savepic.org/4637237m.jpg  http://savepic.org/4629045m.jpg  http://savepic.org/4636213m.jpg
 
  http://savepic.org/4623925m.jpg   http://savepic.org/4617781m.jpg   http://savepic.org/4624949m.jpg

  http://savepic.org/4607541m.jpg

+1


Вы здесь » САХАЛИНСКИЙ ПОИСКОВИК » Сооружения и Объекты » Форт Николаевский (форт Ино) в окресностях Петербурга.